Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Моделирование и конструирование из бумаги (8 ч)

ЛЕПКА (12 ч)

Лиса. Лев, слон. Гусь, петух, курица. Стакан, чашка, кружка, тарелка.

Понятия и представления

Лиса, лев, слон, гусь, петух, куры, стакан, чашка, кружка, та­релка, кусок, туловище*, хвост, голова, шея, глаза, уши, рот, кры­лья, ноги.

Лепить, скатать*, взять, прилепить*.

Большой, маленький; твердый*, мягкий*.

Образцы высказываний

Будем лепить чашку (лису).* Скатай (-те) шар.* Сделай(-те) так (показ).* Слепи (-те) туловище (голову, лапы).* Возьми (-те) пластилин (клеенку).* Чей?* Мой. Что ты де­лаешь?* Что ты слепил(-а)? Я взял (-а).... Можно взять (лепить)...? Я хочу лепить. Я буду лепить. Вот тарелка. Та­релка большая.

АППЛИКАЦИОННЫЕ РАБОТЫ (12 ч)

Лев, слон. Гусь на воде. Лиса и заяц. Новогодняя елка.

Понятия и представления

Лев, слон, гусь, вода, лиса, заяц, елка, шар, игрушка*, шаб­лон*, работа*.

Взять, дать, обвести, вырезать, сосчитать*, наклеить, бежать, сидеть.

Красный, желтый, зеленый, синий, коричневый; большой, ма­ленький; красивый*.

Хорошо, плохо'; красиво*, некрасиво*; можно, нельзя.

Мой, моя; чей*, чья*.

Образцы высказываний

Возьми (-те) ножницы (клей)*. Дай Саше ножницы.* 06- веди(-те) шаблон зайца.* Обведи(-те) шаблон. Вырежи (-те) голову, ноги.* Сосчитай (-те), сколько ног (ушей).* Наклей (-те) туловище на бумагу* Чей слон?* Чья работа?* Можно взять бумагу? Можно наклеить? Я обвел (-а). Я на- клеил(-а). Я обвел(-а) шаблон.*

МОДЕЛИРОВАНИЕ И КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ БУМАГИ (8 ч)

Елочные украшения: самолет, машина, звездочка, снежинки, флажки.

Понятия и представления

Елка, самолет, флажок, снежинка, машина, звездочка, игруш­ки, нитка.

Склеить, обвести, обрезать*, повесить, отрезать.

Красный, желтый, зеленый, синий, белый; большой, маленький; красивый*.

Хорошо, плохо; красиво*, некрасиво*; можно, нельзя.

Мой, моя; чей*, чья*.

Образцы высказываний

Отрежь (-те) нитку. Обведи(-те) прямоугольник * Выре- жи(-те) игрушку* Склей (-те) машину* Я склеил самолет. Я вырезал. Чей самолет?* Мой.

РИСОВАНИЕ (10 ч)

Объекты, рекомендуемые для лепки и аппликации. Пальто, шу­ба, ботинки, тапочки, сапоги, валенки, носки, полотенце, шапка, шарф, платок, варежки.

Понятия и представления

Пальто, шуба, ботинки, сапоги, валенки, носки, полотенце, шапка, шарф, платок, варежки, точилка*, ластик*.

Рисовать, раскрасить, взять, дать, сломаться*, стереть*.

Хорошо, плохо; красиво*, некрасиво*.

Образцы высказываний

Нарисуй(-те) голову (туловище).* Я нарисовал. Возьми (-те) красный карандаш* Вова нарисовал хорошо*

III четверть (60 ч)

Выполнять инструкции учителя, одноклассников при коллектив­ной работе. Составлять для одноклассников простейшие инструк­ции по опорным словам и самостоятельно. Определять последова­тельность выполнения инструкции. Отбирать материалы, инстру­менты для работы. Сообщать о выполнении задания, об окончании работы.

Определять на глаз нужный размер куска пластилина в сопо­ставлении с величиной предмета или его детали.

Обводить объекты аппликации по шаблонам. Выполнять при­емы складывания бумаги, отрыва по линиям сгиба, подгиба, подклеивания.

Рисовать объекты по образцу и по представлению с соблюде­нием размеров, с передачей основной формы предмета, с аккурат­ным выполнением штриховки.

Содержать в порядке свое рабочее место. Экономно расходо­вать материалы. Оценивать свою работу.

Выполнять роль руководителя группы (давать товарищам пору­чения с целью подготовки к работе и выполнения операции, оце­нивать работу одноклассника, оказывать помощь).

ЛЕПКА (15 ч)

Дед Мороз, Снегурочка. Комната куклы. Солдат, пушка, танк, самолет.

Понятия и представления

Дед Мороз, снег, гора, каток, санки, коньки, лыжи. Стол, стул, шкаф, кровать, окно, дверь, комната. Солдат, пушка, танк, са­молет.

Считать, сделать, помочь, уметь, раздать, собрать.

Мягкий, твердый; белый, желтый, зеленый, коричневый.

Хорошо, плохо; верно, неверно; поменьше*.

Образцы высказываний

Раздай(-те) фанерки. Попроси(-те) клеенку* Возьми(-те) пластилин в шкафу (на столе).* Одну клеенку дай....* Попроси(-те) зеленый пластилин у....* Можно взять фа­нерку? Разомни(-те) пластилин. Я размял(-а) пластилин. Jlenu(-me).... Ты умеешь (хочешь) лепить?*

АППЛИКАЦИОННЫЕ РАБОТЫ (23 ч)

Зимний пейзаж (дом, ели). Снежная баба и дети вокруг нее. Дети на горке и на катке. Цветы в вазе.

Понятия и представления

Каток, гора, горка, дом, елка, снег, небо, снежная баба, дети, мальчик, девочка, санки, коньки, лыжи, пальто, шапка, платок, ва­ленки, ваза, цветы.

Обводить, вырезать, приклеить, наклеить.

Большой, маленький, поменьше.

Ровно, неровно; грязно*, чисто*.

Тут, там.

Образцы высказываний

Кто хочет делать...?* Я хочу. Обведи(-те).... Я обвел. Дайте мне, пожалуйста,.... Какой?* Зеленый (желтый).... Вырежи(-те) большой круг* Я вырезал(-а). Приклей(-те) маленькую елку тут* Я приклеил елку.

МОДЕЛИРОВАНИЕ И КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ БУМАГИ (12 ч)

Стрела. Шапочка (шлем с козырьком).

Понятия и представления

Стрела, шлем, шапочка.

Резать*, складывать*, сложить, согнуть*, отрывать, падать, пустить, летать, получаться.

Зеленый, белый, красный и другие цвета.

Образцы высказываний

Сложи(-те) так* Потом сделай(-те) так* Что получи­лось?* Сделай(-те) сам(-и).* Помоги(-те).* Пусти(-те) стрелу* Летает (не летает). Стрела летает хорошо (пло­хо). Сосчитай(-те), сколько шапочек. Сосчитай(-те), сколь­ко шапочек мы сделали* У меня не получается. Помоги(-те) мне, пожалуйста.

РИСОВАНИЕ (10 ч)

Новогодняя елка, Дед Мороз, елочные игрушки. Дом, елки. Ме­бель: стул, шкаф, кровать. Снежная баба, коньки, лыжи, санки. Ваза с цветами. Танк, пушка, самолет.

Понятия и представления

Новогодняя* елка. Дед Мороз, игрушки, дом, елка, мебель, кукла и т. д. (названия всех объектов).

Получаться, не получаться. Уметь, не уметь.

Красный, желтый, зеленый, голубой, коричневый, розовый; большой, поменьше, маленький.

Красиво, некрасиво.

Образцы высказываний

Нарисуй(-те) Деда Мороза (мебель).* Нарисуй(-те)... стульев.* Я нарисовал(-а)...стульев. Я рисую.... Я нарисовал(-а) хорошо. Оля нарисовала плохо. У меня не получается.... Помогите мне, пожалуйста. Я не умею рисовать....

IV четверть (48 ч)

Самостоятельно выполнять 2—3 поручения, данные учителем или одноклассником. Обращаться за разрешением взять необходи­мые материалы и инструменты, начать работу. Просить у учителя (устно и письменно) необходимые материалы и инструменты. Со­общать о своем желании. Обращаться с просьбой о помощи. На­зывать объекты, действующих лиц, их действия по содержанию из­готовленных аппликаций, макетов.

Лепить фигурки людей, предметы более крупного размера. Пе­редавать пространственные отношения, характерные признаки предметов. Соизмерять размеры объектов макета при выполнении части общей работы (под руководством учителя).

Вырезать за один раз несколько одинаковых деталей. Получать квадрат из бумажного листа складыванием.

Выполнять отдельные части изделия и соединять их в целое.

Крепить объекты на макете. Скреплять изделия нитками.

Распределять общий объем работы между участниками с уче­том их желания (под руководством учителя). Оказывать помощь то­варищам.

ЛЕПКА (15 ч)

Макет «Репка». Макет «Теремок». Макет «Весна».

Понятия и представления

Репка, дед, баба, собачка, девочка, кошка; макет, теремок, мышка, лягушка, зайка, лиса, медведь; весна, лужи, мяч, дети, ве­ревочка, цветы, трава, деревья, листочки, птицы.

Прыгать, бегать, качаться, гулять, жить, тянуть, посадить, вы­тянуть, поставить, положить.

Большой, маленький; длинный, короткий; побольше. Красиво, некрасиво; тепло.

Образцы высказываний Я слепил(-а).... Я оторвал(-а) маленький кусок пласти­лина. У него есть (нет)... пластилин? Кто хорошо сделал?* Кто помогал Оле?* Можно взять... пластилин? Можно сле­пить...? Дети играют в мяч, прыгают через веревочку, ка­таются на велосипеде. Собака прыгает. Трава зеленая. Лис­точки зеленые.

АППЛИКАЦИОННЫЕ РАБОТЫ (10 ч)

В парке. Курица и цыплята.

Понятия и представления Парк, деревья, цветы, жук, бабочка; курица, цыплята, двор. Вырезать, наклеить, бегать. Большой, серый, маленький, желтый.

Образцы высказываний Какая (какие) курица (цыплята)? Большая, серая (ма­ленькие, желтые, красивые). Я все вырезал. Можно наклеить? Аппликация красивая.

МОДЕЛИРОВАНИЕ И КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ БУМАГИ (15 ч)

Лодочка, теплоход. Кукла, ее одежда. Цветы.

Понятия и представления Лодочка, теплоход; одежда, платье, рубашка, майка, юбка, та­почки, брюки; цветы, мак, ромашка, колокольчик, лепестки*.

Обвести, вырезать, сложить, согнуть, надеть, подклеить*, по­менять, снять, загнуть*.

Трудно, легко; пополам*, еще раз*.

Образцы высказываний Надень(-те) кукле платье. Сними(-те) майку. Я одел(-а) куклу. Сложи(-те) бумагу пополам* Загни(-те) углы.* Сло- жи(-те) так; разверни(-те).* Я сделал(-а) цветок.

РИСОВАНИЕ (8 ч)

Предметы весенних игр (мяч, колесо, велосипед); весенняя при­рода (листочки, цветы, трава). Птицы: петух, курица, цыплята. Ба­бочки, жуки. Лопата, грабли, ведро, лейка. Весенняя одежда маль­чиков и девочек.

Понятия и представления Понятия и представления, указанные в разделе «Лепка». Мяч, колесо, велосипед, листочки, петух, курица, цыплята, бабочка, жук, лопата, грабли, ведро, лейка.

Образцы высказываний Речевой материал из раздела «Лепка».

Нарисуй(-те) большое колесо, а мяч поменьше.* Нари- суй(-те) курицу большую, а цыплят поменьше.* Я не могу на­рисовать курицу. Посмотри (-те) мою работу.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся подготовительного класса к концу учебного года

Учащиеся должны уметь:

выполнять поручения учителя, данные в устной и письменной форме;

выражать желание, побуждение; спрашивать (с помощью учи­теля);

сообщать о выполненной работе;

отбирать материалы и инструменты, необходимые для работы, просить их у учителя;

выполнять под руководством учителя и по его указанию обра­ботку материалов, сборочно-монтажные операции; содержать в порядке свое рабочее место. Учащиеся должны знать: названия изготавливаемых предметов; названия материалов, инструментов и действий с ними; слова, обозначающие понятия и представления.

I класс

I четверть (45 ч)

Выполнять инструкции учителя, данные в устной и письменной форме. Называть объекты, материалы и их свойства, инструменты. Определять и просить необходимый материал и инструмент. Обра­щаться к однокласснику с вопросом или просьбой. Составлять ин­струкции, необходимые для организации и выполнения работы (с помощью учителя и самостоятельно). Выполнять работу по уст­ной инструкции одноклассника. Отвечать на вопросы учителя или товарища. Спрашивать разрешения начать работу, взять материа­лы, положить работу на место. Сообщать о своей работе и рабо­те одноклассника.

Изготавливать объекты по образцу и по инструкции учителя (товарища).

Разминать пластилин (соленое тесто) и придавать ему различ­ные формы. Отрывать от куска требуемое количество частей.

Работать с бумагой: складывать лист бумаги пополам, отгибать углы, отрезать бумагу ножом и ножницами. Резать ножницами по

прямой и кривой линиям. Склеивать бумагу. Воспроизводить кон­туры предметов по шаблону и без него.

Различать изделия по форме, цвету, величине. Подбирать для изделия материал нужного цвета, качества. Определять нужное ко­личество предметов и количество изготовленных изделий (в преде­лах 20). Отмерять с помощью линейки полоску бумаги нужной дли­ны и ширины.

Работать по готовому пооперационному плану, данному учите­лем. Составлять с помощью учителя план работы (пооперацион­ный). Сообщать о выполненной работе по отдельным операциям в устной и письменной форме.

Располагать на рабочем месте материалы и инструменты, уби­рать обрезки, экономно расходовать материалы. Выполнять (с по­мощью учителя) обязанности руководителя группы (давать поруче­ния по подготовке и выполнению работы, оценивать деятельность товарища, оказывать помощь).

ЛЕПКА (12 ч)

Фрукты: яблоко, груша, слива, апельсин, лимон, виноград. Ово­щи: помидор, огурец, лук, репа, свекла, редис, морковь, картофель. Игрушки: пирамида из шаров, матрешка, мишка, машина, гусь, пе­тух. Грибы.

Примерный словарь

Яблоко, груша, слива, апельсин, лимон, виноград; помидор, огурец, лук, репа, свекла, редис, морковь, картофель; сад, огород, овощи, фрукты; пирамида, шар, шарик, матрешка, мишка, маши­на, гусь, петух; части тела*, туловище, голова, шея, уши, крылья, хвост, лапы, руки, ноги; лес, гриб, подосиновик, белый гриб, му­хомор, ножка, шляпка.

Пластилин, тесто, вода, фанерка*, клеенка*, тарелочка*, тря­почка*.

Смочить*, размять, оторвать, скатать, лепить, слепить, приле­пить, вымыть, вытереть.

Длинный (короткий), большой (маленький), задние (передние) лапы, красный, зеленый, синий, белый, серый, коричневый, жел­тый, мягкий, твердый, тонкий, толстый, разные, одинаковые, хоро­ший, плохой.

Хорошо, плохо, лучше*, хуже*, сверху, снизу, справа, слева, медленно, быстро, долго, больше, меньше, побольше*, поменьше*.

АППЛИКАЦИОННЫЕ РАБОТЫ (15 ч)

Фрукты и овощи. Осенние цветы на клумбе. Лесные ягоды (ря­бина) и орехи. Корзинка с грибами.

Примерный словарь

Аппликация, бумага, карандаш, шаблон, ножницы, клей, кис­точка, тряпочка, клеенка.

Фрукты, груша, слива; овощи, лимон, огурец, лук, репа, капу­ста, свекла, картофель, редис, морковь; клумба, цветы, гвоздика, петуния, георгин, флоксы, роза, цветок; рябина, ягода, листочек, кружочек, полоска, орех, куст, дерево, трава; гриб, белый гриб, по­досиновик, ножка, шляпка, корзинка.

Дать, взять, раздать, попросить*, убрать, положить, обводить, вырезать, наклеить, намазать, приклеить, перевернуть, работать, сложить.

Толстая, тонкая, мягкая, твердая, белая, красная и т. д., ма­ленький, красивый, осенний, лесные (ягоды)*.

Медленно, быстро, долго, аккуратно, немного (клея), справа, слева, посередине.

МОДЕЛИРОВАНИЕ И КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ БУМАГИ (10 ч)

Самолет. Закладка с аппликацией из цветов, ягод или из кру­гов, прямоугольников, квадратов (по выбору).

Примерный словарь

Самолет, крылья, закладка, линейка, ягоды, цветы, листья, пря­моугольник, квадрат, круг, линия.

Сложить, раздать, считать, передать, помогать, (не) получать­ся, согнуть, отогнуть, склеить, запустить, лететь, упасть.

Толстая, тонкая, мягкая, твердая, белая, черная, голубая, жел­тая, цветная* (бумага), маленький, большой, узкий, широкий.

Медленно, быстро, долго, шире*, уже*, короче*, длиннее, по­полам, ровно.

С одной стороны*, с другой стороны*, с обеих сторон*, посе­редине.

РАБОТА С ТКАНЬЮ (4 ч)

Игольница (в виде папочки).

Примерный словарь

Игольница, иголки, нитки, ножницы, ткань, узелок*.

Пришить, сшить, держать, вдеть, завязать.

Белые, черные, цветные, толстые, тонкие (нитки, ткань), квад­ратный*, прямоугольный*, длинный, короткий, большой, маленький.

Больше, меньше, длиннее, короче.

Сверху, снизу, посередине.

РАБОТА С РАЗНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ (4 ч)

Коллекция «Листья деревьев».

Примерный словарь

Дерево, лист, береза, дуб, клен, осина, липа, осень, листопад, коллекция, нитка, узелок*, иголка.

Прикрепить, собрать, высушить, разложить, рассмотреть, при­шить, отрезать, завязать.

Сухие, красные, желтые, коричневые (листья).

Слева, справа, посередине, подальше*, поближе*.

 

РАБОТА НА ПРИШКОЛЬНОМ УЧАСТКЕ (2 ч)

Экскурсия на учебно-опытный участок. Ознакомление с де­ревьями, кустарниками, травянистыми растениями.

Осенняя обработка почвы: удаление остатков растений, мусора (перекапывание почвы старшими школьниками).

II четверть (35 ч)

Составлять инструкции, содержащие требования к выполнению двух-трех операций.

Сообщать о своей работе (параллельно и после изготовления изделия) письменно и устно.

Коллективно составлять пооперационный план (5—6 пунктов).

Самостоятельно составлять пооперационный план (2—3 пункта).

Изготавливать изделия по образцу и по инструкции.

Отбирать материалы и инструменты, необходимые для работы, просить их у учителя, руководителя работы.

Работать с бумагой: отрезать лишние края бумаги, складывать с угла на угол, выравнивать углы и края. По линейке проводить линии на бумаге, отмерять необходимое количество сантиметров.

Определять способы скрепления деталей в изделиях (склеива­нием, сшиванием).

Определять число необходимых частей (кнопок, деталей); каких деталей больше, меньше; решать с этими числами простые задачи.

Работать коллективно с распределением обязанностей. Участ­вовать в коллективной работе: выполнять часть общей работы; вы­ражать желание, просьбу; задавать уточняющие вопросы; сообщать о выполнении задания; оценивать свою работу и работу товарищей; исправлять ошибки.

ЛЕПКА (8 ч)

Кошка. Еж. Волк, лиса, заяц, слон, обезьяна (по выбору).

Примерный словарь

Дощечка, клеенка, стек, кусок, кусочек; животные, звери, кош­ка, еж, волк, лиса, лапы, шерсть, иголки, части тела, тело, туло­вище, голова.

Разровнять*, оторвать, отрезать, защищаться*, свернуться (клубком), начать, кончить (работу), соединить, прилепить.

Передние, задние, короткие, длинные; колючий, мягкий, твер­дый, толстый, тонкий, пушистый, лесные (звери)*, домашние (жи­вотные).

Сначала, затем, потом, больше, меньше, несколько*.

АППЛИКАЦИОННЫЕ РАБОТЫ (7 ч)

Белка с орехом. Аппликация «Осень» (по прочитанному стихо­творению: М. Ивенсен. «Падают, падают листья...»).

Примерный словарь

Белка, орех, ветка, картинка, деревья, листопад, листья, птицы.

Нарисовать, обвести, вырезать, отобрать (картинки), выбрать, расположить, подписать (картинки).

Пушистая, рыжая, лишняя*.

Слева, справа, посередине, ниже*, выше*, аккуратно*.

МОДЕЛИРОВАНИЕ И КОНСТРУИРОВАНИЕ (16 ч)

Из бумаги (6 ч)

Парашют (квадратный). Игрушки для елки: хлопушка, цепь, звездочка, снежинка.

Примерный словарь

Парашют, игрушки, хлопушка, цепь, звездочка, украшение, сер­пантин*, картон. Бригада*, бригадир*. Середина, край, угол (лис­та бумаги), квадрат, четырехугольник*, круг.

Сложить, согнуть, расправить, отмерить, провести (линию), от­резать (по линии), проколоть (бумагу), расправить, продеть (нит­ку), привязать (нитку), попробовать, получаться, не получаться, бросать, спускаться, приготовить (к работе).

Другой, тонкий, плотный, круглый, квадратный, лишний*.

Первый, второй и т. д.

Пополам, ровно, неровно, вверх, вниз, медленно, быстро, еще раз.

Из строительного материала (4 ч)

Домики. Мебель.

Примерный словарь

Бригада (первая, вторая), бригадир.

Дом, домик, башня, один, этаж, крыша, крыльцо, двери, окна, пол, стены, угол, машина, брусок, арка*, пирамида, кубик, стол, стул, диван, кресло, мебель, детали, строительный материал*.

Отобрать, привезти, возить, строить,, сложить, привязать, по­ставить, поднять, не хватает, поправить, сосчитать.

Одноэтажный, многоэтажный, длинный, короткий, толстый, тонкий, квадратный, прямоугольный, высокий, низкий.

Посередине, слева, справа, около, выше, ниже, так же (сде­лать), по-другому.

РАБОТА С МОЗАИКОЙ (6 ч)

Цветы, орнаменты, узоры.

Примерный словарь

Мозаика, кнопки, узоры, цветы, лист, ошибка.

Отобрать (нужные кнопки), отсчитать, положить (на место), получаться, не получаться, хватит, не хватит, работать (вместе, па­рами), проверить, исправить, угадать.

Разноцветные (кнопки), нужные, лишние.

Справа, слева, вниз, вверх, внизу, вверху, кругом, по очереди, медленно, быстро, красиво, некрасиво, внимательно, невниматель­но, правильно, столько же, столько же и еще два.

РАБОТА С РАЗНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ (4 ч)

Елочные игрушки: белка, черепаха.

Примерный словарь

Елочные украшения, игрушки, Новый год, белка, черепаха, орех, скорлупа, шаблон, контур, нитка, петля, спина, голова, лапы.

Обвести, вырезать, приклеить, пришить, раскрасить, намазать.

С обеих (с одной) сторон(-ы), криво, ровно.

III четверть (50 ч)

Называть (угадывать) объекты, подлежащие изготовлению, по описанию (образцу, рисунку) изделия. Составлять с помощью учителя заявку на материалы и инструменты. Подробно описывать работу, проделанную по одному из пунктов плана.

Выбирать маленького учителя (бригадира) для организации ра­боты. Выполнять инструкции одноклассника и отчитываться о вы­полненной работе.

Подробно и кратко отчитываться о выполненной работе на ос­нове составленного пооперационного плана.

Лепить части тела из отдельных кусков пластилина (соленого теста), соединять их.

Работать с бумагой: вырезать по контуру, располагать предме­ты на листе бумаги, аккуратно приклеивать их. Делать надрезы по пунктирной линии, сгибать бумагу по проведенным линиям. Конст­руировать объект по линиям сгибов заготовки изделия (разверну­того в плоскости).

Отбирать по рисунку нужные для изделия детали.

Соединять детали конструктора болтами и гайками. Собирать объекты с разными видами подвижного, неподвижного, разъемно­го соединения деталей.

Определять по словесной инструкции место одного предмета по отношению к другому. Определять относительные размеры изделия (больше, меньше). Производить счет группами по 3—5 деталей, отсчитывать нужное количество деталей. Сравнивать изготовлен­ные изделия по цвету, форме, размеру. Выполнять работу за вре­мя, указанное учителем, с использованием часов (5, 10 мин).

ЛЕПКА (5 ч)

Птицы: ворона, сорока, воробей, снегирь, синица, ласточка, грач, скворец, страус, журавль, орел (1—2 птицы по выбору). Ры­бы: сом, ерш, щука.

Примерный словарь

Птицы: ворона, воробей, сорока; ноги, лапы, клюв, шея, крылья; части тела. Рыбы: сом, ерш, щука; голова, плавники, хвост, жабры, чешуя. Описание (птицы, рыбы).

Оторвать, размять, прикрепить, разровнять, исправить, переде­лать*.

Твердый, мягкий, толстый, тонкий, большой, маленький, серый, коричневый, длинный, короткий, острый, тупой, одинаковые, раз­ные, перелетные, зимующие.

Похож, не похож, сначала, потом, выше*, ниже*, побольше, поменьше.

Спереди, сзади, с боков, снизу, сверху.

АППЛИКАЦИОННЫЕ РАБОТЫ (15 ч)

Аквариум с рыбками. Вороны на снегу под елкой. Ветка мимо­зы в вазе.

Примерный словарь

Аквариум, трава, вода, рыба, рыбка, ворона, елка, ветка, ми­моза, ваза, рисунок, аппликация, подарок.

Голова, туловище, хвост, ноги, пальцы, когти, крылья.

Отобрать, выбрать, расположить, подарить.

Слева, справа, посередине, наверху, под елкой, на снегу, на де­реве, ниже*, выше*, около, в, на, из, под, спереди, сзади.

МОДЕЛИРОВАНИЕ И КОНСТРУИРОВАНИЕ (22 ч)

Из бумаги (10 ч)

Телевизор. Шапочка.

Примерный словарь

Телевизор, игрушка, шапочка, бумага, край, середина, угол, квадрат, полоска, картинка, рисунок.

Свернуть, согнуть, сложить (пополам, под углом*, на одну сто­рону*, на другую сторону*, с угла на угол*), развернуть, распра­вить, заправить (угол)*, подогнуть (край)*, отмерить, отрезать, по­лучается, не получается, вышло (плохо), выбрать.

Игрушечный, плотная, тонкая, лишняя.

Хорошо, аккуратно, сверху, сбоку.

Из строительного материала (3 ч)

Дома, башни, гараж. Мебель.

Примерный словарь

Дом, башня, гараж, детали, мебель, строительный материал, коробка, крышка, рисунок.

Работать, строить, сломаться, развалиться, расставить, поста­вить.

Одноэтажный, двухэтажный, трехэтажный (дома), высокий, низкий.

Поближе, подальше, рядом, вместе, впереди, сзади, похоже, не­похоже, снова, еще, опять, одинаково, как лучше (хуже), быстро, быстрее, долго.

Из деталей деревянного (пластмассового, металлического) конструктора (9 ч) [2]

Стол. Стул. Качели.

Примерный словарь

Стол, стул, качели, ножки, сиденье, спинка, крышка, ключ, от­вертка. Детали конструктора: пластина, планка, колесо, гайка, болт, призма, брусок. Край, середина, верх, низ.

Справа, слева, вверху, внизу, больше, меньше, крепко, слабо (завернуть), интересно, неинтересно.

Прикрепить, завернуть, (не) вертится, (не) качается, (не) полу­чается.

РАБОТА С МОЗАИКОЙ (2 ч)

Орнамент, узор.

Примерный словарь

Мозаика, кнопки, узоры, орнамент*, цветок, ряд.

Положить, расположить, придумать.

Красный, зеленый, белый, разный, разноцветный.

Первый, последний (ряд). Третий ряд сверху*, второй ряд сни­зу, через ряд*.

Через две кнопки*, на три ряда ниже, на два ряда выше. На сколько больше?

РАБОТА С ТКАНЬЮ (2 ч)

Пришивание пуговицы.

Примерный словарь

Пуговица, дырочки, нитка, катушка, иголка, узелок.

Отрезать, оторвать, пришить, (не) тянуть (нитку), завязать, держать, вдеть, (не) спешить, попробовать, (не) получается.

Длинная, короткая, левая, правая (рука).

Аккуратно, сверху, снизу.

РАБОТА С РАЗНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ ( 4 ч)

Макет «Зимой во дворе».

Примерный словарь

Картинка, макет, фигурка, вата, снег, сугроб, гора, двор, дере­вья, кусты, предметы.

Расставить, расположить, положить.

Высокий, низкий, глубокий.

Впереди, сзади, слева, справа, посередине.

IV четверть (40 ч)

Рассказывать о работе, которая будет выполняться. Отвечать на вопросы учителя и одноклассников о работе.

Определять нужные для работы материалы и инструменты. Пи­сать заявку, составлять самостоятельно и коллективно поопераци­онный план работы.

Отчитываться о выполненной работе (кратко и подробно).

Изготавливать изделия по инструкции учителя, одноклассника, по плану.

Сравнивать и различать изготовленные изделия. Соотносить размеры кусков пластилина с размерами будущего изделия.

Определять нужное число деталей различного цвета путем вы­числения (уменьшения, увеличения).

Отмерять и отрезать бумагу по размерам, определенным сами­ми учениками.

Оценивать работу отдельных учеников, всей бригады.

РАБОТА С МОЗАИКОЙ (5 ч)

Цветковое растение. Мозаичное панно.

Примерный словарь

Ряд, кнопки, стебель, листья, лепесток, цветок.

Пропустить (ряд), сосчитать, разделить.

Больше, меньше, выше, ниже (на 2—3 ряда), рядом, сначала, потом.

Через (ряд, два и т.д.).

В, на, около, под, наверху, внизу.

РАБОТА С РАЗНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ (12 ч)

Макет «Весна». Улица города.

Примерный словарь

Время года, весна, снег, грязь, глина, лужа, ручьи, берег, ло­дочка, кораблик. Улица, сторона, тротуар, школа, театр, больница, магазин, название (улицы), номер (дома), кинотеатр, библиотека.

Пускать, расставлять, высыхать, согнуть, прикрепить, строить, подстроить, сломать, развалиться, переделать.

Большой, маленький, глубокий, мелкий, широкий, узкий, высо­кий, низкий, самый высокий*, самый низкий*. Широкая, узкая (улица), первый, последний (дом на улице), разные, похожие, пра­вая, левая (сторона улицы), жилой (дом), одно-, двух-, трехэтаж­ный (дом).

Напротив, около, рядом, близко, далеко, больше, меньше (на столько-то), интересно, неинтересно, впереди, сзади, посередине, похоже, непохоже, снова, еще, как лучше (хуже), быстро, быстрее, долго, уже*, шире*, повыше*, еще выше*, пониже, еще ниже*, выше (ниже) на....

АППЛИКАЦИОННЫЕ РАБОТЫ (8 ч)

Скворец у скворечника. Стрекоза, жук, бабочка.

Примерный словарь

Аппликация, бумага, скворец, скворечник, весна, дерево, птен­цы. Стрекоза, жук, бабочка, муравей, оса, комар, лягушка.

Располагаться, наклеивать, выбирать.

Интересно, весело, аккуратно, коллективно, самостоятельно.

МОДЕЛИРОВАНИЕ И КОНСТРУИРОВАНИЕ (11ч)

Из бумаги (7 ч)

Цветы. Корзинка с ручкой.

Примерный словарь

Мак, ромашка, лепесток, стебель, лист, бутон, сердцевина, проволока, нитка. Корзинка, корзиночка, ручка, прямоугольник, ли­ния, полоска, задания.

Вырезать, отрезать, надрезать, склеить, приклеить, наклеить, отмерить, провести (линию), сложить, привязать, обернуть (бума­гой).

Толстая, тонкая (бумага), похож, непохож.

Несколько раз, вместе.

Из деталей пластмассового (металлического) конструктора (4 ч)

Самокат.

Примерный словарь

Отвертка, отверстие, самокат, руль, колеса, подножка, детали, минута.

Прикрепи(-те), вертится, (не) получается.

Нужный, длинный, короткий, кривой, такой же, лишняя, нуж­ная; длиннее, еще длиннее, самый длинный, короче, еще короче, самый короткий, на сколько длиннее (короче).

РАБОТА НА ПРИШКОЛЬНОМ УЧАСТКЕ (4 ч)

Осмотр классных делянок (вскопанных старшеклассниками). Разравнивание граблями. Правила безопасной работы с граблями.

Посев крупных семян (настурция, душистый горошек, ноготки, бобы, горох, фасоль). Подготовка семян к посеву: отбор наиболее крупных и здоровых семян, их замачивание и проращивание. Под­готовка грядок на классной делянке. Разметка рядков и установка щитков с этикетками. Уход за посевами: распознавание всходов культурных растений, полив, прополка, рыхление.

Выращивание зеленого лука на перо.

Наблюдения: распознавание всходов культурных растений, на­блюдение за ростом и развитием растений (по плану, предложен­ному учителем).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся I класса к концу учебного года

Учащиеся должны уметь:

самостоятельно давать и выполнять поручения, связанные с подготовкой и выполнением работы; выражать просьбу, желание, задавать уточняющие вопросы при выполнении изделия;

составлять пооперационный план изготовления изделия (по об­разцу, рисунку, рассказу);

писать заявку на материалы и инструменты; отчитываться устно и письменно о выполненной работе (парал­лельно с изготовлением изделия и после его изготовления); оценивать деятельность одноклассников;

выполнять обработочные и сборочно-монтажные операции при работе с пластилином, бумагой;

подготавливать рабочее место и содержать его в порядке; экономно расходовать материалы;

определять по внешним признакам несколько видов цветочно- декоративных растений;

разравнивать почву граблями, рыхлить мотыжкой-кошкой; отбирать крупные семена и замачивать их для проращивания. Учащиеся должны знать:

названия материалов и инструментов, используемых на уроках; слова, обозначающие понятия, указанные в соответствующих разделах программы и обязательные для активного использования в речи;

названия выращиваемых растений;

название инвентаря, которым учащиеся пользуются при подго­товке делянок и уходе за растениями.

II класс

I четверть (45 ч)

Понимать и выполнять инструкции, содержащие требования к выполнению двух-трех операций. Самостоятельно составлять ин­струкции для организации и выполнения работы одноклассником.

Определять по образцу изделия, необходимые для работы ма­териалы и инструменты. Составлять с помощью учителя заявки на материалы и инструменты.

Коллективно и самостоятельно составлять пооперационный план работы и изготавливать предмет по плану. Составлять крат­кий план изготовления изделия.

Проверять при изготовлении изделия правильность составлен­ного плана.

Кратко и подробно сообщать о проделанной работе. Описывать проделанную работу по отдельным операциям сначала устно, потом письменно.

Соединять отдельные части изделия по образцу.

Сравнивать объекты по длине, высоте.

Определять большее, меньшее и одинаковое количество. Опре­делять наибольшее и наименьшее количество.

Увеличивать (уменьшать) данное количество на определенное число.

Делить отрезок пополам, на несколько частей.

Делить данное количество на две равные части. Считать по од­ному и группами (по два, по три).

Хронометрировать отдельные трудовые операции (в минутах). Определять продолжительность изготовления изделия (в днях).

Изменять длину и ширину образца при помощи линейки. Чер­тить прямоугольник при помощи угольника.

Оклеивать прямоугольник цветной бумагой или целлофаном.

Заворачивать винты отверткой, а болты ключом.

Пришивать кнопки несколькими способами. Шить с наперст­ком.

Выполнять правила подготовки рабочего места и содержать его в порядке в процессе работы. Экономить материалы, время. Опре­делять продолжительность изготовления изделия. Выполнять указа­ния: разделиться на группы, выбрать ведущего.

АППЛИКАЦИОННЫЕ РАБОТЫ (12 ч)

Летом в лесу (6 ч). Аппликация по содержанию прочитанного рассказа (6 ч).

Примерный словарь

Время года: лето, осень, весна, зима; лес, дерево, куст, ягоды, цветы, земляника, грибы, белка, заяц, еж, бабочка; лист картона, предметы, фигурки.

Раздать, собрать, убрать, выбрать, успеть, испортить, выло­жить, поставить, расположить, подходить (по форме, цвету).

Правый (левый), верхний (нижний) угол, прочитанный рас­сказ*, действующие лица*.

Одинаково, несколько, почему, тоже, левее, правее.

Над, под, на, за, в, около.

РАБОТА С МОЗАИКОЙ (5 ч)

Панно «Цветы».

Примерный словарь

Кнопки, цветы, панно, стебель, листья, лепесток, узор.

Сосчитать, отобрать, подобрать, узнать, разобрать, выбрать.

Посередине, в центре, рядом, около, по две (три и т.д.), над, под, так же, как.

 

МОДЕЛИРОВАНИЕ И КОНСТРУИРОВАНИЕ (8 ч)

Из бумаги (4 ч)

Коробочка с крышкой.

Примерный словарь

Дно, бок (коробки), середина (прямоугольника), крышка, чер­теж, пункт (плана), заготовка.

Прижимать, проглаживать, вырезать, согнуть (по пунктирной линии), загнуть, перевернуть, начертить, отмерить, измерить, дога­даться*, продолжить (линию), соединить (точки).

Игрушечный, правый (бок), левый (бок), пунктирная (линия), сплошная, прямая, кривая, прочная, легкая.

По порядку, медленнее, быстрее, аккуратнее.

Из деталей деревянного (пластмассового, металлического) конструктора (4 ч) [3]

Скамейка.

Примерный словарь

Детали, отверстия, отвертка, скамейка, сиденье, спинка, нож­ка, лестница, ступенька, перила, стекло, дерево, бумага, конструк­тор.

Начать, прикрепить, закрепить, завернуть, отвернуть, заметить, спускаться, подниматься, сделать (из...).

Нужный, лишний, нижняя, верхняя (ступенька), высокая, низ­кая.

Вместе, вдвоем, перед собой, слева (справа) от..., медленно, быстро, так же, как.

РАБОТА С ТКАНЬЮ (3 ч)

Пришивание кнопок.

Примерный словарь

Кнопка, отверстие (у кнопки), ушко (иголки), изнанка, напер­сток, палец.

Застегнуть, расстегнуть, пришить, закрепить, проткнуть*, подо­брать (нитку), уколоть.

Мелкий, крупный (крючок), лицевая, изнаночная (сторона), большой, указательный, средний, безымянный (палец).

На изнанке, снизу вверх, сверху вниз, крепко, слабо.

РАБОТА С РАЗНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ (15 ч)

Панно «Осенние листья» (4 ч). Макет «Наша школа» (6 ч). Лото «Деревья и плоды» (5 ч)

Примерный словарь

Панно, эскиз, длина, ширина, дерево, дуб, липа, клен, рябина, осина, лист, целлофан, пункт (плана), земля. Здание, школа, ин­тернат, мастерская, вход, спортплощадка, сетка, ворота, дорожка, забор, материалы (пластилин, ветки, спичечные коробки и др.). Ло­то, карточки, плоды, листья, деревья.

Собрать, высушить, измерить, обклеить, начертить, соединить, выбрать, расположить, прикрепить, насыпать, согнуть, располо­жить, подвинуть*, успеть сделать.

Осенний, сухой, прозрачный (целлофан), разноцветные.

Около, вокруг, позади, перед, посередине, в центре, слева от..., справа от....

РАБОТА НА ПРИШКОЛЬНОМ УЧАСТКЕ (2 ч)

Сбор семян с растений, выращенных на делянке учебно-опыт­ного участка. Соотнесение семян с растениями, с которых они со­браны.

Подведение итогов работы на учебно-опытном участке за пре­дыдущий год.

II четверть (35 ч)

Составлять заявку на материалы и инструменты с объяснени­ем, для чего они нужны.

Составлять пооперационный и краткий планы работы.

Составлять план работы бригады (с помощью учителя) и изго­товления своей части предмета. Сообщать полно о проделанной ра­боте по одному из пунктов краткого плана.

Считать по одному и группами

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...