Система организации лагерной смены
Организация летнего отдыха в ДОЛ 1. ДОЛ как тип оздоровительно-воспитательного учреждения. 2. Особенности воспитательной работы в ДОЛ. 3. Система организации лагерной смены: организационный период. основной период; итоговый период лагерной смены. 4. Нормативные документы, регулирующие деятельность ДОЛ.
ДОЛ как тип оздоровительно-воспитательного учреждения Современный детский оздоровительный лагерь − это учреждение дополнительного образования, деятельность которого направлена на развитие мотивации воспитанников к познанию и творчеству, реализацию дополнительных образовательных услуг. Оздоровительный лагерь – воспитательно-оздоровительное учреждение образования, которое реализует программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, создает условия для проживания и питания детей, нуждающихся в оздоровлении, и расположено на территории, пригодной для организации оздоровления и отдыха. Цель деятельности педагогического коллектива лагеря − создание условий для отдыха, оздоровления, формирования творческого потенциала воспитанников, познания окружающего мира детьми и приобретения ими новых знаний, умений и навыков жить в гармонии с природой, обществом и самим собой в специфической воспитательной системе − лагере. В лагере должны быть созданы благоприятные возможности для проведения воспитательной и оздоровительной работы с детьми и подростками, посредством направления педагогической деятельности на создание системы, ориентированной на организацию совместной жизнедеятельности взрослых и детей, приобщение последних к здоровому образу жизни.
Основные задачи идеологической и воспитательной работы в оздоровительном лагере: · создание условий для усвоения общечеловеческих и национальных ценностей, формирования национального самосознания и умения жить в поликультурном мире; · формирование базовых ценностей культуры личности, развитие эстетических качеств ребенка, воспитание культуры трудовой деятельности детей, гендерное воспитание, направленное на пропаганду и распространение гендерных знаний; · формирование информационной культуры детей, совершенствование работы по правовому просвещению; · раскрытие способностей детей и подростков, создание условий для проявления их инициативы и активности посредством организации социально значимой личностно-ориентированной деятельности воспитанников; · создание позитивного психоэмоционального фона в детских коллективах с учетом возрастных особенностей детей, психофизического развития, специфики их деятельности (юные спортсмены, творческий коллектив и т. п.), в оздоровительном лагере необходимо организовать психолого-педагогическое сопровождение воспитательного процесса; · обогащение опыта ненасильственного существования в природе и социуме у детей и подростков, развитие умений и навыков безопасной жизнедеятельности как средства личной защиты, развитие межличностных отношений и взаимодействия; · формирование ценностного отношения к здоровью, создание условий для укрепления здоровья детей, усвоение и применение ими навыков гигиенической культуры, здорового образа жизни.
Особенности воспитательной работы в ДОЛ В процессе воспитательной работы в оздоровительных лагерях необходимо обеспечить непрерывность и преемственность воспитательной деятельности. При планировании и организации воспитательной работы в оздоровительных учреждениях (лагерях, центрах, оздоровительных и санаторно-курортных организациях, предоставляющих базу для оздоровления детей в летний период) следует учитывать следующие особенности:
− развитие личности ребенка будет происходить в условиях временного детского коллектива; − специально созданное воспитательное пространство замещает ближайшее социальное окружение детей; − воспитательные воздействия характеризуются высокой интенсивностью, а также монопольностью; − широкое использование возможностей социально-территориального окружения способствует приобщению детей к социальному опыту и создает условия для включения воспитанников в разнообразную творческую деятельность. Деятельность детских оздоровительных лагерей базируется на следующих принципах: · безопасность жизни и здоровья детей, защита их прав и личного достоинства; · приоритет индивидуальных интересов, личностного развития и самореализации ребенка в сочетании с соблюдением социальных норм и правил учреждения; · гуманный характер отношений и оздоровительно-образовательных программ; · конфиденциальность в решении личных проблем и конфликтов детей; · единоначалие в сочетании с детским и педагогическим самоуправлением; · вариативность программ и методов их реализации. Особенностями жизнедеятельности детей и взрослых в лагере является лагерная обстановка, которая существенно отличается от домашней, прежде всего, отсутствием родителей, и необычным новым укладом и четким режимом жизнедеятельности и большей самостоятельностью. Каждый день пребывания в лагере характеризуется многообразием и интенсивностью освоения новых видов деятельности, насыщенностью досуговых и воспитательных мероприятий. Лагерь и вся территория вокруг него, которую осваивают дети, есть специфическая лагерная среда их обитания. Еще А.С. Макаренко отмечал, что воспитание ребят идет на каждом квадратном метре места их жизнедеятельности. Наиболее значимой в воспитании является духовная наполненность внешней среды. Прежде всего, это та социально-педагогическая среда, в которой дети расширяют свои умения и навыки, проходят практику самых разных ролей и положений, приобретают бесценный опыт отношений.
Отличительной особенностью воспитательного процесса в условиях летнего отдыха детей и подростков является его системность и цикличность. В соответствии с основными циклами смену лагеря подразделяют на три периода: организационный, основной, заключительный.
Система организации лагерной смены Смена в лагере (Ю.А. Таран) – это определенный период работы лагеря, в течение которого осуществляется полноценный оздоровительно-образовательный процесс и реализуется весь комплекс педагогических задач Лагерная смена (Л.В. Воронкова)– это временной период пребывания детей в оздоровительном учреждении, в рамках которого педагоги, в том числе и отрядный вожатый, организуют их быт, совместную деятельность, направленную на воспитание, оздоровление и отдых детей. Специфика лагерной смены: · неповторимость социокультурного пространства лагеря с его природными, архитектурными возможностями, людьми, которые организуют лагерь, его законов, режима, традиций; · функционирование временных детских объединений – отрядов; · общение; · событийность. В организационный период смены необходимо обеспечить формирование комфортного для ребенка социально-психологического климатаво временном детском коллективе, познакомить детей с особенностями новой среды, помочь найти каждому занятие и группу по интересам, выработать и принять общие нормы и требования, заложить основы совместной коллективной деятельности участников временного детского коллектива. Организационный период самый значимый в налаживании контактов вожатого с воспитанниками и включения их в продуктивную жизнедеятельность лагеря. Основными характеристиками организационного периода являются: · это период адаптации воспитанников к лагерным условиям: режиму дня, рациону питания, новым требованиям; · это первая стадия формирования детского коллектива – отряда (стадия его образования), образования системы взаимодействия, взаимоотношений взрослых и детей; установление положительного социально-психологического климата в отряде;
· это период согласования целей продуктивной совместной творческой деятельности педагогов и воспитанников, старт реализации программы совместной жизнедеятельности детей и взрослых; · как правило, длится 2-3 дня от заезда детей и завершается открытием лагерной смены; · чем организованнее и эффективнее пройдет организационный период, тем легче вам будет работать с детьми в течение смены! Этот период очень насыщен в плане вожатской деятельности, поэтому ему мы посвятим отдельную лекцию (тема 4). В основной период лагерной смены работа строится таким образом, чтобы управление воспитательным процессом происходило через организацию самоуправляющих структур отряда, разностороннюю социально и личностно значимую творческую деятельность коллектива. Необходимо регулировать межличностные отношения, предупреждать возникновение конфликтных ситуаций. В этот период очень важно демонстрировать достижения детей в совместной деятельности, умения и навыки, приобретенные в ходе посещения кружков, творческих объединений, стимулировать успешность детей, анализировать индивидуальные и коллективные действия. Основной период характеризуется: · реализацией воспитательных замыслов педагогов лагеря и отрядного вожатого; · организацией и проведением коллективно-творческих дел в отряде и лагере; · включением детей в систему физкультурно-оздоровительной работы отряда, лагеря; · развитием творческого потенциала воспитанников в отряде и лагере; · активным общением и конфликтами воспитанников; · формированием и воздействием общественного мнения на отношения детей в отряде; · этот период длится около 14 дней, в зависимости от продолжительности смены; · на данном этапе важно не замыкаться на деятельности внутри отряда, необходимо выстраивать коллективные взаимоотношения с другими отрядами, выходить на активную деятельность в лагере. Задачи основного периода: · Развивать творческий потенциал воспитанников. · Формировать нравственный опыт отношений с окружающими людьми. · Укреплять здоровье детей средствами физкультурно-оздоровительной работы в отряде. · Создать условия для самореализации воспитанников. Содержание деятельности вожатого: · реализация программы воспитательной деятельности вожатого; · организация и включение детей в различные виды деятельности; · проведение коллективных творческих дел; · деятельность профильных детских объединений по интересам; · корректировка норм общения, поведения, отношений и деятельности;
· функционирование органов самоуправления в отряде. Примерными формами работы в основной период являются: конкурсы и конкурсные программы, викторины, соревнования, праздники, туристические походы и т. п. В заключительный (итоговый) период необходимо создать атмосферу успешного завершения смены, поощрить наиболее активных участников органов самоуправления и ключевых дел смены, помочь ребенку определить перспективу своего дальнейшего развития. Заключительный (итоговый) период является: · периодом эмоциональной напряженности от предстоящей разлуки; · временем подведения итогов деятельности отряда, самоанализа деятельности, как воспитанниками, так и вожатыми. Вожатый должен организовать в этот период работу так, чтобы смягчить детские переживания от расставания с друзьями, с лагерем! Задачи заключительного периода: · Провести анализ и демонстрацию индивидуальных и отрядных достижений. · Создать положительную эмоциональную атмосферу завершения смены в отряде. · Подготовить отряд к закрытию лагерной смены. · Подготовить детей к отъезду из лагеря. Содержание деятельности вожатого включает: анализ работы на совете отряда и сборе, церемония награждения победителей, соревнований, конкурсов, подготовку и проведение закрытия лагерной смены. К примерным организационным формам работы можно отнести КВН «Было, братцы, было!», отрядный (общелагерный) костер, выпуск газеты «По секрету всему свету», игру-эстафету «Вместе весело и интересно», закрытие лагерной смены (итоговый концерт).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|