Принятие управленческих решений
Тема 5. 1. Управленческие решения: сущность и виды. 2. Этапы принятия рационального решения. 3. Факторы, влияющие на процесс принятия решений. 4. Методы принятия управленческих решений. 5. Использование моделей при принятии управленческих решений. Управленческое решение – это выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации. Существуют различные виды управленческих решений. По степени определенности управленческие решения подразделяются на запрограммированные и незапрограммированные. Запрограммированные решения являются результатом заранее предусмотренных действий в повторяющихся ситуациях. В запрограммированном решении количество возможных альтернатив сведено к минимуму, и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией. Незапрограммированные решения – это решения, которые принимаются в новых, сложных ситуациях, связанных с неизвестными факторами. Эти решения опираются на теоретические знания и опыт. Руководитель должен сам разработать процедуру принятия решений. При принятии незапрограммированного решения руководитель сталкивается с множеством вариантов выбора. На практике немногие управленческие решения оказываются чисто запрограммированными или незапрограммированными. В большинстве случаев решения сочетают в себе элементы того и другого. Выделяют три подхода к принятию управленческих решений: на основе интуиции, на основе суждений и рационально принимаемые решения. Интуитивные решения – это выбор, сделанный только на ощущении того, что он правилен. Решения, основанные на суждениях – это выбор, обусловленный знаниями, накопленным опытом. Рациональные решения – это выбор, сделанный с помощью объективного аналитического процесса. Процесс принятия рационального решения представлен на рисунке 3.
Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений: личностные оценки руководителя, среда принятия решения, информационные ограничения, поведенческие ограничения, негативные последствия, взаимозависимость решений. Среди методов, используемых при принятии управленческих решений, можно выделить методы сбора информации о проблеме и методы анализа информации проблемной ситуации (рисунок 4). Методы сбора информации о проблеме включают «кабинетные» (изучение документов и других источников информации) и «полевые» (наблюдения, опросы, эксперименты) методы.
Рисунок 3 – Процесс принятия рационального решения
Методы анализа информации о проблемной ситуации можно разделить на две группы: количественные и качественные. В основе количественных методов лежат математические и статистические формулы расчетов сумм, средних величин, индексов, а также корреляционно-регрессионный анализ. Качественные методы анализа информации бывают структурно-аналитическими и экспертными. Структурно-аналитические методы принятия решений представляют собой набор методов анализа качественных и количественных данных о состоянии какой-либо проблемы с целью установления новых состояний и связей. К этим методам относятся: моделирование, составление сценариев (ситуационный анализ), сетевой анализ (построение блок-схем); различные матричные методы, метод иерархической декомпозиции (построение «дерева целей»), морфологический анализ и др. Реальный мир организации исключительно сложен и число переменных, относящихся к конкретной проблеме, значительно превосходит возможности любого человека. Постичь реальный мир можно, упростив его с помощью моделирования.
Наука управления при принятии решений предполагает построение и использование моделей. Модель -это представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности. Существует различные виды моделей, такие как: физическая, аналоговая, математическая. Построение модели, как и управление, является процессом. Основные этапы процесса построения моделей – постановка задачи, построение, проверка на достоверность, применение и обновление модели. Проблемы моделирования могут порождаться недостоверными исходными допущениями, информационными ограничениями, страхом пользователей, чрезмерной стоимостью.
Рисунок 4 – Методы принятия управленческих решений Современные модели, используемые в управлении: Теория игр - моделирование оценки воздействия принятого решения на конкурентов. Модели теории очередей используется для определения оптимального числа каналов обслуживания по отношению к потребности в них. Модели управления запасами помогают руководителю свести к минимуму отрицательные последствия накопления запасов, что выражается определенными издержками. Модели линейного программирования позволяют установить определенный способ распределения дефицитных ресурсов между конкурирующими потребностями в них. Описанные модели представляют в своей основе имитационное моделирование, т.е. использование устройств, которые имитируют мир. Методы экспертных оценок основываются на субъективных мнениях экспертов-специалистов относительно какой-либо проблемы с использованием, как их профессионального опыта, так и интуиции. По количеству одновременно опрашиваемых экспертов, данные методы делятся на индивидуальные и коллективные. Методы коллективных экспертных оценок заключаются в выявлении коллективного мнения экспертов о проблеме. Наиболее широкое распространение получили метод комиссий, метод «мозгового штурма», метод «Дельфи» и различные их модификации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|