Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Наименование разделов, тем

Содержание

Пояснительная записка                                                                             3

Содержание программы I ступени                                                      8

Содержание программы II ступени                                                              13

Содержание программы III ступени                                                             18

Условия реализации программы                                                        23

Список информационных источников и литературы                        26

Приложение 1. Календарно-учебный график

I ступени                                                                                               29

II ступени                                                                                              32

III ступени                                                                                             35

Приложение 2. Методические материалы                                                    38

Приложение 3. Возрастные особенности адресата программы        43

Приложение 4. Воспитательная работа                                              45

Приложение 5. Результативность освоения программы                   46

Приложение 6. Репертуарный список                                                 47


Пояснительная записка

«Хор - это прообраз идеального общества, основанного на едином устремлении

 и слаженном дыхании, общества, в котором важно услышать другого,

прислушаться друг к другу, общества, в котором индивидуальность не подавляется,

но раскрывается в полной мере»

Георгий Струве

Искусство хорового пения является одним из наиболее массовых и доступных видов деятельности для детей с разными музыкальными способностями. Возрождение хорового искусства уже давно признано одним из решений многих социальных проблем, оно призвано «помочь российским гражданам обрести «моральный стержень», восстановить иммунитет «к разного рода экстремистским, деструктивным и даже агрессивным идеям»[1].

На сегодняшний день, в стране наблюдается подъём и активное развитие хорового искусства: появились хоровые чемпионаты России, воссоздано Всероссийское хоровое общество. В Челябинской области существует много профессиональных, любительских, взрослых и детских хоровых коллективов, основная часть которых находится в крупных городах. В небольших, тем более «закрытых городах», хоровое искусство часто не имеет такой популярности, но Озерский городской округ стал исключением. Хоровая студия«Созвучие» Дворца творчества детей и молодежи успешно развивается на протяжении 47 лет и предлагает детям Озерского городского округа образовательные услуги по изучению теоретических и исполнительских основ хорового творчества.

Первая дополнительная общеобразовательная программа студии была разработана в 2000 году, существенные корректировки вносились в 2005, 2013 и 2016 годах в связи с новыми требованиями к структуре и содержанию программ в дополнительном образовании. К 2019 году методический комплекс студии состоит из трёх хоровых программ ознакомительного, базового и углубленного уровней, обновленное содержание которых соответствует современным требованиям и ориентировано на формирование ключевых компетенций детей дошкольного и школьного возраста.

Содержание программы «Созвучие» способствует нравственному развитию личности ребенка, расширению его эмоциональной сферы и интеллектуального потенциала. За годы обучения в музыкально–хоровой студии дети знакомятся с лучшими образцами народного музыкального творчества, духовной музыки, а также учатся понимать и исполнять произведения композиторов классиков и наших современников.

Таким образом, актуальность данной программы очевидна.

Методологической основой программы «Созвучие» стали методические пособия: «Хоровой класс» (В. Попов, П. Халабузарь), «Поёт детская хоровая студия «Веснянка» (Дуганова Л.П., Алдакова Л.В.), «Развитие голоса: координация и тренинг» (В.В. Емельянов).

Отличительной особенностью программы является ее трехступенчатая структура, основанная на преемственности содержания и форм работы на каждой ступени обучения.

I ступень для обучающихся 8-9 лет – младший хор (первый год обучения). Содержание занятий направлено на формирование интереса к пению в хоре и получение начальных вокально-хоровых навыков. Участие в концертах – основная форма представления результатов образовательной деятельности. Получив определенные теоретические знания и практические умения, обучающийся может перейти на вторую ступень программы.

II ступень для обучающихся 9 - 11 лет – средний хор (2-4 года обучения). Содержание занятий изменяется за счет усложнения репертуара (пение 2х,3х-голосия, пение a cappella), более глубокого погружения в анализ: музыкального языка, хорового сольфеджио и принципов звукообразования. К концертной деятельности добавляется регулярное участие в конкурсах различного уровня.

III ступень для обучающихся 10 - 14 лет – старший хор (5-7 года обучения). Особенность III ступени – это постепенное включение обучающихся в процесс выбора репертуара, сценических костюмов, постановку концертных номеров. Образовательный процесс построен на последовательном усложнении фактуры исполняемых произведений, использовании полифонии, усложнении профессиональной терминологии.

Кроме вертикального строения программы по ступеням, следует отметить горизонтальные связи: на каждой ступени программы единые формы организации занятий: хор, ансамбль, индивидуальный вокал.

Реализация программы «Созвучие» предполагает широкие социальные связи (как внутренние, так и внешние):

· творческие проекты, концертная деятельность, интегрированные занятия с коллективами МБУ ДО «ДТДиМ», дошкольными и общеобразовательными организациями округа;

· стажировочные площадки, совместные концерты с ГБП ОУ ЧО «Озерский государственный колледж искусств».

Принимая во внимание продолжительный период реализации программы, в её содержание включен такой воспитательный аспект, как наставничество – посильное привлечение старших детей к образовательному процессу. Это повышает эффективность обучения, т.к. небольшая разница в возрасте, детские ассоциации, азарт и творческий подход нередко оказываются более доступными для юных хористов, чем традиционные педагогические методики.

Данная программа предполагает межпредметные связи с такими школьными предметами, как литература, русский язык, музыка, история, мировая художественная культура, иностранные языки. На занятиях анализируются литературные источники хоровых произведений, история их создания. Для лучшего понимания стиля исполнения педагог проводит исторический и культурный обзор эпохи, к которой принадлежит изучаемое музыкальное произведение.

Содержание программы «Созвучие» предусматривает воспитание национальных ценностей, пропаганду региональной культуры: изучение произведений уральских композиторов, русских народных песен.

Программа адресована детям от 8 до 14 лет.

Набор обучающихся на I-ую ступень программы проводится без входных испытаний, свободный для всех желающих.

Набор обучающихся на II и III ступени проводится по результатам индивидуальных прослушиваний.

Дополнительный набор в течении года возможен на любую ступень при наличии вакантных мест в хоре.

Направленность программы: художественная. Уровень сложности содержания: базовый.

Срок реализации программы 7 лет.

Распределение учебной нагрузки на каждой ступени программы с учетом форм занятий представлено в таблицах.

Таблица 1

Режим хоровых занятий

Ступень Периодичность и продолжительность занятий в неделю Количество часов в неделю Количество часов в год
1. I ступень 2 раза по 1часу 2 72
2. II ступень 2 раза по 1 и 2часа 3 108
3. III ступень 2 раза по 2часа 4 144

Таблица 2

Режим занятий вокального ансамбля

Ступень Периодичность и продолжительность занятий в неделю Количество часов в неделю Количество часов в год
1. I ступень 1 раз по 1часу 1 36
2. II ступень 1 раз по 1часу 1 36
3. III ступени 1 раз по 2часа 1 72

Таблица 3

Режим индивидуальных занятий

Ступень Периодичность и продолжительность занятий в неделю Количество часов в неделю Количество часов в год
1. I, II, III ступень 1 раз по 1 часу 1 36

Целью программы являетсяразвитие музыкально-творческих способностей обучающихся на основе приобретённых знаний, умений, навыков в области хорового исполнительства.

 

Достижение цели осуществляется решением определенных задач.

Личностные задачи:

· развивать память, внимание, мышление;

· воспитывать дисциплинированность;

· воспитывать коммуникабельность.

Метапредметные задачи:

· формировать интерес к музыкальной культуре;

· формировать мотивацию к самообразованию;

· развивать выдержку и самообладание, умение справляться с волнением;

· развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.

Предметные задачи:

· развивать все виды музыкального слуха;

· формировать комплекс знаний по музыкальной грамоте;

· формировать вокально-хоровые навыки;

· учить чтению хоровой партитуры.

Планируемые результаты

После освоения всех уровней программы, обучающиеся достигнут следующих результатов.

Личностные результаты:

· умение создавать смысловые связи, структурировать информацию, находить нужные ассоциации;

· умение концентрировать внимание на концертном, конкурсном выступлении, во время репетиции; умение анализировать поэтический текст музыкального произведения, мелодию, фактуру и ладотональный план музыкального произведения;

· культура поведения на репетиции и концерте;

· умение выражать свои мысли и чувства;

· продуктивное взаимодействие с другими детьми и педагогом;

· коммуникабельность, культура поведения;

· музыкальный вкус, потребность слушать и исполнять лучшие образцы классической и современной музыкальной культуры;

· музыкальная эрудиция, потребность в исполнении и изучении лучших образцов хоровой культуры.

Метапредметные результаты:

· умение самостоятельно находить и анализировать музыкальный материал и информацию с помощью литературных источников, в медиапространстве;

· умение справляться с волнением и свободно чувствовать себя на сцене, как в хоровом исполнительстве, так и в сольном, понимая и эмоционально откликаясь на исполняемую музыку.

Предметные результаты:

· развитый музыкальный слух;

· свободное владение нотной грамотой;

· сформированный комплекс вокально-хоровых навыков;

• развитый голосовой диапазон (в соответствии с природными данными);

• четкая артикуляция, умение грамотно произносить текст в исполняемых произведениях;

• навыки пения произведений гомофонно-гармонической и полифонической фактуры, с сопровождением и a cappella;

• умение пользоваться всеми видами вокально-хорового дыхания;

• навыки чуткого «слышания» своего голоса в хоровой вертикали и понимание его функционального значения;

• понимание хоровой музыки различных жанров и эпох;

· навыки чтения с листа несложной хоровой партитуры.

Программа разработана в 2000г. и успешно реализуется в МБУ ДО «ДТДиМ».

 


Содержание I ступени программы

Цель хоровых занятий: формирование интереса к пению в хоре, певческое развитие обучающихся, воспитание общекультурных ценностей.

Задачи:

· воспитывать чувство ответственности и взаимовыручки в коллективе;

· воспитывать мотивацию к хоровому пению, коммуникабельность, дисциплинированность, чувство ответственности;

· воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку;

· формировать навыки пения в хоре: навык ансамблевого пения, пения в унисон, понимание дирижерского жеста;

· развивать музыкальные способности обучающихся: чувство ритма, мелодический слух, координацию между слухом и голосом;

· учить: правильному звукообразованию, правильной артикуляции, азам фразировки;

· формировать певческое дыхание;

· расширять певческий диапазон;

· формировать концертно-исполнительские навыки;

· учить основам музыкальной грамоты.

Таблица 4

Учебный план хорового занятия

Наименование разделов, тем

Общее

Кол-во часов

В том числе:

Форма

Контроля ЗУН об-ся

теория практика
1. Вводное занятие 1 1   Беседа
2. Выработка основных вокально-хоровых навыков 19 4,5 14,5  
2.1. Певческая установка 2 1 1 Наблюдение
2.2. Звукообразование 3 1 2 Практический опрос, смотр умений и навыков
2.3. Дикция артикуляция 4 0,5 3,5 Смотр умений и навыков
2.4. Дыхание 4 1 3 Практический опрос
2.5. Фразировка 4 0,5 3,5 Наблюдение
2.6. Регистры (грудной, фальцетный) 2 0,5 1,5 Смотр умений и навыков
3. Разучивание репертуара 36 5,5 30,5  
3.1. Разучивание репертуара 13 2 11 Сдача партий
3.2. Работа над репертуаром 13 2 11 Практический опрос, концерт
3.3. Работа в студии звукозаписи 4 0,5 3,5 Концерт
3.4. Работа над сценическим воплощением 6 1 5 Концерт
4. Музыкальная грамота и хоровое сольфеджио 14 4 10  
4.1. Ритмоформулы 4 1 3 Фронтальный опрос, беседа
4.2. Сольфеджирование 3 1 2 Фронтальный опрос, беседа
4.3. Интервалы, трезвучия 4 1 3 Викторина, Фронтальный опрос
4.4. Мелодические попевки 3 1 2 Викторина, фронтальный опрос
5. Аттестация обучающихся (промежуточная) 2   2 Концерты

Итого

72 15 57  

Цель занятий вокального ансамбля: формирование концертного коллектива для творческого исполнительства.

Задачи:

· формировать и закреплять умение петь в ансамбле;

· формировать и развивать основные вокальные навыки:

o учить правильному распределению дыхания;

o освобождаться от зажима артикуляционного аппарата;

o формировать «вокальную культуру»;

o расширять певческий диапазон;

· работать над чистотой интонации;

· развивать музыкальные способности обучающихся (слух, ритм, музыкальная память);

· развивать эмоциональную «свободу», артистизм;

· воспитывать интерес к вокально-исполнительской деятельности;

· воспитывать художественно – эстетический вкус обучающихся;

· воспитывать культуру поведения на сцене.

Таблица 5

Учебный план вокального ансамбля

Наименование

Разделов, тем

Общее количество часов

В том числе:

Форма

Контроля ЗУН об-ся

теория теория
1. Выработка основных вокально-хоровых навыков 10 4,5 5,5 Беседа
1.1. Звукообразование 2 0,5 1,5 Смотр навыков и умений
1.2. Дикция 2 0,5 1,5 Практический опрос
1.3. Дыхание 2 0,5 1,5 Наблюдение
1.4. Фразировка 1 0,5 0,5 Смотр умений и навыков
1.5. Строй, ансамбль 3 0,5 2,5 Наблюдение
2. Разучивание репертуара 26 3 23  
2.1. Разучивание репертуара 6 1 5 Практический опрос, смотр умений и навыков
2.2. Работа в студии звукозаписи 2   2 Концерт
2.3. Работа над репертуаром 12 2 10 Практический опрос, концерт
2.4. Сценическая работа 6   6 Концерт

Итого

36 7,5 28,5  

Цель занятий по индивидуальному вокалу: формирование вокальной техники обучающихся.

Задачи:

· закреплять основные вокальные навыки;

· развивать музыкальный слух детей, интонационные навыки, координацию слуха и голоса;

· развивать эмоциональную «свободу», артистизм;

· прививать интерес к искусству вокального пения;

· работать над способностью контролировать себя во время концертных выступлений.

Таблица 6

Учебный план индивидуальных занятий

Наименование

Разделов, тем

Общее количество часов

В том числе:

Форма

Контроля ЗУН об-ся

теория теория
1. Выработка вокальных навыков 18 5,5 12,5

Практический опрос,

наблюдение

1.1. Певческая установка 4 1 3
1.2. Звукообразование 6 2 4
1.3. Дыхание 6 2 4
1.4. Регистры 2 0,5 1,5
2. Разучивание репертуара 18 3 15

Концерт,

конкурс,

практический опрос,

наблюдение

2.1. Разучивание репертуара 6 1 5
2.2. Работа над репертуаром 12 2 10

Итого

36 8,5 27,5  

Содержание учебных планов I ступени

Тема: Вводное занятие

Теория. Правила поведения обучающихся. Общие правила соблюдения техники безопасности. Правила безопасности при занятии на музыкальном инструменте. Правила противопожарной безопасности. Правила антитеррористической безопасности. История, структура коллектива и ДТДиМ.

Практика. Беседа.

2. Тема: Выработка основных вокально-хоровых навыков

Теория. Певческая установка. Дирижерский жест. Дыхание. Звукообразование, дикция, фразировка. Строй и ансамбль. Качество звука. Чистота интонации (унисон, элементы двухголосия).

Практика. Формирование умений: следить за дыханием (быстро, бесшумно брать дыхание, не поднимая плеч, делать мгновенную задержку воздуха перед пением, расходовать дыхание так, чтобы его хватало до конца фразы, менять характер дыхания в песнях различных по темпу и настроению), следить за правильнойартикуляциейидикцией,осмысленноивыразительнопроизносить текст песни, петь легким, звонким, «прикрытым» звуком «на опоре». Следить за чистотой интонирования. Отвечать на дирижерский жест (внимание, вступление, окончание, крещендо, диминуэндо, легато, стаккато).

Контроль. Концерт, конкурс, практический опрос, наблюдение.

3. Тема: Разучивание репертуара

Теория. Показ (прослушивание песни). Краткие сведения о композиторе - авторе песни. Содержание песни. Анализ формы произведения. Правила поведения в студии звукозаписи. Правила поведения на сцене, правила работы с микрофонами и другой аппаратурой на сцене.

Практика. Разбор и разучивание текста. Анализ и разучивание музыкального материала (лад, разбор мелодии по мотивам, фразам, предложениям, особенности дикции, ритмические особенности). Работа над художественным образом песни. Запись в студии звукозаписи. Постановка номера на сцене. Формирование культуры поведения на сцене: вход на сцену и уход с нее, соблюдение правильной дистанции между певцами. Соблюдение правил поведения на сцене и в зале. Участие детей в «студийных» и городских концертах, праздниках, фестивалях, филармониях, конкурсах.

Контроль. Сдача партий. Практический опрос. Концерт.

4. Тема: Музыкальная грамота и хоровое сольфеджио

Теория. Высокие и низкие звуки. Октавы. Столбица. Понятие нота, звук, клавиша. Нотный стан. Скрипичный ключ. Клавиатура. Нотная запись в первой октаве. Длительности. Ритм. Такт. Тактовая черта. Сильная и слабая доли. Размеры 4/4, 2/4 и 3/4, 6/8, 3/8. Лад (мажор, минор). Темп (быстро, медленно, умеренно). Динамика (f. р.). Мелодия. Аккомпанемент.

Понятие гаммы, лада. Ключевые знаки (диез, бемоль). Устойчивые и неустойчивые звуки лада. Тоника как наиболее устойчивый мелодический звук. Тоническое трезвучие. Понятие о тоне и полутоне. Затакт. Реприза. Типы движения мелодии. Двух и трехдольная пульсация. Динамика (cresc.,dim).

Практика. Регистры (фальцетный, грудной). Работа с ритмоформулами. Развитие интонационного и метроритмического слуха и точности вокального исполнения мелодии. Пение звукоряда с названиями звуков или ступеней. Разрешение устойчивых ступеней в неустойчивые. Различие на слух и пение от заданного звука тона и полутона в восходящем и нисходящем порядке. Определение пульсации, метрической доли в песнях.

Контроль. Фронтальный опрос. Опрос с использованием дидактических пособий. Викторина. Практический опрос. Наблюдение.

5. Тема: Аттестация

Согласно положению о текущем контроле успеваемости, аттестация проводится два раза в год в форме концертов, прослушиваний, открытых занятий.

В рамках аттестации определяется уровень теоретических знаний, практических умений и навыков, кругозор предметной области, осмысленность теоретической информации.

Аттестация по учебным планам «Вокального ансамбля» и «Индивидуального вокала» проходит в рамках хора.

После освоения I ступени базового уровня обучающиеся

· проявляют интерес к пению;

· общаются с другими членами коллектива;

· соблюдают правила поведения на занятии и концерте;

знают:

· основные правила звукоизвлечения;

· стилевые и жанровые особенности исполняемых по программе песен;

· краткие сведения о композиторах – авторах песен;

· музыкально – теоретические основы в соответствии с программными требованиями;

умеют:

· правильно, четко артикулировать текст выученных песен;

· повторять мелодию с голоса, инструмента, исполнять простейшие мелодические обороты по нотной записи;

· осмысленно и выразительно исполнять выученные произведения;

· применять на практике полученные знания;

· владеть необходимыми на данном этапе обучения певческими навыками;

· концентрировать внимание на дирижёре, «петь по руке»,руководствуясь жестом дирижера;

· передавать в исполнении характер (эмоциональную окраску) песен.


Содержание I I ступени программы

Цель хоровых занятий: развитие музыкально-творческих способностей обучающихся на основе приобретённых знаний, умений, навыков в области хорового исполнительства.

Задачи:

· прививать интерес к хоровому исполнительскому искусству;

· воспитывать интерес и любовь к классической музыке;

· воспитывать чувство ответственности и взаимовыручки в коллективе;

· развивать способности согласовывать свои исполнительские намерения с действиями других исполнителей;

· учить передавать эмоциональный образ исполняемых произведений;

· формировать навыки двухголосного пения и пения без сопровождения;

· закреплять и совершенствовать полученные ранее хоровые навыки;

· развивать певческий диапазон; чистоту интонации;

· укреплять певческое дыхание;

· развивать чёткость артикуляции; культуру звука;

· развивать мелодический и гармонический слух;

· учить грамотно читать хоровую партитуру.

Таблица 7

Учебный план хорового занятия

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...