Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политическая борьба в Афинах и македонская экспансия




По мере того как Македония все более усиливалась и влияние царя Филиппа II возрастало, перед греческими полисами все чаще вставал вопрос об отношении к амбициозным планам македонского правителя. У греков был выбор: либо оказать упорное сопротивление любым притязаниям Филиппа на гегемонию, либо подчиниться ему, осознав собственное бессилие. Занять выжидательную позицию – значило лишь оттягивать решение проблемы. Дело осложнялось тем, что не вполне ясно было, как воспринимать Македонию: как часть греческого мира или как «варварскую» силу? Естественно, в различных греческих государствах все эти вопросы решались по-своему. Так, если полисы Фессалии добровольно признали власть Филиппа, то Фокида сражалась до последнего, а Спарта, предпочитая придерживаться нейтралитета, старалась не вмешиваться в греко-македонские конфликты до тех пор, пока они ее непосредственно не коснутся.

Однако в большинстве случаев полисы, расколотые внутренней борьбой, не могли выработать единой позиции, проявляя колебания и непоследовательность, что было, разумеется, только на руку Македонии. Так, Фивы то выступали на стороне Филиппа II, то оказывались в стане его противников. Непростая ситуация сложилась в этот период в Афинах.

Внутриполитическая борьба в демократическом афинском государстве в середине IVв. до н.э. отличалась большой напряженностью. Гражданский коллектив полиса раскололся на ряд группировок, возглавлявшихся видными политиками, многие из которых не занимали какого-либо официального положения (т. е. не избирались на посты стратегов или других магистратов первого ранга), но при этом оказывали определяющее влияние на основные события общественной жизни. Группировки то создавали коалиции, то вступали друг с другом в острую конфронтацию, что выплескивалось в острые дебаты их лидеров в народном собра нии, на заседаниях Совета пятисот или на судебных процессах, которые политические деятели организовывали против своих соперников

 

Но самым важным был вопрос о македонской опасности. Виднейшие политики и их окружение, отражая интересы тех или иных слоев граждан, придерживались различных точек зрения на отношения с Македонией: одни настаивали на необходимости мобилизовать все силы и средства, чтобы дать достойный отпор Филиппу II, другие считали, что можно примириться с грандиозными замыслами царя, пусть даже ценой более или менее значительных уступок.

При этом нет серьезных оснований говорить о наличии в Афинах того времени двух организованных, сплоченных «партий» – промакедонской и антимакедонской. Политическая жизнь была не биполярной, а гораздо более сложной. Ни одна из «партийных» группировок, сложившихся в полисе, не может быть названа партией в современном смысле этого слова (не было ни устава, ни фиксированного членства, численность группировки не превышала нескольких десятков или сотен человек, да и объединялись они не на базе программных установок, а на личностной основе, вокруг конкретного политика). Каждый из афинских политических лидеров, определяя свою позицию по «македонскому вопросу», руководствовался как соображениями принципиального характера, т. е. своими представлениями о том, что является благом для афинян, так и определенными выгодами личностного плана. Случалось, что политик вдруг менял собственные взгляды, переходя из лагеря противников Филиппа II в число его сторонников, или наоборот.

Многим афинским государственным деятелям убедительными казались доводы Исократа о необходимости объединения Эллады для борьбы против «варваров» – персов. Этот выдающийся оратор и публицист, на протяжении многих десятилетий развивавший идею панэллинизма, в лице Филиппа II нашел, как ему представлялось, сильного вождя, который сможет воплотить в жизнь его теоретические построения – примирить греческие полисы и под своей эгидой повести их в великий поход на Восток.

Около 345 г. до н. э. Исократ опубликовал речь под названием «Филипп», воспринятую как призыв к македонскому царю взять в свои руки дело сплочения эллинского мира. Исократа можно назвать идеологом сторонников Македонии в Афинах (хотя оратор избегал активной политической деятельности). Что же касается реализации его теоретических установок, то ею занимался ряд авторитетных политиков – выдающийся финансист Евбул, талантливый оратор Эсхин, опытный полководец Фокион, дипломат Филократ и др.

Те афиняне, кто выступал за решительную борьбу с Македонией, клеймили сторонников идей Исократа как предателей, тайных агентов македонского царя, подкупленных им. В этих обвинениях, судя по всему, было зерно истины (известно, что Филипп II активно пользовался подкупом в своей дипломатии), однако позиция большинства политических лидеров промакедонской ориентации определялась не предательством интересов государства, а своеобразно понимаемым представлением о его благе. Всех этих очень разных людей объединяла мысль, что македонская гегемония в целом окажется полезной для Греции, в частности для Афин. Конечно, они отдавали себе отчет в том, что афинский полис, оказавшись под чужой властью, может полностью или частично утратить свою независимость, но считали это злом наименьшим из возможных.

К тому же сторонники примирительного отношения к владычеству Македонии небезосновательно полагали, что любое сопротивление бесполезно ввиду неравенства сил. Ни один полис, даже Афины, в одиночку не мог противостоять устремлениям Филиппа II. Чтобы победить его, необходимо было создать военно-политический союз, куда вошли бы наиболее крупные греческие полисы. А в IV в. до н. э., когда государства Эллады постоянно враждовали друг с другом, истощая себя в бесплодных конфликтах, оформить такой союз было практически невозможно.

Сам афинский полис был уже далеко не тот, что столетие назад, когда его воины наносили сокрушительные поражения грозному персидскому царю. Вооруженные силы государства были значительно слабее, финансовая система разлажена. Правда, Евбул, в течение ряда лет руководивший афинскими финансами, сумел серьезно укрепить их. Именно поэтому он был особенно заинтересован в сохранении достигнутых результатов. Любая война, а тем более война с сильной Македонией, нанесет ощутимый ущерб государственной казне, и Евбул стремился переориентировать экономику и политику Афин с военного на мирный путь. Это, естественно, приводило его в ряды «промакедонски» настроенных деятелей полиса.

Лидером тех слоев афинян, которые выступали за бескомпромиссную борьбу с македонским царем, был Демосфен – величайший оратор в древнегреческой истории и крупнейший политический деятель Афин IV в. до н. э. В качестве его союзников выступали вожди других группировок – Гиперйд и Лйкург, тоже прославившиеся как прекрасные ораторы.

Демосфен и его единомышленники, будучи убежденными сторонниками афинской демократии, вполне понимали, что победа Филиппа II и признание македонского владычества повлекут за собой отстранение демоса от управления государством, установление олигархии или даже тирании (время показало, что они отнюдь не ошибались). В страстных речах перед народным собранием и другими органами власти они призывали афинян \ стряхнуть с себя оцепенение и всерьез готовиться к схватке с могущественным врагом: укреплять сухопутное войско и морской флот, направлять все свободные денежные средства на нужды обороны и, преодолевая застарелые распри, вести переговоры с другими полисами о создании антимакедонской коалиции.

Оппоненты Демосфена старались очернить оратора-политика, заявляя, что он столь решительно выступает за войну с Македонией лишь потому, что подкуплен персидским царем, осознавшим опасность, которую начинал представлять для него Филипп II, и пытавшимся не допустить усиления Македонии. Вообще дебаты между противоборствующими сторонами отличались крайне жестким характером, зачастую выходя за рамки политической корректности. Дошедшие до нас политические речи Демосфена и Эсхина, направленные друг против друга, переполнены грубыми нападками на «противника», клеветническими обвинениями, а то и площадной бранью.

 

В борьбе группировок в афинском полисе то одной, то другой из них удавалось одержать верх, что вело к нестабильной, неоднократно изменявшейся внешнеполитической политике Афин. Победой сторонников Македонии стало заключение Филократова мира. Однако Демосфен и его единомышленники начали столь широкомасштабную кампанию против лиц, подписавших этот договор, что возглавлявший посольство Филократ вынужден был бежать из Афин. Мир между афинским полисом и Филиппом II был расторгнут.

Важным вопросом, постоянно волновавшим афинян, было расходование государственных финансов. В это время по предложению Евбула все излишки денежных средств, остававшиеся у полиса, передавались в теорикон (т. е. в зрелищный фонд) и затем использовались на вспомоществование беднейшим афинянам, позволяя им покупать билеты на празднества и театральные представления. Такая политика, без сомнения, вполне удовлетворяла низшие слои демоса. Однако Демосфен выступал за передачу свободных денег из зрелищного фонда в военный. В конце концов ему удалось добиться этого, и на укрепление афинского войска были получены значительные средства.

Заботила Демосфена и необходимость создания союза греческих полисов, направленного против Македонии. Он лично вел переговоры со многими городами Эллады, добиваясь их перехода на сторону Афин, или, по меньшей мере, сохранения нейтралитета в грядущей войне. В результате постепенно начала складываться антимакедонская коалиция, правда, формировалась она медленнее, чем следовало бы.

ФИЛИПП II ВО ГЛАВЕ ЭЛЛАДЫ

Доходившие до Филиппа II вести о складывавшемся антимакедонском союзе побуждали его к активным действиям. И царь Древней Македонии счел, что наступило время активных действий, и воспользовался вспыхнувшей в 339 г. до н. э. в Греции Четвертой священной войной, которую вел Дельфийский союз против города Амфисса в Локриде. Призванный на помощь стоявшими на его стороне членами союза, Филипп взял Амфиссу, а попутно установил свой контроль над важнейшим в стратегическом отношении Фермопильским проходом и овладел охранявшей подступы к нему крепостью Элатея. Теперь он угрожал с севера всей Средней Греции, в том числе и Аттике. Захватнические планы македонского царя были отныне ясны для всех, воспрепятствовать его дальнейшему продвижению становилось чрезвычайно трудно.

В Афинах весть о происшедших событиях вызвала настоящий шок. Сразу же было созвано народное собрание. Впоследствии Демосфен вспоминал, насколько велика была в тот момент всеобщая растерянность: «Глашатай стал спрашивать, кто желает говорить. Но не выступил никто. И хотя уже много раз глашатай повторял свой вопрос, все-таки не поднимался никто. А ведь были налицо все стратеги, все обычные ораторы, и отечество призывало, кто бы высказался о мерах спасения». В конце концов слово взял Демосфен и предложил программу немедленных действий. По его инициативе в срочном порядке был заключен военный союз Афин с Фивами: два сильнейших полиса Средней Греции, ранее постоянно враждовавшие и боровшиеся за гегемонию, согласились объединиться для противостояния общему противнику. Кроме Афин и Фив, в антимакедонский союз вошли Коринф, Мегары, города областей Эвбея и Ахайя. Но сопротивляться было уже слишком поздно. К тому же в организации отпора македонянам приняли участие далеко не все греческие государства. В частности, Спарта продолжала сохранять нейтралитет.

Решающее сражение между македонским войском Филиппа II и союзной греческой армией, основу которой составляло афино-фиванское ополчение, произошло в августе 338 г. до н. э. близ города Херонея, что в Беотии. В афинской фаланге в качестве рядового гоплита сражался и Демосфен. Силы сторон были фактически равны – примерно по 30 тысяч человек. Исход битвы при Херонее, длительной и трудной как для греков, так и для македонян, еще долгое время оставался неясным. Вначале перевес оказался на стороне антимакедонской коалиции, но затем фланговая атака македонской кавалерии, которой командовал Александр, юный сын царя Филиппа сокрушила отборные силы фиванцев (на поле боя остался лежать весь «священный отряд») и обратила греков в бегство. Это проигранное сражение ознаменовало конец самостоятельного развития греческих полисов и установление в Элладе македонской гегемонии. Так трагично завершилась классическая эпоха древнегреческой истории.

После разгрома при Херонее в Афинах со дня на день ждали вторжения македонян. Предлагались самые различные способы укрепления обороноспособности города. Так, оратор и политик Гиперид советовал освободить и вооружить рабов, предоставить гражданские права метекам. Столь радикальная инициатива, не вызвавшая сочувствия даже у Демосфена, была отклонена.

Но Филипп II не пошел на Афины. После Херонейской битвы, прекрасно понимая, что эллины были побеждены, но не сломлены, он проявил демонстративное милосердие и миролюбие. И утверждать македонское господство военной силой, осаждая и захватывая один за другим греческие полисы, задача вряд ли выполнимая. Поэтому царь Македонии предпочел действовать дипломатическими методами, тем более что теперь он мог говорить с греками с позиции силы, языком победителя. Наказанию подверглись только Фивы, которые ранее находились в союзе с македонянами, а затем перешли на сторону противника.

С Афинами же был заключен мирный договор на весьма щадящих условиях. Афинская демократия продолжала существовать. Афиняне не понесли почти никаких территориальных потерь (им пришлось отдать Филиппу лишь Херсонес Фракийский). Афинские воины, взятые в плен после поражения при Херонее, были возвращены на родину без выкупа. Политические лидеры антимакедонской ориентации (Демосфен, Гиперид и др.) не подверглись никаким репрессиям. Филипп желал показать всем, что он является не жестоким завоевателем, а объединителем Греции, долгожданным гегемоном, который принесет мир, порядок и процветание в политически раздробленный мир эллинских полисов, что он намерен не самовластно диктовать свою волю, а прислушиваться при решении всех важнейших вопросов к мнению греков.

В 337 г. до н. э. по инициативе Филиппа II в Коринфе был созван общегреческий конгресс, который должен был подвести итоги греко-македонского противостояния. На конгресс прибыли представители всех полисов Балканской Греции, кроме Спарты, которая по-прежнему сохраняла нейтралитет. На Коринфском конгрессе был принят ряд важных решений, которые определили историческую судьбу греческого мира на последующие десятилетия. Объявлялось о завершении войн и установлении в Элладе всеобщего мира, гарантом которого выступал македонский царь. Более того, запрещалось вести не только внешние вооруженные конфликты – полис с полисом, но и междоусобные войны внутри полисов, организовывать государственные перевороты и изменять существующий политический строй, прибегать к массовым казням и конфискациям имущества, проводить радикальные социально-экономические реформы (например, такие, как отмена долгов, передел земель, освобождение больших групп рабов). Отныне объявлялась свобода торговли и мореплавания, для безопасности которого предлагалось организовать борьбу с пиратством.

Таким образом, Филипп II выступал в роли «благодетеля» Эллады, даровавшего измученной греческой земле стабильность и благосостояние. В то же время за красивыми фразами отчетливо прочитывалась олигархическая сущность основных постановлений конгресса. Не в последнюю очередь они были направлены против сторонников радикальной демократии.

Важнейшим решением Коринфского конгресса стало создание общегреческого военно-политического союза, гегемоном которого и главнокомандующим вооруженными силами был объявлен Филипп II. При этом Греция формально сохранила свободу и не стала частью македонского государства. По отношению к грекам Филипп выступил не властелином, а вождем и соответственно принял на себя обязательство не вмешиваться во внутренние дела греческих полисов. Главной целью общегреческого союза объявлялась война с Персией (прямо на конгрессе она и была объявлена). Провозглашалось, что эллины обязаны отомстить персам за нашествие на Грецию в начале V в. до н. э., за сожжение Афин и поругание греческих святынь. Для ведения военных действий создавалась союзная армия, которая должна была комплектоваться из греков и македонян.

Так, вольно или невольно Филипп II оказывался тем государственным деятелем, который начал претворять в жизнь панэллинскую программу Исократа[24]. По приказу царя сразу же после завершения Коринфского конгресса в Малую Азию для ведения военных действий против персов был переправлен 10-тысячный македонский корпус под командованием опытного полководца Пармениона. Первые военные операции принесли македонянам успех. Филипп уже готовился и сам отправиться в персидские владения во главе основных греко-македонских сил, однако роковая случайность разрушила его планы великого похода на Восток. В 336 г. до н. э. на пиру, который Филипп давал по случаю замужества своей дочери, молодой македонский аристократ, незадолго до того обиженный царем и жаждавший мести, заколол его кинжалом.

После смерти Филиппа II власть в Македонии унаследовал его двадцатилетний сын Александр III, вошедший в историю под именем Александра Македонского, или Александра Великого. На новом конгрессе в Коринфе он был утвержден и в качестве гегемона панэллинского (т. е. общегреческого) союза и главнокомандующего его вооруженными силами. Именно этому молодому человеку предстояло с блеском свершить то, что не успел сделать его отец. С именем Александра Македонского связано начало новой эры древнегреческой истории – эпохи эллинизма.

Историческое значение деятельности Филиппа II определяется не только тем, что он создал предпосылки для грандиозных деяний своего великого сына, но и тем, что события, которыми он руководил, как бы завершили классический период истории Греции, эпоху независимых полисов.

Можно давать самые разные оценки борьбе Филиппа II за гегемонию в Греции, тем методам, которые он применял в этой борьбе. Однако несомненно одно: историческое поражение полисного мира, судя по всему, было неизбежным. Установление македонской гегемонии в Греции явилось закономерным результатом кризиса классического полиса и всей системы межполисных отношений. С каким бы уважением ни относились мы к Демосфену, борцу за независимость демократических Афин, следует помнить, что он защищал уходящее в прошлое, ценности, обреченные историей.

 

Вопрос 10

Формирование Римского полиса (???)

Традиционно, датой основания Рима считается 21 апреля 753 г. до н.э., а основателями Рима считаются братья-близнецы Ромул и Рем. Но во время закладки города, братья, по легенде, поссорились, и Ромул убил своего брата.
Раннеримская община была объединением трёх триб:
- племя латинов (Рамны)
- племя сабинов (Тиции)
- племя этрусков или альбанцев (Луцеры)
Каждая триба делилась на 10 курий, каждая курия на 10 родов, каждый род на 10 фамилий.
Фамилия представляла собой коллектив проживавших в одном домохозяйстве родственников и т.н. всельников. Во главе домохозяйства стоял старший боеспособный мужчина, его называли отцом семейства или господин. Его власть внутри семьи - абсолютна. Он являлся одновременно судьёй, жрецом и управляющим внутренним хозяйством, т.е. распределял обязанности.
Во владении фамилии находился дом, приусадебный участок, скот, орудия труда. Пахотная земля первоначально распределялась по жребию. Юридически, верховным собственником земли являлся полис в целом. Семьи имели право арендовать дополнительные участки земли из агер публикус.
В раннем Риме каждый мужчина имел, как правило, два или три имени:
- личное имя
- родовое имя
- прозвище
Женщины личных имён не имели, они носили родовые имена, дополнительно им присваивали порядковые номера.
Замужняя женщина находилась под двойной властью - отца и мужа. За мелкие прегрешения наказывал жену муж, а за крупные проступки - весь род в целом. Если отец уличал дочь в измене мужу, то он имел право убить и любовника, и дочь. Но если он лишал жизни кого-то одного, то это считалось убийством. Если муж уличал в этом свою жену, то, убив её, он считался убийцей и подлежал судебному преследованию, но при этом учитывались смягчающие обстоятельства.
Старейшие римские роды именовались патрицианскими. Патриции, в совокупности, составляли сословие полноправных свободных. Кроме них существовали сословия неполноправных свободных и несвободных.
Неполноправные свободные:
- клиенты. Это лично свободные люди, по какой-то причине утратившие связь с общиной и заключившие с патрицием договор о покровительстве, такой патриций именовался патроном, который предоставлял клиенту судебную защиту и землю для обработки. Клиент жил в семье своего патрона и пользовался некоторыми правами:
- право участия в Народном Собрании - право служить в армии
- право на часть добычи - право выплачивать часть долга своего патрона
- право выплачивать часть выкупа своего патрона - право быть похороненным на семейном кладбище
- плебеи. Их происхождение остаётся дискуссионным, предполагается, что они либо переселенцы из других общин, либо потомки покорённого римлянами племени. В любом случае, они не являлись членами римской общины, т.е. это не всельники, но они лично свободны. Обрабатывать землю они не могли, а занимались, преимущественно, ремеслом и торговлей.
Особенность римского полиса заключается в том, что римляне привлекали неполноправных свободных к службе в армии, но долю в добыче имели только клиенты, а плебеи - нет.
Формально, высшим органом полисного самоуправления было Народное Собрание. В царский период (753-510 гг. до н.э.) главным видом Народного Собрания были куриатные комиции. Каждая курия голосовала отдельно и подавала один голос. В комиции участвовали патриции и клиенты, плебеи к голосованию не допускались.
Реальная исполнительная власть находилась в руках царя, носившего титул Рекс. Он избирался Народным Собранием на пожизненный срок. Он являлся верховным жрецом, верховным судьёй, в военное время - верховным военачальником. При царе существовал выборный совещательный орган - Совет старейшин, который назывался Сенат. Он насчитывал 300 человек - по одному представителю от каждого рода. Сенат вместе с царём мог принимать или отвергать решения Народного Собрания.
Римская армия того времени именовалась легионом. Каждая триба выставляла 100 всадников, каждая курия - 100 пехотинцев. Итого римская армия насчитывала 3300 воинов.
Уже в царский период стали нарастать противоречия между патрициями и плебеями. Их основная причина заключалась в том, что плебеев заставляли служить в армии бескорыстно. Эти противоречия привели к конфликту. Плебеи начали массово саботировать призыв в армию. Римляне были вынуждены пойти на уступки. Это произошло во время правления шестого царя Древнего Рима - Сервия Туллия.
Последним римским царём стал Тарквиний Гордый, который попытался превратить царскую власть в действительно монархическую. Но его сына обвинили в попытке изнасилования и в 510 г. до н.э. всё семейство было изгнано из Рима.
С этого времени в Риме установилось республиканское правление. Период республики продолжился до 30 г. до н.э., после чего пришло время империи, которое продолжилось до 476 г. до н.э.

Вопрос 11

Борьба патрициев и плебеев
Первые годы республики охарактеризовались обострением отношений между патрициями и плебеями. Причинами этого был нерешённый земельный вопрос для плебеев, плебеи не получали достаточного доступа к управлению. Только самые богатые из них участвовали в центуриатных комициях, а куриатные комиции остались недоступными для плебеев. Поэтому плебеи продолжили борьбу за расширение своих прав.
Новая вспышка борьбы произошла в 494 г. до н.э., когда во время войны плебеи отказались от призыва в армию и ушли из призывного пункта. Эта акция называется сецессией. Патриции, опасаясь поражения в войне, были вынуждены пойти на уступки. Они согласились на введение должности народного трибуна в количестве 4 - 5 человек. Народные трибуны защищали интересы плебейского коллектива в целом и интересы каждого отдельно взятого плебея. Трибун обладал правом личной неприкосновенности в черте города. Они присутствовали на заседаниях Сената, где они имели право veto. Народным трибуном мог быть только плебей.
После второй сецессии в 449 г. до н.э. патриции решили создать коллегию десяти децемвиров, для кодификации обычного римского права (до этого право хранилось в устной форме и его хранителями были патриции). Эта коллегия работала два года, после чего все собранные законы были опубликованы на двенадцати бронзовых таблицах, которые были выставлены на всеобщее обозрение на форуме. Этот сборник законов получил название "Законы двенадцати таблиц". Эти законы фиксировали такие отношения, как патронат и клиентела, формулировали право частной собственности, в т.ч. и на землю и право Талиона, фиксировали ростовщический процент (8⅓ %), фиксировали также неполноправное положение плебеев, которым, в частности, запрещалось заключать браки с патрицианками.
Поэтому плебеи продолжили борьбу. В ходе этой борьбы оформилась плебейская политическая организация в виде трибутных комиций. Плебисцит начали учитывать другие органы власти, в т.ч. и Сенат.
Патриции, после того как была введена должность народного трибуна, создали должность цензора, который избирался только из патрициев. Обязанность цензора состояла в проведении имущественного ценза, что стало необходимым после реформ Сервия Туллия.
Под давлением плебеев в 367 г. до н.э. был принят целый комплекс законов:
- закон, регулировавший положение должников. По этому закону, внесённые проценты зачитывались в сумму долга, а остаток подлежал возмещению в трёхгодичный срок равными долями.
- закон, устанавливающий земельный максимум в размере 500 югеров (1 югер [римская мера площади] = 0,25 Га).
- закон, разрешивший плебеям пользоваться агер публикус, а также этот закон разрешал занимать выходцам из плебеев консульскую должность.
Завершилась борьба патрициев и плебеев в 326 г. до н.э., когда был принят закон, запрещавший долговое рабство. С этого времени слово "римлянин" стало синонимом слова "свободный" и слова "гражданин". Значения слов "патриций" и "плебей" изменились, термин "патриций" стал обозначать просто богатого человека, а слово "плебей" - его противоположность.

 

Вопрос 12

  1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РИМСКОГО ПОЛИСА В ПЕРИОД РЕСПУБЛИКИ

Компоненты политической организации:
1) Комиции
2) Магистраты
3) Сенат
После окончания борьбы патрициев и плебеев действовало три вида комиций, причём их компетенция изменилась:
- куриатные (стали заниматься только делами семейно-родовых коллективов, а именно: утверждение завещаний, усыновлений, перехода женщин из рода отца в род мужа; здесь же происходило утверждение кандидатов на должности, обладавшие империумом, т.е. военной властью)
- центуриатные (стали заниматься выборами высших должностных лиц и решением вопросов, связанных с военными действиями)
- трибутные (стали заниматься делами плебейского коллектива, избирали плебейский магистрат; как правило, избирали сроком на один год, за исключением цензоров - на 5 лет)
Исполнительная власть принадлежала магистратам. Все магистраты делились на две группы:
1) Ординарные:
Консулы. Консулы - это верховные магистраты в Риме. Они имели право созывать Сенат и комиции, председательствовали в них, контролировали выполнение их решений и командовали в армии по очереди. Первоначально, на должность консула избирали только патрициев, а по закону 367 г до н.э. их стали избирать пополам из патрициев и из плебеев. По закону 180 г. до н.э. быть избранным на должность консула можно было только с 43 лет.
Преторы. Обязанности претора заключались в осуществлении правосудия. С 242 г до н.э. началось разделение функций преторов (один занимался исключительно делами римлян, а другой делами между римлянами и неримлянами). К концу 1 в. до н.э. из-за постоянного расширения территории империи увеличивалось количество дел, подлежащих рассмотрению. А это требовало увеличения количества преторов до 18 человек.
Квесторы. Первоначально они назначались консулами, а с 447 г. до н.э. они избирались комициями. Занимались финансовыми проблемами. Сначала их было двое, но к концу 1 в. до н.э., по вышеупомянутым причинам, их количество увеличилось до 40 человек. Квесторы делились на две категории - городские и провинциальные, которые занимались финансовым управлением провинций.
Народные трибуны. К концу 1 в. до н.э. их количество достигло 10 человек.
Эдилы. Эдилы являлись помощниками народных трибунов. Избирались с 491 г. до н.э. только из плебеев, а с 367 г. до н.э. избрание происходило по схеме - два эдила из плебеев, 2 эдила из патрициев. Они осуществляли надзор за раздачей хлеба, за общественными играми, за сооружениями и за охраной государственной казны.
2) Неординарные:
Диктатор и его помощник, т.н. начальник конницы, избирались в наиболее сложные моменты жизни полиса, когда обычные магистраты не могли справиться с ситуацией (во время неудачно складывавшихся войн, мятежей, стихийных бедствий). Их избирали на срок до шести месяцев, при этом все остальные магистраты не избирались. Либо по окончании срока, либо при успешном решении ситуации, диктатор автоматически слагал с себя полномочия.
Ординарные магистраты делились на старших - цензоры, консулы, преторы, которые обладали военной властью и младших - народные трибуны, эдилы, квесторы, у которых такой власти не было.
Сенат в период республики комплектовался из отслуживших свой срок магистратов, т.е. и из патрициев и из плебеев. Должность сенатора была пожизненной. Список сенаторов назывался альбум. Первым в альбуме стояло имя наиболее уважаемого сенатора, который именовался принцепсом. У него была лишь одна привилегия - право голосовать первым. Сенат руководил внешней политикой, имел право объявления войны, распоряжался казной, что заставляло всех магистратов учитывать мнение сенаторов. Право законодательной инициативы Сенат не имел.
В процессе завоевания Италии происходило постепенное подчинение италийских общин Риму. Это осуществлялось посредством индивидуальных договоров каждой общины с Римом. В результате сложился римско-италийский союз, основанный на неравноправии входивших в него членов. Всего можно выделить три категории федератов:
1) муниципии с правом голосования (это союзники из числа добровольно присоединившихся к Риму, которые имели ограниченные гражданские права, в частности, они могли голосовать в комициях, заключать сделки и браки с римлянами)
2) муниципии без права голосования (это общины, которые сдались Риму во время военных действий, они сохранили самоуправление, но не пользовались никакими гражданскими правами в Риме)
3) префектуры (это завоёванные Римом общины, лишённые самоуправления и управлявшиеся назначаемыми из Рима префектами)

Вопрос 13

  1. ЛАТИНСКИЙ И ИТАЛИЙСКИЙ СОЮЗЫ

Латинский союз — в древности федерация городов Лация (современный Лацио, Италия), возникшая в начале 1-го тыс. до н. э. и насчитывавшая, согласно античной традиции, 30 общин. Первоначально во главе Латинского союза. стояла Альба-Лонга, с VI века до н. э. союз возглавил Рим (после разрушения им, согласно легендарной традиции, в 7 в. Альба-Лонги). Члены Латинского союза имели общие религиозные праздники, союзное собрание решало общие вопросы и споры между членами союза. Усложнение политической обстановки в Риме (конец 6 — начало 5 вв. до н. э.) в период установления республики позволило некоторым латинским общинам временно освободиться от римского господства. Союз во главе с Римом был восстановлен в 493 до н. э. на условиях взаимной помощи в войнах, участия в командовании и разделе добычи. Во время галльского нашествия (390 или 387 до н. э.) Латинский союз распался, но в 358 до н. э. возобновлен на более выгодных для Рима условиях и просуществовал до 2-й Латинской войны (340—338 до н. э.), в результате которой был упразднён.

 

Завоевание Римом Италии и подчинение ее римской власти не означали образования единого централизованного государства. Несмотря на то, что шлюзы для притока новых членов в ряды замкнутого римского гражданства приоткрылись, Рим остался полисом. Но наряду с ним сохранились и другие италийские полисы, тоже подвергшиеся трансформации. Но она выразилась в нарушении иного полисного принципа, а именно в отсутствии полной самостоятельности, т. е. в потере всеми права на самостоятельную внешнюю политику. В Италии сложилась своеобразная государственно-правовая форма, получившая в науке название Италийского, а точнее, Римско-италийского союза. Его специфика заключалась в том, что это был союз стоящего над всеми полиса Рима с отдельными полисами и общинами Италии, притом на разных условиях.

Первое различие между союзниками состояло в том, что одни из них имели полное самоуправление, а другие - ограниченное. К самоуправляющимся общинам относились союзные муниципии (от лат munus- обязанность: трудовая, воинская, почетная) и колонии разного ранга.

Муниципии высшего ранга были представлены теми древними полисами Лация, которые в 338 г. до н. э. получили всю полноту прав в Риме. Ниже их стояли обладавшие лишь имущественными правами в Риме в полном (civitates sine sutffragio - этрусский город Цэре, сабинские города) или неполном (города Фунды, Формии) объеме, а также союзники (socii), не имевшие в Риме никаких прав (греческие города Южной Италии - Неаполь, Тарент и др.). Отношения Рима с колониями союзными договорами не регулировались. Но фактически колонии были составной частью Римско-италийского союза, потому что, подобно союзным муниципиям, не были независимы в области внешней политики обязаны были воевать на стороне Рима. Колонии подразделялись на римские и латинского права. И те и др пользовались самоуправлением. Но колонисты римских (гражданских) колоний IV в. до н. э. стали обладать всей полнотой гражданских прав в Риме, т. е. составили привилегированный слой колонистов. К союзным общинам с ограниченным самоуправлением принадлежали те, которые вынуждены были в период римского завоевания сдаться на милость победителя и заключить с ним неравноправный договор. Среди этих сдавшихся оказались кампанские города (Капуя, Кумы), не получившие никаких прав в Риме, имевшие самоуправление, но под надзором присланного из Рима префекта, откуда их название - префектуры. К союзникам низшего ранга из числа сдавшихся относились члены бывшей Самнитской федерации, а также покоренные галльские племена.

Римско-италийский союз был своеобразной государственно-правовой структурой, состоящей из потерявших автаркию полисов, из которых одни становились полностью, а другие частично автономными во внутренней жизни. Ведь и муниципии и колонии сохраняли полисные черты. Таким образом, полисы (civitates) внутри Римско-италийского союза сохранялись, число их даже возрастало в силу социально-экономического развития племенных общин. Каждый полис представлял собой гражданский коллектив, члены которого обладали частной собственностью на свой участок земли и вместе с тем распоряжались общенародной землей. Однако сохранившиеся полисные структуры трансформировались: все члены Римско-италийского союза потеряли такую полисную черту, как независимость, а Рим - такую, как замкнутость. И это усиливало Рим, способствовало смягчению недовольства союзников, подавляло их сепаратизм.

В результате покорения Италии Рим политически усилился. Вырос за счет союзнических воинских контингентов его военный потенциал. Но он окреп и экономически, потому что отторгал у побежденных земли. Частично завоеванная земля отводилась под колонии, но большая ее часть становилась принадлежностью самого Рима. На протяжении V - середины III вв. до н. э. П

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...