Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Характеристика мыслительного процесса




Понятие о мышлении

Интеллектуальное поведение. Лурия. Общая психология. С. 239).

До сих пор мы останавливались на основных условиях сознательной деятельности – получении информации, запечатлении.

Сейчас мы перейдем к рассмотрению того, как построена сознательная деятельность, т. е. строение интеллектуального акта.

Существует три формы поведения:

1. Сенсомоторное поведение ( простые формы поведения, появляющиеся под влиянием врожденных влечений, потребностей).

2. перцепторное поведение. Возникает с развитием сложных органов чувств, возникновением коры головного мозга. Оно связано с приспособлением окружающей среды.

3. интеллектуальное поведение, которое имеется у животных лишь в зачаточной форме, а у человека является основной формой сознательной деятельности.

Интеллектуальная деятельность высших животных, изученных Келером, обнаруживает большую связь с условиями воспринимаемого зрительного поля. Обезьяна легко сближает предметы в непосредственном зрительном поле и испытывает затруднения, если оперировать элементами ситуации, не входящими в зрительное поле.

У человека иначе, т. е. может воспринимать и реагировать на ситуацию.

Факторы интеллектуальной деятельности.

1.Зрительная ориентировки в ситуации. Зависимость интеллектуального действия от зрительного восприятия. Можно наблюдать только у ребенка 2-2,5 лет.

Пример, если натянуть перед ребенком три нитки, к одной из которых прикреплена яркая игрушка, ребенок без труда хватает нужную нитку и притягивает к себе. Если отвести нитку, к которой прикреплен предмет в сторону, то ребенок не в состоянии выделить нужный конец и обычно тянет за нитку , которая расположена ближе.

2. Выделяется фаза предварительной ориентировки в ситуации.

У детей 4-6 лет складывается новый тип поведения, в котором выделяется стадия предварительной ориентировки в условиях задачи и схема ее дальнейшего решения. Например, ребенку предлагается предварительно просмотреть нужный путь в лабиринте и только после этого начать действовать. Ребенок 4-6 лет свободно справляется с задачей, а без предварительной ориентировки делает много ошибок.

3. Стадия развернутой ориентировки (6-7 лет) при помощи наглядно действенных проб. И процесс предварительной ориентировки приобретает характер внутреннего интеллектуального действия.

4. Развитие интеллектуальной деятельности происходит при участии его активной речи.

 

 

Строение практического мышления:

- двигательные пробы (манипулирование предметами…)

- наглядные образы

- анализ наглядной ситуации с помощью речи, которая помогает анализировать условия задачи и составлять план ее решения.

Общая характеристика мышления.

Среди всех познавательных процессов наиболее сложным является мышление.

Мышление- связанный с речью психический процесс, процесс отражения действительности.

Мышление позволяет человеку изучать предметы, сохранившиеся в представлениях или события, которые должны наступить в будущем.

Мышление возникает из чувственного познания.

Чувственное познание и мышление

Познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий. Весь свой материал мыслительная деятельность получает из чувственного познания. Через восприятие и ощущения мышление связано с внешним миром и является его отражением. В процессе мышления, благодаря восприятию, ощущению и представлению, человек начинает познавать внешний мир, свойства, отношения, которые непосредственно не даны в восприятиях и потому не наблюдаемы. Например, физики изучают частицы, которые не видно даже через микроскоп: их нельзя видеть, о них можно только мыслить.

Мышление начинается там, где недостаточно чувственного познания.

Особенности мышления

1.Мышление и речь.

Для того, чтобы человек мыслил необходимо не только чувственное познание, но и язык с речью. Это основное отличие человеческой психики от животного. Мышление животных всегда остается наглядно-действенным, оно не м .б. отвлеченным, опосредованным. Только благодаря речи можно закрепить мысль в слове. Человеческое мышление невозможно без языка. Чем основательнее продумана мысль, тем более ясно выражается в словах.

Эксперименты показывают, что некоторые люди испытывают трудности в решении задач, пока не сформулируют свои рассуждения вслух.

2. Опосредованность мышления. М. имеет опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, он познает косвенно, опосредованно- одни свойства через другие, неизвестное через известное. Всегда опирается на ощущения, восприятия, представления. Опосредованное мышление выражено в языке. В речи сформулированы законы, правила, факты, раскрытые многими поколениями людей. Ребенок получает эти знания в готовом виде. Некоторые из них он усваивает как доказанные.

3.Обобщенность мышления. Через обобщение мы познаем мир. Обобщенное познание действительности с помощью мышления дает возможность человеку на основе предшествующей практики использовать знания общих закономерностей, явлений окружающего мира. Мышление дает нам возможность предвидеть на основе знаний результаты собственных действий.

Нельзя оторвать мышление от ощущения и восприятия. Установлено, что для поддержания оптимального тонуса коры головного мозга необходима постоянная импульсация, поступающих в мозг через различные органы чувств.

Наблюдая окружающее и вступая в общение, ребенок за короткий срок усваивает образ поведения и деятельности, накопленный человечеством за всю историю его развития.

Вынужденное одиночество приводит ребенка к психической деградации. Лица, рожденные слепоглухонемыми, без специального воспитания лишены возможности психически развиваться. Это показывает, что человеческая психика и поведение не врожденные, они развиваются лишь в общении с людьми.

 

Характеристика мыслительного процесса

1.Начало процесса мышления. Процесс мышления начинается с потребности что-то понять, узнать, объяснить.Это первый этап мыслительной деятельности. Существенное значение для возникновения мыслительного процесса имеет интерес человека. Потребность в познании побуждает человека к умственному труду, к поискам ответа на вопросы.

2. Анализ – синтез. Всякий процесс решения задачи (мыслительный процесс) состоит из разложения (анализа) воспринимаемого явления на части, элементы и установления (синтеза) новых связей. Человек всегда пользуется анализом –синтезом.

Анализ – это дробление, членение какого-то целого на части, выделение признаков. Синтез – соединение частей, признаков, создание целого. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны. Например, Учитель анализирует действие ученика (ударил товарища), но он анализирует и те события, которые предшествовали этому поступку. Он выделяет и связи: почему ударил? Кого обидел? Значит, анализ есть в тоже время и синтез.

3. Сравнение. Это есть всегда установления сходства и различия между предметами, явлениями. Чтобы установить сходство или различие человек мысленно дробит каждый из них на части, выделяя признаки, т. е. производит анализ и сопоставляя, устанавливает их сходство или различие, т. е. синтез.

4. Классификация. Это производная от сравнения. На основе установления главных и второстепенных признаков предметы объединяются в группы: классы, роды, виды.

5. Систематизация. Это также группировка предметов и явлений. Она выделяет в группе более мелкие подгруппы, разряды. Так, лев, лошадь, корова, волк, тигр – все относятся к животным, но лошадь и корова – к домашним животным, остальные – к диким.

6. Обобщение, абстрагирование, конкретизация.

Обобщение – есть объединение сходных предметов. Например, сходные признаки, которые имеются в яблоках, грушах, сливах… мы выражаем словом «фрукт».

Абстракция состоит в том, что человек, вычленяя какие-либо свойства, признаки объекта, отвлекается от остальных.

Конкретизация – предполагает возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрыть содержание.

Формы мышления

Мышление осуществляется в разных формах. Формы мышления- понятия, суждения, умозаключения.

Понятие- мысль, в которой отражаются существенные признаки предметов и явлений действительности. Например, в понятие «человек» входят существенные признаки: трудовая деятельность, производство орудий труда, членораздельная речь. Эти свойства отличают людей от животных.

Содержание понятий раскрывается в суждениях.

Суждениеотражение связей между предметами, их свойствами, признаками. Суждения являются высказываниями чего-то о чем-то. Они утверждают или отрицают какие-либо отношения между предметами, событиями.

Виды суждений:

1.Общие. Что-либо утверждается\ отрицается относительно всех предметов данной группы, класса. Н-р, Все рыбы дышат жабрами.

1. Частные. Суждение относится к конкретным предметам. «Некоторые студенты – отличники».

2. Единичные. Относится только к одному. «Этот ученик плохо выучил урок».

Умозаключениесвязь м\д мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой из одного\нескольких суждений получаем другое суждение.

Виды мышления.

1.Наглядно-действенное.

В ходе исторического развития люди решали встающие перед ними задачи сначала в практической деятельности, а затем выделялась теория. Н-р, наш предок научился земельный участок измерять шагами, а затем стала постепенно развиваться геометрия как теоретическая наука. И в процессе психического развития каждого ребенка сначала будет практика, а затем теория. Внутри практической деятельности и развивается вначале детское мышление. До трех лет мышление в основном наглядно-действенное. Ребенок анализирует и синтезирует объекты по мере того, как он руками разъединяет, расчленяет и вновь объединяет друг с другом предметы. Любознательные дети часто ломают игрушки, чтобы узнать что там внутри.

Практика и деятельность неразрывно связаны между собой.

2.Наглядно-образное мышление.

Возникает у дошкольников (4-7лет). Связь мышления с действиями прямая, но не является тесной как раньше. В ходе анализа и синтеза ребенку не обязательно трогать предмет руками. Но он отчетливо воспринимает и наглядно представляет этот предмет. Дошкольники мыслят наглядными образами, но не владеют понятиями. Отсутствие понятие прослеживается в работах Пиаже.

Детям 7 лет показывают два совершенно одинаковых и равных по объему шарика, сделанных из теста. Ребенок внимательно разглядывает и говорит, что они равны. Затем на глазах у детей один из шариков превращают в лепешку. Дети сами видят, что к нему ничего не прибавили, а просто изменили форму. Тем не менее дети считают, что количества теста в лепешке увеличилось.

Дело в том, что наглядно-образное мышление подчинено их восприятию, и потому они не могут отвлечься, абстрагироваться с помощью понятий от свойств рассматриваемого предмета.

 

3.Отвлеченное мышление (словесно-логическое)

В школьном возрасте развивается мышление в форме абстрактных понятий.

Овладение понятиями основ математики, физики, истории имеет огромное значение в умственном развитии детей. У них формируется система понятий. К концу школы оперируют не только отдельными понятиями ( Удельный вес, млекопитающие…), но и целыми классами.

Все виды мышления не отрываются полностью от ощущений, восприятий, представлений. Эта неразрывная связь мыслительной деятельности с наглядно-чувственным опытом формирует понятия у школьников.

Наглядность с одной стороны облегчает процесс развития . Ребенку легче оперировать с наглядным, чувственно-конкретным материалом. Н-р, исторические понятия «боярин»… прочнее усваиваются на наглядных изображениях.

Но с другой стороны, не всякая наглядность и не при любых условиях создает благоприятные предпосылки для формирования отвлеченного мышления у школьников. Чрезмерное количество ярких, конкретно-чувственных деталей может отвлекать внимание от основных свойств. Тем самым затрудняя обобщение существенных признаков.





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.