Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные черты первобытной культуры

ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ

1. Этапы истории первобытного общества

2. Основные черты первобытной культуры

3. Первобытное искусство

Этапы истории первобытного общества

Периодизация - деление истории на последовательно сменяющиеся большие, качественно отличные отрезки времени /периоды, эпохи, этапы/.

Сложился ряд схем классификации основных этапов развития первобытного общества и культуры При характеристике начальной истории человечества используют археологическую, палеоантропологическую, геологическую, историческую периодизации.

Историческая периодизация первобытного общества учитывает:

– уровень разделения труда,

– развитие форм семейно-брачных отношений,

– исторические формы общины,

– этапы развития хозяйства и способ производства.

 

Его разделяют по социальному устройству на:

- эпоху первобытног человеческого стада, или праобщину;

- эпоху родового строя, ранней и поздней первобытной общины;

- эпоху разложения родового строя (одна из форма военной демократии.)

Существует археологическая периодизация первобытной культуры, которая учитывает материалу, из которого изготавливались орудия труда и оружие., и технику изготовления. Она включает в себя разделение на:

- каменный век (ок.2 млн. лет - 4 тыс. лет до н. э.), который, в свою очередь, подразделяется на: древний - палеолит (до 12 тыс. до н. э.), характеризующийся примитивными каменными орудиями труда, строительством первых лодок, росписями пещер, рельефами и круглой пластикой;

средний - мезолит (12 - 8 тыс. до н. э.), осуществивший переход к оседлому образу жизни, к разведению домашнего скота, использованию лука и стрел и создавший первые сюжетные живописные произведения;

новый - неолит (от 8 тыс. до н. э.), утвердивший скотоводство и земледелие, усовершенствовавший технику обработки камня и повсеместно распространивший керамические изделия; древнейшие земледельческо-скотоводческие культуры на Ближнем Востоке, по новейшим данным, датируются 8-7-м тыс. до н. э.

энеолит – медно-каменный век 4-3 тыс. лет до н.э., эпоха, когда медь наряду с камнем в большинстве регионов широко использовалась для иготовления основных орудий труда и оружия. Древнейшие изделия из меди найдены в Антолии (VII-VI тыс.лет до н.э.), Двуречье иЕгипте (VI тыс. до н.э.). Совпадает с периодом разложения первобытного строя и зарождения раннеклассовых обществ.

- бронзовый век (3-2 тыс. до н. э.), когда бронза становится основным материалом для изготовления орудий труда и оружия, ремесло отделяется от земледелия и скотоводства, усложняется социальная система и появляются первые государства;

- железный век (с 1 тыс. до н. э.), железо становится основным материалом для изготовления орудий труда и оружия во многих исторических регионах, усиливается неоднородное развитие мировой истории и культуры.

 

Таблица 1. Периодизация первобытной истории.

 

Соотношение специальных периодизаций
дата Исторические эпохи Археологические эпохи палеоантропологические эпохи
Около 1,6 млн.лет –200 тыс. назад   Эпоха праобщины нижний палеолит     средний палеолит (мустье) архантропы (питекантроп, синантроп) палеоантропы (неандертальцы)  
100-40 12-10 –     От 8-7 до 3 тыс. до н. э.   эпоха первобытной родовой общины Раннеродовая община Присваивающее хозяйство. Собирательство, охота, рыболовство верхний палеолит мезолит   неоантропы (кроманьонцы)  
Позднеродовая община Производящее хозяйство (земледелие, скотоводство), высокоспециализированное присваивающее хозяйство неолит  
3-1 тыс. до н.э. Разложение первобытного общества эпоха классообразования (распад родового строя) поздний неолит энеолит, век раннего металла (медь, бронза, ранний железный век)  

 

Основные черты первобытной культуры

Мировая культура берет свое начало в первобытном обществе. Начало ее можно отнести к периоду, около 100 тысяч лет назад, когда происходит становление «Человека разумного» (Homo Sapiens), как результата биологической эволюции, ее усложнения и видоизменения.

В это время в основном заканчивается процесс антропогенеза, т.е. формирования человека современного вида. Среди представителей Homo Sapiens начинает присутствовать индивидуальная вариативность поведения, которая была неизвестна животному миру. Функции врожденных инстинктов, свойственные животным, у человека заменяются нормами (правилами) и преемственностью в поведении. В свою очередь программирование поведения человека начинает определять культура. Именно способность созидать «вторую природу» и культурные ценности и является исходным признаком первобытного сообщества, который характерен для Homo Sapiens.

Первобытная культура явилась исторически первым типом традиционной культуры, для которой характерно:

- медленные темпы изменений видов, средств и целей деятельности;

- ориентация на повторение некогда заданного образа жизни, обычаев, традиций и воспроизводство сложившихся социальных структур;

- приверженность существующим образцам поведения;

- господство сакральных, канонизированных представлений в сознании;

- отсутствие письменности.

 

 

Главная черта первобытной культуры — синкретизм (соединение), то есть нерасчлененность ее форм, слитность человека и природы. Деятельность и сознание первобытных людей отождествляется со всем, что они видят вокруг себя: с растениями, с животными с солнцем и звездами, с водоемами и горами. Эта связь проявляется в художественно-образном познании мира, в его религиозно-мифологическом толковании.

Синкретизм, то есть нерасчлененность, имел свои корни в производственной деятельности первобытных людей: охота и собирательство были унаследованы человеком от животных способов потребления природы, а изготовление орудий труда явилось сродни созидательной деятельности человека отсутствующей в природе.

Существенным проявлением синкретизма первобытной культуры стала и нерасчлененность зачатков религиозной, политической и художественной деятельности. Примером первых двух могут служить изначально единые функции вождей и жрецов; последней - превращение подготовки к охоте в художественное действо, включавшее ритуальные танцы, песни, пантомиму.

Итак, первобытный человек, вначале по природе своей собиратель и охотник и только значительно позже скотовод и земледелец.

Постепенно складывались элементы духовной культуры. Это:

• первоэлементы морали;

• мифологическое мировосприятие;

• ранние формы религии;

• ритуальные обрядовые действа и начальное пластическое изобразительное искусство.

 

Духовная культура первобытных собирателей и охотников включала в себя:

- первоэлементы морали;

- мифологическое мировосприятие;

- ранние формы религии;

- ритуальное обрядовое действо и начальное пластическое изобразительное творчество.

 

Главным условием начала культурного процесса, явился язык. Речь открыла путь к самоопределению и самовыражению человека, сформировала устное вербальное общение. Это дало возможность опираться не только на коллективный строй мысли, но и иметь собственное мнение и размышления по поводу отдельных событий. Человек начинает давать имена предметам, явлениям. Эти имена становятся символами. Постепенно предмет, животные, растения, да и сам человек получают свое, обозначенное словом место в действительности и формируют тем самым общую картину культуры древнего мира.

Первоструктурой морального сознания древних людей выступает культура табу, то есть запрета половых связей и убийств членов своей группы, которые осознаются, как кровные родственники. С помощью табу регулируется распределение пищи, охраняется неприкосновенность вождя.

Слово табу переводится, как запрет, а сам процесс табуирования возникает вместе с тотемизмом, т. е. верой в кровнородственную связь между родом и священным растением или животным. Первобытные люди признавали зависимость от этого животного или растения, поклонялись ему.

На ранней стадии первобытного общества язык и речь были еще очень примитивными. В это время главным коммуникационным каналом культуры являлась трудовая деятельность. Передача информации касательно трудовых операций происходила в невербальной форме - без слов. Основными средствами обучения и общения стали показ и подражание.

Определенные эффективные и полезные действия становились образцовыми и затем копировались и передавались от поколения к поколению и превращались в утвержденный ритуал.

Поскольку причинно-следственные связи между действиями и результатами при недостаточном развитии языка и мышления плохо поддавались сознанию, постольку ритуалами становились и многие практически бесполезные действия Вся жизнь первобытного человека состояла из выполнения множества ритуальных процедур. Значительная часть из них не поддавалась рациональному объяснению, имела магический характер. Но для древнего человека магические ритуалы приставлялись столь же необходимыми и эффективными, как и любые трудовые акты. Особой разницы между трудовыми и магическими операциями для него не было.

Мир смыслов, в котором жил первобытный человек, задавался ритуалами. Знание их определяло степень владения культурой и социальную значимость личности. От каждого индивида требовалось слепое следование образцам; творческая самостоятельность исключалась. Индивидуальное самосознание развивалось слабо и практически полностью сливалось с коллективным.

Проблемы нарушения социальных норм поведения противоречия между личными и общественными интересами не существовало. Индивид просто не мог не выполнять ритуальных требований. Невозможным для него было и нарушать запреты — табу, которые охраняли жизненно важные устои коллективной жизни (распределения пищи, недопущение кровно-родственных половых связей, неприкосновенность особы вождя и т. д.).

Культура начинается с введения запретов, которые пресекают асоциальные проявления животных инстинктов, но вместе с тем и сдерживают личную предприимчивость.

С развитием языка и речи формируется новый информационный канал — устное вербальное общение. Развивается мышление и индивидуальное сознание. Индивид перестает отождествляться с коллективом, у него появляется возможность высказывать различные мнения и предположения по поводу событий, действий, планов и т. д., хотя самостоятельность мышления еще долгое время остается очень ограниченной.

На данном этапе духовным основанием первобытной культуры становится мифологическое сознание, мифология.

Миф - /от греч. mythos – слово, предание, сказание/. Термин используется в двух значениях. Это словесный повествовательный текст, и М. - система представлений о мире, особый тип мышления, предшествующий историческому. Мифологическое мировоззрение содержало в себе зачатки религии, философии, науки, искусства.

Мифы объясняют все, несмотря на малость реальных знаний. Они окутывают все формы жизнедеятельности людей и выступают, как основные «тексты» первобытной культуры. Их устная трансляция обеспечивает единство взглядов всех членов племенного сообщества на окружающий мир. Вера в «свои» мифы скрепляет взгляды сообщества на окружающую действительность, и, вместе с тем отделяет его от «чужаков».

В мифах закрепляются и освящаются практические сведения и навыки хозяйственной деятельности. Благодаря их передаче от поколения к поколению накопленный в течение многих веков опыт сохраняется в социальной памяти. В слитном недифференцированном («синкретичном») виде первобытная мифология заключает в себе зачатки основных областей духовной культуры, которые выделятся из нее на последующих ступенях развития, — религии, искусства, философии науки. Переход от первобытного общества к более высоким ступеням общественного развития, к более развитым типам культуры в разных регионах Земли происходил по-разному.

Первоначальные формы религии можно считать и первыми формами духовной культуры.

Религия - система взглядов, отражающая веру человека в существование сверхъестественных сил (Бога, божеств). Имеет внешние проявления в специальных атрибутах, вооружениях. Для ранних этапов истории можно говорить о религиозных представлениях или ранних формах религии - анимизме, тотемизме, фетишизме, магии, культе предков.

Тотемизм — (totem — «его род») — поклонение рода, племени животному, растению или предмету, который считается предком рода;

Анимизм — (anima — «душа») — вера в существование духов, в наличие души у людей, животных, растений;

Фетишизм — вера в сверхъестественные свойства особых предметов;

Магия — вера в действительность особых обрядов (она бывает любовной, вредоносной, сельскохозяйственной и т. д.).

 

Первобытное искусство

 

Истоки эстетического отношения к действительности, по мнению большинства исследователей, восходят к досапиентному периоду. С появлением Homo sapiens и началом верхнего палеолита связаны достоверные произведения изобразительного искусства.

Искусство первобытное - начальный и самый продолжительный период художественного творчества в истории мировой культуры. Корнями уходит в недра трудовой деятельности. Начальное пластическое художественное творчество, состоящее из росписей и рисунков в пещерах, древней керамики, ритуальных статуэток, амулетов и пр. обнаруживает одинаковую степень условности, сходство в деталях и технике изготовления.

Древнейшие художественные образы эволюционируют очень медленно. Они во всех своих проявлениях коллективно - анонимны, а наиболее сложные создаются усилиями нескольких поколений. Соответственно, ценился не талант отдельного человека, а действия родоплеменного коллектива, способного создать то, что не могут другие.

Первобытное искусство — искусство эпохи первобытного общества. Возникнув в позднем палеолите около 33 тыс. лет до н. э., оно отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников (примитивные жилища, пещерные изображения животных, женские статуэтки).

К настоящему времени открыты и изучены более 10 тыс. Произведений палеолитической графики, живописи и скульптуры. Установлено, что все коренные народы Африки, Азии, Австралии, Америки прошли палеолитическую стадию в развитии искусства. Характерным отличием И.п. от искусства классовых обществ является органическая связь в форме и содержании произведений, факторов материальной и духовной жизни как единого целого. Во всех видах прослеживается синкретизм, переплетение с другими сферами первобытной культуры, техникой, рациональными знаниями, мифологией, религиозными представлениями.

К другим формам И.п. относятся устное, музыкальное, танцевальное творчество. В эпоху классообразования появляются новые виды искусства - архитектура, прикладное искусство. Начинается дифференциация на простонародное и элитарное искусство.

Жанры первобытного искусства - каменная скульптура; наскальная живопись; глиняная посуда. У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки; изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента.

Подлинное возникновение искусства антропологи связывают с появлением homo sapiens, которого иначе именуют кроманьонским человеком. Кроманьонцы (названы по месту первой находки их останков — гроту Кро-Маньон на юге Франции). Они мастерски изготовляли всевозможные орудия на разные случаи жизни: острые наконечники для копий, каменные ножи, костяные гарпуны с зубцами, превосходные рубила, топоры и т. д.

В глубокой древности для искусства человек использовал подручные материалы — камень, дерево, кость. Много позже, а именно в эпоху земледелия, он открыл для себя первый искусственный материал — огнеупорную глину — и стал активно применять ее для изготовления посуды и скульптуры.

Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся к Ориньякской культуре (поздний палеолит), названной по пещере Ориньяк (Франция). С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости.

Расцвет пещерной росписи наступил примерно 10-15 тыс. лет тому назад, искусство миниатюрной скульптуры достигло высокого уровня около 25 тыс. лет.

К этой эпохе относятся так называемые «Венеры» — фигурки женщин высотой 10-15 см, обычно подчеркнуто массивных форм. Подобные «Венеры» найдены во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других районах мира. Возможно, они символизировали плодородие либо были связаны с культом женщины-матери, именно по женской линии определялась принадлежность к роду, который почитал свою прародительницу. Женские скульптурки ученые считают первыми антропоморфными, т. е. человекоподобными изображениями.

И в живописи, и в скульптуре первобытный человек часто изображал животных. За свою миниатюрность фигурки и изображения зверей получили название пластики малых форм.

В бронзовом веке возник и получил развитие в железном веке и в искусстве раннеклассических государств Звериный стиль. Звериный стиль — условное название распространенных в искусстве древности стилизованных изображений животных (либо их частей). Его традиции сохранились в средневековом искусстве, в народном творчестве. Первоначально связанные с тотемизмом изображения священного зверя со временем превращались в условный мотив орнамента.

Первобытная живопись представляла собой двухмерное изображение объекта, а скульптура — трехмерное или объемное. Таким образом, первобытные творцы освоили все измерения, существующие в современном искусстве, но не владели его главным достижением — техникой передачи объема на плоскости.

В некоторых пещерах обнаружены высеченные в скале барельефы, а также отдельно стоящие изваяния животных. Известны небольшие статуэтки, которые вырезались из мягкого камня, кости, бивней мамонта. Главным персонажем палеолитического искусства является бизон. Кроме них, найдено множество изображений диких туров, мамонтов и носорогов.

Наскальные рисунки и живопись разнообразны по манере исполнения. Взаимные пропорции изображаемых животных (горный козел, лев, мамонты и бизоны) обычно не соблюдались - огромный тур мог быть изображен рядом с крошечной лошадью. Несоблюдение пропорций не позволяло первобытному художнику подчинить композицию законам перспективы (последняя, кстати сказать, была открыта только в XVI в.). Движение в пещерной живописи передается через положение ног (скрещивающиеся ноги например, изображали животное набегу), наклон тела или поворот головы. Неподвижных фигур почти нет.

Археологи так и не обнаружили в древнекаменном веке пейзажных рисунков. Почему? Может быть, это еще раз доказывает первичность религиозной и вторичность эстетической функции культуры. Животных боялись и им поклонялись, деревьями и растениями только любовались.

И зоологические, и антропоморфные изображения предполагали их обрядовое применение. Иными словами, они выполняли культовую функцию. Таким образом, религия (почитание тех, кого изображали первобытные люди) и искусство (эстетическая форма того, что изображалось) возникли практически одновременно. Хотя по некоторым соображениям можно полагать, что первая форма отражения реальности зародилась раньше второй.

Поскольку изображения животных имели магическое назначение, то процесс их создания представлял собой своего рода обряд, поэтому такие рисунки большей частью укрыты глубоко в недрах пещеры, в подземных ходах в несколько сотен метров длиной, причем высота свода нередко не превышает полуметра. В таких местах кроманьонский художник должен был трудиться лежа на спине при свете плошек с горящим животным жиром. Однако чаще наскальные рисунки расположены в доступных местах, на высоте 1,5-2 метра. Они встречаются как на потолках пещер, так и на вертикальных стенах.

Первые находки сделаны в XIX веке в пещерах Пиренейских гор. В этом районе расположено более 7 тыс. карстовых пещер. В сотнях из них обнаружены наскальные изображения, созданные краской или выцарапанные камнем. Некоторые пещеры представляют собой уникальные подземные галереи (пещеру Альтамира в Испании называют «Сикстинской капеллой» первобытного искусства). Наскальные рисунки древнекаменного века называют настенной живописью или пещерной росписью.

Картинная галерея Альтамиры тянется более чем на 280 метров в длину и состоит из множества просторных залов. Обнаруженные там каменные инструменты и оленьи рога, как и фигурные изображения на обломках костей, были созданы в период с 13000 по 10000 гг. до н. э. По мнению археологов, свод пещеры обвалился в начале нового каменного века. В самой уникальной части пещеры — «Зале животных» — найдены изображения бизонов, быков, оленей, диких лошадей и кабанов. Некоторые достигают высоты в 2,2 метра. Большинство фигур нарисованы коричневым. Художники искусно использовали естественные рельефные выступы на скальной поверхности, что усиливало пластический эффект изображений. Наряду с нарисованными и выгравированными в скале фигурами зверей есть здесь и такие рисунки, которые формами отдаленно напоминают человеческое тело.

В 1895 г.были найдены рисунки первобытного человека в пещере Ля-Мут во Франции. В 1901 г. здесь же, в пещере Ле-Комбатель в долине Везера, обнаружено около 300 изображений мамонта, бизона, оленя, лошади, медведя. Недалеко от Ле-Комбателя в пещере Фон де Гом археологи открыли целую «картинную галерею» — 40 диких лошадей, 23 мамонта, 17 оленей.

При создании наскальной живописи первобытный человек использовал естественные красители и окиси металлов, которые он либо применял в чистом виде, либо смешивал с водой или животным жиром. Эти краски он наносил на камень рукой или кисточками из трубчатых костей с пучками волосков диких зверей на конце, а порой выдувал через трубчатую кость цветной порошок на влажную стену пещеры. Краской не только обводили контур, но закрашивали все изображение. Для выполнения наскальных изображений методом глубокого прореза художнику приходилось пользоваться грубыми режущими инструментами. Массивные каменные резцы были найдены на стоянке Ле Рок де Сер. Для рисунков среднего и позднего палеолита характерна уже более тонкая проработка контура, который передан несколькими неглубокими линиями. В такой же технике выполнены рисунки с росписью, гравюры на кости, бивнях, рогах или каменных плитках.

В долине Камоника в Альпах, занимающей 81 километр, сохранилось собрание наскального искусства доисторических времен, наиболее представительное и наиболее важное из всех, что до сих пор были обнаружены в Европе. Первые «гравюры» появились здесь, по оценкам специалистов, 8000 лет назад. Художники высекали их с помощью острых и твердых камней. До настоящего времени зарегистрировано около 170 000 наскальных рисунков, но многие из них пока только ожидают научной экспертизы.

Таким образом, первобытное искусство представлено в следующих основных видах: графика (рисунки и силуэты); живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками); скульптуры (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины); декоративное искусство (резьба по камню и кости); рельефы и барельефы.

Электронные ресурсы

Основные черты первобытной культуры. - Режим доступа http://www.mudriyfilosof.ru/2012/10/blog-post_8-3.html

Первобытное искусство. - Режим доступа http:// www. mystic-chel.ru/primeval/culture/192.html

Галерея наскальных рисунков эпохи палеолита. - Режим доступа http://www.celtica.ru/content/view/30/157/

Шлеев В.Основные этапы развития первобытного искусства. - Режим доступа http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st003.shtml

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...