Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Качественные первичные исследования




Качественное исследование отвечает на вопросы «как» и «почему». Качественное исследование имеет дело с качественными характеристиками, т.е. обычно относится к процессу измерения (оценки) психологических или эмоциональных данных. Оно может выявлять качества, не поддающиеся непосредственной однозначной оценке, или ценности, которые трудно перевести в цифры, например, особенности поведения или отношений.

Метод фокус-группы предназначен для получения различной маркетинговой информации от группы, как правило, существующих или потенциальных потребителей, которые на основе свободной дискуссии под руководством ведущего (модератора) обсуждают поставленные перед ними вопросы.

Фокус-группа проходит в виде группового обсуждения интересующего исследователя вопроса; в ходе этого обсуждения участники группы, не скованные рамками стандартного интервью, могут свободно общаться друг с другом и выражать свои чувства и эмоции.

 

Глубинное интервью — слабоструктурированная личная беседа интервьюера с респондентом в форме, побуждающей последнего к подробным ответам на задаваемые вопросы.

Интервью проходит в виде свободной беседы на интересующую исследователя тему. В ходе такой беседы интервьюер может выяснять мнения, убеждения, осведомленность или привычки респондента.

Одна из разновидностей глубинного интервью - экспертное интервью, его главной особенностью является статус и компетентность респондента, который выступает опытным участником изучаемого рынка. Экспертное интервью предполагает получение от респондента развернутых ответов на вопросы о тенденциях и особенностях рынка, прогнозах его развития.

Как правило, глубинные интервью используются для решения тех же задач, что и фокус группы, а именно:

- изучение поведения потребителей, их отношения к товарам, компаниям, маркам;

- разработка новых продуктов, оценка концепции нового продукта (его упаковки, рекламной кампании и т. п.);

- получение предварительной реакции потребителей на различные маркетинговые программы.

Глубинное интервью целесообразно использовать вместо фокус-группы в следующих случаях:

- тема интервью предполагает обсуждение сугубо личных тем (личные финансы, заболевания);

- интервью с конкурентами, которые не будут говорить о предмете исследования в ходе групповых дискуссий.

- обсуждается тема, в которой существуют строгие общественные нормы, и на мнение респондента может повлиять ответ группы (уплата налогов и т. п.);

- детализированное понимание сложного поведения связанного с приемом ответственных решений - покупка машины или недвижимости, ремонт квартиры, выбор места учебы ребенка и т.д.

- невозможно собрать всех респондентов в одном месте и в одно время (респонденты малочисленны, удалены друг от друга и/или очень заняты).

Анализ протокола - анализ протокола заключается в помещении респондента в ситуацию принятия решения о покупке, в процессе которого он должен подробно описать все факторы, которыми он руководствовался при принятии этого решения.

Метод анализа протокола используется при анализе решений о покупках, поведении покупателей. Данные метод может использоваться при анализе решений, принятие которых распределено по времени, — например, при решении о покупке квартиры, либо процесс принятия которых очень короток (при покупке жвачки). Отдельные решения покупателей собираются в единое целое и анализируются интервьюером. Кроме того, данный метод позволяет понять мотивационные аспекты принятия решения потребителями.

Наблюдение — планомерное исследование реакции наблюдаемого на предмет исследования без воздействия на него.

В зависимости от способа проведения наблюдения могут быть открытыми или скрытыми; прямыми или непрямыми; структурированными или неструктурированными (см. рис.13.6).

Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов:

1) определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);

2) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);

3) выбор способа наблюдения, наименование влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);

4) выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);

5) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).

 

Проекционные методики - это неструктурированная, косвенная форма опроса, побуждающая респондентов высказывать интервьюеру свои скрытые мотивы, убеждения, отношения или чувства относительно обсуждаемой проблемы, т.е. как бы извлекать их из глубин сознания, демонстрируя (проецируя) исследователю. В проекционных методиках используются ассоциативные методы, методы завершения ситуации, методы конструирования ситуации, экспрессивные методы.


Неструктуризованное наблюдение Исследователь фиксирует в изучаемом явлении все виды поведения.  
Скрытое наблюдение Предполагает отсутствие предположений у испытуемых, что за ними наблюдают.  
Структуризированное наблюдение Предполагает регистрацию наблюдаемого поведения по заранее намеченным вопросам, интересующим исследователя.  
Прямое наблюдение Предполагает непосредственное наблюдение за поведением изучаемого объекта (например, как покупатели выбирают тот или иной товар в магазине).  
Непрямое наблюдение Предполагает изучение результатов деятельности изучаемого объекта, а не само поведение.  

 

Рисунок 13.6. Способы проведения наблюдения


Ассоциативные методы

При использовании ассоциативных методов (association tecnique) человеку показывают какой-либо предмет, а потом его просят сказать о нем то, что в первую очередь приходит на ум. Самый известный из них - метод словесных ассоциаций (word association), когда респонденту показывают по одному слову из списка, и он должен подобрать к нему слово, которое первым приходит на ум. Слова, касающиеся темы опроса, разбросаны по всему списку и называются тестовыми словами. В списке много нейтральных слов, написанных для заполнения пустых мест. Такие слова скрывают истинную цель исследования. При этом фиксируется время задержки ответа, имея в виду, что большая задержка ответа означает отсутствие четко выраженной ассоциации испытываемого слова с какими-то другими словами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...