Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правильное использование природных данных - залог создания правдвого и гармоничного образа.




2. Внешний облик человека и задатки его содержания создает природа, а дальнейшее
развитие и огранка природного дара в руках самого артиста.

В этом плане интересен пример творчества популярного артиста Пьера Ришара. При первой же пробе режиссер ему сказал: "Ты не актер, а ТИПАЖ. На тебя нужно писать спе­циальный сценарий".

Сам же Пьер мечтал о ролях героических, однако, осознав реальность, он не пошел против природы, а на ее основе, ценой неустанного труда, достиг высочайшего мастерства в своем жанре. Его виртуозная "неловкость", искрометная подвижность и гибкость, внезапные находки позволяющие выходить из безысходных ситуаций, кажутся блестящей импрови­зацией, но эта "импровизация" является результатом огромного и напряженного актерского труда. Он отработал свой типаж до совершенства и сценарии посыпались на него, как из рога изобилия.

Мы любим Пьера Ришара - непосредственного, открытого, наивного, забавного, просто­душного, вроде нашего Иванушки-дурачка, только во французском варианте. Мы с насла­ждением смотрим в двадцатый раз "Блондина в черном ботинке". Ришар всегда узнаваем, потому что он типаж, как и Юрий Никулин. Типаж, который нам нравится, в котором столько близкого нам, человеческого: доброго, веселого, простого и комического. В ролях того и другого есть любовные мотивы и, в своем роде, героические эпизоды. Они подают их через призму своей типичности.

Они были "обречены" на свой "имидж" и будучи истинными артистами не пошли против своей природы.

В вокальном искусстве несколько проще: с любой внешностью можно петь любой ре­пертуар, если позволяет голос и внутренние задатки. Прекрасный голос, талант и внутренний артистизм могут заставить зрителя забыть о внешности. Вместе с тем, манера сценического поведения и одежда всегда должны очерчивать и раскрывать гармонию творческого облика певца.

Мы не можем, например, представить всенародно любимую Людмилу Зыкину, которую природа не обидела ни красотой, ни статью, прыгающей и приплясывающей на сцене. Зыкина по природе своего дарования - лирико-драматическая "певица нутра" с неисчерпаемым запа­сом внутреннего артистического темперамента. Чувствуя это, она никогда не изменяла своей природе и поэтому являет нам образец чисто русского достоинства, мощного внутреннего ар­тистизма, проникновенной задушевности и неповторимой красоты голоса, который сам льется в сердце слушателя. Ее голосу и манере пения многие пытались подражать, но это были лишь жалкие потуги.

Как видим, при всем многообразии артистических индивидуальностей, образных пред­ставлений и решений, существуют объективные понятия художественного вкуса и красоты. В естественном слиянии с самобытной природой творческой личности, они подводят нас к пред­ставлению гармонии образа.

О гармонии образа

В подлинном искусстве всегда присутствует гармония. Гармония подразумевает совер­шенство пропорций - соразмерность частей в архитектонике целого. В архитектуре идеал этого совершенства, по терминологии Леонардо да Винчи называют "золотым сечением" Класси­ческим примером его является, " Александрийский столп" в Петербурге. В мировой архи­тектуре много высоких и красивых колонн, но останавливаясь перед этим архитектурным чудом, испытываешь неизъяснимое наслаждение. Там все на месте, ни в одной детали нельзя ничего ни убавить, ни прибавить. Фигура ангела с крестом, цвет, красота и величие столпа, высеченного из целого камня. Барельефная повесть четырехугольного, бронзового основания. Просторное место расположения, в центре дворцового комплекса, - все это как бы фокусирует величие и духовный смысл всего окружающего великолепия. А нам оно говорит о том, что только высочайшее чувство гармонии и художественной меры ее создателя — О. Монферрана смогло сотворить такое чудо.

Тем не менее, далеко не каждый здесь останавливается надолго. Многие посмотрят, скажут: "красиво" и не задумываясь, побегут дальше. А задуматься стоит: почему красиво? Из чего состоит эта красота и зачем она нужна человеку? Почему, глядя на нее, испытываешь чувство восторга, который возвышает и очищает душу?

Природа заложила потребность красоты в каждого человека, а искусство раскрывает ее, помогая человеку увидеть ее и понять.

Артист - певец, должен не только воспитывать, но и лелеять в себе чувство прекрасного. У читателя может возникнуть вопрос: «С какой стати, в учебном пособии по пению, говорят об архитектуре»? Но видимо недаром архитектуру называют «застывшей музыкой». - В искус­стве, так же как и в жизни, все взаимосвязано и подчинено единым природным и художествен­ным законам. Не размышления-ли о природе вещей, их взаимозависимости и преобразованиях вещества, вдохновили Вернадского В. И. на поэтический образ?

«Быть может алость розы

Застывший пурпур вин,

Вино в хрустальном кубке

Расплавленный рубин,

Вода, алмаз текучий?»

И не этот-ли образ, в свою очередь, вдохновил его на новые открытия?

В артистической деятельности, просто, необходима постоянная эмоциональная и духов­ная подпитка, которую дают артисту зрительные и звуковые эстетические впечатления.

Живительную силу таких впечатлений автор испытал на собственном опыте. В трудный период становления в роли художественного руководителя Северного хора, ему ежедневно, до и после репетиции, посчастливилось проходить по набережной Северной Двины. Эта могучая река необычайно красива и переменчива. Величавая красота будто смывала все заботы, огорчения и тревоги. Простор, нескончаемая игра красок воды и неба, то неуловима тонкая и нежная, то суровая и грозная, то жемчужно сияющая, создавали высокий настрой души, ощущение свободы и внутренней силы. Все это вызывало тот прилив творческой энергии и воли, который позволил автору уверенно одержать творческую победу.

Эстетические впечатления, которые дает нам природа, искусство, художественная ли­тература, общение с содержательными и красивыми людьми, подводят артиста к пониманию и представлению художественного идеала, пробуждают в нем стремление к совершенству, фор­мируя художественный вкус, воспитывая ЧУВСТВО МЕРЫ. Все это помогает певцу подойти вплотную к осознанию художественных законов ГАРМОНИИ.

Создание гармонии художественного образа, в котором артист-певец сможет наиболее полно выразить свои творческие идеи, чувства и мысли, составляет главный смысл всей его творческой жизни. Вместе с тем, гармония образа предполагает сочетаемость и согласован­ность всех элементов внутреннего действия, внешнего облика и поведения артиста на сцене.

В этой работе мы ведем речь об искусстве народного пения. Тем не менее, в профес­сиональной концертной деятельности, певцу народного жанра, помимо фольклора, приходится исполнять произведения различной жанровой принадлежности и разного стиля. Эта традиция в концертной практике идет с давних пор, еще в начале века Плевицкая, а позднее Русланова, исполняли самый разнообразный репертуар, от фольклора, популярных городских и авторских песен, до романсов.

В связи с этим, все сказанное выше, о художественном вкусе, чувстве меры, гармонии, — высоком и низком, относится к репертуару и исполнительству в любом жанре и стиле, так как певцу — художнику необходимо опираться на ОБЪЕКТИВНЫЕ, ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЗА­КОНЫ, иначе он рискует скатиться на уровень штампов и низкопробного ремесленничества, -«опуститься в подлость» как говорил Михайло Ломоносов.

С этой точки зрения, певцу необходимо умело разобраться в широком диапазоне и мно­гообразии репертуара и сделать правильный выбор, с учетом его художественной ценности, своих исполнительских возможностей и уровня профессионализма.

Певцы пробуют очень многое, однако, не стоит выносить на сцену художественно слабые, или непосильные и не впетые произведения. Разумнее беспристрастно и взвешенно ограничить себя на данный момент, помня, что в границах хорошего вкуса и природных данных, существует возможность достаточно широкого выбора репертуара, нужно только его поискать. Кроме того, желанное, но сложное произведение можно на время отложить, с учетом дальнейшего творческого роста. Общеизвестные, а тем более банальные песни, которые при­обрели популярность в исполнении выдающихся артистов, следует петь только в своем прочтении, со своей индивидуальной интонацией и на самом высоком художественном уровне.

Знаменитый оперный певец И.С. Козловский, например, исполнял под гитару, попу­лярный старинный романс "Ты сидишь у камина". Только пел он его с такой тонкостью, проникновенной нежностью, и благородством, что довольно избитый романс приобрел новое, глубокое элегическое звучание. Георг Отс с равным совершенством пел оперу, партии из оперетт и современный репертуар. Примадонна Большого театра Н. А. Обухова великолепно пела старинные романсы, а незабываемый С. Я. Лемешев, поклонницы которого у подъезда Большого вели вечные баталии с поклонницами Козловского, замечательно пел и русские народные песни. Однако и у выдающихся певцов случались неудачи при выступлении в других жанрах. Учитывая это необходимо знать и рассчитывать свои возможности, чтобы не случи­лось как в песне: «размахнулась широко, почерпнула глубоко, а вытащить не может».

Лучше остаться неподражаемым в своем жанре, чем "бледно выглядеть" в несвойствен­ном, "забойном", репертуаре.

Как мы уже говорили, понятия высокого и низкого, художественного и антихудожес­твенного, содержательного и бессодержательного объективно существуют в каждом жанре. Так, например, автору посчастливилось однажды увидеть по ТВ певицу, которая осталась в памяти, как незабываемый образец гармонии в эстрадном жанре.

По ЦТ передавался концерт, записанный в 1982г. Объявили выступление гостьи Москвы Ани Керн. Из зрительного зала поднялась изящная молодая женщина, в элегантном, черном обтянутом костюме-трико, с рассыпавшейся по спине до пояса, густой волной золотых волос. Еще не подойдя к сцене, одним только своим появлением, она приковала внимание зрителей. Едва касаясь ступеней, она поднялась и пошла по сцене, легко и непринужденно. Множество глаз, не отрываясь, смотрели на нее и следили за каждым ее движением. И стоило того: бла­городно посаженная головка, изящный овал и тонкие черты лица, пластичность, грациозное достоинство ее сценического поведения были олицетворением женственности и красоты.

Глядя на нее думалось, что иной костюм ей и не нужен: ее фигура, как и она, были так хороши что каждое ее движение доставляло эстетическое наслаждение.

Керн пела красивую лирическую мелодию в спокойном и мягком инструментальном сопровождении. Ее звучное и гибкое сопрано лилось с безукоризненной музыкальной вы­разительностью и точностью. В каждом ее творческом действии чувствовалось культурамастерство, которое не выпячиваясь на передний план, ПРИСУТСТВОВАЛО, позволяя еq полностью проявить свое художественное чувство и каждое движение души.

Для нас этот пример интересен и полезен тем, как используя свои великолепные природ­ные данные, Ани Керн создала, не нарушаемую ничем, ГАРМОНИЮ пленительно-поэтичного образа.

Великий гуманист и знаток человеческой души А. П. Чехов утверждал, что в человеке должно быть все красиво. А это значит, что дела, душа и мысли должны воплощать прекрасную сущность человека, а внешность дополнять и подчеркивать ее. В этом не малую роль играет искусство сценического костюма. Оно заключается в том, чтобы скрыть недостатки и подчеркнуть достоинства.

Строгость и чистота линий, цвет, умелая драпировка, отдельные детали и украшения привлекающие, или отвлекающие внимание зрителя в желаемом направлении, могут совершать чудеса, производя нужное впечатление.

Вероятно особый секрет обаяния Эдиты Пьехи, в значительной мере, кроется в ее умении создавать задуманный образ при помощи одежды, прически, манеры поведения. Нелегко быть всегда в прекрасной форме, одеваться изящно и со вкусом. За этим стоит художественное видение, умение и немалая работа по созданию задуманного сценического облика. Не без расчета, она широко использовала в своей практике и польский акцент, который придавал её голосу специфическую тембровую окраску. Нельзя сказать, что это украшает ее голос и само пение, но зато когда ее слушают в аудио записи, или по радио, в воображении ее поклонников сразу возникает ее обожаемый образ.

Мудрая народная пословица говорит: — «по одежке встречают, по уму провожают» Человек так устроен, что первое впечатление схватывает глаз. Плохое впечатление на зрителя при выходе на сцену, артисту нелегко преодолеть. Учитывая это, искусству сценической одежды нужно учиться, не полагаясь полностью на модельеров.

Как догадывается читатель, наука заключается в воспитании художественного вкуса, способ воспитания известен: наблюдение, сравнение, критическая оценка и отбор, в результат чего, происходит накопление художественных впечатлений.

Этому способствует изучение разноцветия и многообразия народного костюма, портре тов и картин хороших художников, разных эпох.

Очень полезно беспристрастно изучать себя перед зеркалом, мысленно прикидывая ту или иную одежду к себе. Нужно наблюдать окружающих, оценивая сочетаемость одежды внешности. В результате такой постоянной работы, артист обретает чувство реальной соразмерности своих желаний со своими данными, положением, возрастом, внутренним и внешним обликом. Следует учитывать так же — место, время и назначение, как бытовой, так и сценической одежды: утро, вечер, деловая обстановка, концерт (присутствие, или выступление), фуршет, презентация, визит и т. д. Здесь речь не о богатстве одежды. Она может быть простой скромной, но соответствующей. Это тот случай, когда говорят: «одежда просто пристала к ней (к нему) и, наоборот, нелепо выглядит вечернее платье с грубой, хоть и модной обувью. Претенциозно и не к месту выглядит блестящая бижутерия "под «бриллиант» в рабочей обстановке. Неприятно смотреть на полную женщину в "разлетайке" и обтянутых трико, хотя на худощавой и стройной женщине это красиво. Даже выходя на улицу, накоротке, нужно обдумать, как одеться, чтобы не простудиться, соответствовать обстоятельствам и своей внешности. Эта постоянная работа сознания оттачивает вкус и поможет артисту «найти себя», не только на сцене, но и в жизни.

Современные профессиональные певцы народного жанра, выступая с разным репертуаром, соответственно варьируют разный стиль одежды. Это допустимо и оправдано. В тоже время, нередко приходится наблюдать, как певицы соревнуются в богатстве, вычурности одежды и количестве переодеваний во время концерта, далеко не всегда руководствуясь чувство меры. В связи с этим вспомним, что знаменитая Вяльцева всегда выступала в одном и том ж белоснежном туалете, закрепляя в памяти зрителей поэтический образ белоснежной чайки. Не менее знаменитая Русланова, всегда была на сцене в прекрасном, подлинно-народном костюме.

С мужским костюмом дело обстоит и проще и сложнее. Русский народный мужской костюм, не так красочен и разнообразен, как женский. Он более сдержан и строг. Этим как бы подчеркивается серьезность, мужественность и волевое начало русского человека, которого сама историческая судьба предназначила к защите и сохранению семьи и государства. Удоб­ство, традиционная благопристойность, отсутствие излишеств, свойственны как, будничной, так и праздничной простонародной одежде. Это нужно учитывать и современным народным певцам.

В тоже время, сценический костюм все же имеет свои особенности. Он должен быть виден на большом расстоянии, выделяться на фоне окружающей обстановки. Здесь допустима умеренная стилизация, большая контрастность цветов, уместно укрупнение рисунка вышивки и т.д.

Старинные боярские костюмы, отличались от простонародного богатством и роскошью. Впоследствии они все больше впитывали в себя элементы западной моды. Впрочем можно поспорить, что смотрелось богаче: народные женские костюмы с роскошными воронежскими "сороками", северными жемчужными "шапочками" с златотканными "платами" и девичьими "повязками", унизанными жемчугом. — Парчевыми коротенами, изумительными вышивками, яркими южно-русскими паневами, или боярскими шелками и бархатами, усыпанными дра­гоценностями. Мужской же боярский костюм резко отличался от простонародного роско­шеством и пышностью.

Для скоморошьих костюмов характерна "шутейность" - чудачество. Сама профессия обязывала скоморохов, как и балаганных артистов, забавлять, смешить народ и высмеивать пороки: жадность, мздоимство, обжорство, ханжество и пр. От них особенно доставалось богатеям, церковникам и власть имущим. За это они и поплатились разгромом и изгнанием.

Чем чуднее и забавнее был скомороший костюм, тем больше он ценился и достигал своей цели. Его отличали пестрота, яркость, смешные, залихватские колпаки, броские, зачастую нелепые сочетания и пр. Тем не менее, на сцене нельзя лепить пестроту как попало, поскольку у сценического искусства свои художественные законы.

Народный костюм, отражая течение времени, постепенно трансформировался. И хотя традиционность сохранялась, в ней появлялись черты новой моды.

Стилизация современного сценического народного костюма использует все элементы простонародного и боярского костюма всех времен и эпох, не всегда при этом руководствуясь чувством меры и соответствия натуре. В зависимости от характера и стиля исполняемого репертуара, народный певец может выходить на сцену в традиционно народном, умеренно стилизованном и общепринятом строгом сценическом костюме. Вариантов здесь предостаточ­но, только не следует смешивать "французское с нижегородским": и выходить на сцену в аляповато расшитой русской рубахе, модных брюках и лаковой обуви. В народной традиции, как мы знаем, рубаха с расшитым поясом надевается со штанами, заправленными в сапо-ги. Театральные мастерские и художники по костюму изощряются в разнообразии изделий. Далеко не всегда они отличаются чистотой стиля и хорошим вкусом. Недостаток последнего восполняется броской аляповатой вышивкой с обилием "золота", дорогой по цене и дешевой по производимому впечатлению. Представим себе, например, толстого мужчину с брюшком в светлой и яркой рубахе, во всю грудь разукрашенной крупным золотым шитьем?! Либо женщину в огромном мишурном кокошнике, сарафане цвета "взбесившегося ландрина", густо и "без ума" расшитым по всему полю, цветами.

Поэтому, певцу народного жанра претенциозной мишурной роскоши, грубых красочных сочетаний нужно бояться как огня, отдавая предпочтение более строгому стилю, и соблюде­нию местных традиций, где, красоту, яркую выразительность одежде придают линии кроя и удачные сочетания цветовой гаммы. Как прекрасно, например, выглядят даже простые народ­ные костюмы из белого холста с традиционной красной вышивкой и отделкой. Разумеется, любой костюм должен быть сшит по фигуре и подходить к внешности артиста. Одному идет строгая поддевка и сапоги, подчеркивая стройность, красивую осанку и каштановые кудри, образ "доброго молодца", другим - нарядная, традиционно вышитая, рубашка, или современ­ный вариант строгого сценического костюма.

Следует пояснить, что под строгостью автор подразумевает отсутствие излишеств, по­скольку лишние нагромождения заслоняют ГЛАВНОЕ. Когда Микеланджело спросили, как ему удается ваять из камня живых героев? Он ответил, что берет глыбу мрамора и отсекает все ЛИШНЕЕ. Не кроется ли в этом видении секрет любого искусства?

Не меньшее значение в гармонии образа играет поведение артиста на сцене. Его походка, манера держаться, мимика, жесты. Об этих несомненных истинах приходится говорить, так как

Нередко приходится наблюдать, что певцы не умеют легко, красиво и естественно двигаться, держать себя с благородной простотой и достоинством. Народный костюм обязывает к со­ответствующему поведению. С этой точки зрения недопустимо, например, трясти юбками как в канкане. С точки зрения народной эстетики недопустима развязность, но естественная свобода поведения необходима, ибо от внутреннего напряжения или застенчивости возникают неес­тественно наигранные, излишние жесты, телодвижения и т.д.

Артисту необходимо нарабатывать красивую и пластичную походку. Нельзя, например, ходить по сцене крупными, тяжелыми шагами, да еще и носками внутрь. Артист обязан приучить себя "держать" спину ", разворачивать плечи, приобретать свободу и непринужден­ность поведения и мимики. Следует помнить, что гримасы, задирание головы вверх, бес­смысленные движения и жесты свидетельствуют о психическом зажиме и профессиональной беспомощности.

Органичный жест всегда является проявлением и дополнением чувства и движения души. Он должен говорить, дополняя мысли. Если этого искусства или даже элементарного навыка нет, лучше спокойно и свободно стоять, не производя ничего лишнего. Пусть говорит душа, язык и голос, остальное потом проявится.

В педагогической практике приходится наблюдать, как студенты во время пения рас­качиваются, делают гримасы, размахивают руками из инстинктивной потребности восполнить то, что они еще не умеют выразить художественными и техническими средствами. Лишние движения создают у них иллюзию недостающего творческого действия. Это затем переходят в дурную привычку, которая всегда будет мешать проявлению внутренних творческих посылов, внутреннего артистизма, а ведь только внутреннее действие порождает органику внешнего поведения артиста.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в искусстве пения должно пре­обладать внутреннее действие: чувство, творческая воля, художественное представле­ние, которые являются источником рождения правдивого, естественного и выразительного внешнего проявления артистизма. Едва уловимый жест, поворот го­ловы, выражение глаз, подчас, могут сказать неизмеримо больше, чем движение, ради движения, ибо ОРГАНИЧНАЯ СОПОДЧИНЕННОСТЬ деталей должна служить СТРОЙНОСТИ ЦЕЛОГО.

Искусство актера (а значит и артиста певца) называют "лицедейством", искусством пере­воплощения.

Мы в этой работе настаиваем на самобытности и естественности артиста. Читатель может усмотреть здесь противоречие. Оно может возникнуть только в том случае, когда артист не ЧУВСТВУЕТ себя изображаемым лицом, а искусственно наигрывает изображение другого, пользуясь ходячими штампами. Здесь мы имеем дело с подменой драматического искусства переживания, бессодержательным наигрышем. В нем артист не находит, а теряет себя. Об этом, исчерпывающе, полноценно и убедительно говорит К. С. Станиславский в своих работах, а мы всего лишь напоминаем.

Подводя итог сказанному о создании художественного образа и образном мышлении певца, мы можем сделать для себя вывод, что в искусстве пения конечная цель артиста - певца, создание своего самобытного творческого ЛИЦА, со своим образным видением и творческой силой его воплощения.

Профессиональное мастерство, внешность, одежда и манера поведения артиста на сцене, должны работать на гармонию образа.

— Ведь именно "ГАРМОНИЯ — СЛУЖАНКА СЕРАФИМА" и без нее искусство, что роза без лепестков.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...