Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III. Учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа студентов в высшей школе.




Реферат (от нем. refere докладывать, сообщать) это краткое изложение в письменной форме содержания изученных произведений, монографий, журнальных статей, а также личного опыта в рассматриваемой области. В высшей школе реферат часто используют для структуризации знаний студентов по актуальным и значимым с научной точки зрения темам учебного курса. Можно выделить несколько разновидностей реферата:

- реферат-конспект, в нем в обобщенном виде содержится фактическая информация с примерами, иллюстрациями по теме;

- реферат-резюме содержит только основные положения по теме;

- реферат-обзор составляется на основе нескольких источников, и в нем сопоставляются разные точки зрения на рассматриваемую проблему;

- реферат-доклад включает объективную оценку состояния проблемы на основе анализа первоисточников.

Реферат имеет следующую структуру: содержание (план), введение, основная часть, заключение (выводы), список использованных источников.

1. Содержание (план) отражает логику раскрытия содержания работы. Можно использовать простой план, можно – сложный, включающий не только основные пункты, но и подпункты к ним (при этом количество подпунктов не должно быть меньше двух). В формулировках пунктов плана на должно содержаться вопросов и вопросительных слов (образец оформления «Содержания» дан в приложении № 3).

2. Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, формулируются цель и задачи работы. Целью является проблема, которую требуется разрешить. Задачи раскрывают вопросы, на которые требуется ответить для решения заявленной проблемы. Во введении могут быть также даны сведения об авторах и исходные данные реферируемых текстов.

3. Основная часть. В ней рассматривается поставленная проблема, раскрывается содержание реферируемых текстов, основных исследований и публикаций, в которых имеются постановочные вопросы, анализируемые студентом. При составлении письменного текста обычно приводятся тезисы и их аргументация, представленные в строгой логической последовательности.

4. Заключение, или выводы по проблеме, заявленной в реферате. Они должны соответствовать сформулированным задачам. В заключении можно также отметить еще нерешенные проблемы и вопросы, связанные с изучаемой темой.

5. Список использованных источников содержит книги, сборники документов, статьи из сборников научных трудов и периодических изданий, материалы из интернета. При этом источники, как правило, даются в алфавите фамилий авторов книг (статей) или заглавий, если книга издана под общей редакцией. Образцы библиографического описания представлены в приложении № 6.

 

Оформлять реферат нужно в соответствии с принятыми в вузе требованиями, включая титульный лист с выходными данными, содержание (план), вступительную, основную, заключительные части. При оценке реферата преподаватели использую следующие критерии: современность рассматриваемой проблемы и ее научное значение, степень знакомства автора работы с актуальным состоянием изучаемой проблематики, логичность подачи материала, правильное оформление работы в соответствии с требованиями.

 

Доклад (устный) – это развернутое сообщение по определенному вопросу, основанное на привлечении конкретных данных. В высшей школе студенты готовят учебные и научные доклады, которые представляют собой краткое изложение в устной форме содержания изученных источников (научной литературы, статей из периодических изданий, нормативной документации и др.) или результатов собственной научно-исследовательской работы.

 

Курсовая и дипломная работа

Курсовая работа (проект) – это вид учебно-исследовательской деятельности в высшей школе, представляющий собой задание, которое выполняется студентом самостоятельно в письменной форме. Курсовые работы обычно реализуются по предметам, которые являются основными по специальности.

Дипломная работа (проект) – один из видов выпускной квалификационной работы, которая выполняется студентом самостоятельно и носит научно-исследовательский характер. Дипломная работа обычно выполняется студентами, обучающимися по гуманитарным, естественно-научным, экономическим, творческим специальностям, она имеет целью проверку специальных теоретических знаний и практических навыков выпускников. Дипломный проект обычно выполняется студентами, которые обучаются по техническим специальностям, он предполагает создание или расчет некоторого технического устройства или технологии.

Выполнение студентом исследовательской работы (курсовой, дипломной) включает несколько этапов.

На первом этапе осуществляется выбор и утверждение (или согласование с преподавателем) темы и определение исследовательского аппарата.

На втором этапе – подбор литературы по теме исследования, ее изучение, продумывание плана исследования, осмысление собранного материала и выдвижение гипотезы.

На третьем этапе осуществляется глубокий анализ научной литературы, включающий терминологический разбор ключевых понятий, рассмотрение истории и теории проблемы, сравнение противоречивых точек зрения на эту проблему.

На четвертом этапе организуется и проводится опытно-экспериментальная работа, для чего определяется база исследования, подбираются исследовательские методы, осуществляется анализ и обобщение полученных результатов эксперимента.

На пятом этапе оформляется текст исследовательской работы и готовится презентация выступления (защиты).

 

Требования к написанию дипломной (курсовой) работы

Данные требования касаются подготовки курсовых и дипломных работ по учебным дисциплинам социально-гуманитарного цикла. Выполнение курсовых и дипломных проектов по техническим предметам имеет свою специфику, поэтому целесообразно ознакомиться с требованиями, подготовленными соответствующей кафедрой, и получить квалифицированную консультацию научного руководителя.

Структурную композицию дипломной (курсовой) работы создают следующие разделы: содержание (оглавление), введение, теоретическое обоснование, практический раздел, заключение, список использованных источников и приложение.

Во «Введении» обозначаются: актуальность проблемы и степень ее изученности отечественными и зарубежными учеными; объект и предмет исследования (объект – это исследуемая область, предмет – составная часть объекта, то есть его свойства, элементы, особенности и т.д., предмет задает рамки, за которые исследование не должно выходить); цели, гипотеза, задачи исследования; его теоретическая и практическая значимость; база исследования.

В первой главе дипломной (курсовой) работы дается теоретическое обоснование исследуемой проблемы, раскрывается сущность и структура основных понятий, анализируются различные подходы отечественных и зарубежных исследователей данной проблемы, рассматривается имеющийся опыт практической деятельности. Каждый параграф главы представляет собой относительно завершенный текст, соответствующей конкретной исследовательской задаче. Заканчивается каждый параграф мини-выводами.

Во второй главе дипломной работы описывается проведенная опытно-экспериментальная работа: дается характеристика экспериментальной базы, выборки, методов исследования, анализируются полученные в ходе опытно-экспериментальной работы результаты, даются практические рекомендации. В курсовой работе вторая глава может быть представлена разработанной теоретической моделью деятельности. Теоретическая модель (от франц. modele – образец) есть не что иное, как совокупность логически взаимосвязанных абстрактных понятий, отображающих объект исследования.

В «Заключении» представляется краткий обзор всей проделанной работы, формулируются выводы с ориентацией на поставленные цель и конкретные задачи. Ценность выводов состоит в их четкости, лаконичности, логической связи в изложении основных мыслей, рассмотренных теоретических положений и практических результатов проведенной опытно-экспериментальной работы.

Список использованных источников включает весь объем литературы, который был использован при написании дипломной (курсовой) работы.

В «Приложении» дается подборка тех материалов, которые не вошли в основной текст, но были использованы в исследовании (диагностические методики, статистический материал, программы деятельности, копии архивных документов и т.п.).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...