Восхождение

В поход через Шумакский перевал, который находится в Восточных Саянах, я отправлялся уже не в первый раз. В прошлом году не удалось побывать на Шумаке т. к. всё внимание было уделено проведению финала игры «Первый герой». В этот раз команда была сформирована из спортсменов и тренеров Иркутского регионального отделения общероссийской «Спортивной федерации «Русский бой» и Иркутской областной общественной организации «Федерация рукопашного боя». В этот поход пошла достаточно большая команда, имеющая в составе опытных походников среди которых были Ю. Цыпылов В. Чупин, А. Рыбко. В составе команды наряду с бывалыми туристами   были ребята и девушеки, которые в первый раз штурмовали горные вершины. Среди них: В. Иванов, Э. Зеленский, Э. Харнутов, А. Макаров, А. Шмаков, А. Филлипова, А. Старухин, Т. Винокурова, Г. Болотникова и другие. Основная цель мероприятия состояла в проведении учебно–тренировочного и аттестационного семинара тренерского состава. Для участия в походном семинаре прибыли представители из г. Иркутска, г. Ангарска, г. Братска, п. Мегет, п. Чунский, п. Еланцы, п. Улькан, всего девятнадцать человек.

В том, что поход будет трудным, но интересным практически никто из собравшихся в дальнюю дорогу не сомневался. По рассказам бывалых участников похода многие уже имели представление о том, что их может ожидать, но никто не мог предвидеть, как всё пройдёт на самом деле. С каждым разом приходилось убеждаться, что новый поход не похож ни на один из предыдущих. Вроде бы всё те же места, примерно те же сроки, но развитие событий каждый раз идёт по новому сюжету.

Этот поход, к сожалению, проходил без нашего друга и руководителя Регионального отделения «Спортивная федерация «Русский бой» - Сергея. Крыльцова. Сергей любил организовывать такие мероприятия и сам с огромным энтузиазмом участвовал в них. Нам, конечно, его сильно не хватало. В этот раз пришлось организовывать поход без его участия, и это было очередным испытанием для всей организации.

Прибыв в п. Нилова пустынь мы заглянули на базу Иркутского Техникума физической культуры. Там оставили легковую машину и неожиданно получили предложение воспользоваться услугами грузового автомобиля, который мог нас забросить на расстояние десяти километров в сторону гор. Воспользовавшись этим предложением, мы загрузили рюкзаки в кузов, а затем и сами запрыгнули туда же. Мотор гулко заурчал, и мы с грохотом понеслись практически по бездорожью. Проезжая по каменистым руслам рек машину бросало из стороны в сторону, а нас мотало от одного борта к другому. Ветви деревьев хлестали нас по лицу и рукам, ветер срывал головные уборы, мы мчались навстречу приключениям, увлекаемые неугасающим чувством романтики.

Добравшись до того места, где уже проехать, было просто не возможно, мы остановились. Поправив экипировку и подогнав рюкзаки, мы отправились в пешем порядке вглубь леса по тропе, ведущей высоко в горы к Шумакскому перевалу. Погода нам благоприятствовала, поэтому мы шли достаточно быстро и после первой начёвки оказались на перевале. Перейдя перевал, мы оказались у великолепных горных озёр, от которых тропа нас привела к десятиметровому водопаду. Те, кто был в этих местах в первый раз, смотрели на всё с большим удивлением и неподдельным любопытством. Заночевав у водопада, ранним утром мы вновь пустились в путь и уже к обеду были на месте. Слух о том, что идёт большая группа спортсменов, опередил нас. Шумак встретил нас приветливыми лицами, живущих в это время там людей.

В кузове грузового автомобиля  ЗИЛ-131 к шумакскому перевалу

Первое, что нам необходимо было сделать - это преподнести подарки хозяйкам Шумака. По древней легенде хозяйками на Шумаке являются две сестры, которые являются хранительницами этого удивительного места, где собраны целебные минеральные источники и лечебные радоновые грязи. Местные умельцы сделали лица сестёр на двух стволах деревьев, которые установили неподалёку друг от друга. Вот к ним-то мы и преподнесли принесённые с собой дары. Хозяйки приняли нас хорошо, подтверждением чему явилась хорошая погода, которая простояла почти до самого окончания нашего пребывания в горах.

По нашей сложившейся традиции те, кто пришёл на Шумак в первый раз, должны были пройти ритуал посвящения. Суть действия состояла в том, что вновь прибывшим предстояло переплыть чашу, выбитую водопадом с холодной горной водой, переливающуюся лазурью в лучах полуденного солнца. Перед тем как войти в воду, присутствующим были прочитаны стихи С. Крыльцова, написанные в этом уникальном месте два года назад. В содержании стихов говорилось об особом отношении человека к Природе, как источнику духовной и материальной жизни. После чего ребята по очереди прыгали в прозрачную воду, проплывали углубление в скалах и с восторгом выпрыгивали на другую сторону чаши. Всем тем, кто проплыл этот отрезок, преподносился горячий чай из местного разнотравья.

Подготовка к аттестации возле горной реки Шумак

Часть спортсменов готовилась к аттестации. Повторялась техника «Рукопашного боя», изучались новые базовые упражнения и спортивные комплексы. В программу семинарских занятий входило знакомство с правилами «Русского боя», особенностями прохождения полосы препятствий. В. В. Чупин рассказал о том, как наша сборная выступила на Чемпионате России по «Русскому бою» в г. Астрахани и какие новшества были внесены в правила соревнований. Особое внимание было сосредоточено на качестве технической и физической подготовке спортсменов перед ответственными стартами.

На этом аттестационном семинаре мастер спорта по «Армейскому рукопашному бою» В. В. Качергин был аттестован на чёрный пояс по контактному каратэ. Ему пришлось провести несколько боёв в условиях высокогорья, а это серьёзное испытание даже для признанного мастера спорта. По окончании семинара тренерскому составу были выданы удостоверения тренеров и судей по «Русскому бою».

К концу нашего пребывания погода стала ухудшаться. Однажды на нас посыпался крупный град величиной с крупную горошину. Многие подростки впервые видели такой крупный град и были этому очень удивлены. Мы растопили баньку пожарче, парились, наломав веников из можжевельника и купались после парилки в холодной речной воде. Утром выглянуло солнышко, и все разбрелись по лесу: кто за земляникой, кто за кедровыми шишками, кто за грибами. Но тепло простояло не долго, и уже на следующие утро мы увидели зелёный лес под мохнатыми белыми шапками снега. Снег шёл два дня и к моменту нашего отхода был в некоторых местах по пояс. Нам предстояло без тропы выходить с Шумака и преодолевать перевал.

Заснеженный Шумакский перевал

В начале похода для многих этот путь казался весёлой прогулкой с элементами таёжной экзотики, но, поднимаясь, все выше в горы становилось ясно, что природа преподнесла нам очередное испытание. Ноги промокли насквозь, как назло, подул пронизывающий ветер, перевал закрылся снежной пеленой. На обветренных лицах ребят наблюдалась усталость, но выбора не было, надо было идти только вперёд

И тут я вспомнил рассказ о героическом переходе А. В. Суворова через Альпы, в воображении возникла известная картина с изображением суворовских солдат, скатывающихся по снегу с гор. О своих думах я поделился с молодыми ребятами, и мы с ними пришли к выводу, что войскам Суворова было гораздо тяжелее, ведь солдатам приходилось нести на себе не только провизию и палатки, но и тяжелое вооружение в виде горных пушек. Героический пример воодушевил нас, и все старались с честью преодолеть возникшие трудности. Шумакский перевал не является самым трудным, но это только в благоприятную погоду. Во время снегопада он представляет реальную угрозу, а иногда даже со сходом снежных лавин. Поднимаясь вверх к перевалу, нам приходилось с трудом пробивать себе путь в снежных сугробах. Впереди идущий быстро уставал, поэтому мы периодично меняли друг друга. Забравшись на перевал, мы не стали на нём задерживаться. За перевалом ветер, к нашему сожалению, не утих, и мы быстро устремились вниз, опять утопая в снегу по пояс. На коротких привалах приходилось отогревать замершие пальцы рук. В этот поход я впервые взял с собой своего сына Александра. Для него это было серьёзным испытанием. Особенно было трудно девушкам из г. Ангарска, но они не показывали виду, испытав все невзгоды на своих хрупких плечах. Нам надо было дотемна дойти до границы леса. В лесу дрова, а значит тепло и горячая пища. К сумеркам поставленная задача была выполнена.

На следующий день часть ребят вытаскивали застрявшую в лесу машину, приехавшую за нами, а через некоторое время мы уже ехали в ней по дороге домой. Вокруг опять было лето, зеленел лес, а холодный снег и порывистый ветер остались высоко в горах вместе с нашими романтическими воспоминаниям. Все делились впечатлениями, которых было, хоть отбавляй. Эмоциональный заряд был настолько велик, что все сразу забыли о мозолях на натруженных и уставших ногах. Казалось, что ребята за эти дни повзрослели, ведь они испытали то, что не каждому их сверстнику пришлось испытать. Они увидели, что такое коллектив, научились действовать в чрезвычайной ситуации и поняли, что любое путешествие в горах требует серьёзного отношения и специальной подготовки. Всем ребятам по окончании похода были вручены значки с символикой игры «Первый герой».