Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коллективных творческих дел (КТД).




«Коллектив (от лат. collectives — собирательный) — это социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения». [Л.И.Новикова, 15 С.450)]. Воспитательный коллектив – это организованная группа, члены которой объединены общими ценностями и целями деятельности, значимыми для всех детей, и в которой межличностные отношения опосредуются социально и личностным содержанием совместной деятельности. (А. В. Петровский, В. А. Сластенин). В психологии (А.А.Радугин) «коллективом является разновидность социальной общности и совокупности индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность данной общности и признающихся его членами с точки зрения других». [10. С. 174)].

В отличие от других социальных общностей коллектив характеризуется следующими основными чертами: 1) общая цель; 2) общая деятельность; 3) общественно-полезный характер цели и деятельности; 4) устойчивое взаимодействие, которое способствует прочности и стабильности его существования в пространстве и во времени; 5) относительно высокая степень сплоченности на основе единства взглядов, установок, позиций членов коллектива; 6) структурированность — как определенная степень четкости и конкретности распределения функций, прав и обязанностей, ответственности между членами коллектива; 7) организованность, то есть упорядоченность, подчиненность коллектива определенному порядку выполнения совместной коллективной жизнедеятельности; 8) открытость — то есть готовность к принятию новых членов; 9) доброжелательное отношение друг к другу, забота друг о друге; 10) стиль и тон мажора; 11) наличие положительных традиций.

Существует «доколлективное» понятие – группа. Принято выделять следующие виды групп. Группа-конгломерат – формальная общность людей, не связанных ни деловыми, ни межличностными отношениями. Номинальная группа – группа с приписанными извне признаками: названием, целями, видами деятельности и т. д. Группа-ассоциация – группа, имеющая статус первичного коллектива, в которой начинается процесс коллективообразования на основе принятых ее членами общих целей и совместной жизнедеятельности. Группа-кооперация – группа, характеризующаяся действующей организационной структурой, высоким уровнем сотрудничества и интенсивным деловым общением. Группа-автономия – общность с развитым внутренним единством по всем подструктурами общим качествам (кроме интергрупповой активности), отличающаяся высоким уровнем интергрупповой идентификации и сплоченности, проявляющаяся в чувстве «мы». Группа-корпорация – «лжеколлектив», характеризующийся гиперавтономизацией, жесткой замкнутостью и «групповым эгоизмом» (Т. Н. Мальковская). Полисубъект – общность, способная к проявлению субъектных качеств: самосознанию, самоорганизации, самоответственности, саморегуляции, и инициативы (активности).

По мнению Л.И.Уманского, самое существенное качество группы – уровень её социально-психологической зрелости – превращает её в группу-коллектив. В своих работах он выделяет критерии развития группы. Первый из них – групповая направленность, под которой понимается социальная ценность принятых группой целей, мотивов деятельности, групповых норм. Основой группового сознания, определяющего направленность группы, является гуманность принимаемых группой норм отношений. В случае наличия устойчивых антигуманных норм (жесткость, недоброжелательность, обман и др.) группа становится асоциальным объединением. Особую роль в формировании социальных норм играет позиция лидера группы. Вторым критерием развития первичного коллектива является способность группы к самоуправлению (самоуправляемость). К третьему критерию относится подготовленность группы к совместной деятельности. Необходимо подчеркнуть зависимость этой подготовленности от особенности самой деятельности – её сложности, профессионального характера, уровня творчества, вида, формы и т.д.

Следует сказать ещё о трёх взаимосвязанных показателях развития группы: интеллектуальной, эмоциональной и волевой коммуникативности. Интеллектуальная коммуникативность – это процесс межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка, способность членов группы понимать друг друга с полуслова. Эмоциональная коммуникативность – это межличностные связи эмоционального свойства, которые хорошо характеризует народная мудрость6 «Разделенная радость - две радости, разделенное горе – полгоря». Волевая коммуникативность – это способность группы противостоять трудностям и препятствиям, её стрессоустойчивость, надежность в экстремальных ситуациях.

Коллектив – это живой организм, он живет только в движении, развитии, динамике, остановка – смерть для коллектива (А.С.Макаренко). В развитии коллектива выделяют несколько стадий, этапов. Разные авторы выделяют различное количество стадий. При определении этапов можно опираться на следующий алгоритм действий: 1) выявляем особенности взаимоотношений между членами группы; 2) исходя из взаимоотношений решаем, от кого исходят требования, каков стиль управления; 3) учитывая предыдущие критерии, определяем основную задачу в организации работы с детьми; 4) для решения выбранной задачи выбираем соответствующую методику организации совместной деятельности.

А.С.Макаренко выделял три этапа в развитии коллектива.

1 этап. Взаимоотношения между детьми могут быть нейтральными, настороженными, враждебными. Такие взаимоотношения можно встретить в первом, пятом, десятом классах; в школах-новостройках; в классах, где часто менялись или были слабыми классные руководители; в отрядах летних оздоровительных лагерей в начале смены. Исходя из данных взаимоотношений, требования предъявляют классный руководитель, учитель, вожатый. Более рациональным будет авторитарный или авторитарно-демократический стиль управления. Главная задача – выявить актив и начать работу с ним. Методика – «ближней перспективы» («завтрашняя радость» по Макаренко), то есть простые, несложные, но привлекательные для ребят дела, отнесённые во времени на несколько дней, на неделю. Признак конца первого этапа – явление внешнего порядка: ребята подтянуты, аккуратны, ответственны, выполняют требования воспитателя.

П этап. Взаимоотношения между детьми улучшились, стали доброжелательными. Актив способен организовывать совместные дела. Требования могут исходить не только от воспитателя, но и от актива. Стиль управления демократический. На данном этапе начинает действовать «принцип параллельного действия» (А.С.Макаренко), когда воспитатель влияет на исполнителей или нарушителей не прямо, а через актив или референтную группу.

 

Воспитатель → актив

↓ ↓

исполнители

или нарушители

Задача данного этапа – расширение актива. Для этого можно использовать методику разовых или постоянных поручений, а также методику коллективных творческих дел, то есть опираемся на «среднюю перспективу» - более сложные дела, требующие большей подготовки и отнесённые во времени на неделю, две, месяц.

Ш этап. На данном этапе коллектив имеет все признаки сложившегося коллектива. Взаимоотношения детей доброжелательные; имеющиеся дружеские микрогруппы носят незамкнутый, открытый характер; дети внимательны друг к другу, заботятся друг о друге по собственной инициативе, а не только по просьбе воспитателя. Стиль управления демократический. Требования могут исходить от любого члена коллектива. В полной мере работает принцип параллельного действия. Главная задача третьего этапа – помочь ребятам находить новые, всё более сложные дела: если деятельность не усложнять, коллектив остановится в своём развитии и начнёт распадаться. Это могут быть дела с выходом за пределы класса: в параллельные классы, в младшие классы, выходы и выезды в другие школы, организация общешкольных дел. Основная методика – методика коллективных творческих дел.

IV этап выделяют петербургские (ленинградские) учёные-педагоги (Т.Е.Конникова). Они считают, что на этом этапе каждая личность предъявляет к себе требования выше, чем окружающие.

А.Н.Лутошкин выделяет пять этапов, ступеней в развитии коллектива. Приводим образное описание стадий развития коллектива по А.Н.Лутошкину.

1 ступень. «П е с ч а н а я р о с с ы п ь». Присмотритесь к песчаной россыпи – сколько песчинок собрано вместе, а то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет его по площадке. Дунет ветер посильней, и не станет россыпи.

Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Вроде все вместе, в то же время каждый человек сам по себе. Нет того, чтобы что-то «сцепляло», соединяло людей. Здесь люди или ещё мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, «рассыпчатости» группы.

Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в неё входит.

П ступень. «М я г к а я г л и н а». Известно, что мягкая глина – материал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера, а таким в группе может быть бюро, комсорг, организатор дела, этот материал превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие, но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий. Больше того, когда мягкая глина окажется в руках неспособного человека, она может принять неопределенные формы.

В группе, находящейся на этой стадии, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Не всё получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы.

Скрепляющим звеном здесь ещё являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные – доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастера – хорошего организатора, пока нет, или ему трудно себя проявить, так как по-настоящему его некому поддержать.

Ш ступень. «М е р ц а ю щ и й м а я к». В штормовом море маяк и опытному и начинающему мореходу приносит уверенность: курс выбран правильно, «так держать!» Заметьте, маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь. Я готов прийти на помощь».

Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шёл верным путём. В такое группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание – это ещё не всё. Дружба, товарищеская взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители» маяка, те, кто не дает погаснуть огню, - организаторы, актив.

Группа заметно отличается среди других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всём общи й язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил подчиниться коллективным требованиям у некоторых членов группы. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел не только в своём классе, но и в целом в школе. Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех.

IV ступень. «А л ы й п а р у с». Алый парус – символ устремленности вперёд, неуспокоенности, дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь действуют по принципу «один – за всех, все – за одного».

Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника – знающие и надёжные организаторы, авторитетные товарищи. К ним идут за советом, обращаются за помощью, и они бескорыстно оказывают её.

У большинства членов экипажа проявляется чувство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Группа живо интересуется, как обстоят дела в других группах, соседних классах, отрядах. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом попросят.

Хотя группа и сплочена, но бывают такие моменты, когда она не готова идти наперекор буря и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено.

V ступень. «Г о р я щ и й ф а к е л». Горящий факел – это живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Да, здесь хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видели на ступни «Алый парус». Но это ещё не всё.

Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, подымаясь на скалы, спускаясь в ущелья, проторяя первые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя группы, которым нужна помощь и твоя крепкая рука. Настоящий коллектив тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают всё, чтобы принести пользу людям, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим.

Этапы развития коллектива по Макаренко и по Лутошкину взаимосвязаны. Это отражено в следующей таблице.

 

А.С.Макаренко А.Н.Лутошкин
1 этап 1,2 этапы
П этап 3,4 этапы
Ш этап 5 этап

 

Современное воспитание – это воспитание с субъект-субъектной позиции (S1↔S), которое предполагает организацию воспитательного процесса на основе сотрудничества, сотворчества, сопереживания для развития ребенка как личности – индивидуальности, творческой, активной и самостоятельной, гуманистически направленной. Решить эту задачу, на наш взгляд, более всего способна методика коллективного творческого воспитания (КТВ), которая опирается на идеологию общей заботы воспитанников и воспитателей друг о друге, о своем коллективе, о каждом ученике и на хорошо разработанную технологию (И.П.Иванов, О.С.Газман, А.В.Мудрик, С.Д.Поляков, С.А.Шмаков В.Р.Ясницкая). Сутью методики коллективного творческого воспитания, ее ядром является такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все члены коллектива участвуют в планировании и анализе, деятельность носит характер коллективного творчества и направлены на пользу и радость далеким и близким людям (С.П.). Идеи «педагогики общей заботы» перекликаются с идеями Л.Кольберга и «справедливых сообществ» в школах США.

Методика коллективного творческого воспитания возникла и начала распространение в середине 50-х годов ХХ века, в период "первой оттепели", когда в обществе появилась острая необходимость в творческих, гуманистически направленных личностях. В своем развитии методика коллективного творческого воспитания или коммунарская методика прошла несколько периодов (эти периоды даны по О.С.Газману).

Первый период - "проектный" - 1956-1959 годы. Это время Союза энтузиастов (СЭН), в который вошли молодые учителя Ленинграда, вожатые, работники Ленинградского дворца пионеров, которые хотели сделать жизнь учеников интересной, самостоятельной, творческой.

Второй период - "строительный" - 1959-1962 годы. В этот период возникает КЮФ - Коммуна Юных Фрунзенцев, которую возглавляли ленинградские педагоги Игорь Петрович Иванов и Фаина Яковлевна Шапиро и участники которой апробировали методику КТВ (говоря современным языком) в детских летних оздоровительных лагерях под Ленинградом.

Третий период - "множительный" - 1962-1968 годы. Это период распространения коммунарской методики по всему Советскому Союзу, в первую очередь, через всесоюзный лагерь "Орленок".

Четвертый период - "консервация" - 1968-1986 годы. В это время методику официально не запрещали, но и не распространяли, общение происходило в основном на базе личных контактов.

Пятый период - "расконсервация" - 1986-1991 годы, чему способствовали публикации в "Учительской газете" о педагогике сотрудничества. Произошел настоящий "взрыв" популярности методики. В творческих учебах (ТУ) для учителей и коммунарских сборах для школьников принимало участие очень большое количество слушателей. Например, в ноябре 1988 года в Ульяновске собралось 180 человек вместо 100 намечавшихся, а в январе 1989 года в Калинине вместо 700 приглашенных приехало 1500 ребят и взрослых.

Шестой период - "технологический" - 1991-1998 годы. В данный период методика имеет небольшое распространение и ее особенность в том, что любая идеология отрицается категорически, само слово "коммунарство" вызывает сильнейшую негативную реакцию, используется только технология.

Седьмой период - "личностно ориентированный" - с 1998 года по настоящее время. В этот период при проведении коллективных творческих дел непременным условием является личностный акцент, поощрение успехов каждой личности в коллективе, педагогика успеха, педагогика поддержки. Значительный вклад в развитие этого направления внесли работы С.Д.Полякова и В.Р.Ясницкой. (Шестой и седьмой периоды выделены автором пособия - А.Н.).

Цель методики коллективного творческого воспитания - формирование активной, творческой, самостоятельной личности с гуманистической направленностью.

Основные принципы – 1) активный, творческий характер деятельности воспитанников; 2) принцип самостоятельности, самоуправления; 3) принцип игры, соревновательности; 4) принцип эмоциональной насыщенности;5) идея заботы о близких и далёких людях.

Можно выделить два основных подхода к организации совместной деятельности (см. рисунки). Первый – воспитатель начинает свою деятельность с нуля, не интересуясь тем, какая работа была проведена до него, каковы особенности развития детей, их интересы и склонности. Второй – воспитатель выясняет, какая работа была проведена до него, каковы особенности развития детей, их интересы и склонности, уровень организаторских умений и навыков. Учитывая результаты проведённой диагностики, воспитатель создает ситуацию- образец (на рисунке – всплеск), то есть какое-то привлекательное для ребят дело, которое они вместе выбирали, готовили, проводили; это дело им удалось, оно оставило положительные эмоции. После ситуации-образца развитие детей идёт более быстрыми темпами, но, как и положено в реальной действительности, в процессе развития бывают и подъёмы, и спады (идея С.Д.Полякова).

 

 

 

Рисунок 1. Рисунок 2.

 

Структура методики КТВ динамична, поэтому может быть представлена в виде состава, который находится в движении (предложение С.Д.Полякова).

 

КТВ – коллективное творческое воспитание

СО – ситуация-образец

КЦ – коллективное целеполагание

КТД – коллективное творческое дело

КП – коллективная подготовка

КД - коллективное дело

КА – коллективный анализ

КТ – коллективное творчество

ЭН – эмоциональный настрой, эмоциональная насыщенность

 

Что же такое коллективное творческое дело (КТД) и каковы условия его успеха? КТД: прежде всего дело – реальное, конкретное, не для галочки, дело, которое выбрали сами ребята и которое способствует их развитию и улучшает взаимоотношения в коллективе. Дело должно быть творческим, то есть «это организация и проведение совместного дела, ситуация общения не по шаблону, не по заданному сценарию, а с выдумкой, фантазией, игрой, импровизацией, - «не как у всех». (С.Д.Поляков). Дело должно носить коллективный характер, то есть в нем должны принимать участие, в той или иной степени, все ребята класса, группы. На первый взгляд, такое невозможно, и именно это требование вызывает наибольшие сомнения, как у студентов, так и у классных руководителей при знакомстве с методикой КТД. Но в ходе подготовки и проведения дел и те, и другие убеждаются в обратном. Например, мы провели в с.ш. №4 г.Ульяновска «Рыцарский турнир» к 23 февраля, и когда стали готовиться к 8 марта, спросили студентов, что бы они хотели изменить по сравнению с предыдущим делом. Все дружно ответили: «Надо подумать, как занять болельщиков», - то есть, несмотря на свою неопытность - первая педпрактика, они обратили внимание на то, что ребятам, которые участвовали в подготовке и проведении турнира, было интересно, а болельщики частенько скучали, им тоже хотелось участвовать в конкурсах, но такой возможности им не дали. Поэтому при подготовке к 8 марта мы со студентами и инициативной группой продумали, как вовлечь болельщиков в совместную творческую деятельность, какие для этого взять конкурсы, игры, ЧТП (чередующиеся творческие поручения.), - и всем ребятам было интересно.

Мы видим, что уже само определение КТД предъявляет достаточно высокие требования и к организации, и к его организаторам. Для того, чтобы КТД было успешным, необходима опора на основные принципы методики коллективного творческого воспитания:

1) осознанность деятельности, которая реализуется через коллективное целеполагание.;

2) самостоятельность и инициативу ребят;

3) соревновательный, игровой характер деятельности, импровизацию;

4) особую эмоциональную атмосферу: доброжелательности, доверия, искренности, тон мажора;

5) заботу друг о друге.

Чтобы данные принципы сработали, необходима определенная позиция педагога. Суть этой позиции в соответствии педагогических убеждений, установок учителя характеристикам способа воспитательной работы. Сердцевина позиции учителя – его установки на школьника, на себя как педагога, на способ работы.

Для коллективного творческого дела с личностно-ориентированной направленностью это означает:

1) искренний интерес воспитателя к внутреннему миру школьника, признание за ним права на самостоятельность мнений и поступков;

2) установку на себя как меняющегося человека и профессионала, ориентированного на самоанализ своей деятельности и значимость своей личности как средства педагогической работы;

3) стремление к организации коллективной деятельности как совместной, творческой, создающей возможности для самоопределения ее участников.

Кроме позиции педагога, успех проведения КТД зависит также от развитости его педагогических способностей: как рефлексивных (способности почувствовать, понять школьника, себя, особенности своего взаимодействия со школьниками), так и управленческих (способностей успешно прямо и косвенно влиять, воздействовать на школьников) [6]. С другой стороны, успех КТД зависит от учеников, от конкретного класса, в котором проводится КТД: от нравственной атмосферы класса, отношений ребят друг к другу, от их уровня интеллектуального развития и уровня развития организаторских способностей.

Как развивается коллективное творческое дело: как начинается, продолжается и заканчивается? Отметим сразу, что этапы, которые мы далее описываем, в практике не имеют четко очерченных границ и как бы переплетены друг с другом. Начинается все с предварительной работы педагога (I этап). В этот этап входит диагностика уровня интересов и потребностей воспитанников, на основе данной диагностики настрой их на совместную творческую деятельность, создание банка дел и идей, выбор первого КТД. Данный этап является частью общего планирования воспитательной работы в классе, поэтому мы отчасти повторим сказанное в предыдущей главе. В начале учебного года, на первом классном рабочем собрании воспитатель вместе с ребятами собирает копилку дел класса (или банк дел). Из них выбирают первое КТД. (Предварительно педагог выявляет интересы ребят, определяет воспитательные задачи предстоящего КТД. Намечает исходные направляющие действия, которые необходимы для того, чтобы составить общими усилиями взрослых и детей оптимальный проект предстоящего КТД.) Идет совместное обсуждение вопросов-задач: Для кого провести это дело? Как лучше его организовать? Кому участвовать: всему коллективу, отдельным (по желанию) микроколлективам или сводной бригаде добровольцев, инициативной группе? Кому быть организатором: совету коллектива, специальному совету дела из представителей всех микрогрупп, ведущим? Где и когда лучше провести это дело? При этом взрослые не диктуют, не навязывают свое мнение, а размышляют вместе с ребятами, разъясняют что-то не до конца понятное, отвечают на все вопросы. Тон разговора – доброжелательный, заинтересованный, товарищеский.

На наш взгляд, правильный выбор первого КТД исключительно важен. Это должно быть дело, которое «работает» как на ребят, так и на классного руководителя. Первое КТД должно быть не только интересным и полезным ребятам, но и быть им по силам, оно обязательно должно удаться, так, чтобы ребята потом вспоминали: было интересно, я предложил игру, и ее включили в сценарий; я выбрал роль, и у меня все получилось, меня заметили, я получил приз, - то есть у ребят в случае удачного КТД формулируется положительная мотивация на дальнейшую совместную деятельность по данной методике. Очень важна правильность выбора первого КТД и для классного руководителя. Это должно быть не только дело, которое получится у ребят, но и КТД, при подготовке и проведении которого классный руководитель сможет раскрыть свои наиболее сильные положительные качества личности, свою эрудицию, организаторские способности. В этом случае его авторитет резко возрастет, так как ребята увидят в нем не только учителя-предметника, но и интересную творческую личность, - в конечном итоге это опять-таки положительно скажется на отношении к последующей совместной деятельности учеников и классного руководителя.

Второй этап – коллективное планирование. Теперь главная роль у самих ребят. Ответ на поставленные задачи-вопросы воспитанники ищут сначала в микрогруппах (МИГах) – каждый высказывает свое мнение. Во время работы в МИГах ребята также обсуждают и предлагают кандидатуры Совета дела (его организаторов). Затем собираются все участники КТД, выбирают Совет дела и обсуждают предложения МИГов. Успех такого обсуждения во многом зависит от личности педагога, классного руководителя. Он сопоставляет выдвинутые варианты, задает наводящие, уточняющие вопросы, предлагает обосновать выдвинутые идеи или их критику, ставит дополнительные задачи «на размышление». Совет дела обобщает предложения МИГов, разрабатывает сценарий КТД и берет на себя функции координатора и организатора. Итак, в результате коллективного планирования, во-первых, продумывается все дело от начала до конца, во-вторых, создается актив, возглавляющий подготовку и проведение дела. Остановимся подробнее на некоторых деталях этого этапа.

К а к с о з д а в а т ь г р у п п ы д л я К Т Д? Существует много вариантов, их необходимо чередовать, чтобы подготовка не стала однотипной и неинтересной. «По желанию» – самый бесконфликтный вариант, он возможен даже в не очень дружном классе и начинать нужно, скорее всего, с этого варианта деления на группы. «По случайному признаку» («кто с кем попадет», «принцип лотереи») – этот вариант требует обязательного предварительного настроя типа: «В прошлый раз мы делились на команды по желанию, но нам нужно учиться работать и общаться в любых группах, поэтому сегодня мы делимся по принципу лотереи». Затем ребята вытягивают листочки с номерами групп, или листочки разного цвета и формы (квадратики, кружочки, цветочки, звездочки и пр.). Если не сделать такого настроя, возможны конфликтные ситуации: «Я с ним в одной команде быть не хочу!», «А моя подруга в другой группе, переведите меня туда. Пожалуйста!». Данный вариант лучше проводить в дружном или спокойном классе. «По интересам,умениям» - такой вариант деления наиболее приемлем: в «защитах» - защита определенной профессии, теории, учебного предмета; в «рабочем» делении – «оформитель», «музыкант», «постановщик танцев», «эрудит и др. «По месту жительства» – вариант хорош в КТД-заботы, например, ПСВ – «Праздничный сюрприз ветеранам», когда ребята с одной улице в селе, из одного дома или подъезда в городе участвуют в каком-либо КТД-заботы или поиска. Различные, иногда шутливые варианты деления: по цвету глаз, по цвету волос, по временам года (в КТД «Защита времен года»), по росту и др. Итак, группы нужно создавать, исходя из педагогической целесообразности, то есть из тех педагогических целей, которые ставит воспитатель, особенностей этих ребят, этого коллектива, этого коллективного дела.

Что делать, если группы не выдвигают своих предложений (не хотят предлагать; не знают, что предложить)? Сделать, чтобы предложения появлялись! Как? Использовать самые различные приемы косвенного, а порою и прямого воздействия. Подсказки: «спросите у такого-то человека, посмотрите такую-то газету, книгу, телепередачу». «Заговоры», «секретные советы» с отдельными членами групп. Прямое участие педагога в собрании групп со своими серьезными и фантастическими предложениями, которые подаются в избыточном количестве, то есть группа тем самым оказывается перед необходимостью выбора или выдвижения своих альтернативных идей.

Наиболее продуктивный способ разработки конкретного дела – деловая игра «мозговой штурм» (методику см. в разделе о дискуссиях). Вот один из примеров подобной игры. (А.Н.Лутошкин).

Хорошо, если все участники заранее получат приглашение к участию в поиске новых идей. Например, такое:

«Уважаемый коллега!

Настоящим напоминает тебе, что очередной «мозговой штурм» начнется 2 декабря в 16 часов 15 минут. Собираем совершенно новые идеи с фирменным знаком «Новогодний бал». Принимаются предложения мыслимые и немыслимые, но желательно свежие.

«Штурм» проводится в нашем штабе (IX В класс).

Каждый предъявляет 6-7 идей и столько же конфет, поскольку во время «штурма» будет чаепитие.

Запомни правила:

Твори, ищи, фантазируй смелее –

Поиск идет необычной идеи!

Сваливай мысли в гору большую,

Из сотни простых найдем золотую!

Камнем в соседа бросать не смей.

Бросишь камень – не будет идей!

Особенно ценится комплекс идей.

Созрели идеи – на штаб их скорей!»

Начинает игру ведущий. Он определяет маршрут поиска новых решений (например, проведение новогоднего бала старшеклассников), объясняет, что следует получить в результате «штурма» (общую картину бала, его отдельных частей, оформления и т.п.). Затем ведущий комментирует правила игры (хорошо, если они, остроумно оформленные, будут висеть в помещении): нельзя делать никаких критических замечаний по ходу выдвижения идей: это мешает формулированию мысли; не стоит бояться несбыточности предложений: чем несбыточнее идея, тем лучше; чем больше предложений, тем вероятнее, что быстро отыщется верная идея; желательна цепочка идей, что дает простор для обсуждения.

Все участники игры разделяются на группу генерации идей (ту, что «выдает» идеи) и группу оценки («вылавливающую» и оценивающую идеи). Задача последней – не дать «утонуть» новым, оригинальным предложениям и решениям.

Ведущий ударяет в гонг и объявляет первый период (каждый из двух частей – по 7-10 минут). Начинается выдвижение идей. Ведущий может задавать наводящие вопросы, сам выдвинуть одну-две идеи, чтобы «заразить» участников. Порядок выступлений может определяться произвольно. Если участник захочет развить свою высказанную ранее идею или усилить идею другого, он поднимает вверх руку с раскрытой ладонью. Если есть совершенно новая идея – поднимается сжатая ладонь с направленным вверх указательным пальцем. Когда же нарушаются правила игры, (кто-то позволил выразить насмешку или повторил идею), ведущий легонько постукивает молоточком по гонгу. В это же время группа оценки молча «вылавливает идеи» - записывает предложения. После окончания периода группа оценки быстро обсуждает результаты. Затем группы меняются ролями и начинается новый период. По его окончании дается время вновь оценить результаты и определить наиболее интересные и реальные предложения.

Так, при обсуждении новых вариантов проведения новогоднего бала старшеклассников в результате первых двух периодов была поддержана идея отказаться от традиционных форм бала с Дедом Морозом и Снегурочкой, компаниями зайчиков, лисиц и т.д. Выдвинуто предложение провести бал в «средневековом замке», куда пригласят гостей сказочный король Януариус I Великолепный и королева Снежана Ослепительная Последняя. Эта идея была принята группой оценки, и на ее основании сформулирована новая задача: что должно случиться в «замке» и кто там будет?

После очередного периода «интеллектуального штурма» появились новые мысли: на балу произойдет «королевский прием», состоятся «рыцарские турниры», будут играть «придворные музыканты», потешат публику «шуты», здесь же завяжутся «придворные интриги», судьбы предскажут звездочеты, и т.п. Разумеется, гости и хозяева будут в соответствующих костюмах. После того, как «штурм» закончился, все идеи были переданы сценарной группе совета дела, которая взялась за детальную проработку всех предложений и составление сценария.

Можно также провести подготовку в смешанной форме «разговора по кругу» с элементами «мозгового штурма»: так мы, например, готовили этические беседы в форме ролевых игр со студентами на занятиях по методике воспитательной работы и со школьниками во время педпрактик. Предварительно делились на две группы: участники и зрители (или болельщики). Так пришлось поступить потому, что была большая группа, некоторые ребята не получили бы ролей и им бы было неинтересно. Садимся вместе с группой подготовки в круг и определяем тематику предстоящего дела: «Какие вопросы культуры поведения вас интересуют?» – «Нас интересует, как правильно принимать гостей и как вести себя за столом» (вторую подгруппу – «как вести себя дома, в общественном транспорте и в театре»). Затем придумываем название КТД, оно должно быть не очень длинным и, по возможности, с юмором: «Куда идем мы с Пятачком?», «Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро», «У самовара я и моя Маша», «Обезъянкины в театре», «Васечкин, будь человеком» и др.

Продумываем задачи. Распределяем роли (поручения). Несколько поручений у нас стали традиционными, но ребята, ответственные за них, конечно, менялись: ведущий, оформитель (художник, дизайнер), музыкант (ди-джей, комопозитор, оранжировщик) и игровик.

«Кто будет ведущим?». Обычно бывает хотя бы один желающий, и ребята его поддерживают. Или сами ребята предлагают кого-то, и он соглашается. А если двое желающих? Прекрасно, два ведущих - это то, что надо. А если трое? Тогда приходится кого-то «мягко переключать» на другое поручение: «Ты знаешь, Саша, я просто мечтала, каким ты будешь замечательным художником и оригинально оформишь КТД». Ведущие часто становятся основными организаторами КТД.

«Кто будет художником?» Часто встречный вопрос, а что он должен делать (первое КТД, и ребята боятся не справиться, или боятся, что будет большой объем работы). Мы вместе с подгруппой продумываем эскиз оформления, он обычно (особенно в первых КТД) бывает по силам любому, даже не очень умелому художнику. Чаще используем цветные мелки, так как с бумагой и красками могут быть проблемы. Например, КТД «Обезъянкины в театре» включает в себя три сценки: дома, в транспорте, в театре. Спрашиваем: «Ребята! Какие ассоциации вызывают у вас слова «дом», «транспорт», «театр»? Что бы вы предложили нарисовать?» На основе их предложений рисуем триптих: «дом» - чаще предлагают нарисовать дом, маленький или большой в городе или поселке, с палисадником или без него; или уютную комнату; или камин – и внизу для верности подписывают: «Домашний очаг». «Транспорт» – рисуют автобус или трамв

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...