Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Наличие расчетного счета, печати.




Предприятие в экономической системе: понятие, функции, задачи.

 

Организации под названием «фирма» или «пред­приятие» играют вэкономических отношениях очень важную роль, поскольку большая часть благ создается на пред­приятиях, обменивается и распределяется с их помощью.

На всех этапах развития экономики основным звеном является предприятие. Предприятие - это организация в форме завода, фабрики, шахты, фермы, небольшого или крупного магазина и т. д.

Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Из определения следует, что цель деятельности предприятия - удовлетворение общественных потребностей и получения прибыли.

Основными признаками предприятия как юридического лица являются:

1. Организационное единство, предполагает организованный коллектив со своей внутренней структурой и порядком управления, объединенный общим процессом тру­да, с определенной иерархий, соподчиненности органов управления предприятием, составляющих его структуру, четкую регламентацию отношений между его участниками.

2. Наличие обособленного имущества. Предприятие должно иметь материальные, трудовые, финансовые ресурсы для выполнения своих функций и задач. При использовании этих ресурсов предприятие принимает различные оперативные решения. Степень самостоятельности в принятии этих решений зависит от того, какими правами оно обладает в отношении имущества. Предприятие имеет полную экономическую самостоятельность в том случае, если функционирует за счет собственных средств.

3. Имущественная ответственность: предприятие несет полную ответственность всем своим имуществом по различным обязательствам.

Выступает в хозяйственном обороте от собственного имени.

Наличие самостоятельного бухгалтерского баланса.

Наличие расчетного счета, печати.

Задачи предприятия проявляются в следующем:

• на уровне предприятия решаются основные экономические задачи общества (что производить, как производить, для кого производить);

• от результатов деятельности предприятия зависит эконо­мическое положение в стране в целом;

• предприятие создает рабочие места, обеспечивая заня­тость населения;

• от деятельности предприятия зависят качество продук­ции, товаров, обслуживания, удовлетворение потребностей населения;

• предприятие посредством налоговой системы формирует бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды;

• предприятие, осуществляя внешнеэкономическую дея­тельность, формирует валютные ресурсы страны;

• предприятие, используя полученную чистую прибыль, обеспечивает социальное развитие трудового коллектива.

Экономическая сущность предприятий обусловлена выполняемыми функциями:

К основным функциям предприятия можно отнести:

• выпускать высококачественную продукцию, системати­чески ее обновлять и оказывать услуги в соответствии со спросом и имеющимися производственными возможностями;

• рационально использовать производственные ресурсы с учетом их взаимозаменяемости;

• разрабатывать стратегию и тактику поведения предпри­ятия и корректировать их в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;

• систематически внедрять все новое и передовое в произ­водство, в организацию труда и управление;

• заботиться о своих работниках, росте их квалификации и большей содержательности труда, повышении их жизненно­го уровня, создании благоприятного социально-психологичес­кого климата в трудовом коллективе;

• обеспечивать конкурентоспособность предприятия и продукции, поддерживать высокий имидж предприятия;

• проводить гибкую ценовую политику и осуществлять другие функции.

 

Планирование на предприятии как основная функция управления. Методы планирования, система планов предприятия.

Эффективная деятельность предприятий в условиях рыночной экономики в значительной степени зависит от того, насколько достоверно они предвидят дальнюю и ближнюю перспективу своего развития, то есть от планирования и прогнозирования.

В условиях рыночной экономики устойчивость и успех любого хозяйствующего субъекта может обеспечить только эффективное планирование его экономической деятельности.

Именно с планирования начинается как создание, так и функционирование коммерческой организации. Многолетний опыт зарубежных фирм и российских предприятий показывает, что недооценка планирования предпринимательской деятельности в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление зачастую приводят к большим, ничем не оправданным экономическим потерям и, в конечном счете, к банкротству.

Планирование является главной функцией управления любым предприятием.

План является руководством к действию, к исполнению. Он используется для обоснования предпринимательской идеи, ее перспективности.

План — это заранее разработанная система мероприятий, определяющая последовательность их проведения для достиже­ния намеченной цели.

Таким образом, планирование — это умение видеть цели и результаты действий предприятия, определить потребность в экономических ресурсах, методы и способы решения поставленных задач, осуществляет контроль за ходом их реализации.

Планирование выполняет следующие функции:

• ориентирует руководителей на перспективное мышление;

• способствует четкой координации различных действий,
предпринимаемых руководством предприятия, а также согласованию целей и задач предприятия в целом и отдельных его подразделений;

• устанавливает оптимальные показатели хозяйственной деятельности с
последующим контролем за их динамикой;

• позволяет объективно оценить свой потенциал и соотнести его с
поставленными целями;

• обеспечение безопасности предприятия. При планировании учитываются факторы риска, чтобы избежать их или свести до минимума, т.е делает предприятие более подготовленным к внезапным изменениям экономической ситуации;

• выявляет сильные и слабые стороны деятельности предприятия;

Задачи планирования:

• предвидеть перспективу развития предприятия на будущее;

• более рационально распределять и использовать все ресурсы предприятия;

• определение хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации;

• обеспечить устойчивость бизнеса и избежать риска банкротства;

• целеустремленно, последовательно и эффективно проводить научно-техническую политику на предприятии;

• своевременно обновлять и модернизировать выпускаемую продукцию и повышать ее качество в соответствии с конъюнктурой рынка;

• повышать эффективность производства и улучшать финансовое состояние предприятия;

• обеспечивать координацию действий на предприятии;

• стимулировать сбор, анализ и использование необходимой информации;

• совершенствовать контроль за ходом производственно-хозяйственной деятельностью

Таким образом, назначение планирования как функции управления состоит в стремлении заранее учитывать по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития торгового предприятия.

Планирование имеет ряд преимуществ:

■ планирование поощряет руководителей к постоянному перспективному мышлению;

■ обеспечивает четкую координацию предпринимаемых предприятием усилий;

■ ведет к установлению оптимальных показателей деятельности для последующего контроля;

■ побуждает предприятие четче определять задачи и политические установки;

■ делает предприятие более подготовленным к внезапным переменам;

■ наглядно демонстрирует взаимосвязь обязанностей всех должностных лиц;

■ создает предпосылки для повышения образовательной подготовки менеджеров;

■ способствует обеспечению предприятия необходимой информацией для принятия решения;

■ способствует более рациональному распределению имеющихся ресурсов;

Принципы планирования (общие правила соблюдения планирования). От их соблюдения зависит эффективность планирования:

1. Принцип единства. Организация – это система. Плановая деятельность любого звена организации должна быть связана с плановой деятельностью всей организации. Изменения в планах одного из подразделений должны быть отражены в планах других подразделений;

2. Принцип участия. Процесс планирования должен привлекать к себе тех, кого он непосредственно затрагивает. Преимущества реализации принципа: 1. Каждый участник приобретает более глубокое понимание организации, знание различных сторон её жизни. Упрощается процесс обмена внутрифирменной информацией. 2. Личное участие членов организации, в том числе рядовых работников, приводит к тому, что планы становятся личными планами работающих, а участие в достижении целей организации приносит им удовлетворение. У каждого работника появляются новые мотивы к эффективному труду; в организации укрепляется командный дух. 3. Работники, занимаясь планированием, развиваются как личности, у них появляются новые навыки, знания, расширяется горизонт личных возможностей, а значит, организация приобретает дополнительные ресурсы для решения будущих задач.

3. Принцип непрерывности. Процесс планирования должен осуществляться постоянно. Неопределённость внешней среды и частые её изменения делают необходимой постоянную корректировку ожиданий относительно внешних условий и соответствующее исправление, и уточнение планов. Следует учитывать и постоянные изменения представлений фирмы о своих внутренних возможностях.

4. Принцип гибкости, связанный с принципом непрерывности, заключается в обеспечении возможности для планов менять направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств. С финансовой точки зрения обеспечение данного принципа нуждается в дополнительных затратах, причём их уровень должен соотноситься с вероятным будущим риском (затраты могут оказаться настолько высокими, что гибкость плана и связанные с этим преимущества не окупят их).

5. Принцип точности – планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности предприятия.

6. Реальность.

7. Обеспечение плановых заданий ресурсами.

8. Директивность.

Классификация видов планирования:

Признак классификации Классификационная группа
По срокам планирования • Долгосрочное планирование (от 5лет и более) • Текущее планирование (от 1 года до 5 лет) • Оперативное планирование (до года)
По функциям назначения • Производственные - план производства • Коммерческие - сбыт готовой продукции и материально-техническое обеспечение предприятия; • Инвестиционные - план техперевооружения, организационно-техническое развитие предприятия; • Социальные планы - содержание объектов социальной сферы, социальная поддержка персонала; • Планы по труду и заработной платы; • Другие планы по функциям и сферам деятельности.
По уровням управления предприятием •общефирменные планы; • планы структурных подразделений (филиал, производство, цех); • планы работ функциональных отделов; • планы работ участков и бригад.
По сферам функционирования •планирование производства; •планирование сбыта; •планирование персонала; •расширенное общее планирование.
По объектам планирования • по видам деятельности; • по конкретным продуктам, видам работ и услуг; • план выпуска новых изделий; • план по видам продукции, находящейся в процессе освоения и т.д.

Также различают следующие виды:

• последовательное планирование - новый план составляется по истечении срока действия предыдущего;

• скользящее планирование - по истечении части срока действия плана производится его ревизия на оставшийся период и составляется новый с учетом полученных фактических данных;

• гибкое планирование - пересмотр плана с учетом возникновения неоднозначных условий, гибкое планирование для накладных расходов.

Методы планирования:

При планировании деятельности предприятий применяют следующие основные методы: балансовый, нормативный, факторный, расчетно-аналитический, экономико-математический, экстраполяции, интерполяции .

Балансовый метод предусматривает использование в планировании балансов, назначение которых состоит в увязке имеющихся в наличии у предприятия материальных и финансовых ресурсов с фактической потребностью в них. При использовании этого метода составляют различного рода балансы:

• материальные (балансы топлива, электроэнергии, оборудования, строительных материалов и т. д.);

• трудовые (баланс рабочей силы, баланс рабочего времени);

• финансовые (баланс денежных доходов и расходов, ухгалтерский баланс, кассовый план и др.);

• комплексные (баланс производственной мощности).

Сущность нормативного метода состоит в том, что для расчета того или иного планового показателя применяются нормы и нормативы (нормы расхода сырья и материалов, нормы выработки и обслуживания, трудоемкость, нормы численности, запасы сырья, материалов и топлива, незавершенного производства, финансовые нормативы и др.)

Используемые нормативы бывают трех видов: единые, отраслевые и специальные. Единые нормативы применяются во всех отраслях и сферах деятельности: например, транспортные тарифы, оплата комму­нальных услуг (отопление, электроэнергия, водоснабжение и т.п.), ставки большинства налогов и др.

Факторный - на основе расчетов влияния важнейших факторов на изменение плановых показателей;

Расчетно-аналитический метод планирования используется в том случае, когда отсутствуют технико-экономические нормативы. Сущность этого метода заключается в том, что расчеты плановых показателей производятся на основе анализа достигнутого уровня, их развития, принимаемого за исходную базу, и индексов их изменения в плановом периоде.

На его основе определяются такие важнейшие показатели производственно-торговой деятельности, как объем товарооборота, сумма доходов и прибыли, расходы по труду и заработной плате и др.

- экстраполяции - выявленные в прошлом тенденции развития предприятия распространяются на будущий период;

- интерполяции - предприятие устанавливает цель в будущем и, исходя из нее, определяет промежуточные плановые показатели;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...