Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Воспитание личности в сочетании с физическим развитием спортсменов




          

Перебирая в памяти череду событий, мне вспомнилось то, почему я стал уделять воспитательному процессу ещё больше внимания. Оглянувшись на нашу многострадальную историю, начинаешь понимать, почему мы такие живучие. А это потому, что мы постоянно находимся в экстремальной ситуации. Куда не глянь, кругом нас поджидают большие и малые испытания.

Большинство спортивных секций и клубов находилось в общеобразовательных школах, а школьная жизнь – это особый мир со своими законами и правилами, и в этом мире юных спортсменов поджидали совсем не связанные с учёбой ситуации. Однажды в школе № 4 произошло чрезвычайное происшествие. Группа подростков, не учащаяся в данном учебном заведении, проникла в школу и стала вымогать у школьников деньги. Тех, кто отказывался отдавать имеющиеся средства, жестоко избивали. Родители потерпевших после всего произошедшего, конечно, написали заявления в полицию, но не только этот фактор стал основным в прекращении посягательств на детей. Дело в том, что изо всех старших классов нашлись только два ученика, которые не только отказались выполнять требования вымогателей, но и оказали им сопротивление. Это были ребята из спортивного клуба «Суворовец» Иркутской городской общественной организации «Федерация рукопашного боя».  

В конце концов, справедливость восторжествовала, и можно было бы поставить на этом точку, в надежде, что для остальных хулиганов это послужит показательным примером. Но затишье длилось не долго. На смену одной группировке пришла другая, воодушевлённая романтизмом лёгкой наживы. Через несколько месяцев после описываемых событий, атаке подверглась уже школа № 18. На защиту подвергшихся избиению и вымогательству ребят опять встали суворовцы, чем вызвали неудовольствие со стороны претендующих на право быть распорядителями чужих средств и материальных ценностей. Но это противостояние выиграла светлая сторона. И хулиганы вернули отнятые у ребят вещи. Тогда для многих стало очевидным, что пришло время менять существующее положение дел. Поэтому ребята, под эгидой Иркутской городской общественной организации «Федерация рукопашного боя», не стали дожидаться новых поползновений со стороны разного рода проходимцев и любителей лёгкой наживы, решили организовать в школах суворовские дружины. Тем более это не противоречило с рекомендацией департамента образования г. Иркутска усилить работу клубов по участию ребят в деле самоуправления.             Ребятами и их старшими помощниками было разработано положение о работе дружин, о её функциях и организационной структуре. Была написана песня для суворовских дружин, разработан кодекс чести. Все эти документы и наработки были поданы на рассмотрение администраций трёх школ. В то время, пока директора школ определялись, что им делать с инициативой школьников, ребята создали Советы дружин и выбрали руководителей. Все те, кто взялся за это дело, прекрасно понимали, какой груз ответственности они на себя взвалили. Стало ясно - чтобы стать настоящим лидером, мало быть только хорошим спортсменом, надо быть ещё ко всему прочему инициативным и умелым организатором.

Пока утрясались некоторые моменты, необходимо было сделать первые шаги - разбить всех ребят по звеньям, выбрать звеньевых и очертить круг обязанностей. Примечательно, что в состав дружин вошли ребята разных слоёв нашего неоднородного общества. Ведь для тех ребят, кто пришёл тренироваться в спортивный кружок, секцию это не просто увлечённость, а это осознанный выбор системы взглядов на жизнь, где дружба и взаимовыручка одни из самых главных составляющих.

Но со временем проявилась и другая сторона медали в воспитательном процессе, которая заставила меня посмотреть вовнутрь существующей организации. Занимаясь тренерской работой, я нередко сталкивался с негативными моментами поведения спортсменов с громким спортивным именем в быту, а порой и с необоснованной жестокостью ряда представителей спортивной элиты. Почему это происходило, почему неадекватное поведение становилось нормой? Надо было срочно ответить на этот вопрос. И найти эффективное противодействие.

Я отношу себя к спортсмену и тренеру, который воспитывался в другой социально-экономической формации, чем существует сейчас. И в наше время были случаи, когда спортсмены совершали весьма серьёзные проступки и преступления перед Законом. Но в те годы это были исключительные случаи, вызывающие порицания. Многое изменилось с тех пор, а самое главное люди, многие занимающиеся педагогической деятельностью, по тем или иным причинам отказались от самой сущности воспитательного процесса. Отказ от стройной педагогической системы воспитания спортсменов и привёл к негативным последствиям.

Возьмём, к примеру, учебное пособие по теории и методики бокса В. А. Стрельникова - «Педагогика бокса». Вот что он пишет: «Процесс воспитательных воздействий в спорте должен протекает целенаправленно и организованно. Объективной основой физического и духовного развития человека и закономерности организации всей социальной системы воспитания…

… Дисциплина во всём. Она - важный фактор в жизни спортсмена. Спортсмен должен быть честен, доброжелателен, великодушен, скромен и т. д. носителем добра, доблести, справедливости - рыцарь ХХ века (отдаст свои лыжи, фляжки с водой, личный инвентарь – в ущерб победе, исправляет судейские ошибки, уступая в очках, не бьют в незажившую бровь ит. д. )»

Для многих это покажется какой-то наивностью в наш жестокий и несправедливый век. Но именно благодаря этим принципам можно сохранить высокое звание спортсмена. Но для этого спортсмен должен быть высокоинтеллектуальным человеком.

В. А. Стрельников пишет: «Бокс является эффективным средством развития интеллектуальных способностей, когда в процессе боя боксёр должен уметь быстро и правильно решать множество тактических задач, что всецело зависит от скорости и продуктивности таких психических процессов, как внимание, память, мышление и др.

Интеллектуальная подготовка спортсмена представляет собой процесс воспитания интеллектуальных способностей, непосредственно проявляемых в специальной спортивной деятельности.

И конечно, наибольшая роль принадлежит книгам, которые обогащают интерес к овладению новыми средствами подготовки, делает его сильнее, целенаправленнее, приучает правильно мыслить.

Мыслящий спортсмен станет искусно искать рациональное средство достижения победы с наименьшей затратой сил. Необходимо больше читать, т. к. каждая прочитанная книга – шаг вперёд для дальнейших спортивных успехов»

Хочу добавить к выше изложенному, что приученный мыслить спортсмен никогда не позволит себе совершить необдуманных спонтанных поступков не только во время спортивных состязаний, но и в повседневной жизни, руководствуясь сиюминутными эмоциями.

К сожалению, анализируя электронные странички многих своих спортсменов, я натолкнулся на факты того, что большинство из них вообще не читают книг и не считают это нужным лично для себя. Они ошибочно полагают, что можно вполне обойтись электронными источниками информации. На мой взгляд - это глубокое заблуждение. Например, когда молодой человек заходит в Интернет, у него появляется соблазн ознакомиться с другой побочной информацией, которую навязчиво через рекламу выдаёт компьютер, т. е. сразу появляются сбивающие факторы, ассеивающие концентрацию внимания на действительно нужных вещах. Иногда информация выдаётся без авторства и при этом невозможно проследить правдивость предлагаемого материала. Я уже не говорю о разной другой ерунде, которая через Интернет попадает в неокрепшие умы подрастающего поколения.

Но и современные печатные издания несут в себе элемент несовершенства, вызванные реалиями нашего времени. Во многих современных книгах и брошюрах по единоборствам вообще отсутствуют разделы по воспитанию спортсменов.  

Чтобы восполнить этот пробел осенью 2011 года в Иркутске увидел свет информационный вестник «Бойцовский клуб». Выпуск вестника стал возможным благодаря усилиям моего ученика М. Кузакова, который смог объединить усилия заинтересованных лиц, в том числе и меня по созданию нового печатного издания. Через это издание мы попытались повлиять на формирование личности спортсмена, заняться просвещением населения и привлечь к занятиям широкие массы занимающи

Для нас это был информационный прорыв, оценить который мы смогли только через несколько лет.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...