Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Победа стран антигитлеровской коалиции над блоком фашистских государств привела к радикальным изменениям на международной арене.




Это проявилось, во-первых, в росте авторитета и влияния Советского Союза при решении геополитических вопросов, связанных с послевоенным устройством стран Европы и Юго-Восточной Азии. При его активной помощи в ряде стран Центральной и Восточной Европы произошли народно-демократические революции и к власти пришли левые демократические силы.

Во-вторых, в самих капиталистических странах необычайно возросло влияние коммунистов. Они даже были избраны в парламенты и вошли в правительства ряда стран Западной Европы. Это заставило империалистические круги объединиться и организовать «крестовый поход» против мирового коммунистического движения и его вдохновителя - СССР.

Отношения СССР с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции резко меняются. От сотрудничества они переходят к «холодной войне», т.е. к жесткой конфронтации на мировой арене, сопровождающейся свертыванием экономических и культурных связей, острейшей идеологической борьбой и враждебными политическими акциями, переходящими даже в локальные военные конфликты. Переход к «холодной войне» объясняется не только необходимостью борьбы с коммунистическим влиянием, но и претензиями США на мировое господство. После окончания второй мировой войны США стали самой мощной державой, обладающей огромным экономическим и военным потенциалом. До конца 1940-х гг. они сохраняли монополию на обладание атомного оружия.

Изменения на международной арене определили основные задачи внешней политики Советского государства. К их числу прежде всего относится заключение мирных договоров с прежними сателлитами Германии и формирование у западных границ СССР «сферы безопасности». В процессе послевоенного мирного урегулирования в Европе произошли значительные территориальные изменения, в том числе и на западных границах СССР. Была ликвидирована Восточная Пруссия, часть территории которой передана Польше, а города Кенигсберг и Пиллау с прилегающими к ним районами присоединены к СССР и образовали Калининградскую область РСФСР. К Литовской ССР отошла территория Клайпедской области, а также часть территории Белоруссии. К Эстонской ССР была присоединена часть Псковской области РСФСР.

В 1945 - 1948 гг. состоялось подписание двусторонних договоров Советского Союза с Польшей, Чехословакией, Венгрией, Румынией, Болгарией, Албанией и Югославией. Согласно советско-чехословацкому договору о Закарпатской Украине от 26 июня 1945 г., ее территории были присоединены к Украинской ССР. Граница СССР с Польшей, согласно договору о советско-польской государственной границе от 16 августа 1945 г., была установлена с небольшими изменениями в пользу Польши. В целом она соответствовала «линии Керзона», предложенной странами Антанты в 1920 г.

На Дальнем Востоке на основе договоренностей, достигнутых на Крымской, Советскому Союзу была возвращена южная часть Сахалина и переданы все Курильские острова. Кроме мирных договоров, со странами Восточной Европы СССР подписывал также договоры о дружбе и взаимной помощи. Последние были подписаны также с Китайской Народной Республикой (КНР) и Корейской Народно-Демократической Республикой (КНДР).

Одним из важных вопросов международной политики стал вопрос о послевоенном устройстве мира. В 1946 г. по нему разгорелись острые дискуссии между бывшими союзниками. До лета 1949 г. еще проводились регулярные совещания министров иностранных дел США, Англии, Франции, Китая и СССР, на которых бывшие союзники пытались найти компромисс. Однако принятые решения в большинстве своем оставались на бумаге.

В усилении противостояния большое значение имело принятие администрацией США в 1947 г. «плана Маршалла». План предусматривал оказание экономической помощи европейским странам за счет инвестиций США, взамен которых страны должны были придерживаться демократической модели развития. Для участия в конференции по этому поводу были приглашены СССР и страны народной демократии. Но Советское правительство, понимая, что под видом экономической помощи США создавали в Европе мощный заслон против «советской экспансии», отказалось участвовать в этом проекте От участия отказались и страны Восточной Европы. Впоследствии план Маршалла помог стабилизации европейской экономики, но закрепил разделение мира на две части - Восток, Запад. Противостояние между ними усиливается до такой степени, что возникают два военных блока: в апреле 1949 г. - Североатлантический союз (НАТО), а в мае 1955 г. - Организация Варшавского Договора (ОВД). В НАТО вошли США, Великобритания, Франция, Канада, Бельгия, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Дания, Исландия, Люксембург, позднее Турция, Греция и ФРГ. В ОВД вступили европейские страны народной демократии, кроме Югославии. Основой конфронтации в послевоенном мире на долгое время стали отношения между двумя сверхдержавами - СССР и США.

Укреплению позиций США в различных регионах мира способствовало образование других военных блоков. В 1951 г. появился блок АНЗЮС в составе Австралии, Новой Зеландии и США. В 1955 г. сложился блок СЕНТО, в который входили США, Великобритания, Турция, Иран и Пакистан. В 1954 г. было объявлено о создании блока СЕАТО, объединившего США, Великобританию, Францию, Австралию, Новую Зеландию, Таиланд, Филиппины и Пакистан.

Участвовать в возможной войне у СССР не было ни сил, ни средств, поэтому для него борьба за мир становится наиболее актуальной. Одним из основных механизмов поддержания мира являлась Организация Объединенных Наций (ООН), образованная в октябре 1945 г. по решению стран-победительниц. В ее состав вошло 51 государствоВавгусте 1948 г. возникает международное движение сторонников мира, первый конгресс которого прошел в Париже в 1949 г. В его работе приняли участие представители 72 стран.

Самой жгучей проблемой послевоенного периода в Европе было решение германского вопроса. Еще во время войны союзниками рассматривались планы расчленения Германии. После войны этот вопрос приобрел особую остроту. Разделенная на четыре зоны оккупации и не имевшая единого правительства, Германия оставалась важным субъектом международных отношений. От ее будущего устройства зависел баланс сил в послевоенной Европе. В 1948 г. оккупационные зоны США, Англии и Франции слились в «Тризонию», где формировалась социально-экономическая система западного образца, а в оккупационной зоне СССР началось построение модели сталинского социализма. В июне 1948 г. разразился первый Берлинский кризис, когда союзники объявили о проведении денежной реформы в «тризонии» и включении ее в сферу экономической помощи по плану Маршалла. Под угрозу были поставлены экономические и политические интересы СССР. Советские войска полностью блокировали Западный Берлин, и двухмиллионное население города в течение 324 дней снабжалось западными союзниками с помощью «воздушного моста». Без внимания остались предложения Сталина о снятии блокады в обмен на отказ от идеи разделения Германии.Осенью 1949 г. в западной зоне была образована Федеративная Республика Германии со столицей в Бонне. В качестве ответной меры в восточной оккупационной зоне возникла Германская Демократическая Республика со столицей в Берлине.

Одним из ведущих направлений внешней политики СССР в послевоенный период стало установление дружественных взаимоотношений и поддержание тесных связей со странами Восточной Европы, ставшими на путь социализмаВ 1949 г. в целях расширения экономического сотрудничества и торговли между социалистическими странами был создан Совет Экономической Взаимопомощи. В его состав вошли Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия

Внешняя политика СССР после смерти Сталина. Период, последовавший после смерти Сталина и продолжавшийся до XX съезда КПСС, во внешней политике характеризовался непоследовательностью и колебаниями. Наряду с увеличением политических контактов, возобновлением консультаций между советскими и западными лидерами по ряду кардинальных вопросов, в том числе по вопросам сокращения вооружений,нормализацией отношений с некоторыми странами, включая Югославию, во внешней политике СССР в значительной степени сохранялись сталинские установки. Наиболее ярким примером тому явилось вооруженное подавление силами Советской Армии антиправительственных и антисоциалистических

В мае 1955 г. в Женеве главы правительств СССР, США, Великобритании и Франции заключили государственный договор с Австрийской республикой, согласно которому восстанавливалась суверенная, нейтральная и независимая Австрия, а к сентябрю 1955 г. из страны выводились оккупационные войска держав - победительниц.

Некоторое смягчение противостояния в Европе и на Дальнем Востоке сочеталось с усилением поддержки со стороны СССР коммунистических повстанческих движений в Юго-Восточной и Южной Азии, Латинской Америке и Африке. Середина 50-х гг. была периодом одного подъема повстанческого движения в Азии. В это время просоветские и прокитайские коммунистические движения действовали в обширных районах Малайзии, Таиланда, Южного Вьетнама и даже Индии. Коммунисты входили в правительства Индонезии, Северного Вьетнама. Массированная помощь СССР и Китая делала реальной возможность прихода коммунистов к власти в ряде стран и оттеснение из региона США и других западных государств. Позиция СССР в «третьем мире» негативно сказывалась на международных отношениях в целом и на взаимоотношениях СССР с развитыми странами.

46. Перестро́йка — общее название нового курса советского партийного руководства, совокупности политических и экономических перемен, происходивших в СССР с 1985 по 1991 годы.

Первый этап (март 1985 — январь 1987)Этот период характеризовался признанием некоторых недостатков существовавшей политико-экономической системы СССР и попытками исправить их несколькими крупными кампаниями административного характера (т. н. «Ускорение») — антиалкогольная кампания, «борьба с нетрудовыми доходами», введение госприёмки, демонстрация борьбы с коррупцией. Какие-либо радикальные шаги в этот период пока не предпринимались, внешне практически всё оставалось по-старому. В то же время в 1985-86 годах была произведена замена основной массы старых кадров брежневского призыва на новую команду управленцев. Именно тогда в руководство страны были введены А. Н. Яковлев, Е. К. Лигачёв, Н. И. Рыжков, Б. Н. Ельцин, А. И. Лукьянов и другие активные участники будущих событий.

Второй этап (январь 1987 — июнь 1989)Попытка реформирования социализма в духе демократического социализма. Характеризуется началом широкомасштабных реформ во всех сферах жизни советского общества. В общественной жизни провозглашается политика гласности — смягчение цензуры в СМИ и снятие запретов с того, что раньше считались табу. В экономике узаконивается частное предпринимательство в форме кооперативов, начинают активно создаваться совместные предприятия с зарубежными компаниями. В международной политике основной доктриной становится «Новое мышление» — курс на отказ от классового подхода в дипломатии и улучшение отношений с Западом. Часть населения охвачена эйфорией от долгожданных перемен и невиданной по советским меркам свободы. Вместе с тем, в этот период в стране начинает постепенно нарастать общая неустойчивость: ухудшается экономическое положение, появляются сепаратистские настроения на национальных окраинах, вспыхивают первые межнациональные столкновения.

Третий этап (июнь 1989—1991)Заключительный этап, в этот период происходит резкая дестабилизация политической обстановки в стране: после Съезда начинается противостояние коммунистического режима с возникшими в итоге демократизации общества новыми политическими силами. Трудности в экономике перерастают в полномасштабный кризис. Достигает апогея хронический товарный дефицит: пустые полки магазинов становятся символом рубежа 1980—1990-х. Перестроечная эйфория в обществе сменяется разочарованием, неуверенностью в завтрашнем дне и массовыми антикоммунистическими настроениями. С 1990 года основной идеей становится уже не «совершенствование социализма», а построение демократии и рыночной экономикикапиталистического типа. «Новое мышление» на международной арене сводится к односторонним уступкам Западу, в итоге чего СССР утрачивает многие свои позиции и фактически перестает быть сверхдержавой, еще несколько лет назад контролировавшей половину мира. В России и других республиках Союза к власти приходят сепаратистски настроенные силы — начинается «парад суверенитетов». Закономерным итогом такого развития событий стали ликвидация власти КПСС и распад Советского Союза.

47. В трудных условиях послевоенного условия государство изыскивало средства для развития науки, народного образования, искусства.
Характерной чертой развития культуры было усиление вмешательства партийно- государственного аппарата в культурную жизнь общества.
Требования к работам творческой интеллигенции нашли тражение в постановлениях ЦК партии во вопросам литературы и искусства. (о журналах Звезда и Ленинград)
Многие известные советские ученые-Минц,Разгон и др. были обвинены в искажении истории советского общества.
Вмешательство в творческую деятельность представителей культуры вызвали глубокие деформации в развитии духовной сферы жизни общества.
Восстановление разрушенных и строительство новых школ позволили значительно расширить контингент учащихся.Полкчили развитие школы рабочец молодежи.
Стали вновь действовать Академии наук на Украине, в Литве,Белоруссии. Были созданы Академии наук в Казахстане,Латвии, Эстонии. Открылись новые научно-исследовательские институты.
Советские ученные активно трудились в ракетно-космической области. Под руководством Королева были созданы баллистическая ракета и пилотируемые космические корабли. 4октября 1957г был запущен первый в мире искусственный спутник Земли.
12 апрея 1961г Гагарин первым совершил полет вокруг земного шара на космическом корабле Восток.

48. В трудных условиях послевоенного условия государство изыскивало средства для развития науки, народного образования, искусства.
Характерной чертой развития культуры было усиление вмешательства партийно- государственного аппарата в культурную жизнь общества.
Требования к работам творческой интеллигенции нашли тражение в постановлениях ЦК партии во вопросам литературы и искусства. (о журналах Звезда и Ленинград)
Многие известные советские ученые-Минц,Разгон и др. были обвинены в искажении истории советского общества.
Вмешательство в творческую деятельность представителей культуры вызвали глубокие деформации в развитии духовной сферы жизни общества.
Восстановление разрушенных и строительство новых школ позволили значительно расширить контингент учащихся.Полкчили развитие школы рабочец молодежи.
Стали вновь действовать Академии наук на Украине, в Литве,Белоруссии. Были созданы Академии наук в Казахстане,Латвии, Эстонии. Открылись новые научно-исследовательские институты.
Советские ученные активно трудились в ракетно-космической области. Под руководством Королева были созданы баллистическая ракета и пилотируемые космические корабли. 4октября 1957г был запущен первый в мире искусственный спутник Земли.
12 апрея 1961г Гагарин первым совершил полет вокруг земного шара на космическом корабле Восток.

49Еще в мае - июне 1990 г. состоялся I Съезд народных депутатов России, на котором председателем Президиума Верховного Совета РСФСР был избран Б.Н. Ельцин (См. дополнительный иллюстративный материал). 12 июня 1990 г. Съезд принял Декларацию о государственном суверенитете России. Официально Россия стала именоваться Российская Федерация - Россия. В составе России находилось 89 регионов, включая 21 автономную республику. Государственный аппарат состоял из двухступенчатой системы органов представительной власти - Съезда народных депутатов и двухпалатного Верховного Совета (См. дополнительный иллюстративный материал). Главой исполнительной власти являлся всенародно избранный президент Б.Н. Ельцин. Он же являлся главнокомандующим Вооруженными силами РФ.

Осенью 1991 г. экономическое положение СССР было катастрофическим. Выйти из этой ситуации можно было только путем радикальной экономической реформы. Союзный центр уже не мог провести такую реформу, так как реальной властью обладали новые структуры во главе с президентом РФ Б.Н. Ельциным. Б.Н. Ельцин заявил о своём стремлении продолжить курс реформ.

В ноябре 1991 г. первым заместителем председателя правительства РФ по вопросам экономической политики, министром экономики и финансов был назначен либеральный учёный - экономист Е.Т. Гайдар. Е.Т. Гайдару было 36 лет, он являлся внуком советского детского писателя А.П. Гайдара (См. дополнительный иллюстративный материал) и писателя - сказочника П.П. Бажова, получил образование на экономическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова, стал доктором экономических наук, весной 1991 г. возглавил созданный по его инициативе Институт экономической политики при Академии народного хозяйства СССР. Имя Е.Т. Гайдара в какой - то степени являлось олицетворением самих реформ, на него и его команду руководство страны возлагало большие надежды.

Е.Т. Гайдар и возглавляемая им команда "молодых реформаторов" для скорейшего перехода к рынку, как самой эффективной экономической модели, предложили осуществить преобразования в следующей последовательности:

переход к свободным ценам (либерализация цен);

либерализация торговли;

приватизация государственной собственности.

Либерализация цен

Советские деньги 1961 г.Российские деньги 1992 г. Гиперинфляция: сравнение номиналов советских денег 1961 г. и российских денег 1992 г.

В начале 1992 в стране начала проводиться радикальная экономическая реформа, в частности, 2 января вступил в силу указ президента о либерализации цен. Уже в первые месяцы года рынок стал наполняться потребительскими товарами, но монетарная политика эмиссии денег (в том числе и в бывших союзных республиках) привела к гиперинфляции: резкому снижению реальных зарплат и пенсий, обесцениванию банковских накоплений, резкому падению уровня жизни.

Экономика, вышедшая из-под контроля правительства, страдала от финансовых спекуляций, падения курса рубля по отношению к твёрдой валюте. Кризис неплатежей и замена денежных расчётов бартером ухудшали общее состояние хозяйства страны. Результаты реформ стали очевидны к середине 1990-х годов. С одной стороны, в России начала формироваться многоукладная рыночная экономика, улучшились политические и экономические связи со странами Запада, была провозглашена в качестве приоритета государственной политики защита прав и свобод человека. Но в 1991—1995 ВВП и промышленное производство упали более чем на 20 %[3], уровень жизни большинства населения резко снизился, а средний класс составил 15—20 % населения к 1997—1998.

Приватизация

Ряд крупнейших сырьевых предприятий были приватизированы на залоговых аукционах и перешли в руки новых владельцев по ценам, многократно заниженным по сравнению с их реальной стоимостью. Сто сорок пять тысяч государственных предприятий было передано новым владельцам пов десятки тысяч раз заниженной общей стоимости всего около одного миллиарда долларов.

В результате приватизации в России сформировался класс так называемых «олигархов». В то же время, появилось колоссальное количество людей, живущих ниже уровня бедности.

Большая часть населения России негативно относится к итогам приватизации. Как показывают данные нескольких социологических опросов, около 80 % россиян считают её нелегитимной и выступают за полный или частичный пересмотр её итогов. Около 90% россиян придерживаются мнения, что приватизация проводилась нечестно и крупные состояния нажиты нечестным путем (с этой точкой зрения согласны 72 % предпринимателей). Как отмечают исследователи, в российском обществе сложилось устойчивое, «почти консенсусное» неприятие приватизации и образованной на её основе крупной частной собственности[1].

Результаты реформ

Под влиянием гиперинфляции произошла глубокая деформация всех стоимостных пропорций и соотношения цен на продукцию отдельных отраслей, изменившая стоимостные основания финансовой, бюджетной и кредитно-денежной системы. Индекс потребительских цен с 1992 г. по 1995 г. увеличился в 1187 раз, а номинальная зарплата — в 616 раз. Тарифы на грузовые перевозки увеличились за те годы в 9,3 тыс. раз, а индекс цен реализации продукции сельского хозяйства производителями продукции повысился всего в 780 раз, в 4,5 раз меньше, чем в промышленности. Неравновесие доходов и расходов достигло за годы преобразований такого уровня, что механизм неплатежей перестал справляться с его сбалансированием. (Бабашкина А. М. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб.пособие. — М: Финансы и статистика, 2005.)

Структура промышленного производства за годы преобразований также изменилась. Произошло снижение наукоемких производств, техническая деградация экономики, свертывание современных технологий. Падение производства в России по своим масштабам и длительности значительно превысило все известные в истории кризисы мирного времени. В машиностроении, промышленном строительстве, легкой, пищевой промышленности и во многих других важнейших отраслях производство сократилось в 4—5 раз, расходы на научные исследования и конструкторские разработки — в 10 раз, а по отдельным направлениям — в 15—20 раз.[источник не указан 247 дней] Главным источником экспортных доходов являлись сырьевые ресурсы. Удельный вес сферы услуг вырос, однако доля личных услуг сократилась, а доля услуг сферы обращения увеличилась.[источник не указан 247 дней] Экспорт сырья позволял финансировать первоочередные бюджетные нужды, но внешнеэкономические связи выступали скорее как текущий конъюнктурный стабилизатор экономики, а не механизм повышения конкурентоспособности. Иностранные кредиты, полученные Россией на преобразования и стабилизацию экономики являлись важным средством сбалансированности бюджета.[источник не указан 247 дней]

При переходе к рыночной экономике появился рынок труда, увеличилась безработица. По методологии Международной организации труда (МОТ), на начало 2003 г. безработными были 7,1 % экономически активного населения (без учета скрытой безработицы). Разрыв между минимальными и максимальными уровнями безработицы по регионам составил 36 раз.

В конце 1998 и начале 1999 годов обозначилась тенденция к экономическому росту. После девальвации августа 1998 г. была резко снижена конкурентоспособность импорта, что увеличило спрос на отечественные товары пищевой промышленности и других отраслей. Важнейшим фактором экономического роста являлся рост объемов производства на всех предприятиях топливно-энергетического комплекса, где стремились компенсировать убытки от падения цен на мировых рынках — экспорт по стоимости сокращался в течение 1998 г., в физических объемах — увеличивался.

Либерализация ценообразования сняла проблемы товарного дефицита конца 90-х, но вызвала снижение жизненного уровня большинства населения, гиперинфляцию (ликвидации сбережений).

Ряд экономистов полагает, что причиной экономического подъёма в России (и других странах бывшего СССР) начиная с 1999 года является, прежде всего, переход от плановой к рыночной экономике, осуществлённый в 1990-е годы.

Распад СССР поставил перед Российской Федерацией, как и перед другими республиками бывшего Союза, проблему обеспечения самостоятельного государственного существования, задачи становления новой российской государственности.

В связи с этим перед руководством страны, общественно-политическими партиями и движениями, заинтересованными в демократической и сильной России, остро встала задача поиска цивилизованной системы ее государственного устройства в условиях современных преобразований. Необходимо было совершить переход к социально ориентированной рыночной экономике и демократическим методам руководства, создать правовые основы российской государственности, построить такое государство, которое надежно и эффективно служит своему народу, устанавливает и гарантирует порядок, охраняет общество от анархии и произвола; защищает от любых угроз извне; гарантирует комплекс социальных благ, в первую очередь, тем, кто сам не в состоянии реализовать предоставленные государством возможности.

Политическое развитие России в первые годы после распада СССР было связано с конституционным оформлением российской государственности. Прежде всего, стали создаваться президентские структуры – Совет Безопасности и Президентский Совет, в регионах вводился институт представителей президента, которые осуществляли властные полномочия в обход местных советов.

Правовая основа российской государственности в конце 1991 - начале 1992 гг. была довольно противоречивой. Она базировалась на законах, унаследованных от СССР, и законах РСФСР как составной части Союза. Такая противоречивость конституционной базы России была объективно обусловлена ее эволюционным переходом к новым принципам построения государства, общества и взаимоотношений между ними.

В целях мирного разрешения противоречий Президент и Правительство России искали решения при помощи Конституционного соглашения, апрельского референдума 1993 г. о доверии Президенту и поддержке народом курса реформ, конституционного совещания. Хотя большинство участников апрельского референдума высказались в поддержку Б.Н.Ельцина, конфронтация политических сил в стране, особенно в Москве и ряде других городов, росла, порой выливалась в массовые манифестации, сопровождавшиеся столкновениями с милицией и жертвами среди участников.

21 января 1993 г. Президент РФ Б.Н. Ельцин издал указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в России». В нем он объявил о роспуске Верховного Совета, Съезда народных депутатов России и проведении выборов в двухпалатное Федеральное Собрание, а также выборов Президента России в июне 1994 г.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...