Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Билет 8. Сущность и модель стратегического управления

Билет 1. Предмет и функции управления. Управление и предпринимательство.

Объект – то, на что направлено властное воздействие объекта управления. Объектом управления могут быть физические и юридические лица, социальные, социально-экономические системы и процессы.
Субъект – физ/юр лицо, к-ое осуществляет властное воздействие. В процессе управления лежат: властные полномочия субъекта управления, его организационно-распорядительные, эк-ие и морально-этические рычаги воздействия.
Функции: Планирование, контроль, мотивация, организация
+коммуникации, принятия управ решения, управления, руководства(лидерства)
Управление – это эффективное достижение цели организации посредством планирования, организации, мотивации и контроля над организационными ресурсами
Бизнес — деят-ть, направленная на получение прибыли; любой вид деят-ти, приносящий доход или иные личные выгоды.


Билет 2. Статус менеджера. Требования к современному менеджеру. Уровни управления.

Менеджер - ч-к, наделенный полномочиями принимать управ решения и осуществлять их выполнение

Требования:

1) Ориентация на людей, так как люди - это самый жизненно важный ресурс организации.

2) Дух соперничества, то есть умение добиваться успеха в условиях острой конкуренции.

3) Внешняя перспектива, то есть способность вступать в союзы и добиваться поддержки извне, в том числе у ключевых фигур.

4) Ориентация на системы, то есть системное управление как решение задачи дирижирования "информационным оркестром".

5) Гибкость и способность принимать решения в условиях неопределенности.

6) Ориентация на будущее.
Уровни: низшего (операционные руководители), среднего; Рук-тели высшего звена

 

Билет 3. Управление в коммерческой фирме и на государственной службе: сходства и различия

 

1.Планирование на гос службе исходит из цели устанавливаемых высшими органами власти, а в конечном счете потребителями;
2. Организация. Жесткая иерархия, бюрократический стиля упр-ия
3. Мотивация
4. Контроль - вышестоящими органами + населением (СМИ, общ. орган-ии)

 

Билет 4. Научная организация труда Тейлора, Гантт, Гилберты(1885)

 

Занимаются анализом причин низкой эффективности предприятий
Рук-ль должен разработать стандартный метод выполнения задач.
Работники должны обучаться стандартным методам труда.
Гилберты: фото всех движений и их удаление.
«+» 1. Научно обоснован тезис о значении высокой з/п.(дифф з.п)
2. -/-/- важность обучения работников
«-» 1. Нет межличностных отношений;
2. Не учитывается индивидуальность чел-ка
«управлением посредством заданий.

«научное управление» Л. Брандвйс.

 

Основные принципы Фредерика Тейлора:

1. Научное изучение каждого вида труда

2. Обучение рабочих и менеджеров на основе научных критериев.

3. Равномерное и справедливое распределение обязанностей.

4. Взаимодействие администрации с рабочими. Тейлор считал, что в обязанности руководителя входит отбор людей, способных удовлетворить рабочие требования, а затем подготовить и обучить этих людей для работы в конкретном направлении.

 

Билет 5. Административная(классич) школа А. Файоль (1920)


Создание универсальных принципов управления, к-ые м/б использованны в различн. Организациях.


управление - универсальный процесс, состоящий из таких функций управления, как планирование, организация, мотивация, контроль и координация, предложили системат-ную ТУ всей организацией (с помощью деления организации на подразделения, выполняющие основные ф-ии – финансы, произ-во, маркетинг).

Задача– создание универсальных принципов управления, соблюдая которые организация будет успешно функционировать.

 

Принципы управления: единоначалие (обеспечивает единство точки зрения, единство действия и единство распорядительства), разделение труда (специализация), дисциплина, единство руководства справедливость, власть и ответственность, вознаграждение, инициатива (обдумывание и выполнение плана), порядок, централизация, корпоративный дух.

Билет 6. Школа человеческих отношений

Основатели школы человеческих отношений: Элтон Мэйо и Фриц Ротлисбергер.

 

Особенность школы человеческих отношений в управлении: смещение акцента с управления работой на управление людьми, персоналом.

 

Э. Мэйо: передовые приемы в сфере организации произв-ва и высокая з/п не дают желаемого рез-та, если соц-ая атмосфера в трудовом коллективе не содействует высокой результативности труда. Призывал к улучшению отношений между предпринимателями и работниками.

 

Групповые ценности важным условием научной организации управления. Они подвергали критике тейлоризм, ограничивающий задачи управления стимулированием индивидуальных усилий рабочих.
Человек – как фактор произв-ва.

ШЧО: 1.Если работник не справляется со своими обязанностями, то это, в первую очередь, вина руководителя. 2. Если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности работников должен возрастать, что будет вести к увеличению производительности.

«-» игнорирование вопросов самоуправления и самоорганизации рабочих в произв-ве, учеными был явно завышен уровень воздействия на рабочих с помощью соц-психол-их методов.

 

Билет 7. Школа науки управления.(Количеств) Процессный, системный и ситуационные подходы.
Акофф, Л. Берталанфи, С. Вир.

Школа использовала точные науки (экономико-математические методы, статистику, кибернетику) для решения управленческих задач. Представители способствовали глубокому пониманию сложных управленческих проблем, применяли точные методы для принятия решений в сложных ситуациях. Поводом к применению ЭММ и точных методов в управлении послужило внедрение и развитие компьютерной техники.

Процессный (Файоль)– управление является непрерывной серией взаимосвязанных действий или функций. Управление рассм как процесс. Процесс управления – общий объем непрерывных взаимосвязанных действий или функций.

Системный( Бл, Са,Юд ) — Совокупность взаимосвязанных элементов элементов, функционирующих как единое целое. Имеет выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Теория познания и диалектики.
Ситуационный (Гом, Кун, Томс) – нет универсального метода управления. Задача рук-ля: выбрать оптимальный метод управления в ситуации.

 

Билет 8. Сущность и модель стратегического управления

Стратегическое управление – набор решений и действий по формулировке и внедрению стратегий, призванной обеспечить компании наилучшее конкурентоспособное положение во внешней среде и достигнуть поставленные цели.
СУ: 1. Определение миссии;
2. Постановка целей;
3. Формулирование стратегий;
4. Реализация стратегий;
5. Контроль, внедрение изменений.
Миссия – смысл существования организации.

Значение Миссии: 1. Дает представление о внешней среде;
2. Создание корпоративного духа;
3. Способствует более эффективному управлению организации;

Билет 9. Индикативное и директивное планирование

 

Индикативное планирование - основной рабочий инструмент по реализации целей, поставленных в стратегическом плане развития страны с учетом конкретно складывающейся экономической и социально-политической ситуации. Индикативное планирование - процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующие госуд-ой социально-экономич политике, и установления мер гос-го воздействия на соц-ые и эконом процессы целью достижения указанных индикаторов. Индикаторы - показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, денежного обращения.

Основные признаки индикативного планирования

Базируется на смешанной экономике.

Плановые документы очерчивают общие контуры будущего экономического развития (план-прогноз).

Задания имеют ориентировочный, рекомендательный характер (обязательные только для государственных предприятий).

Главное задание плану — координация хозяйственной деятельности субъектов экономики.

Для стимулирования выполнения заданий используются экономические, прямые, опосредствованные и административные методы.

Функции индикативного планирован ия

Определение целей и приоритетов развития национальной экономики.

Координация экономической деятельности субъектов (обеспечение информацией, ориентация и стимулирование).

Прогнозирование макроэкономического развития и рыночной конъюнктуры.

Выяснение сфер самого эффективного вложения капитала.

Выявление неперспективных в будущем отраслей и предприятий.

 

 

ДП - процесс разработки планов, имеющих силу юридического закона, и комплекс мер по обеспечению их выполнения. Директивные планы носят адресный характер, обязательны для всех исполнителей, а должностные лица несут ответственность за невыполнение плановых заданий.

ДП - способ управления экономикой страны с помощью разработки обязательных для выполнения заданий относительно производства и распределения продукции и услуг


Основные черты директивного планирования (ДП) Основывается на государственной собственности.План воплощает государственную стратегию и приоритеты. Имеет тотальный характер, охватывая все стороны социально-экономической жизни общества.

 

Последствия использования директивного плана на практике:

уничтожение конкуренции, создания условий, для монополизма;

диктат производителя;

немотивированность результатов труда;

игнорирование НТП;

снижение эффективности производства, качества товаров, сужения их ассортимента;

возникновение постоянного товарного дефицита;

порождение бюрократизма, волюнтаризма, паразитизма и коррупции.

 

Билет 10. Формы государственного планирования

+ два Индирективное отличается от директивного планирования, тем что, используют не только административные, но и экономические, рычаги: цены, процентные ставки, налоги, валютные курсы, и тому подобное. План также не предусматривает административных наказаний за невыполнение плана. Однако отсутствуют и преимущества (в первую очередь материальные премии, первоочередное выделение ресурсов и тому подобное), связанные с перевыполнением плановых заданий.

Этот тип планирования является эффективнее, чем директивное планирование, поскольку дает больше свободы субъектам экономики, но он не совместим с рынком и только имитирует конкуренцию.

Регулятивное планирование похоже на индикативное планирование. Ему отвечает смешанная экономика (предусматривает равнозначную частицу государственной и частной собственности), основывается на активном использовании экономических методов. Главная функция плана — координация деятельности субъектов экономики: управление государственным сектором (с помощью прямых, административных и экономических методов) и активное влияние на работу частных предприятий (в первую очередь стимулирование их деятельности на выполнение плана с помощью экономических рычагов)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...