Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Административный ответчик: Центральная Избирательная Комиссия Российской Федерации




В Верховный суд Российской Федерации

Г. Москва, ул. Поварская, д.15

Административный истец: Общероссийская Общественная Организация Инвалидов (ОООИ) - Российская ассоциация незрячих студентов и специалистов (РАНСиС)

(ОГРН 1027739445139, ИНН 5263001243, дата присвоения ОГРН 24.10.2002,

адрес: 129010, г. Москва, переулок Протопоповский, д.9 )

 

Представитель административного истца по доверенности и ордеру:

адвокат Мынка Татьяна Николаевна

(рег.номер в реестре адвокатов Санкт-Петербурга 78/6176)

Почтовый адрес:199397, г.Санкт-Петербург, а/я 825

Административный ответчик: Центральная Избирательная Комиссия Российской Федерации

адрес: 109012, г. Москва, Черкасский Б. переулок, д.9

ОГРН 1027700466640, ИНН 7710010990, дата присвоения ОГРН 28.11.2002, дата регистрации 20.12.1993 г., регистрационный номер 2227

 

Обжалуемый нормативный правовой акт:

Постановление Центральной Избирательной Комиссии Российской Федерации от 22.06.2016 N 13/108-7

Государственная пошлина: 4500 рублей

 

«31» августа 2016 г.

 

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
о признании недействующим полностью нормативного правового акта, принятого административным ответчиком.

 

В соответствие со ст. 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2016 г. №21-ФЗ Верховному суду Российской Федерации подсудны административные дела об оспаривании нормативных правовых актов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. Общественное объединение вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в защиту прав, свобод и законных интересов всех членов данного общественного объединения в случае, если это предусмотрено федеральным законом (ст. 208 КАС РФ).

Защита своих прав, а также законных интересов своих членов прямо отнесена к правам ассоциаций Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ст.11).

Некоммерческая организация, имеет право осуществлять деятельность, в том числе, в форме публичных обращений к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов (ст.2 Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). В силу ст. 3 вышеуказанного Федерального закона РФ некоммерческая организация может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

 

Общероссийской Общественной Организацией Инвалидов (ОООИ) - Российская ассоциация незрячих студентов и специалистов (РАНСиС) было направлено обращение в Политическую партию «Всероссийская политическая партия «ПАРТИЯ ВЕЛИКОЕ ОТЕЧЕСТВО» о намерении членов ассоциации участвовать в избирательном процессе путем проставления своих подписей (факсимиле) на подписных листах в пользу политической партии либо подписание электронной подписью подписных листов.

В адрес ассоциации был направлен ответ, в котором со ссылкой на пп. 2,13 Приложения №8 к Постановлению Центральной Избирательной Комиссии Российской Федерации от 22.06.2016 г. № 13/108-7 указывалось на невозможность проставления в подписном листе вместо подписи и даты проставления подписи факсимиле гражданина, использование электронной подписи.

 

Считаем, что данный нормативный правовой акт не соответствует нормам российского законодательства, нарушает права и законные интересы граждан, в том числе на реализацию своего активного и пассивного избирательного права, ущемляет права граждан с ограниченными возможностями на участие в избирательном процессе, в том числе на право отдать свой голос в пользу того или иного списка кандидатов, и, соответственно, не может применяться.

 

Нормативный акт или акт государственного органа может быть отменен в случае наличия противоречий действующему законодательству в содержании данного акта, а также в случае нарушения процедуры его принятия.

 

Считаем, Постановление Центральной Избирательной Комиссии Российской Федерации от 22.06.2016 г. № 13/108-7 недействующим в связи с нарушением процедуры его принятия, и не соответствием нормам действующего законодательства.

1. Приложение №8 к Порядку приема подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения федеральных списков кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, и иных связанных с ними документов, проведения их случайной выборки и проверки, утвержденные Постановлением Центральной Избирательной Комиссии Российской Федерации от 22.06.2016 г. № 13/108-7 не соответствуют действующему законодательству.

 

П.2 - Подпись избирателя выполнена другим лицом

П.13 - Дата внесения подписи избирателя проставлена им несобственноручно

 

Не все избиратели обладают способностью самостоятельно поставить отметку в списке избирателей, недопустимо умаление прав граждан с ограниченными возможностями.

2.1. Так, Участник референдума, который не может самостоятельно расписаться в получении бюллетеня (бюллетеней) или заполнить бюллетень (бюллетени), вправе воспользоваться для этого помощью другого участника референдума, не являющегося членом комиссии референдума, членом инициативной группы по проведению референдума, инициативной агитационной группы, уполномоченным представителем по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума, инициативной агитационной группы, наблюдателем, иностранным (международным) наблюдателем. Такой участник референдума устно извещает участковую комиссию о своем намерении воспользоваться помощью другого лица. В этом случае в соответствующей графе (соответствующих графах) списка участников референдума указываются фамилия, имя и отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь участнику референдума (ч. 10 ст. 74 Федерального конституционного закона от 28.06.2004 N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», ч.10 ст. 64 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ч.10 ст.75 Федерального закона от 22.02.2014 №20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).

Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать депутатов Государственной Думы по федеральному избирательному округу (ст.4 Федерального закона от 22.02.2014 №20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).

Недопустимо ограничение нормативным актом Центральной Избирательной Комиссии, прав граждан по учету их волеизъявления в поддержку выбранного ими списка кандидатов или кандидата, и, как следствие, лишение их права на выбор депутатов, которым они доверяют и за которых готовы поставить подпись в день голосования.

Тем, не менее, Обжалуемый акт не допускает возможности привлечения лица, который физически осуществил бы подпись от своего имени, но за лицо, которое не может самостоятельно расписаться в подписном листе.

2.2. Также, установленный порядок не предусматривает возможность использования электронной подписи гражданина.

Электронная подпись - элемент электронного документа, предназначенный для защиты этого электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажений информации в электронном документе. Электронная подпись в электронных документах имеет ту же самую силу, что и собственноручный аналог в документе на бумажном носителе.

Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи» регулирует правила использования электронной подписи в области гражданско-правовых сделок, оказания государственных и муниципальных услуг, исполнения государственных и муниципальных функций, совершения других юридически значимых действий. Электронная подпись является универсальной формой реализации права, используемой для однозначной идентификации лица, подписавшего документ; использование электронной подписи, являясь правореализационной деятельностью, носит правомерный характер

Информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе (ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи»)

Федеральный закон от 22.02.2014 №20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» не устанавливает запрета на применение электронной подписи и не указывает на исключительность бумажной формы подписного листа. Кроме этого, при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы используется Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы» (ГАС «Выборы»). Порядок использования ГАС «Выборы» определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003 года N 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы». Таким образом, действующее законодательство, регламентирующее избирательные права граждан, предусматривает использование электронной подписи.

2.3. Кроме этого, в гражданском законодательстве предусмотрена возможность проставления факсимиле - штампа, обеспечивающего точное воспроизведение собственноручной росписи.

Проектом от 2004 г. №118413-4 Федерального закона «О внесении дополнения в статью 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Закона предусматривалось внесение дополнения в пункт 8 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», касающегося установления порядка проставления подписи в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума и даты внесения данной подписи избирателями, участниками референдума с ограниченными возможностями здоровья, препятствующими собственноручному проставлению указанных данных в подписной лист. Так, в случае если избиратель, участник референдума в силу видимых ограниченных физических возможностей, в том числе по зрению, не может собственноручно проставить в подписной лист подпись и дату ее внесения, предлагалось дать ему право воспользоваться факсимильным воспроизведением подписи с помощью средств механического или иного копирования либо иного аналога собственноручной подписи.

Аналогичный порядок использования факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи допускается при совершении сделки в письменной форме в соответствии со ст. 160 Гражданского кодекса Российской Федерации (ч.1).

В этом случае предполагалось, что дату внесения подписи необходимо будет проставлять лицу, собирающему подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума, и заверять ее своей подписью, сделав отсылку к данной норме Федерального закона.

Несмотря на то, что законопроект не был принят, считаем, что в действующем законодательстве нет запрета на использование факсимильного воспроизведения подписи в подписном листе.

Данная возможность гарантирует людям с ограниченными возможностями реализовывать свои избирательные права, а также реализации социальной защиты инвалидов, как системы гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). В Российской Федерации не допускается дискриминация по признаку инвалидности т.е. любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области (ст. 3.1. Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ).

 

2. Согласно п.2 ст. 9 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» 22.02.2014 № 20-ФЗ: нормативные правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления, нормативные акты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, касающиеся подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы, обеспечения избирательных прав граждан, официально опубликовываются в государственных и муниципальных периодических печатных изданиях.

Другие решения названных органов, решения иных избирательных комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, публикуются в периодических печатных изданиях либо доводятся до всеобщего сведения иным путем. Нормативные акты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, касающиеся подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы, размещаются на ее сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет») в течение пяти дней со дня их принятия.

Отсюда следует, что нормативные акты ЦИК РФ, касающиеся подготовки и проведения выборов депутатов Государственной думы официально опубликовываются в периодических печатных изданиях и дополнительно размещаются на сайте. Игнорирование того или иного положения ст.9 недопустимо. Только размещение актов на сайте в сети интернет не является их опубликованием.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации имеет официальный печатный орган (п. 15 ст. 21 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Статья 48 Постановления ЦИК России от 28.06.1995 N 7/46-II «О Регламенте Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»: Постановления, инструкции и иные нормативные акты Комиссии публикуются в установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами сроки в журнале «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации», а также передаются в средства массовой информации и размещаются на сайте ЦИК России.

Официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации,которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»). Размещение текста постановления только на сайте Центральной избирательной комиссии (http://cikrf.ru), и отсутствие размещения в сетевом издании журнала Вестник ЦИК (http://vestnik.rcoit.ru/) не является надлежащим опубликованием.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...