Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Уроки нравственной зрелости




 

В деятельности Коммунистической партии, направленной на решение важнейших задач коммунистического строительства, особое внимание уделяется воспитанию нового человека, мировоззрение, нравственные и профессиональные качества которого в значительной степени определяют темпы развития социалистического общества. Об этом свидетельствуют и документы XXV съезда КПСС, в которых идеи партии о воспитании трудящихся получили дальнейшее развитие. «Таким образом,— отмечалось в Отчетном докладе ЦК КПСС — ''современные условия выдвигают новые задачи перед идеологической деятельностью партии. Практика партийных организаций подсказывает нам путь, следуя по которому, мы можем добиться повышения ее эффективности.

Это — комплексный подход к постановке всего дела воспитания, то есть обеспечение тесного единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания с учетом особенностей различных групп трудящихся. Такой подход обеспечивает формирование социально-активной личности, процесс становления которой включает в себя освоение ею сложного комплекса знаний и навыков, в том числе овладение «марксистско-ленинской теорией, ленинским стилем, научными формами и методами работы, культурой труда. Особенно необходимо это для лиц, основным содержанием деятельности которых является влияние на человека, на его духовный мир. К числу таких видов деятельности относится и журналистика, располагающая эффективными

средствами рационального и эмоционального воздействия на сознание людей.

Этичное поведение журналиста на всех этапах творческого процесса подготовки материала — одно из важнейших условий эффективности его деятельности. Поэтому внесение в сознание советского журналиста и закрепление в нем представлений об этичных методах и приемах творческого труда является одной из главных задач воспитательной работы с журналистскими кадрами. Отмечая особую роль знаний о нравственном поведении, В. Г. Белинский писал: «Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех их выше должно стоять образование нравственное».

Коммунистическая партия постоянно проявляет заботу о воспитании журналистских кадров. Необходимость ее совершенствования еще раз подчеркнута в документах XXV съезда КПСС, в постановлениях КПСС: «О работе по подбору и воспитанию идеологических кадров в партийной организации Белоруссии», «О мерах по улучшению подготовки и переподготовки журналистских кадров», «О руководстве Томского обкома КПСС средствами массовой информации и пропаганды», «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» и др. Актуальность воспитательных и организационных мер, предложенных в этих решениях, определяется усложнением идеологической борьбы и повышением в связи с этим требований к идейной закалке и профессиональной подготовке журналистов.

Необходимость сочетания идейно-нравственных качеств и профессионального мастерства журналиста порождает потребность в процессе его воспитания обеспечить глубокую связь этических норм деятельности с социальными ориентациями, направление его творческих
усилий на достижение общественно полезных результатов.

Следует признать, что этичность поведения журналиста далеко не всегда обеспечивается лишь его общей нравственной культурой. Вместе с тем, как показали беседы автора с журналистами, большинство из них не удовлетворены своей информированностью в области
практических проблем профессиональной этики. И хотя они считают, что во многих ситуациях поступают верно, необходимо иметь в виду, что эту ориентацию они приобрели в течение длительной работы, т. е. методом «проб и ошибок». А ведь именно знание основных этических норм деятельности, скорректированное опытом профессионального общения, сокращает период становления журналиста как профессионала, помогает ему с первых шагов на этом поприще выработать такую линию поведения, которая бы в наибольшей мере соответствовала целям его труда. Чтобы глубоко овладеть профессиональной культурой, журналисту «надо порядочно
поучиться и понабрать опыта...».

Эта учеба, формирование качеств будущего журналиста должны начинаться еще со школьной скамьи, с приобщения способных старшеклассников к участию в работе стенгазет, школьного радио, районной и комсомольской печати. В кружках юных журналистов, школах молодого репортера, клубах юных фотолюбителей и т. д. у сотен ребят пробуждается интерес к содержательной и ответственной профессии журналиста.

IV съезд Союза журналистов СССР отметил хорошую работу с молодежью журналистских организаций Ярославской области. Здесь «был объявлен смотр-конкурс сочинений учащихся старших классов средних школ под девизом «Первая проба пера». В нем участвовало свыше 3000 старшеклассников. Многие сочинения были опубликованы в печати, передавалась по радио. В результате отобрано 50 человек, с которыми ведется индивидуальная работа. Выпускники-старшеклассники под руководством опытных мастеров пробуют свои силы в практической журналистике. Лучшие рекомендуются для поступления на факультет журналистики.

Одним из наиболее эффективных путей формирования у журналиста представлений об этически верных принципах и приемах деятельности следует считать изучение их и в процессе вузовской подготовки. Еще в начале нынешнего века известный американский журналист Д. Сельдес считал «курсы этики в школах журнализма» средством оздоровления даже буржуазной
прессы. Стремление совершенствовать нравственное воспитание журналистов отражается и в учебных программах факультетов, отделений журналистики университетов страны. Так, специальные курсы, посвященные проблемам профессиональной этики журналиста, уже несколько лет изучаются в Дальневосточном, Московском и Уральском университетах. В Уральском университете курс «Профессиональная этика журналиста» читается с 1969 г., с 1973 г. студенты изучают спецкурс по психологии журналистского творчества. Оба курса читаются в одном семестре и тесно связаны между собой. По каждому из них выпущены учебные пособия.

Весьма важно научить молодого журналиста хотя бы приблизительно прогнозировать воздействие опубликованного материала, думать о возможных его последствиях для читателей и информирующих лиц. Большую роль в процессе этой подготовки имеет изучение того, как практически реализуется нравственная позиция журналиста. Этой цели может служить анализ публикаций опытных журналистов, встречи с ними в вузовских аудиториях, обсуждение нравственных проблем труда журналиста на тематических вечерах и студенческих научных конференциях.

«Социально-психологическую подготовку журналистов, — пишет директор Ленинградской студии документальных фильмов В. Кузин, — нужно начинать со студенческой скамьи и настойчиво продолжать ее в системе переподготовки, так как искусство «быть знатоком
людей» природой не дается, оно воспитывается так же, как и умение превращать редакционные задания в «собственное эгоистическое дело», а не в средство демонстрации литературных способностей». Основными задачами такой подготовки должны быть идейная закалка, воспитание ответственности, формирование у будущего журналиста верных представлений о роли журналистики в социалистическом обществе.

В процессе воспитания молодых журналистов, как считает один из собеседников автора, начинающим следует активно бороться с бытующим среди некоторых газетчиков взглядом на судьбу человека как на рабочий материал, обеспечивающий скорый и эффектный выход на газетную полосу. Если факты жизни человека не сулят такого успеха, журналист может пройти мимо них и даже выдать подобное отношение за проявление профессионализма.

Большое внимание в профессионально-этической подготовке будущего журналиста следует уделять воспитанию интереса к «мешающему», противоречивому факту. Именно это качество становится для многих журналистов весьма важным условием глубокого и объективного исследования действительности, предпосылкой успешного развития их творческой индивидуальности.

Огромную роль в социально-психологической подготовке, нравственном воспитании начинающего журналиста играет приобретение им опыта общения с людьми. Широкие возможности для накопления такого опыта дает участие в общественной работе вуза, труд в ССО, на уборке урожая и т. д. «Труд человека на различных поприщах, деятельность, направленная на познание различных сторон действительности, — пишет психолог А. А. Бодалев,— вооружают его такими знаниями, которые, хотя подчас и не заключают в себе информации о психологии других людей, тем не менее могут облегчить более глубокое проникновение в нее». Помимо опыта познания людей, выработки навыков взаимодействия с ними (ведение беседы, поведение в конфликтных ситуациях и т. д.) общественная работа закаляет будущего журналиста идейно и нравственно, воспитывает у него одно из важнейших профессиональных качеств — способность оценивать факты с позиций общественных интересов.

Воспитанию этих качеств в студенческие годы порой мешает излишняя опека, стремление оградить завтрашнего специалиста от реальных сложностей, возникающих, например, во время прохождения производственной практики. Это снижает чувство ответственности у молодых журналистов, вырабатывает у них отношение к действительным проблемам и судьбам людей как к
ситуациям «учебного процесса». Нельзя считать положительной и такую тенденцию в работе некоторых журналистских вузов, как заметное увеличение в списках студентов тех, кто решил пойти по стопам родителей-журналистов. Вряд ли стоит ратовать за искусственное рождение династий в этой профессии.

Журналист «Комсомольской правды» Рост, в свое время не принятый в ГИТИС и выразивший признательность за это его преподавателям, вполне резонно замечает: «Сколько детей писателей, актеров, авиаконструкторов пали жертвой слепой преемственности, став серыми копиями отцов!»

Активное овладение профессиональными знаниями, выработка этически верной манеры поведения, естественно, требуют от журналиста большой самостоятельной работы, высокой требовательности к себе, нравственного самоконтроля. В связи с этим уместно привести мнение
одного из героев Д. Гранина, считающего, что истинная нравственность является не исполнением прописей, а процессом преодоления, работы над повышением собственного морального уровня. Необходимость такой самостоятельной работы имеет особое значение в связи с тем, что труд работника прессы в своих наиболее важных моментах индивидуален и поведение журналиста
зачастую может быть определено лишь его личной нравственной позицией. «Поставь над собой сто учителей,— писал В. А. Сухомлинский,— они окажутся бессильными, если ты не сможешь сам заставлять себя и сам требовать от себя».

Верность и прочность нравственной позиции журналиста во многом зависят от воспитательного воздействия профессиональной среды, влияния на редакционный коллектив и каждого его члена партийной организации редакции, местных организаций Союза журналистов СССР. Отмечая важную роль воспитательной работы партийных организаций, В. И. Ленин писал: «В политической деятельности социал-демократической партии всегда есть и будет известный элемент педагогики». Редакционная жизнь ежедневно дает поводы для разговора о высокой нравственной ответственности советского журналиста. И долг партийной организации редакции, не впадая в мелочную опеку и менторский тон, формировать и утверждать высокие идейные и нравственные качества журналиста. Опыт журналистских коллективов подсказывает немало путей формирования этих качеств.

В «Московском комсомольце», рассказывает ответственный секретарь этой газеты 3. Налбандян, «пришли к выводу, что главный резерв — это повышение ответственности каждого
члена редакционного коллектива за дело, которое ему поручено. Корреспондент должен четко знать круг своих прав и обязанностей. Чувство ответственности у молодого сотрудника развивается быстрее всего тогда, когда он не бегает за подсказкой к заведующему отделом, а сам принимает окончательные решения по вопросам, находящимся в его компетенции. Каждому молодому журналисту редакция доверяет вести серьезную и обширную тему. Я делаю акцент на слово «доверяет». Взамен мы требуем от него стать в кратчайший срок самым компетентным в редакционном коллективе специалистом по порученной теме».

Утверждению высоких идейно-нравственных качеств способствует и нравственный пример лучших газетчиков-коммунистов, шефство их над молодыми журналистами, обсуждение на редакционных летучках и совещаниях активистов печати вопросов профессиональной этики, методов работы опытных коллег, коллективный анализ этичности публикаций, проведение обзоров выступлений на эту тему в профессиональных изданиях, поощрение журналистов за подготовку глубоких, объективных материалов и т. д.

Делясь опытом проведения в редакции летучек, заместитель редактора газеты «Вечирний Харкив» В. Казак отмечает необходимость вести на них разговор по конкретной теме, так как это делает обсуждение более активным, заставляет тщательнее готовить анализ публикаций. В. Казак называет темы нескольких летучек, проведенных в редакции: «Соревнование на страницах газеты», «Обзор материалов, посвященных борьбе за звание города высокой культуры», «Язык и стиль газеты», «Журналист выбирает тему. Из творческой лаборатории фельетониста И. Лагозы».

Заинтересованное и открытое обсуждение вопросов творческой практики способствует сплочению редакционного коллектива, превращает заботу об авторитете газеты в общее дело. Но к сожалению, не во всех редакциях царит такая атмосфера товарищеской требовательности
и принципиальности. Редактор отдела журналистской практики «Журналиста» И. Деревицкий, комментируя почту нашего профессионального издания, пишет: «Перед нами фирменные конверты азербайджанской газеты «Вышка» и «Новгородского комсомольца». В каждом из них вырезки с комментариями на полях, соответственно из того и другого издания. Очень огорчили нас эти письма. И отнюдь не стилистическими погрешностями или фактическими ошибками, обнаруженными на полосе. А тем, что в этих редакциях нашлись люди, которые вместо того, чтобы выступить с критикой на летучке, предпочли отправить в журнал анонимку».

Вряд ли можно говорить об атмосфере взыскательности и самокритичности, например, и в редакции тюменской районной газеты «красное знамя» (Якутская АССР), опубликовавшей хвалебный обзор печати, автор которого анализировал выступления своей же районной газеты. Конечно, публикация «самообзора» — случай уникальный, но подобное самолюбование нередко мешает еще редакционным коллективам трезво воспринимать критические замечания, советы коллег, пожелания читателей. Именно завышенная самооценка заставила, например, сотрудников многотиражной газеты «Рыбацкий меридиан» (Владивосток) обратиться в «Журналист» с просьбой объективно оценить работу редакции. А ведь такая оценка газете уже не раз давалась на месте и не устраивала журналистов, видимо, лишь потому, что содержала нелицеприятную критику. И только после такой же оценки, прозвучавшей со страниц «журналиста», коллектив редакции задумался над просчетами в своей работе.

Здесь следует особо отметить роль в нравственном воспитании журналистов, в обобщении их опыта применения этических норм публикаций «Журналиста». С самых первых номеров эта тема находила отражение на его страницах, а с 1967 г. рубрика «Этика профессии» стала в журнале постоянной. Проведенный в том же году опрос читателей журнала показал, что его редакция верно выбрала одно из важнейших направлений своей деятельности: в числе актуальных проблем, которым «Журналист» должен больше уделять внимания, каждый четвертый участник опроса назвал проблемы воспитания журналистов. Важное значение в этом имеют и материалы открытого на страницах журнала «Клуба молодого журналиста».

Необходимость дальнейшего совершенствования воспитания и профессионального мастерства журналистов создает потребность расширения теоретических и прикладных исследований в области этико-психологических проблем их деятельности. К числу наиболее актуальных из них, на наш взгляд, относятся такие, как проблема комплексного изучения социальных норм (политических, правовых, нравственных) творческой деятельности журналиста; этико-психологические и правовые проблемы, связанные с коллективным творчеством журналистов и взаимодействием редакций; изучение структуры профессиональных качеств журналиста в связи с различными видами деятельности, которые в совокупности образуют творческую деятельность журналиста; рассмотрение этических аспектов работы не только журналистов-газетчиков, но и тех, кто работает на телевидении, радио; дальнейшее изучение этических проблем деятельности редакционного коллектива; создание этического кодекса советского журналиста; разработка и введение в программы вузов и в планы творческой учебы журналистов курсов методики журналистской работы, профессиональной и служебной этики журналиста и т. д.

Говоря о внесении в сознание журналиста знаний и навыков применения норм профессиональной этики, следует подчеркнуть, что главной особенностью этих норм
и, следовательно, овладения ими является то, что они менее всего могут быть сведены к предписаниям, касающимся лишь техники журналистского творчества. Сложность выбора верного варианта поведения в каждой из ситуаций, возникающих в деятельности журналиста, объясняется прежде всего тем, что ему необходимо каждый раз заново оценивать тот комплекс фактов и мнений, который характеризует ситуацию.

Активное овладение журналистом принципами и нормами профессиональной этики — трудный и длительный воспитательный процесс, в результате которого «человеческая личность превращается из объекта регулятивного воздействия в субъект управления собственным поведением». В этом процессе участвуют не только общество, партийные организации, учебные заведения и профессиональная среда, но и сам журналист. Как и при воспитании представителей других идеологических профессий, сложность этого процесса состоит в том, что заключительные его этапы (хотя с различной степенью активности он длится всю творческую жизнь журналиста) «вынесены» в практику, т. е. протекают в непосредственном профессиональном общений с людьми. «Формирование сознания личности на основе собственного жизненного опыта является законом социальной психологии, необходимым условием превращения получаемых знаний в убеждения и устойчивые жизненные установки личности».

Опыт нравственного поведения в каждой из ситуаций деятельности журналист набирает методом «проб и ошибок». И последствия этих ошибок весьма существенны. Поэтому любые издержки в воспитании журналиста могут отразиться на авторитете средств массовой информации и пропаганды, привести к существенным потерям в идеологическом воздействии на аудиторию. Повседневная забота об усилении этого воздействия, стремление к углублению и расширению идейного влияния на массы — профессиональный долг советского журналиста. «Пропагандистам, идеологическим работникам, - говорится в постановлении ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы», - должны быть присущи чувство высокой ответственности за содержание и результаты воспитательной работы, творческий поиск новых форм и методов работы с людьми».

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...