Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Условия реализации программы дисциплины

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ

МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

История медицины

Специальность 34.02.01 Сестринское дело

 


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 34.02.01 Сестринское дело

Организация-разработчик: ГБОУ ВПО БГМУ Министерства здравоохранения Российской Федерации медицинский колледж

 

Разработчик:

Рафикова Раиса Зайнитдиновна – преподаватель ГБОУ ВПО БГМУ Министерства здравоохранения Российской Федерации медицинский колледж

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

  стр.
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ    
2. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  
3. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины  
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины  

 


Паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

История медицины

Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 34.02.01 Сестринское дело.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке младшей медицинской сестры, сиделки.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в состав общего гуманитарного и социально-экономического цикла.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

· объективно оценивать медико-гигиенические знания о здоровье и болезни человека на различных этапах развития общества;

· самостоятельно изучать медико-исторические явления, творчески подходить и правильно их оценивать;

· совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

· закономерности и узловые вопросы медицины, влияние деятельности знаменитых ученых на развитие всей медицинской науки, историю научных школ и направлений, медицинскую этику и деонтологию в историческом аспекте;

· о возникновении и развитии отдельных специальностей, медико-биологических, клинических и профилактических дисциплин.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;

самостоятельной работы обучающегося 16 часов.

 


СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)  
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  
в том числе:  
практические занятия -
Самостоятельная работа обучающегося (всего)  
в том числе:  
составление терминологического словаря  
написание сочинений  
написание и защита рефератов  
создание презентаций по заданным темам  

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «История медицины»

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, самостоятельная работа Объем часов Уровень освоения
       
Раздел 1. Введение 1.Знакомство с методикой преподавания учебной дисциплины История медицины 2. Особенности развития медицины и здравоохранения в Республике Башкортостан. 3. История медицинского колледжа ГБОУ ВПО БГМУ    
Раздел II. История мировой медицины      
Тема 2.1. История медицины как наука и предмет преподавания. 1 Изучение истории медицины как науки 2.Изучение медицины как учебной дисциплины 3.Периодизация всемирной истории 4.Источники изучения истории медицины   Самостоятельная работа обучающихся: 1. Составление конспекта по историческим источникам: а) данные археологии; б) данные палеопатологии (определение палеопатологии и современные примеры); в) данные письменных источников; г) данные этнографии. 2. Составление терминологического словаря по теме. 3. Сочинение на тему «Что я хочу узнать по истории медицины?»    
 
Тема 2.2. Первобытная медицина 1. Матриархат. Истоки возникновения врачевания в обществе. Представления первобытного человека о болезнях. 2. Патриархат. Связь между медициной и верованиями (фетишизм, тотемизм, анимизм и др.) 3.Зарождение гигиены.   Самостоятельная работа обучающихся: 1. Составление терминологического словаря по теме. 2. Сочинение на тему «Какую медицинскую помощь я получил бы при переломе, если бы жил в первобытном обществе?»        
Тема 2.3. Древний мир 1. Причины возникновения рабовладельческого строя 2. Источники сведений о медицине древних цивилизаций – Египте, Ассиро-Вавилонии, Индии, Китае и др. 3. Первые медицинские учреждения 4. Начало формирования врачебного искусства 5. Начала хирургии 6. Асклепий. Гиппократ. Гален.   Самостоятельная работа обучающихся:   1. Создание мультимедийной презентации по теме «Медицина Древнего мира» 2. Составление терминологического словаря 3. Рефераты о выдающихся медиках Древнего мира (Асклепий. Гиппократ. Гален.)    
Тема 2.4. Медицина в странах Востока и Западной Европы в периоды раннего и развитого средневековья 1. Основные черты Средневековья 2. Первые книги по медицине. Деятельность Аз-Захрани. Аль-Рази. Авиценна. 3. Средневековая схоластика. 4. Инквизиция. 5. Медицинские школы и университеты. 6. Дальнейшее развитие хирургии. 7. Начала анатомии. 8. Эпидемии инфекционных заболеваний. 9. Первые аптеки.   Самостоятельная работа обучающихся: 1. Создание мультимедийной презентации по теме «Медицина Средневековья» 2.Составление терминологического словаря. 3.Рефераты о выдающихся медиках Средневековья (Аз-Захрани. Аль-Рази. Авиценна.)    
Тема 2.5. Развитие медицины в период позднего средневековья в странах Европы (в эпоху Возрождения) 1. Успехи естествознания и развитие медицины в эпоху Возрождения. 2. Опытный метод в науке (Ф.Бекон, Е.Парацельс, Леонардо да Винчи). 3. Зарождение анатомии как науки. А.Везалий. 4. Развития учения о заразных болезнях. Труд Д.Фракасторо «О контагии, контагиозных болезнях и лечении» (1546 г.). 5. Основоположник физиологии (В.Гарвей) 6. Начало микроскопии, ее роль в развитии медицины (А.Левенгук и др.) 7. Развитие терапии и хирургии (Д. Монтано, А.Паре). Борьба с эпидемиями.   Самостоятельная работа обучающихся: 1. Рефераты об ученых эпохи Возрождения 2. Составление терминологического словаря по теме.        
Тема 2.6. Медицина «века гениев» (18-19 в.в.) 1. Г.Бургаза – основоположник метода клинического преподавания в Европе и его учение. Внедрение перкуссии и аускультации (Л.Ауэнбруггер, Ж.Корвизар, Р.Леннек) 2. Зарождение патологической анатомии. Р.Вихров. 3. Развитие экспериментальной медицины. 4. Зарождение микробиологии. Л.Пастер. Р.Кох. 5. Асептика. 6. Обезболивание. 7. Открытие явления фагоцитоза. 8. Открытие х-лучей. 9. Деятельность общин сестер милосердия в различных странах Европы в первой половине 19 века. Самостоятельная работа обучающихся: 1. Составление реферата об ученых «века гениев» 2. Составление терминологического словаря по теме.          
Раздел 3. История медицинской этики и деонтологии        
Тема 3.1.Возникновение и развитие медицинской этики и деонтологии в разные периоды развития медицины 1) Термины «медицинская этика» и «деонтология»; 2) Основные аспекты медицинской этики и деонтологии: - медицинский работник и общество; - медицинский работник и здоровый человек; - медицинский работник и пациент; - медицинский работник и родственники пациента; - профессиональная тайна медицинского работника; - профессиональные ошибки медицинского работника; - взаимоотношения между врачами и медицинским персоналом; - этическая оценка эксперимента в медицине; 3) Драматическая медицина; 4) клятва Флоренс Найтингейл. Самостоятельная работа обучающихся: 1. Рефераты по темам «Драматическая медицина» и «Флоренс Найтингейл» 2. Составление терминологического словаря по теме.      
Раздел 4. История отечественной медицины      
Тема 4.1. Медицина в древнерусском государстве. Киевская Русь IX-XIV веков. Историческая характеристика данного периода Направления в медицине IX-XIV веков: 1) Народная медицина. Передача медицинских знаний 2) Монастырская медицина 3) Светская медицина 4) Санитарное дело. Бани. Эпидемии Самостоятельная работа обучающихся: 1. Рефераты по темам «Медицина в Киевской Руси (IX – XIV вв.)» и «Народная и монастырская медицина» 2. Составление терминологического словаря по теме.      
Тема 4.2. Медицина в России XV-XVII вв. 1) Развитие медицины в начале XV в. Медицинские направления 2) Судебник 1550 г. и народная медицина. Государева аптека. 3) Эпидемии 4) Аптекарский приказ и аптеки 5) Монастырские и гражданские больницы Самостоятельная работа обучающихся: 1. Рефераты по теме «Аптекарский приказ» 2. Составление терминологического словаря по теме.    
Тема 4.3. Медицина в российской империи XVIII в. 1) Развитие медицины в начале XVIII в. Медицинский факультет Московского университета 2) Госпитальные школы 3) Доктора медицины в России Самостоятельная работа обучающихся: 1. Рефераты по теме «Основные направления развития медицины в России в XVIII в.» 2. Составление терминологического словаря по теме.      
Тема 4.4. Развитие медицины в XIX и в начале XX вв. 1) Декабристы и их требования в области медицины 2) Развитие анатомии и хирургии в России в первой половине XIX в. (Н.И.Пирогов, С.Ф.Хотовицкий, М.Я.Мудров). 3) Развитие терапии (С.П.Боткин, Г.А.Захарьин, А.А.Остроумов). 4) Хирургия. Асептика (И.М.Сеченов, И.П.Павлов, И.И.Мечников). 5) Развитие гигиены в России (Ф.Ф.Эрисман, А.П.Доброславин). 6) Педиатрия 7) Патологическая анатомия 8) Земская медицина и ее значение для развития медицинской науки Самостоятельная работа обучающихся: 1. Рефераты о русских ученых XIX в. 2. Составление терминологического словаря по теме.    
Тема 4.5.Здравоохранение и развитие медицинской науки в советский период (1917-1991 гг.) 1) Становление советской медицины (Н.А.Семашко, Г.Н.Каминский, З.П.Соловьев). 2) Принципы медицины в СССР. Высшее медицинское образование 3) Медицина в годы ВОВ. Развитие медицины в послевоенный период Самостоятельная работа обучающихся: 1. Рефераты о выдающихся деятелях отечественного здравоохранения в 20-е гг. XX в. 2. Составление терминологического словаря по теме.      
Тема 4.6. Развитие медицины в конце в в конце XX – начале XXI вв. Международное сотрудничество в области здравоохранения 1) Развитие здравоохранения в конце XX – начале XXI вв. 2) Международное сотрудничество в области здравоохранения. История, современное развитие. а) Международный комитет Красного Креста б) Лига обществ Красного Креста и Красного Полумесяца в) ВОЗ Самостоятельная работа обучающихся: 1. Рефераты о международных организациях в области здравоохранения 2. Составление терминологического словаря по теме.      
  Всего 48 часов    

 


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


условия реализации программы дисциплины

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...