Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Случайных (реальных) величин. (научная справка). Типология и диагностика свойств личности по. Параметрам активности и реактивности




СЛУЧАЙНЫХ (РЕАЛЬНЫХ) ВЕЛИЧИН

(научная справка)

В природе и обществе все случайные реальные события рас­пределены по особым законам, выражающим свойства этих со­бытий, связанных со способами и условиями взаимодействия ка­ких-либо объектов и характеристиками их состояний. В целом, математически, принято говорить не о событиях, а о «величинах», что, конечно, значительно обедняет смысл взаимодействия или во­все игнорирует последнее. Это следует иметь в виду, когда воз­никает необходимость правильного объяснения применения зако­нов распределения в психологических исследованиях.

Говоря математическим языком, в природе и обществе обнару­живается неограниченное множество законов распределения, ана­литически, в специальных формулах представляющих знания о спе­цифике реальных событий («случайных величин»). Множество за­конов соответствует множеству реальных событий, являющихся «случайными», — и это справедливо, поскольку законы и вообще необходимость появления каких-либо событий «пробивают» себе дорогу через случайности, то есть благодаря, а не вопреки им: если бы никаких случайных событий не происходило, — значит, не происходило бы вообще никаких событий.

Среди неограниченного множества возможных законов распре­делении случайных величин особенно выделяется закон Лапласа и Гаусса, независимо друг от друга, установивших этот закон. Действие его является распространенным для многих реальных событий в пространстве и времени ближайшего космоса, к кото­рому принадлежит солнечная система и планета Земля. Распределение событий по закону Лапласа-Гаусса исторически очень ча­сто принималось за норму, поэтому данный закон называется ина­че «законом нормального распределения». Очевидно, что именно по этому закону преимущественно распределены события, наибо­лее полно отражающие сущность человека, являющуюся нам в ос­новных его психических образованиях. Характер кривой нормаль­ного распределения позволяет выделить 2 или 4, или 6 попарно одинаковых долей общей площади, охватывающей 99, 72% случаев частоты проявления психических образований человека при боль­ших количествах наблюдений:

Рис. 1. Процентное распределение случаев проявления

основных психических образований человека, представляемое

кривой нормального распределения

На рисунке 1 особо следует обратить внимание на то, что все­го 4 попарно одинаковых доли площади под кривой нормального распределения охватывают 95, 44% случаев проявления психиче­ских образований человека. В частности, в психодиагностике впол­не достаточно ограничиться допущением всего лишь четырех ос­новных вариаций проявления свойств личности по тому или иному ее параметру. При округлении до целых чисел эти вариации по­следовательно размещаются в отношении медианы «МЕ» следую­щим образом: 16% —34% —МЕ —34% — 16%, с учетом допуще­ния ошибки примерно в двух процентах случаев из 100%, что не противоречит обычным требованиям психологической практики. То есть, в практической психологии может быть вполне приемлем квазиквартильный подход, когда значения вариаций делят вместе с медианой все множество значений на четыре подмножества. Эти значения удобнее по-прежнему называть квартилями по тождест­венности их смыслов, несмотря на их количественное неравенство, когда первый и четвертый квартили соответствуют 16%, а второй и третий — 34% всех случаев проявлений изучаемых психических образований человека.

Глава 2

ТИПОЛОГИЯ И ДИАГНОСТИКА СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ ПО

ПАРАМЕТРАМ АКТИВНОСТИ И РЕАКТИВНОСТИ

 

Р А З Д Е Л  1. АКТИВНОСТЬ И РЕАКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВА ПРИЧИННЫХ ТИПОЛОГИЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЯ

Постоянным объектом внимания при рассмотрении индивиду­ально-психологических особенностей человека является проблема психологических типов. Эмпирический и теоретический поиск ос­нований типических различий психики так или иначе связан с из­менениями смысла категорий отражения и с отношениями чело­века к человеку и к миру (С. Л. Рубинштейн). Анализ этих отно­шений, понимаемых как «субъектно-субъектные» (Б. Ф. Ломов) и «субъектно-объектные» (А. Н. Леонтьев), приводит, в частности, к возможности различных типологических подходов, вскрываю­щих причины наиболее существенных индивидуальных различий людей. В этом и состоит главное отличие собственно типологиче­ского подхода от собирательно-типологического: первый является следствием категориального научно-теоретического обобщения эмпирических данных, а не «пересказом жалоб» (Л. С. Выгот­ский) о трудностях преодоления бесконечной дробности индиви­дуальных психических качеств и особенностей.

Проблема отношения, категория отражения и вопросы типоло­гии в условиях гуманизации общественного знания рассматрива­ются как взаимосвязанные и актуальные в самых различных пси­хологических школах.

Так, в западной психологии «отношение» понимается, напри­мер, как высший уровень транскоммуникации, выражающий объ­единение в психическом отражении когнитивных, мотивационных, креативных и эмоциональных компонентов. Следствием такого понимания является поуровневая типология человеческого обще­ния, по которой субординационно (иерархически) показаны: 1) импульсивный, 2) стериотипичный, 3) социально-ролевой и 4) рефлексивный уровни. По сути это модифицированная версия типологии рекапитуляции Г. Холла, по которой типы поведения человека в его онтогенезе представляют повторение важнейших филогенетических форм жизнедеятельности. Такие и подобные типологии, исходящие из акцентуаций внешнего или внутреннего, пространственного, энергетического или временного планов, — имеют право на существование; исторически и методически могут быть необходимы, но недостаточны по отношению к действитель­но детерминистическим основам индивидуально-возрастных раз­личий.

В индетерминистических типологиях чаще всего преобладает эмпиризм, преувеличивается значение статистических отношений и, как правило, господствует принцип субординации. Вследствие этого рядополагаются по вертикали или по горизонтали свойств» организма, индивида, субъекта и личности или все эти целостные образования по отношению друг к другу. Игнорируются и не по­лучают достаточного объяснения сложнейшие взаимосвязи на­званных образований, показанные Б. Г. Ананьевым и сотрудниками в современном человекознании. Именно Б. Г. Ананьев выдви­нул положение о том, что принцип субординации, соподчиненности явлений личности должен быть объединен с принципом коор­динационным, допускающим относительную автономность рас­сматриваемых элементов неизолированного социального целого. Универсальная связь субординации и координации открывает, та­ким образом, возможности психологически содержательно рас­смотреть смысл категорий отражения и отношения для построе­ния причинных типологий.

Так, в известной субординационной типологии «Человек по­требностей»— «Человек привычек» — «Человек воли» (или в ее треугольном варианте интерпретации), человек лишь предполага­ется общественным субъектом. На самом деле при таком подходе человек псевдоактивен, инактивен; он постоянно нуждается в со­циальной опеке, в психоаналитике и в психологе. Введение прин­ципа координации, автономии, самодвижения требовалось уже согласно мысли И. М. Сеченова; «... Человек есть существо свобод­ное, определяющее действия из самого себя». Эта мысль под­тверждена в современном человекознании тем, что стремление к свободе, пассионарность, в эволюции человека играют ту же роль, что и естественный отбор в биологической эволюции. В самоопределении и ответственности перед собою в ноосфере человек является нравственно свободным, — Деятелем. В треугольную модель атома деятельности человека включается его ядро — субордина­ционно и координационно определенная активность Человека — Деятеля, неразрывно связанная с его непосредственной включен­ностью в эту деятельность, то есть с его реактивностью.

Связь личности и деятельности с введением активности и ре­активности субъекта становится содержательной. То есть, «вклю­ченность личности в деятельность» (В. Н. Мясищев) может быть выражена единым характером и направленностью личности, дея­тельности, активности и реактивности. Активность и реактивность выступают как интегрирующие функции по отношению к индиви­дуальности человека, проявляющейся в характере и темпераменте и в основных, ведущих и профессиональных видах деятельности. Поэтому активность и реактивность и являются основой причин­ных типологий индивидуальных различий человека в связи с воз­растом, полом, социально-ролевым положением, профессиональ­ной и познавательной деятельностью.

В целом, с введением динамики активности и реактивности человек приобретает избирательно-активную и нравственно-опреде­ленную жизненную позицию, па которой совершается переход от интегративной к интегрирующей и смыслообразующей, то есть к характерообразующей активности и темпераментоообразующей ре­активности.

Пересматривается смысл категорий отражения и отношения: отражение действительно приобретает свойство субъективности, а отношение человека к миру осознается не только потребностно-мотивационным, но и восходит к позиции постановки проблемы смысла жизни и жизненного пути.

В результате, если каждый человек является Деятелем, обы­денная жизненная практика приобретает черты всеобщности и перестает быть вненаучной. Возникает широкое поле деятельно­сти для психологии в целом, и в особенности, для практической психологии.

Преодолевается противостояние внешнего и внутреннего, кото­рое у З. Фрейда было ядерным в невротическом конфликте. С дру­гой стороны, психологические категории активности и реактивно­сти, относимые к причинным типологиям, созвучны концептуаль­ной идее теорий З. Фрейда и К. Юнга о существовании глубинных и архетипических причин индивидуальных различий..

Действительно, отвлеченные от конкретных обстоятельств, ак­тивность и реактивность относятся уже ко всей его жизнедеятель­ности в целом. Соответственно, и типологии, производные от об­общенного понимания активности и реактивности, восходят к глу­бинным причинам индивидуальных различий жизнедеятельности.

Причинная типология глубинных индивидуальных различий предполагает существование основных «чистых» типов характера и темперамента, содержание, которых соответствует опорным, уз­ловым точкам линии меры включенности личности в деятельность. Более детальное описание этих типов характера и темперамента должно раскрывать их своеобразные структуры в связи с пред­почтительными способами (мотивами) включенности личности в общественную жизнедеятельность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...