Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Самозащита прав человека и гражданина




 

В соответствии со ст. 2 и ч. 1 ст. 45 Конституции РФ государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы, создавая при этом эффективные механизмы устранения любых нарушений.

Институт самозащиты - это новый элемент в правовом механизме конституционной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Суть права на самозащиту заключается в том, что, в случае если права или законные интересы нарушены либо связаны с угрозой нарушения, лицо вправе без обращения к соответствующим охранительным органам самостоятельно осуществлять действия, направленные на предотвращение либо устранение нарушения его прав и свобод, в пределах, установленных законом.

По своему содержанию право граждан на самозащиту носит обеспечительный характер в конституционном механизме защиты прав и свобод, которые реализуются при неисполнении либо недостаточном исполнении государством обязанности по обеспечению и охране прав и свобод личности.

Особый механизм перевода общих предписаний в индивидуальное поведение субъектов права состоит из совокупности средств, обеспечивающих реализацию субъективного права, их применение и действие. Под механизмом реализации понимается «способ осуществления прав и свобод, то есть особым образом согласованные правомерные положительные действия личности, всех обязанных и иных субъектов права, а также условия и факторы, влияющие на этот процесс».

Особенность реализации конституционных прав и свобод, в силу их неотчуждаемости и прямого действия, заключается в том, что субъекту права не надо предпринимать активных усилий по достижению результатов, предусмотренных конституционными правами, поскольку их осуществление выражается в определенном фактическом состоянии субъекта, который непрерывно пользуется благами в виде прав и свобод, и при этом само это пользование прямо не связано с действием или бездействием. Исключения составляют случаи, когда гражданин вынужден прибегать к самозащите, например при необходимой обороне.

Но в целом конституционные права и свободы лица обеспечиваются специальной деятельностью государства, направленной на охрану и защиту его благ. Обеспечение охраны конституционных прав и свобод выражается в действиях государства по предупреждению, пресечению неправомерных посягательств на права и свободы гражданина, наказанию правонарушителей, возмещению ущерба. Однако, когда государство не исполняет эти обязанности, граждане вправе прибегнуть к самозащите.

Возникновение права на самозащиту связано с нарушением либо угрозой такого нарушения субъективных прав и свобод граждан, то есть ей предшествуют противоправные действия со стороны другого лица, а также в случаях, когда государство должным образом не обеспечивает защиту прав и свобод человека и гражданина.

Право на самозащиту - совершенно новая правовая норма, предусматривающая защиту прав без обращения в суд. Рассмотрение ее, как отмечается в литературе, «возможно лишь после усвоения некоторых основополагающих принципов гражданского законодательства». Так, ст. 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) перечисляет пути, по которым можно защищать гражданские права, и одним из таких способов названа самозащита. Самозащита права вытекает из принципа диспозитивности, провозглашенного в п. 1 ст. 9 ГК РФ, согласно которой граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

В реализации права на самозащиту важным условием является сформулированное в ст. 14 ГК РФ требование соразмерности способов самозащиты нарушению и соблюдение пределов действий, необходимых для его пресечения.

В Конституции РФ пределы осуществления прав и свобод человека и гражданина, в том числе и право на самозащиту, регламентируются в ч. 3 ст. 17, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ).

Недостатком правового регулирования является то, что законодатель определяет право на самозащиту в общих чертах, не детализируя его, согласно ст. 14 ГК РФ допускается самозащита гражданских прав. Что касается способов самозащиты, то они должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.

Самозащита - это особая форма защиты, специфика которой проявляется в том, что лицо непосредственно своими действиями может защитить его нарушенное субъективное право. Право на самозащиту относится к неюрисдикционной форме защиты, которая представляет собой действия граждан, совершаемые ими самостоятельно без обращения за защитой к государственным и иным компетентным органам.

Под самозащитой следует понимать «совершение управомоченным лицом дозволенных законом действий фактического порядка, направленных на охрану его личных или имущественных прав и интересов».

К мерам превентивного характера самозащиты права можно отнести право лица принимать меры по охране своего имущества. Например, участники гражданских правоотношений вправе самостоятельно устанавливать в договорном порядке способы, кроме запрещенных законом.

Исходя из смысла содержания ст. 12, 14 ГК РФ, можно сделать вывод, что самозащита возможна как в договорных, так и во внедоговорных отношениях. Проблема заключается в специфике осуществления права самозащиты в тех и других отношениях. Преимущественно во внедоговорных отношениях самозащита может осуществляться фактическими действиями, например теми мерами активно-оборонительного характера, которые были изложены выше.

В договорных отношениях стороны прибегают к способам самозащиты в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств между собой либо стороны могут оговорить способы самозащиты на будущее.

Как правило, при заключении договора стороны оговаривают размер неустойки, подлежащей уплате в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. Одним из проявлений самозащиты можно признать удержание имущества кредитором, несмотря на то, что ГК РФ трактует это действие как один из способов обеспечения исполнения обязательств (ст. 329, 359, 360 ГК РФ). Удержание вещи допускается, пока обязательство не будет исполнено. В таких случаях обладатель имущественных прав защищает свои права и интересы собственными действиями, не обращаясь к суду.

Статья 14 ГК РФ описывает критерии допустимости тех способов (действий), которыми может осуществляться самозащита: а) эти действия должны быть соразмерны нарушению; б) они не должны превышать пределы действий, необходимых для пресечения нарушения.

Законодатель не устанавливает общих норм реализации права работника на самозащиту, однако, используя общетеоретические положения о самозащите, можно определить, что самозащита возможна при наличии грубого нарушения трудовых прав работника, специально указанного в ст. ст. 142, 219 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ТК РФ), и необходимости пресечь нарушение.

Самозащита трудовых прав осуществляется работниками свободно. Работодатель, представители работодателя не имеют права препятствовать работникам в осуществлении ими самозащиты трудовых прав.

Незаконные действия лиц, представляющих интересы работодателя, могут быть обжалованы в суд или Федеральную инспекцию труда.

В отличие от гражданского законодательства, которое допускает любые соразмерные характеру и содержанию правонарушения меры его пресечения (ст. 14 ГК РФ), ТК РФ предусматривает только одну форму самозащиты - отказ работника от выполнения трудовых обязанностей.

Право на самозащиту имеет ограничение. ТК РФ установлен перечень работ, приостановка которых не допускается. Это связано с необходимостью обеспечения безопасности населения, общества и государства.

Использование работником самозащиты своих прав само по себе не может рассматриваться как возникновение индивидуального трудового спора. Однако трудовое законодательство России не запрещает одновременно с применением самозащиты обращаться за защитой своих прав в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Продолжительность приостановки выполнения трудовых обязанностей в порядке самозащиты не ограничивается и определяется временем, необходимым для восстановления нарушенных прав работника. Сразу же после выплаты заработной платы, издания приказа о восстановлении на прежней работе, выдачи средств индивидуальной и коллективной защиты и т.п. работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей.

Приостановка работы в целях защиты трудовых прав не прекращает трудовое правоотношение, не умаляет и не ограничивает права работника.

Практическая реализация права на самозащиту невозможна без установления определенной процедуры, которая обеспечивала бы, с одной стороны, максимальную эффективность этого способа защиты нарушенных прав, с другой, гарантировала бы соразмерность ответных мер допущенному нарушению закона и соблюдение законных прав и интересов других лиц.

Согласно Уголовному кодексу Российской Федерации (далее - УК РФ) лицо, обороняющееся от посягательства, сопряженного с насилием, опасным для его жизни или жизни другого лица (либо с непосредственной угрозой применения такого насилия), действует правомерно (законно) и не несет уголовной ответственности за причиненный вред нападающему. Уголовный закон предоставляет обороняющемуся возможность использовать средства для защиты своей жизни, а равно жизни другого человека. Тем самым высшая конституционная ценность - человек, его права и свободы - средствами уголовного права взята под особую защиту. Уголовный кодекс (ч. 3 ст. 37 УК РФ) устанавливает, что право на необходимую оборону имеют в равной мере все лица независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения. Это право принадлежит лицу независимо от возможности избежать общественно опасного посягательства или обратиться за помощью к другим лицам или органам власти.

В судебной практике нередко возникают сложности в определении границ осуществления права на самозащиту, так как в законодательстве отсутствуют четкие критерии разграничения пределов осуществления права. Необходимо на законодательном уровне провести конкретизацию конституционных норм, закрепляющих право на защиту, относительно его способов защиты в гражданском законодательстве, путем внесения изменений и дополнений.

 


Заключение

 

Права человека в современном мире, к сожалению, не заняли достойного места, и такое нарушение носит систематический характер.

В цивилизованном обществе суду принадлежит основное место во всей правовой системе. Именно суд воплощает подлинное право, истинную справедливость. Чем выше авторитет суда, чем большей самостоятельностью и независимостью обладает суд во взаимоотношениях с представительными органами и органами управления, тем выше уровень законности и демократии, тем надежнее защищены от возможных посягательств права и свободы граждан.

В последние годы в России проводилась большая работа по формированию единого правового пространства, которое является важным условием реализации прав и свобод граждан.

В рамках судебно-правовой реформы реализуется комплекс законодательных и организационных мер, основной целью которых является обеспечение эффективной судебной защиты и неуклонного соблюдения прав и свобод человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Существенный вклад в дело защиты прав человека вносит Конституционный Суд Российской Федерации путем решения спорных вопросов о соответствии Конституции законов и подзаконных актов.

Развиваются государственные институты внесудебной защиты прав человека и гражданина. Совершенствуется деятельность органов прокуратуры и уполномоченных по правам человека.

Созданы правовые условия для развития полноценного гражданского общества. В связи с этим принят комплекс мер, направленных на формирование политических партий, профессиональных союзов и других общественных организаций и объединений, в том числе и правозащитные.

Особую актуальность приобретает более активное сотрудничество государства с институтами гражданского общества, повышение информационной открытости деятельности государственных органов для общества, а также повышение результативности общественного контроля за деятельностью государственных органов.

В настоящее время актуальным является развитие институтов административного и судебного обжалования гражданами действий и решений государственных органов и их должностных лиц. Эти институты являются одной из основ административного права, а их разработка является необходимым условием построения правового государства.

Понятие «защита» относится к числу многозначных в современной юридической науке. Это во многом обусловлено разнообразием объектов правовой защиты. Объектом механизма защиты прав человека и гражданина являются именно права человека и гражданина, закрепленные в международных документах, в конституции государства, в текущем законодательстве и обеспеченные мерами государственного принуждения, в том числе и мерами правосудия.

Механизм защиты прав человека и гражданина возлагает на законодателя ряд публично-правовых обязательств, к числу которых относится не только установление системы обеспечения правового статуса личности, но и гарантирование работы указанной системы. Кроме того, законодатель несет обязанность воздерживаться от необоснованного вмешательства в правовой статус личности, гарантировать осуществление прав человека и гражданина.

Установление и гарантирование законом системы обеспечения правового статуса личности - важный элемент в механизме правозащитной деятельности.

Юридический механизм защиты прав и свобод граждан действует в определенных политических, социальных, экономических условиях, которые могут как снижать эффективность провозглашенных правовых институтов, так и усиливать их действие. Однако даже самые совершенные юридические механизмы и процедуры бессильны в условиях нестабильной политической ситуации, упадка экономики. Устранение этих негативных факторов поможет создать условия, обеспечивающие эффективную реализацию института правовой самозащиты личности.

Исчерпывающим образом предусмотренные Конституцией Российской Федерации четыре формы судопроизводства представляют оптимально необходимую совокупность. Только с ее помощью может полноценно реализоваться конституционное право на судебную защиту, предусмотренное ст. 46 Конституции Российской Федерации. Как следствие, административное судопроизводство представляет самостоятельную форму правосудия, обеспечивающую реализацию контрольных полномочий органами судебной власти в сегменте системы сдержек и противовесов, не охватываемом конституционным судопроизводством. В ином качестве административное судопроизводство, как показывает и международный опыт, не может быть востребовано обществом и государством. Соответственно, его отрицание несет существенные риски для действенности системы защиты прав и интересов граждан и организаций.

Итак, сделаем вывод. Под механизмом защиты прав и свобод человека и гражданина понимается установленная и гарантированная законом система обеспечения правового статуса личности, которая включает в себя упорядоченную деятельность органов публичной власти, негосударственных правозащитных организаций и самостоятельную реализацию субъективных прав и свобод, направленную на предупреждение, пресечение и восстановление нарушенных прав и свобод при соблюдении надлежащего баланса публичных и частных интересов.

В качестве заключения хотелось бы отметить, что российское административное право должно иметь четкую направленность на защиту и реализацию прав человека и гражданина, и иной главной цели у него быть не может. Функция внешнего регулирования административного права должна преобладать над функцией внутреннего регулирования деятельности государственных органов. Тогда реализация административно-правовых институтов будет иметь решающее значение в ходе построения правового государства в России.

 


Библиографический список

 

1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993 г. №10 (с изменениями, внесенными Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. №10) «О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан» // Действующее федеральное законодательство: Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан. М., 1999. С. 14.

2. Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. №815 «О мерах по противодействию коррупции» // СЗ РФ. 2008. №21. Ст. 2429.

.  Алексеева Л.Б., Жуйков В.М., Лукашук И.И. Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации. М.: Изд-во «Права человека», 1996. - 420 стр.

4. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Норма-Инфра-М, 2001. - 382 стр.

.   Бойцова В.В. Служба защиты прав человека и гражданина. Мировой опыт. М.: БЕК, 1996.

.   Бутылин В.Н. Институт государственно-правовой охраны конституционных прав и свобод граждан // Журнал российского права. 2001. №12.

7. Гончаров Е.И. Вопросы реализации самозащиты прав и свобод человека и гражданина в гражданском законодательстве российской федерации [Электронный ресурс] / Е.И. Гончаров // Консультант Плюс.

.  Грибанов В.П. Пределы осуществления и защиты гражданских прав. М., 1992.

9. Грудцына Л.Ю. Исторические и теоретико-правовые предпосылки возникновения и развития прав человека в России // Право и жизнь. 2007. №107 (2).

10. Грудцына Л.Ю. Конституционно-правовые основы права граждан на участие в управлении делами государства // Право и жизнь. 2007. №106 (1).

11. Доклад уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2012 году. [Электронный ресурс] // http://www.rg.ru/2013/03/29/lukin-dok.html

12. Железнов Б.Л. Механизм государственной защиты основных прав и свобод // Ученые записки. Т. 138. Юридические науки. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2000. -253 стр.

.  Информация Конституционного Суда Российской Федерации. О конституционно-правовых аспектах совершенствования правотворческой и правоприменительной деятельности в сфере обеспечения и защиты прав и свобод граждан (на основе решений Конституционного Суда Российской Федерации 2009-2011 годов). [Электронный ресурс] // http://www.ksrf.ru/ru/Info/Maintenance/Documents/Aspects1.pdf

14. Костенников М.В., Куракин А.В., Марьян А.В. Административное право и проблемы противодействия коррупции в системе государственной службы. М.: NOTA BENE, 2010.

15. Международные акты о правах человека: Сб. документов. М., 1998. - 736 стр.

16. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М., 2001.

17. Российская газета. 2000. 4 апреля.

18. Селезнев М. Самозащита гражданских прав // Российская юстиция. 1995. №11.

.   Серков П.П. К вопросу о современном понимании административного судопроизводства. [Электронный ресурс] / П.П. Серков // Консультант Плюс

.   Теория государства и права: Учебник для вузов / Отв. ред. д.ю.н., проф. В.Д. Перевалов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2005. - 436 стр.

право гражданин защита административный

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...