Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 2. Диагностика интересов, склонностей и способностей человека по параметру возможностей личности




РАЗДЕЛ 2. ДИАГНОСТИКА ИНТЕРЕСОВ, СКЛОННОСТЕЙ И СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА ПО ПАРАМЕТРУ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

§ 1. ДИАГНОСТИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Отдельные способности человека не существуют как изолиро­ванные элементы, их развитие взаимосвязано и объединено в оп­ределенных и. в то же время, подвижных структурах. Эти струк­туры способностей являются взаимодополнительными, что обеспе­чивает не только уникальность, но и универсальность возможно­стей человека. В индивидуально-своеобразных особенностях лич­ности существенное место занимают интеллектуальные, по струк­туре которых можно опосредованно судить о возможных профес­сиональных способностях. Эта идея единства структур способно­стей послужила основой многих интеллектуально-профессиональ­ных тестов, в частности,   теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра (ТСИ) [§§§§§].

Тест интеллекта и, одновременно, тест профориентационный, ТСИ может применяться для возраста от 12 лет и старше, но, преимущественно, — до 35—40 лет, поскольку выполняется в ог­раниченных интервалах времени. Определенное превосходство по результатам ТСИ могут иметь в одной и той же возрастной груп­пе лица с более высокой образованностью, лучшей культурой мыш­ления и большей скоростью мыслительных процессов. В геттингенском варианте ТСИ выделяются до 20 профилей, соответст­вующих различным группам профессий. В данном варианте ТСИ определенно можно указать, что профиль типа «М» соответствует скорее профессиям гуманитарного плана, а профиль типа «W» — техническим и практическим склонностям. Центральное место во всех профилях занимает субтест памяти — № 5, хотя в содержа­нии процедуры выполнения теста его номер —9.

В отечественной практической психологии профконсультация с помощью ТСИ осуществляется при достаточной подготовленно­сти психолога на основе опыта работы в определенном регионе страны, — в силу имеющихся различий в традициях и культуре. Испытуемые должны перед началом работы по каждому субтесту хорошо разобраться в содержании примеров. Затем включается секундомер: 1 субтест —6 минут; 2 — 6; 3 — 7; 4— 8; 5 — 10; 7—7; 8 — 9; 9-й субтест —3 минуты на запоминание и 6 минут на воспроизведение.

 

Интерпретация результатов отдельных субтестов ТСИ [******]:

С у б т е с т 1: «ДП» (дополнение предложений): возникновение рассуждения, здравый смысл, акцент на конкретно-практическое, чувство реальности, слежавшаяся самостоятельность мышления.
С у б т е с т 2: «ИС» (исключение слова): чувство языка, индук­тивное речевое мышление, точное выражение сло­весных значений, способность чувствоваться, при­бавляется повышенная реактивность, которая у взрослых скорее относится к вербальному плану.
С у б т е с т 3: «Ан» (аналогии): способность комбинировать, под­вижность и непостоянство мышления, понимание отношений, обстоятельность мышления, удовлетво­ренность приблизительными решениями.
С у б т е с т 4: «Об» (обобщение): способность к абстракции, об­разование понятий, умственная образованность, умение грамотно выражать и оформлять содержа­ние своих мыслей.
С у б т е с т 5: «Пм» (память, мнестические способности): высокая способность к запоминанию, сохранению в услови­ях помех и логическому, осмысленному воспроизве­дению. Хорошая сосредоточенность внимания.
С у б т е с т 6: «АЗ» (арифметические задачи): практическое мыш­ление, способность быстро решать формализуемые проблемы.
С у б т е с т 7: «ЧР» (числовые ряды): теоретическое, индуктивное мышление, вычислительные способности, стремле­ние к упорядоченности, соразмерности отношений, определенному темпу и ритму.
С у б т е с т 8: «ПВ» (пространственное воображение): умение ре­шать геометрические задачи, богатство пространст­венных представлений, конструктивные практиче­ские способности, наглядно-действенное мышление.
С у б т е с т 9: «ПО» (пространственное обобщение): умение не только оперировать пространственными образами, но и обобщать их отношения. Развитое аналитико-синтетическое мышление, конструктивность теоре­тических и практических способностей.

 

В интерпретации результатов ТСИ полезно объединение субтестов в следующие комплексы:

1. Комплекс вербальных субтестов, предполагающий общую способность оперировать словами как сигналами и символами: субтесты 1—5. При высоких результатах по этому комплексу пре­обладает вербальный интеллект, имеется общая ориентация на об­щественные науки и изучение иностранных языков. Практическое мышление является вербальным.

2. Комплекс математических субтестов, предполагающий спо­собности в области практической математики и программирова­ния: субтесты 6, 7. Одинаково высокие результаты по обоим субтестам свидетельствуют о «математической одаренности». Если эта одаренность дополняется высокой результативностью по треть­ему комплексу, то, возможно, правильный выбор профессии дол­жен быть связан с естественно-техническими науками и соответствующей практической деятельностью.                      

3. Комплекс конструктивных субтестов, предполагающий раз­витые конструктивные способности теоретического и практического плана. Одинаково высокие результаты по субтестам 8 и 9 являют­ся хорошим основанием не только для естественно-технической, но и общенаучной одаренности. Если же образование не будет про­должено, то преобладает стремление к моделированию на уровне конкретного и наглядного мышления, к выраженной практической направленности интеллекта, к развитию ручной умелости и ману­альных способностей.

4. Комплексы теоретического и практического планов способ­ностей—это, соответственно, 2 + 4 и 1 + 3; полезно сравнить ре­зультативность по этим тестам попарно, чтобы более определенно высказать резюме о возможной профессиональной подготовке и успешности в обучении.

Опыт работы с ТСИ свидетельствует, что, несмотря на доволь­но большой объем этой методики и продолжительность как работы испытуемых (около 90 минут), так и работы психолога (около 30 минут, с проведением консультации на каждого испытуемого), в целом результаты получаются весьма надежными, подтверждае­мыми в ретестовых испытаниях и существенными для общей оцен­ки развития личности на основе построения модели конструктив­ной активности личности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...