Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коэффициенты внутриклассовой корреляции по успешности




выполнения двигательных тестов [337]

№ Тренировка

п/п

Тесты Близнецы Фон

до после

1 Ротор МЗ 0,956 0,899 0,894

ДЗ 0,508 0,450 0,614

2 Тремор МЗ 0,866 - -

ДЗ 0,246 — —

3 Скорость вращения МЗ 0,830 - -

ручного вала ДЗ 0,447 — —

4 МЗ 0,639 0,620 0,608

Упаковка катушек

ДЗ 0,508 0,413 0,592

5 Сортировка карт МЗ 0,767 0,861 0,817

ДЗ 0,512 0,612 0,538

Тренировка для всех испытуемых была стандартной и проходила

блоками: по 10 упражнений в первом тесте (всего он выполнялся 70 раз)

и по 4 упражнения — в четвертом и пятом тестах (всего в каждом по

28 выполнений). Абсолютные оценки успешности выполнения теста

повысились, естественно, у всех близнецов (хотя результаты ДЗ выше,

чем МЗ), но внутрипарное сходство существенно изменилось только

у ДЗ, причем в одном тесте (четвертом) повышение внутрипарного

сходства ДЗ привело к снижению коэффициента наследуемости прак-

тически до нуля. Однако обратим внимание на то, что и в фоновых

измерениях наследуемость оценок, получаемых в этом тесте, была

самой низкой (h2 = 0,26). Интересно, что повышение внутрипарного

сходства ДЗ происходит главным образом к концу тренировки: в пер-

вом и четвертом тестах в первом блоке внутрипарные корреляции ДЗ

равны 0,445 и 0,375 соответственно, а в седьмом тесте —0,601 и 0,549.

В пятом тесте сходство снижается в парах и МЗ, и ДЗ. Таким образом,

тренировка, меняя абсолютные оценки успешности, в двух случаях из

трех не ликвидирует генетический компонент фенотипической из-

менчивости этих признаков, т.е. обучение, тренировка не превращают

признак из «наследственно обусловленного» в «средовой».

К стандартизованным двигательным тестам относится и диагнос-

тика индивидуальной выраженности так называемого «закона силы» —

сокращения ВР при усилении стимула.

Чем больше разница между ВР на минимальный и максимальный стиму-

лы, тем круче падение кривой, графически изображающей эту закономер-

ность, и тем больше коэффициент «b» в уравнении регресии у = а + bх,

описывающей эту закономерность математически. В дифференциальной пси-

хофизиологии благодаря работам В.Д. Небылицына [109, 110] этот показа-

тель используется для оценки чувствительности: чем выше последняя, тем

выше физиологическая эффективность стимула (особенно слабого) и тем

короче ВР на него.

Исследования «закона силы» у близнецов трех возрастных групп

(8—11, 13—16 и 33-56 лет) показали наличие выраженного генети-

ческого контроля и одновременно его снижение у подростков по срав-

нению с двумя другими группами: коэффициент наследуемости (по

Холзингеру) равен 0,89; 0,45; 0,93 в трех группах соответственно. Не-

высокая наследуемость вариативности «b» у подростков была ранее

показана Н.Ф. Шляхтой: rмз = 0,466, rдз = 0,301, h2 = 0,33; в исследо-

вании же другой группы взрослых близнецов (правда, на небольшой

выборке) коэффициент Холзингера оказался равным 0,93 [97].

Снижение генетических влияний в подростковом возрасте авторы

связывают с гормональной перестройкой. Изменяется не только ко-

эффициент наследуемости, но и абсолютные значения коэффициен-

та «b»: в этой группе близнецов они оказываются ниже, чем в двух

других группах — и младшей, и старшей (это означает меньшую вы-

раженность «закона силы», т.е. ускорение реакции при усилении сти-

мула у подростков меньше). Уменьшение роли генетических факторов

в пубертатном возрасте показано и для некоторых нейрофизиологи-

ческих признаков [89, 162].

Таким образом, наследственность существенно определяет разли-

чия между людьми не только по признакам, являющимся разовыми,

«дискретными» измерениями конкретной психологической функции

(например ВР, баллы IQ), но и по их индивидуальной динамике,

формирующейся при изменении условий деятельности, т.е. по вариа-

тивности в проявлениях некоторых закономерностей.

Наконец, последняя характеристика, относящаяся к этой группе

показателей, — индивидуальный темп (иногда его обозначают как

«персональный» или «личный» темп). Его оценки получаются в самых

разных методических вариантах: как темп постукивания (теппинг-тест),

предпочитаемый на слух темп (например, задаваемый метрономом),

темп выполнения любых ритмичных действий — обычных в повсед-

невной жизни (ходьба, письмо) или в специальной эксперименталь-

ной задаче (например, в реакции выбора из нескольких альтернатив

или времени опознания). В зависимости от задачи работы оценивается

удобный («оптимальный») или максимальный темп.

Одна из первых фундаментальных работ в данной области принад-

лежит немецкой исследовательницей. Фришайзен-Кёлер [263], кото-

рая на большой выборке, включавшей и близнецов (правда, с очень

широким возрастным разбросом — от б до 59 лет), и родителъско-

детские пары, показала наследственную обусловленность и временную

стабильность самых разных темповых характеристик: теппинга, ходь-

бы, устного счета и др. Оказалось, что теппинг, предпочитаемый на

слух ритм, и темп некоторых повседневных двигательных действий

(ходьба, счет и т.д.) значительно определяются наследственностью.

Оценки, получаемые в теппинг-тесте, как правило, внутрипарно

более сходны у МЗ близнецов, чем у ДЗ; правда, коэффициенты на-

следуемости широко варьируют: от 0,32 до 0,87 [см.: 132; гл. VI]. В ра-

боте И. Фришайзен-Кёлер [263] было получено отчетливое сходство

по этим оценкам родителей и детей: у двух «быстрых» родителей 56%

детей — тоже «быстрые», 4% — «медленные», остальные — «сред-

ние», если же оба родителя «медленные», то ни один ребенок не

обнаруживает высокого темпа, 7 \% — «медленные» и 29% — «средние».

В работе Т.А. Пантелеевой и Н.Ф. Шляхты у близнецов 13-16 лет

также были получены доказательства наследуемости теппинга: кор-

реляции в парах МЗ в обоих случаях существенно выше, чем у ДЗ:

0,779 и 0,151 для «удобного» темпа, 0,687 и 0,246 — для максимально

возможного [97].

По предельному темпу выполнения некоторых эксперименталь-

ных заданий МЗ также имеют более высокие корреляции, чем ДЗ.

В работе Т. Г. Хамагановой и соавторов [162] у близнецов пяти возра-

стных групп (7—9, 11—12, 13—15, 16—18 лет и 19-21 год) оценивался

индивидуальный темп работы с корректурной таблицей; коэффици-

енты наследуемости соответственно равны 0,79; 0,82; 0,42; 0,84; 0,79

(обратим внимание на то, что и здесь старший подростковый возраст

имеет минимальный коэффициент —феномен, уже отмечавшийся

выше).

Другая форма эксперимента, когда испытуемому задается все ус-

коряющийся темп решения некоторой несложной задачи и оценива-

ется тот минимальный интервал между предъявлениями стимулов,

при котором человек еще успевает правильно реагировать на них,

позволила Т.В. Василец обнаружить отчетливое влияние наследствен-

ности и на эту характеристику. В ситуации реакции выбора из трех

альтернатив в двух возрастных группах близнецов — 7—11 лет и 33—

55 лет (по 20 пар МЗ и ДЗ близнецов в каждой) внутрипарное сход-

ство предельного темпа было существенно выше у МЗ: rмз = 0,677 и

rДЗ = 0,028 у младших; 0,896 и -0,164 соответственно у старших, т.е. у

людей, не менее 10 лет живущих врозь и имеющих достаточно разный

жизненный опыт [97].

Наследуемость именно максимального темпа выполнения некото-

рых несложных двигательных задач у детей 7-8 лет (35 пар МЗ, 29 пар

ДЗ близнецов) получена и Т.А. Мешковой [113]; разложение феноти-

пической дисперсии выделило 37—78% генетической вариативности,

в то время как в дисперсиях тех же оценок, но полученных в условиях

«удобного» темпа, за исключением одной задачи (из пяти), генети-

ческого компонента не обнаружено. Вариативность обобщенных тем-

повых оценок для двух групп двигательных задач, из которых одна

включала простые двигательные автоматизмы типа теппинг-теста, а

вторая — более сложные движения, также оказалась больше завися-

щей от наследственности в ситуации максимального темпа (особенно

в первой из этих групп) и только от среды (общесемейной и индиви-

дуальной) — при «удобном» темпе деятельности. Самые выраженные

влияния наследственности — в вариативности обобщенных оценок

максимального темпа выполнения простых двигательных автоматиз-

мов (80,5% дисперсии). Аналогичные оценки более сложных движе-

ний определяются в примерно равной степени (30-35%) наследствен-

ностью, общей и индивидуальной средой.

Таким образом, в этой группе признаков, характеризующих темп

двигательных реакций человека, соотношение генетических и средо-

вых детерминант зависит, очевидно, и от типа движения (простое

или сложное), и от предельных скоростных возможностей человека.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...