Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 1. Теоретико-методологические основы психодиагностики




Тема 1. Общее содержание и назначение психодиагностики как науки

Вопросы к семинару:

1) Раскройте основные положения психодиагностики.

2) Перечислите цели, задачи и принципы психодиагностики.

3) Обоснуйте место психодиагностики в системе других психологических дисциплин.

4) Что входит в компетенцию психодиагностики

5) Назовите области практического использования психодиагностических результатов. Приведите примеры.

Самостоятельно-исследовательская работа: проведите сравнительный анализ компетенций психодиагностики и компетенций, которыми должен обладать профессиональный психолог.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика – СПб.: «Питер», 2002.

2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – СПб., 2001.

3. Введение в психодиагностику / М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др. // под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М.: Академия, 1999.

4. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1984.

5. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2007.

 

Тема 2. Этапы становления психодиагностики как научной дисциплины

Вопросы к семинару:

1) Каковы были исторические предпосылки возникновения психологического тестирования.

2) Раскройте и перечислите возникновение отдельных направлений в психодиагностике.

3) Опишите специфику зарубежной психодиагностики 20 века и перечислите основные этапы ее развития.

4) Проведите сравнительный анализ достижений психодиагностики дореволюционной России и в СССР

5) Каковы особенности современного состояния психологического тестирования.

Самостоятельно-исследовательская работа: найдите народные притчи, пословицы в которых отображен донаучный интерес людей к своеобразию индивидуально-психологических различий между людьми.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика – СПб.: «Питер», 2002.

2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – Москва: «Просвещение», 1986.

3. Забродин Ю.М. Развитие советской психологии и задачи психологической службы // Психологический журнал, 1984. – Т.5. – № 6.

4. Кольцова В.А. Теоретико-методологические основы истории психологии. – М.: Институт психологии РАН, 2004.

5. Психология. Словарь. / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского; «2-е» изд., испр и доп. – М.: Политиздат, 1990.

6. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. – СПб., 2002.

7. Ярошевский М.Г. История психологии. – М.: Мысль, 1976.

Тема 3. Основные диагностические процедуры и их классификация

Вопросы к семинару:

1) В чем сущность малоформализованных и строгоформализованных методов психодиагностики.

2) Охарактеризуйте основные методы малоформализованной психодиагностики: наблюдение, беседа, контент-анализ.

3) Опишите классификации методов психодиагностики, предложенные В.К. Гайде и В.П. Захаровым, А.А. Бодалевым и В.В. Столиным, Б.Г. Ананьевым.

4) Дайте определение методу «наблюдения», раскройте основные правила его проведения. В чем сущность карты наблюдения Д. Стотта.

5) Назовите и содержательно раскройте все виды опросных методов психодиагностики. Перечислите их недостатки и достоинства.

6) Дайте определение «эксперимент», назовите виды эксперимента и этапы его реализации.

Самостоятельно-исследовательская работа: составьте сравнительную таблицу видов методов диагностики с выделением их достоинств и ограничений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. 3-е изд. – СПб.: «Питер», 2001.

2. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование.- СПб., 2001.

3. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Эксмо, 2007.

4. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика – СПб.: «Питер», 2002.

5. Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование. – Л., 1982.

6. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. Информционно-методические материалы. – Москва: «Просвещение», 1986.

7. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебник длч вузов. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008.

Раздел 2. Психометрические основы психодиагностики

Тема 1. Психометрические требования к психодиагностическим методикам. Стандартизация теста.

Вопросы к семинару:

1) Перечислите основные требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам.

2) Что дает знание психометрики практическому психологу.

3) Как измеряется ретестовая надежность.

4) Что такое метод «контрастных групп» при проверке валидности?

5) Перечислите и содержательно раскройте виды диагностических норм, стандартных тестовых шкал.

Самостоятельно-исследовательская работа: на примере любой психодиагностической методики примените основные психометрические требования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева и В.В. Столина. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. (Переиздание – СПб.: Речь, 2000).

2. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х томах. М.: Педагогика, 1982.

3. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. – Киев: Ника-Центр Лтд, 1994.

Тема 2. Основные этапы конструирования теста

Вопросы к семинару:

1) Раскройте специфику технологии создания тестов. Проведите сравнительный анализ между разработкой и адаптацией теста.

2) Опишите особенности оформления и разработки заданий теста.

3) Какими психометрическими способами можно проверить индекс трудности и дискриминативность заданий теста.

4) Перечислите и содержательно раскройте имеющиеся нормативные требования, предъявляемые к разработчикам и пользователям тестов.

5) Опишите требования к психометрической подготовке психолога.

Самостоятельно-исследовательская работа: создание тестовой методики для диагностики коммуникативного стиля на материалах социально-психологических ситуаций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вассерман Л.И., В.А. Дюк, Б.В. Иовлев, К.Р. Червинская. Психологическая диагностика и новые информационные технологии. – СПб.: «СЛП», 1997.

2. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. – Киев: Ника-Центр Лтд, 1994.

3. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности М.: Просвещение,1985.

4. Практикум по психодиагностике. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988-1992. Серия учебных пособий. / Под ред. В.В. Столина, А.Г. Шмелев, С.Р. Пантилеева и др.

Тема 3. Компьютерная психодиагностика

Вопросы к семинару:

1) Опишите особенности создания компьютерных психодиагностических методик.

2) Перечислите и содержательно раскройте основные направления развития компьютерной психодиагностики.

3) Раскройте специфику компьютеризации психодиагностических методик.

Практикум: в компьютерном классе отработать психодиагностические методики и на основании проделанной работы описать основные принципы компьютерных методов диагностики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вассерман Л.И., В.А. Дюк, Б.В. Иовлев, К.Р. Червинская. Психологическая диагностика и новые информационные технологии. – СПб.: «СЛП», 1997.

2. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. – Киев: Ника-Центр Лтд, 1994.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...