Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие розничной и оптовой торговли в Республике Беларусь




 

Основной тенденцией развития розничной торговли должно стать ее динамичное развитие и увеличение доли отрасли в ВВП.

Рост благосостояния населения повлечет ряд структурных преобразований, в первую очередь, смещение потребительского спроса в сторону непродовольственных товаров. Увеличится потребление сложно-бытовой техники, мебели, теле - радиотоваров, строительных материалов, одежды и обуви, товаров для спорта и отдыха, ювелирных изделий и других.

Улучшится также структура питания населения за счет увеличения потребления на душу населения более ценных в биологическом отношении продуктов (овощей, фруктов, ягод, рыбы и рыбопродуктов и других продуктов).

Торговая сеть будет расширяться за счет реконструкции, а также строительства торговых объектов по следующим основным направлениям:

укрупнение размеров магазинов за счет строительства и открытия гипер - и супермаркетов и торговых центров, формирование крупных розничных торговых структур, работающих по технологии торговых сетей;

размещение в жилых кварталах городов магазинов шаговой доступности, применение понижающих коэффициентов к ставкам арендной платы при использовании под объекты торговли нежилых помещений первых этажей зданий.

В зонах размещения торговых объектов предусматривается приоритетное выделение земельных участков для организации достаточного количества парковочных мест.

В крупных городах будут создаваться торгово-развлекательные комплексы, включающие, кроме магазинов, ресторанов и кафе, также объекты службы быта, проката, проведения досуга, кинотеатры, отели, спортивные, культурные и другие объекты.

Получит дальнейшее развитие сетевой принцип организации торговли, будут привлекаться крупные компании, занимающиеся созданием и эксплуатацией торговых сетей. Предполагается появление и развитие международных розничных сетей. В целях недопущения завоеваниями ими большей части рынка и защиты национальных торговых сетей необходимо принятие мер по антимонопольному регулированию розничной торговли. Одним из путей снижения влияния международных сетей должно стать развитие отечественных сетей, в том числе за счет слияния и поглощения мелких торговых организаций, в частности за счет франшизы.

Для развития отечественных торговых сетей будут привлекаться субъекты малого и среднего предпринимательства, получившие право использования товарного знака либо фирменного наименования субъекта торговли, организовавшего торговую сеть, в том числе на условиях договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга).

Развитие фирменной торговли будет осуществляться по следующим основным направлениям:

-  создание магазинов, представляющих ассортимент нескольких производителей товаров определенной номенклатуры либо сопутствующих товаров;

-  открытие торговых сетей магазинов по продаже товаров известных брендов (”Коммунарка", ”Спартак", ”Слодыч", ”Элема", ”Марко", ”Витязь", ”Горизонт" и др.);

-  открытие фирменных секций на торговых площадях магазинов иных собственников, создание которых позволяет удовлетворить спрос покупателя не только на продукцию одного производителя, но и одновременно предложить покупателю широкий ассортимент других;

-  открытие интернет-магазинов по продаже товаров отдельных брендов.

Дальнейшее развитие получат социально ориентированные розничные торговые объекты (дискаунтеры) с минимальными торговыми надбавками. Также развитие получат так называемые, ”социальные полки", с размещением на них ассортимента товаров, реализуемых со скидками.

Субъекты малого предпринимательства будут вовлекаться в развитие торговой инфраструктуры малых и средних городских поселений, в том числе за счет предоставления им на конкурсной основе права торгового обслуживания.

Наряду с магазинными формами торговли предполагается дальнейшее развитие и других форм.

Широкое распространение получит дистанционная торговля, в том числе через интернет-магазины, с предоставлением возможности заключения договора розничной купли-продажи иными способами (телемагазины, по каталогам, почте и др.), что объясняется их преимуществами (более широкий ассортимент, потребителям удобно выбирать товар дома, отсутствие затрат на аренду торговых площадей и др., что позволяет применять более низкие цены).

В целях приближения товара к покупателю продолжится развитие мелкорозничной торговой сети, проведение ярмарок, выставок-продаж, расширенных продаж, сезонных и праздничных распродаж,распродаж товаров по сниженным ценам, школьных базаров, дегустаций,рекламных акций, будут приниматься иные меры, направленные на стимулирование спроса населения.

Еще одной тенденцией развития розничной торговли должно стать использование собственных торговых марок. Для развития этого направления необходимо взаимовыгодное сотрудничество с отечественными товаропроизводителями, в том числе в части лицензионного производства товаров известных брендов.

Предполагается широкое развитие оказания дополнительных видов торговых, бытовых и иных услуг населению в магазинах и в торговых центрах с торговой площадью свыше 1000 кв. метров (услуги парикмахерских (включая маникюр), граверные работы, подгонка и ремонт одежды, химчистка, подключение и ремонт сотовых телефонов, доставка продуктов, цветов, подарков на дом, садово-огородного инвентаря и минеральных удобрений садоводческим кооперативам, изготовление товаров по индивидуальным заказам и ряд других).

Получит дальнейшее развитие практика предоставления льготных потребительских кредитов гражданам на приобретение продукции отечественного производства.

Продолжится работа по упорядочению деятельности рынков, включая их поэтапное перепрофилирование в современные торговые центры. Рынки будут развиваться по пути создания условий для продажи сельскохозяйственной продукции ее производителями, а также предоставления возможности физическим лицам для продажи принадлежащих им вещей.

В результате прогнозируется уменьшение к 2015 году по сравнению с 2010 годом количества рынков на 30 единиц с одновременным увеличением торговых центров на 32 единицы, их площади на 29,6 тыс. кв. метров, количества торговых объектов в торговых центрах - на 1179 единиц.

Концепцией предусматривается выполнение прогнозных показателей по приросту количества магазинов, их торговой площади, количеству фирменных магазинов, количеству рынков и торговых мест на них, торговых центров, их торговой площади и количеству торговых объектов в них в разрезе областей и г. Минска согласно приложению 1 к Мероприятиям на 2011 - 2015 годы.

Указанными прогнозными показателями предусматривается увеличение количества магазинов к 2015 г. до 39,2 тысяч единиц, их торговой площади - до 4427 тыс. кв. метров.

За пять лет планируется увеличить объем розничного товарооборота торговли через все каналы реализации, а также на душу населения - в 1,7-1,8 раза. Рост товарооборота будет обеспечиваться за счет увеличения производительности труда работников на 70 процентов.

За этот период число новых рабочих мест увеличится на 35,8 тыс. единиц.

Основными направлениями развития оптовой торговли станут:

-  развитие и оптимизация оптовых поставок отечественных и импортных товаров на потребительский рынок республики;

-  обеспечение высокой эффективности системы обращения товаров на основе принципов логистики;

-  совершенствование условий функционирования субъектов, осуществляющих оптовую торговлю (в части ценообразования, регулирования посреднической деятельности, упрощения отчетности, создания условий для заинтересованности субъектов всех форм собственности в обоснованном импорте потребительских товаров и экспорте отечественной продукции и других);

-  экономия издержек обращения за счет оптимизации товародвижения;

-  модернизация инфраструктуры оптовой торговли и мобилизация необходимых для этого финансовых ресурсов;

-  развитие оптовых структур, обеспечивающих эффективное товародвижение, способных поддерживать необходимую интенсивность товаропотоков;

-  использование информационных технологий.

Развитию оптовой торговли будет способствовать реализация Программы развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 августа 2008 г. № 1249 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 223, 5/28285).

Предусматривается создание оптово-логистических центров, располагающих новейшей технологией, позволяющей эффективно сочетать складские, экспедиторские и транспортные функции и на этой основе обеспечивать рациональное распределение товарных потоков, оптимизацию транспортных маршрутов, полную загрузку транспортных средств.

Значительное внимание будет уделяться проведению модернизации материально-технической базы оптовых организаций, осуществляющих торговлю плодоовощной продукцией и картофелем, организации на них производств по предпродажной подготовке указанной продукции и ее переработке.

Большое значение для дальнейшего развития материально-технической базы по хранению плодоовощной продукции будет иметь финансирование из местных бюджетов оптовых организаций, осуществляющих закладку продукции растениеводства и животноводства на межсезонный период.

Предполагается, что участие организаций оптовой торговли во внешнеэкономической деятельности страны будет сконцентрировано на торговле потребительскими товарами. Продукция производственно-технического назначения, производимая в Республике Беларусь, реализуется за рубежом главным образом путем осуществления прямых поставок, через дилеров и товаропроводящую сеть. Основная доля импорта продукции производственно-технического назначения также поступает по прямым поставкам.

3.2 Пути повышения эффективности деятельности УП "Универмаг Беларусь" за счет роста товарооборота и ускорения товарооборачиваемости

 

Основу коммерческой деятельности торгового предприятия на потребительском рынке составляет процесс продажи товаров. Экономическое содержание этого процесса отражает товарооборот предприятия.

Развитию товарооборота торговых предприятий всех форм собственности и организационно-правовых форм деятельности придается большое значение в экономической и социальной политике Республики Беларусь. Это связано с тем, что товарооборот характеризует масштабы и уровень удовлетворения спроса населения на товары, стимулирует развитие производства и способствует ускорению оборота капитала производственных предприятий, в значительной степени определяет масштабы внешнеэкономической деятельности, денежного оборота, бюджетных поступлений и других макроэкономических показателей. Не меньшую роль играет товарооборот и в деятельности конкретных торговых предприятий. Развитие товарооборота определяет широту и глубину проникновения предприятия на потребительский рынок, и его конкурентную позицию на этом рынке, общие возможности и темпы экономического развития предприятия в стратегической перспективе.

В системе показателей развития торгового предприятия товарооборот играет неоднозначную роль. Являясь основным оценочным показателем объема деятельности торгового предприятия, он служит также определяющим показателем формирования его ресурсного потенциала (объема и состава трудовых, материальных и финансовых ресурсов) и затрат ресурсов (суммы и состава издержек обращения). В то же время в условиях рыночной экономики товарооборот носит подчиненный характер по отношению к прибыли предприятия от торговой деятельности и уровню его рентабельности.

Основной цельюуправления товарооборотом является обеспечение высоких темпов развития торгового предприятия и удовлетворения спроса обслуживаемых контингентов покупателей.

В соответствии с этой основной целью перед управлением товарооборотом стоят следующие важнейшие задачи:

1. Увязка темпов развития товарооборота с развитием регионального потребительского рынка и изменениями его конъюнктуры.

. Планирование объема реализации товаров, обеспечивающего получение предприятием необходимой суммы прибыли.

. Обеспечение в процессе планирования товарооборота эффективного использования имеющегося ресурсного потенциала.

. Обеспечение планирования структуры товарооборота, в наибольшей степени отвечающей структуре спроса обслуживаемых контингентов покупателей.

. Планирование объема и структуры поступления товаров и суммы товарных запасов, обеспечивающих ритмичную работу торгового предприятия и устойчивость ассортимента товаров в его пунктах продажи.

С учетом основной цели и задач строится система управления товарооборотом на предприятии, определяется конкретное содержание этого управления и последовательность его осуществления.

Планирование объема и структуры реализации товаров представляет наиболее ответственный этап в системе экономического управления товарооборотом. Это объясняется высокой ролью этих показателей в системе планов экономического и финансового развития предприятия.

Главный фактор успешного развития товарооборота - обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов. На рост товарооборота положительное влияние оказывают завышенные (сверхнормативные) товарные запасы на начало изучаемого периода (если товары пользуются спросом) и рост поступления товаров и отрицательное - увеличение прочего выбытия товаров, и завышенные товарные запасы на конец анализируемого периода.

Росту товарооборота способствует правильное распределение товарных ресурсов между отделами и другими торговыми подразделениями. Особое внимание следует уделять изучению источников поступления товаров, реализовывать возможности вовлечения в товарооборот дополнительных товарных ресурсов путем закупки товаров непосредственно у производителей. В связи с этим возрастает значимость инициативы и предприимчивости торговых работников в изыскании дополнительных товарных ресурсов.

В увеличении товарооборота предприятия большое значение имеет проверка соблюдения договоров поставки товаров отдельными поставщиками. Важным вопросом является соблюдение частоты и своевременности завоза товаров.

Товарооборачиваемость является одним из важнейших качественных показателей в торговле. Под товарооборачиваемостью понимается время обращения товаров со дня их поступления до дня реализации, а также скорость оборота товаров.

Изменение товарооборачиваемости в днях в целом по торговому предприятию складывается под воздействием двух факторов:

) изменения структуры розничного товарооборота;

) изменения времени обращения отдельных товарных групп и товаров. В связи с тем, что каждая товарная группа имеет различную товарооборачиваемость, изменение структуры товарооборота оказывает определенное влияние на время обращения товаров по торговому предприятию в целом. Если в товарообороте возрастает доля товаров с ускоренной товарооборачиваемостью, то за счет этого общая (средняя) товарооборачиваемость ускорится, и наоборот.

Таким образом, рост товарооборота и ускорение товарооборачиваемости являются весьма важными факторами, влияющими на повышение рентабельности торгового предприятия.

Выполнение прогнозных показателей развития товарооборота на УП "УНИВЕРМАГ БЕЛАРУСЬ"напрямую зависит от того, какой товар, какой ассортимент и по каким ценам предприятие получит от промышленности и предложит покупателю.

Реальные доходы населения по прогнозу возрастут только на 5-6%. Удельный вес потребительской статьи "Одежда, обувь и белье" составит в 2011г. 20,1% (2010г. - 21,6%) в среднедушевом бюджете семьи.

Это крайне малая сумма для приобретения товаров по этой статье.

Это заставляет более пристальное внимание уделять ассортименту, объему и особенно качеству обуви.

Разнообразие предлагаемых моделей достаточно велико, при этом одним из основных недостатков является цветовое решение: ориентировочно около 70-75% предлагаемой обуви - черного цвета. Цветность обуви приводит к ее удорожанию, что и определяет выбор производителей в погоне за конкурентностью цен на собственную продукцию. На прилавках отделов хотелось бы видеть большой выбор обуви по цветовой гамме, более высокому уровню моделирования и дизайнерских решений. Это позволило бы привлечь покупателя. Предприятию надо чаще напоминать об этом промышленности, предоставляя им периодически соответствующую информацию.

Несмотря на объективные причины, коллективу предприятия необходимо изыскать и мобилизовать все резервы на повышение товарооборота, ускорение товарооборачиваемости и обеспечение устойчивого финансового состояния УП "Универмаг Беларусь".

Для этого предлагается:

. В условия развивающейся конкуренции находить рынки сбыта товаров не только в городе Минске и Минской области, но и за ее пределами по увеличению поставки мелким и средним торговым организациям через опт.

. На качественно новый уровень поставить работу с поставщиками-производителями, согласовывая поставку каждой партии товаров в широком ассортименте, высокого качества, по приемлемым ценам и на приемлемых условиях.

. Расширять перечень промышленных предприятий предоставляющих скидки на поставляемые ими товары или дилерские услуги.

. Постоянно проводить работу по изысканию новых быстрореализуемых групп товаров.

. Проводить работу с банком по снижению процентных ставок за пользование кредитом.

. Проводить повседневную работу по экономии издержек обращения, как в целом, так и по статьям.

. В условиях обесценивания собственных оборотных средств обеспечивать строгий контроль за состоянием товарных запасов. Ускорять оборачиваемость товарных запасов, всегда помня о том, что она должна составлять в рознице не более 30 дней, в опте - 15 дней. При такой оборачиваемости предприятие сможет своевременно производить оплату поставщикам за поставленный товар и уменьшить размер оплаты за пользование банковским кредитом.

. С целью сохранения оборотного капитала и ускорения его оборота, необходимо выявить явно убыточные группы товаров и исключить их из структуры продаж или заменить новыми.

. Улучшить финансовую устойчивость предприятия позволит сокращение товаров отгруженных, но не оплаченных. Этого следует добиваться за счет ускорения реализации и своевременного истребования денежных средств с должников. Кроме того, следует принимать меры к сокращению дебиторской задолженности.

. Продолжать сдавать в аренду помещения и оказывать услуги по хранению товаров и тыс. д.

11. Продолжить работу с администрациями соответствующих районов города Минска по снижению ставок арендной платы.

. Выйти с предложением к отечественным производителям о совместном проведении сезонных распродаж обуви.

Высокую рентабельность товара не может обеспечить только выгодная закупка. Немаловажную роль играет также и правильная сбытовая политика непосредственно на предприятии.

В частности, новых покупателей можно привлечь (более совершенной, чем у других предприятий выкладкой товаров), хорошей рекламой и пропагандой, высокой репутацией и специализацией торгового предприятия, дополнительными торговыми услугами. Рациональное размещение товаров с учетом того, что все товары имеют определенный уровень рентабельности, позволит максимизировать прибыль и минимизировать затраты. Следует отметить, что в отделах УП "УНИВЕРМАГ БЕЛАРУСЬ" размещением и выкладкой товара занимаются заведующие секциями, которые принимают во внимание удобство при рассмотрении товара и спрос на него со стороны покупателей. Показателями рентабельности заведующие секциями не владеют. Кроме того, об эффективности использования торговой площади и площади для выкладки товаров в отделах можно судить только по рассчитанным коэффициентам установочной и экспозиционной площадей, которые составляют 0,27 и 0,71 соответственно. Данные значения соответствуют нормативным. Однако на предприятии не уделяется должного внимания этим показателям, что в свою очередь может привести к "потере" дополнительных резервов роста товарооборота и, соответственно, рентабельности.

Масштабы предприятия также выступают долгосрочным фактором, влияющим на рентабельность предприятия. Оптимальным размером предприятия будет тот, который позволит приблизиться к оптимальному уровню рентабельности.

Рентабельность - это такой показатель, который подвержен существенному влиянию самых разнообразных и многочисленных факторов.

В УП "УНИВЕРМАГ БЕЛАРУСЬ" имеются ещё следующие резервы повышения рентабельности деятельности:

. Реклама товаров, на которые возможно установление относительно высоких торговых надбавок. Существует проблематичность увеличения уровня валового дохода, так как на товары, составляющие основную долю товарооборота установлены предельно низкие ограничения по размеру торговой надбавки. Однако, можно попытаться сделать это, увеличив долю в товарообороте товаров с высокой торговой надбавкой. Возможное средство дотижения этого - реклама. Для снижения расходов, связанных с проведением рекламных мероприятий, необходимо их организовать совместно с поставщиками продукции, а при возможности выполнять роль лишь инициаторов рекламы и, тем самым, добиваться того, чтобы бремя рекламных расходов ложилось на поставщиков.

. Снижение уровня расходов на оплату труда и отчислений на социальные нужды за счет роста производительности труда (надо сократить потери рабочего времени и оптимизировать количество персонала, необходимо для выполнения поставленных задач, существующую систему премирования необходимо дополнить такими инструментами стимулирования производительности труда, как представление работникам кредитов для строительства жилья, оказание материальной помощи работникам.

. Для снижения уровня расходов на тару необходимо при выборе поставщиков руководствоваться не только такими критериями, как цена и качество, но и обеспечение ритмичности завоза, что в свою очередь, дает возможность сокращения товарных запасов, увеличения товарооборачиваемости.

. Увеличение фондоотдачи основных средств. Процесс обновления основных средств должен способствовать повышению эффективности их использования. Необходимо, чтобы рост производительности труда опережал рост стоимости основных средств. Обществу надо повысить материальную заинтересованность работников, в противном случае как бы ни увеличивалась фондовооруженность, фондонасыщенность, производительность труда будет оставаться низкой, фондоотдача падать.


Заключение

 

Государственные торговые предприятия играли существенную роль в мировой торговле в течение многих десятилетий. Они признаются правилами многосторонней торговой системы ГАТТ/ВТО и, в частности, положениями Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) в качестве законных участников международной торговли. Однако деятельность государственных торговых предприятий вызывает серьезную озабоченность у сторонников либерального международного торгового режима.

Унитарное коммунальное предприятие "Универмаг Беларусь" является одним из крупнейших универмагов г. Минска. В своей деятельности предприятие УП "Универмаг Беларусь" подведомственно Главному управлению потребительского рынка Мингорисполкома. Имущество предприятия находится в коммунальной собственности г. Минска, право собственника, которого осуществляет Минский городской совет депутатов в лице минского городского исполнительного комитета. Форма собственности предприятия - государственная.

Общий объем товарооборота в действующих ценах в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличился на 15,8%, а розничный товарооборот в 2011 году по сравнению с 2010 годом возрос на 17,1%. Доходы от реализации товаров в 2010 году составили 17136 млн. р., а в 2011 году - 19159 млн. р., что на 2423 млн. р. больше. Расходы на реализацию товаров увеличились в абсолютном размере на 2095 млн. р. а их уровень уменьшился на 0,2%. Уровень прибыли от реализации остался на прежнем уровне и в 2011 году был равен 2,2%.

Абсолютный размер прибыли за отчетный период увеличился с 922 млн. р. до 1194 млн. р., ее уровень увеличился с 1% до 1,1%.

Основными направлениями развития оптовой торговли в Республике Беларусь станут:

-  развитие и оптимизация оптовых поставок отечественных и импортных товаров на потребительский рынок республики;

-  обеспечение высокой эффективности системы обращения товаров на основе принципов логистики;

-  совершенствование условий функционирования субъектов, осуществляющих оптовую торговлю (в части ценообразования, регулирования посреднической деятельности, упрощения отчетности, создания условий для заинтересованности субъектов всех форм собственности в обоснованном импорте потребительских товаров и экспорте отечественной продукции и других);

-  экономия издержек обращения за счет оптимизации товародвижения;

-  модернизация инфраструктуры оптовой торговли и мобилизация необходимых для этого финансовых ресурсов;

-  развитие оптовых структур, обеспечивающих эффективное товародвижение, способных поддерживать необходимую интенсивность товаропотоков;

-  использование информационных технологий.

В УП "УНИВЕРМАГ БЕЛАРУСЬ" имеются ещё следующие резервы повышения рентабельности деятельности:

. Реклама товаров, на которые возможно установление относительно высоких торговых надбавок.

. Снижение уровня расходов на оплату труда и отчислений на социальные нужды за счет роста производительности труда (надо сократить потери рабочего времени и оптимизировать количество персонала, необходимо для выполнения поставленных задач, существующую систему премирования необходимо дополнить такими инструментами стимулирования производительности труда, как представление работникам кредитов для строительства жилья, оказание материальной помощи работникам.

. Для снижения уровня расходов на тару необходимо при выборе поставщиков руководствоваться не только такими критериями, как цена и качество, но и обеспечение ритмичности завоза, что в свою очередь, дает возможность сокращения товарных запасов, увеличения товарооборачиваемости.

. Увеличение фондоотдачи основных средств.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...