Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методология и методы исследования




Методологическое значение имеет обоснование ключевых понятий, в рамках которых строится исследование. Специальной интерпретации требует понятие художественная жизнь. Поскольку в научной литературе нет единства в понимании этого термина, необходимо остановится на определении, отвечающем требованиям социального и системного подходов. В основу этого определения положены разработки советских и российских философов, культурологов, социальных историков культуры М.С. Кагана, В.Т. Ермакова, А.К. Уледова, В.Л. Соскина. Художественная жизнь, имея в своей основе художественную деятельность, и, прежде всего деятельность по созданию художественных ценностей, т.е. искусство, проявляется в функционировании целой системы общественных институтов, таких как культурные учреждения, творческие союзы, органы государственного и партийного руководство культурой, художественная критика и т. д. Эти компоненты обеспечивают взаимодействия между различными полюсами художественной жизни - художниками и публикой. Причем при социальном анализе художественной культуры их изучение выходит на первый план, так как в их деятельности отражаются общественные отношения. Важное методологическое значение имеет разграничение понятий художественная жизнь и художественная культура. Правомерно представлять художественную жизнь как часть художественной культуры. Нельзя забывать и о том, что художественная жизнь является подсистемой общественной жизни, а, значит, ее главной характеристикой должен являться процесс. Именно эта особенность художественной жизни позволяет изучать художественную культуру в развитии. Можно сказать, что художественная жизнь - явление многоаспектное и противоречивое. Художественная жизнь представляет собой сложную систему взаимодействия различных компонентов и в то же время является частью других систем. Одно из преимуществ системного подхода заключается в том, что он дает возможность исследовать в единстве и взаимосвязи компоненты художественной жизни, а также проанализировать процессы, обуславливающие развитие художественной культуры в целом.

Сущность культурной политики государства тоталитарного типа определялась партийно-государственными органами, деятельность которых направлялась на формирование представлений о месте и роли художественной жизни в обществе. Они определяли приоритетные направления развития художественной культуры, регулировали деятельность творческих объединений, культурных учреждений, отдельных представителей культуры. Существующая в стране система тотального идеологического давления заставляет каждого зрителя, читателя воспринимать художественные произведения так, как это было необходимо власти. Не надо также забывать о том, что в условиях советского строя художественная культура сама была отражением официальной идеологии и использовалась властью как инструмент идеологического воздействия на общество.

Таким образом, партийно-государственная политика явилась той «осью, которая пронизывала художественную жизнь и, в сущности, формировала ее облик». Именно анализ культурной политики государства является главной задачей социального подхода, который стал центральным для данного исследования. Исходным пунктом для нашего подхода, в соответствии с методологическими разработками В. Л. Соскина, стало признание неоднородности культуры, ее противоречивости. Главными среди этих противоречий были те, которые отражали воздействие политики и идеологии. Они проявились в борьбе двух основных тенденций - демократической и антидемократической, возникновение которых уходит своими корнями еще в дореволюционное прошлое. О причинах и условиях возникновения и развития этих тенденций В.Л. Соскин пишет следующее: «... корни находились в природе дореволюционного российского прошлого, наполненного борьбой за лучшую жизнь, за свободу и демократию, за человеческое достоинство и культурный прогресс и вместе с тем опутанного предрассудками, рабской психологией, почитанием силы. Большевики, овладевшие народной стихией, опирались на демократический протест и, естественно, не могли не выражать и в лозунгах, и на практике народные чаяния, стремление масс к свету, к знаниям. Они ведь и сами в массе своей были плоть от плоти народа. Но вместе с тем доктрина большевизма и весь опыт революционной деятельности формировали качества иного рода - партийную узость, предубеждение против демократии, стремление к монополизму, неприятие инакомыслия и многое другое, что порождалось теорией и практикой диктатуры. Переплетение указанных тенденций придавало процессу культурных изменений черты неоднозначности. При этом на разных этапах сила и масштаб проявления этих тенденций были не одинаковы. Между ними шло своего рода состязание, но управляемое, нити которого все более сосредотачивались в руках партии- государства». Постепенно, по мере укрепления власти происходил сдвиг в сторону преобладания тоталитарной тенденции, формирование тоталитарной культуры. В этом заключается ключ к пониманию советской культуры.

В связи с тем, что в последние годы появились новые подходы к изучению интеллигенции и, соответственно, возросло количество определений, необходимо уточнить, что в данном исследовании используется социально-профессиональное понимание термина интеллигенция. Под художественной интеллигенцией понимается социальный слой, профессионально занимающийся творческой деятельностью, создающий и распространяющий ценности художественной культуры. В послевоенный период художественная интеллигенция стала главным объектом воздействия в ходе идеологических кампаний. В связи с этим в разработке темы возникло немало трудностей. Существовала опасность отождествления воздействия идеологических кампаний на художественную жизнь с воздействием на интеллигенцию. Системный подход к исследованию художественной культуры должен был помочь избежать этого. Его использование давало возможность более полно выявить роль интеллигенции в развитии советской культуры, в организации художественной жизни, в проведении идеологических кампаний, более глубоко изучить воздействие идеологических кампаний на творческую деятельность, которая является основным фактором развития художественной культуры.

Под идеологическими кампаниями понимается система действий и мероприятий, направленных на внедрение в общественное сознание идеологических ориентиров, которые обеспечивают и обслуживают интересы власти, обусловленных необходимостью решения тех или иных социально-политических и экономических проблем. Необходимо рассмотрение идеологических кампаний в рамках всеобъемлющей системы партийно-государственного идеологического контроля над всеми сферами общественной и культурной жизни общества.

Частью системного подхода является структурно-функциональный анализ, позволяющий выявить внутреннюю структуру идеологических кампаний, определить механизм их проведения.

Для достижения целей данного исследования необходим межсистемный анализ. В этом случае предметом исследования становятся связи между идеологической системой, органической частью которой являются идеологические кампании, и художественной жизнью, во всей ее многоаспектности и противоречивости. Таким образом, будет раскрыта проблема воздействия идеологических кампаний 1945-1953гг. на художественную жизнь.

Конкретно-исторический метод исследования предполагает изучение целей и процесса проведения идеологических кампаний, роли партийно-государственных органов, содержание идеологии послевоенного периода, отношения художественной интеллигенции и власти. Для выявления специфики механизмов проведения идеологических кампаний на местах, особенностей развития региональной художественной жизни, взаимодействие центральных и местных органов власти, а так же для исследования динамики идеологических кампаний с 1946 г. по 1953 г. используются проблемно-хронологический и сравнительно-исторический методы.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...