Раздел 4. Направления работы с одаренными детьми
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 В основу определения направлений работы с одаренными детьми в крае положены выделенные задачи. 4.1 Культивирование одаренностей и талантов из общей школьной среды: организация системы мероприятий состязательного и презентационного характера в учебном процессе и во внеурочной деятельности на разных уровнях; организация дополнительного образования; организация специальных «площадок поисков и находок» диагностической направленности (с использованием тестов, заданий, вопросов, задач) в очной и дистанционной форме; модернизация и поддержка базы данных «Талант», обеспечение полноты и достаточности информации о каждом одаренном ребенке, а также ее открытости и доступности; 4.2 Эксклюзивное образование одаренных детей: деятельность сети образовательных учреждений для одаренных детей и детей, способных и мотивированных к получению качественного образования, которая включает: краевую физико-математическую школу для одаренных школьников при Сибирском Федеральном Университете; краевое государственное общеобразовательное автономное учреждение «Краевая общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования по работе с одаренными детьми «Школа космонавтики» для одаренных школьников 9-11 классов, проживающих на территории края, реализующее наряду с очным дистанционный вариант образования интеллектуально одаренных школьников; краевые учреждения кадетского и женского гимназического образования с полным и неполным пансионом для способных и мотивированных на получение качественного образования детей, проживающих в городах и районах края; муниципальные гимназии, лицеи, школы (классы) с углубленным изучением отдельных предметов;
краевые и муниципальные учреждения дополнительного образования, реализующие программы для интеллектуально одаренных, художественно одаренных, коммуникативно одаренных и спортивно одаренных детей; деятельность ресурсных центров работы с одаренными детьми; деятельность летних школ, выездных сборов, образовательно-творческих центров, инновационных проектов для одаренных детей; деятельность центров по патентованию изобретений и обеспечению других средств защиты авторских прав школьников; 4.3 Инклюзивное образование одаренных детей в условиях общеобразовательной школы: реализация в каждом общеобразовательном учреждении специальных образовательных программ факультативных, элективных курсов для групповых занятий с одаренными детьми; организация профильного образования на старшей ступени, выделение физико-математического и естественно-научного профилей в качестве приоритетных; использование дифференциации и индивидуализации обучения одаренных школьников (дифференцированные задания; индивидуальные образовательные маршруты, программы, учебные планы); реализация программ дополнительного образования для одаренных детей; использование метода проектов, технологии инновационного образования, развивающих образовательных технологий, в общем и дополнительном образовании; 4.4 Создание многоуровневой и многофункциональной обогащенной образовательной среды для развития одаренных детей, в которую входит: олимпиадное движение, включающее всероссийскую олимпиаду школьников; краевую университетскую олимпиаду; олимпиады, вошедшие в федеральный перечень; краевые олимпиады школьников, обучающихся по программам развивающего обучения; интернет-олимпиады для школьников; деятельность научных обществ учащихся, ориентированных на научно-исследовательскую деятельность и научно-техническое творчество школьников;
конкурсная деятельность, включающая конкурсы, вошедшие в федеральный перечень; краевые, муниципальные, школьные конкурсы интеллектуального, творческого и спортивного направления; научно-практические конференции школьников; исследовательские центры, творческие лаборатории и мастерские; детские общественные организации и ассоциации (советы старшеклассников, школьных музеев, школьных лесничеств; добровольческие отряды социальной помощи, городские и районные отделения краевого Школьного парламента; советы коллективных творческих дел) и волонтерское движение школьников; социально-образовательные программы и проекты, интенсивные школы; краевые фестивали детского художественного творчества; краевые выставки изобразительного искусства, научно-технического творчества; спортивные соревнования, состязания по военно-прикладным видам спорта, военно-спортивные игры; физкультурно-спортивные клубы, Губернаторский проект «Школьная спортивная лига»; форумы победителей, форумы талантливых школьников; 4.5 Постшкольное сопровождение одаренных детей в их профессиональном определении: многоаспектная профессиональная ориентация одаренных школьников; участие выпускников в работе студенческих фирм, бизнес-инкубаторов, экспедиций, аукционов идей и т.п.; деятельность школьно-студенческих инновационных творческих коллективов; взаимодействие с высшими учебными заведениями по целевому набору одаренных выпускников; развитие договорных отношений школа-вуз-производство по сопровождению одаренных выпускников; 4.6 Управление работой с одаренными детьми в рамках региона и его представительством на федеральном уровне: деятельность Краевого координационного совета по работе с одаренными детьми (в дальнейшем краевого межведомственного координационного центра по работе с одаренными детьми и талантливой молодежью); деятельность сети краевых учреждений-операторов направлений, программ, проектов, мероприятий с одаренными детьми в крае (реестр); деятельность муниципальных координационных советов по работе с одаренными детьми; наделение отделов или отдельных специалистов отделов органов управлений образования на уровне края и на уровне муниципалитетов, заместителей директоров по учебно-воспитательной работе на уровне образовательных учреждений полномочиями по координации работы с одаренными детьми;
4.7. Ресурсное обеспечение работы с одаренными детьми в крае: нормативное правовое обеспечение: соответствующие федеральному Положению о всероссийской олимпиаде школьников нормативные правовые акты: Положение о региональном этапе всероссийской олимпиады школьников в крае, Положение о муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников в каждом муниципалитете, Положение о школьном этапе всероссийской олимпиады школьников в каждом общеобразовательном учреждении, а также пакет приказов и регламентирующих информационных материалов в соответствии с этими положениями; соответствующие федеральным положениям об олимпиадах и конкурсах, включенных в федеральные перечни, краевые регламенты и положения; Закон Красноярского края «О краевых именных стипендиях для одаренных учащихся общеобразовательных учреждений Красноярского края» с изменениями; пакет краевых концептуально-программных документов по работе с одаренными детьми, включающих: краевую концепцию «Одаренные дети Красноярья", краевую концепцию кадетского и женского гимназического образования; краевую целевую программу «Одаренные дети Красноярья»; краевую программу развития дополнительного образования «Поколение ХХI: развитие человеческого потенциала»; положение о региональном этапе реализации Российской научно-социальной программы «Шаг в будущее»; пакет положений о традиционных краевых мероприятиях с одаренными детьми; пакет документов о краевых и муниципальных грантах и стипендиях; финансово-экономическое обеспечение: финансовое обеспечение краевой целевой программы «Одаренные дети Красноярья»; учреждение краевых и муниципальных именных стипендий и грантов одаренным школьникам; финансовое обеспечение краевого комплексного календаря массовых мероприятий со школьниками;
финансирование образовательных учреждений, программ, проектов и мероприятий в соответствии со сметами расходов; расширение практики введения стимулирующих надбавок и доплат педагогическим работникам, эффективно и результативно организующих работу с одаренными детьми; материально-техническое обеспечение: оснащение современным оборудованием предметных кабинетов, учебных лабораторий, информационных медиа-центров, спортивных залов и площадок, производственных и творческих мастерских образовательных учреждений для работы с одаренными детьми; оснащение необходимыми материалами организуемых мероприятий с одаренными детьми; оснащение инвентарем и расходными материалами творческих объединений школьников; оснащение операторов направлений, программ, проектов и мероприятий оборудованием, необходимым для сетевого взаимодействия; научно-методическое обеспечение: создание кафедры и лабораторий по работе с одаренными детьми в государственном образовательном учреждении дополнительного образования «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»; проведение краевой (один раз в два года) научно-практической конференции и ежегодного методологического семинара по проблемам в области педагогики и психологии одаренности; осуществление научных исследований и методических разработок по теме одаренности; создание и поддержка функционирования консультативных служб для родителей одаренных детей; издание ежегодного сборника учебно-методических разработок по различным направлениям работы с одаренными детьми; кадровое обеспечение: включение в программу профессионального образования педагогов и педагогов-психологов модуля, обеспечивающего готовность к работе с одаренными детьми; разработка и реализация программ повышения квалификации учителей, педагогов дополнительного образования и педагогов-психологов, работающих с одаренными детьми; привлечение к работе с одаренными детьми профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, специалистов в отдельных областях деятельности, творческих людей; информационное обеспечение: использование в работе с одаренными детьми электронной библиотеки Сибирского Федерального Университета; функционирование сайтов операторов направлений, программ, проектов, мероприятий с одаренными детьми; освещение работы с одаренными детьми в СМИ; издание информационных буклетов, брошюр операторов направлений, программ, проектов, мероприятий с одаренными детьми;
информационное взаимодействие операторов направлений, программ, проектов, мероприятий с сетевыми сообществами одаренных детей и педагогов, работающих с одаренными детьми; информационное наполнение базы данных «Талант».
Заключение Критериальная база эффективности и результативности реализации краевой концепции состоит из трех блоков: первый – критерии, определяющие достижение цели; второй – критерии выполнения задач; третий – критерии результативности деятельности самих одаренных школьников. Первый блок включает такие критерии, как: системность и институциональность работы с одаренными детьми в крае, которые отражаются через показатели: наличие и качество деятельности сети образовательных учреждений, осуществляющих эксклюзивное образование одаренных детей; наличие в каждом общеобразовательном учреждении специальных программ и условий для инклюзивного образования одаренных детей; наличие и качество многофункциональной обогащенной среды для работы с одаренными детьми на краевом уровне, муниципальном уровне, уровне образовательного учреждения; наличие на всех уровнях работы с одаренными детьми институтов, ее координирующих: учреждений-операторов направлений,программ, проектов и мероприятий. Второй блок – критерии выполнения задач: увеличение доли одаренных детей, информация о которых введена в краевую базу данных «Талант»; увеличение доли одаренных детей, получающих эксклюзивное образование; увеличение доли одаренных детей, получающих различные формы инклюзивного образования; полный охват одаренных школьников участием в разнообразных видах и формах деятельности состязательного и творческого характера, организуемых на уровне образовательного учреждения, на муниципальном уровне, на краевом уровне; наличие договоров между общеобразовательными учреждениями и вузами по целевому набору выпускников; наличие реестров операторов направлений, программ, проектов и мероприятий для координации работы с одаренными детьми; наличие пакета нормативных правовых документов, регламентирующих работу с одаренными детьми в крае, в муниципалитете, в образовательном учреждении; наличие пакета концептуально-программных документов по работе с одаренными детьми; наличие пакета (сборников) научно-методических разработок для работы с одаренными детьми; увеличение доли педагогических работников образовательных учреждений, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации работы с одаренными детьми. Третий блок – показатели результативности одаренных школьников: положительная динамика количества победителей и призеров регионального и заключительного этапов всероссийской олимпиады школьников; положительная динамика количества победителей регионального и федерального этапов олимпиад, конкурсов, соревнований, игр.
Министерство образования и науки Красноярского края сообщает, что в соответствии с п. 7 нового Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства от 12 сентября 2008 г. № 666 изменились виды дошкольных образовательных учреждений. С целью оказания методической помощи в определении вида дошкольного образовательного учреждения министерство образования и науки Красноярского при участии службы контроля и надзора в области образования Красноярского края и педагогического колледжа № 2 разработало и направляет методическое письмо. Приложение на 13 листах.
Заместитель министра А.В.Лученков
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|