Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 4. Направления работы с одаренными детьми




В основу определения направлений работы с одаренными детьми в крае положены выделенные задачи.

4.1 Культивирование одаренностей и талантов из общей школьной среды:

организация системы мероприятий состязательного и презентационного характера в учебном процессе и во внеурочной деятельности на разных уровнях;

организация дополнительного образования;

организация специальных «площадок поисков и находок» диагностической направленности (с использованием тестов, заданий, вопросов, задач) в очной и дистанционной форме;

модернизация и поддержка базы данных «Талант», обеспечение полноты и достаточности информации о каждом одаренном ребенке, а также ее открытости и доступности;

4.2 Эксклюзивное образование одаренных детей:

деятельность сети образовательных учреждений для одаренных детей и детей, способных и мотивированных к получению качественного образования, которая включает:

краевую физико-математическую школу для одаренных школьников при Сибирском Федеральном Университете;

краевое государственное общеобразовательное автономное учреждение «Краевая общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования по работе с одаренными детьми «Школа космонавтики» для одаренных школьников 9-11 классов, проживающих на территории края, реализующее наряду с очным дистанционный вариант образования интеллектуально одаренных школьников;

краевые учреждения кадетского и женского гимназического образования с полным и неполным пансионом для способных и мотивированных на получение качественного образования детей, проживающих в городах и районах края;

муниципальные гимназии, лицеи, школы (классы) с углубленным изучением отдельных предметов;

краевые и муниципальные учреждения дополнительного образования, реализующие программы для интеллектуально одаренных, художественно одаренных, коммуникативно одаренных и спортивно одаренных детей;

деятельность ресурсных центров работы с одаренными детьми;

деятельность летних школ, выездных сборов, образовательно-творческих центров, инновационных проектов для одаренных детей;

деятельность центров по патентованию изобретений и обеспечению других средств защиты авторских прав школьников;

4.3 Инклюзивное образование одаренных детей в условиях общеобразовательной школы:

реализация в каждом общеобразовательном учреждении специальных образовательных программ факультативных, элективных курсов для групповых занятий с одаренными детьми;

организация профильного образования на старшей ступени, выделение физико-математического и естественно-научного профилей в качестве приоритетных;

использование дифференциации и индивидуализации обучения одаренных школьников (дифференцированные задания; индивидуальные образовательные маршруты, программы, учебные планы);

реализация программ дополнительного образования для одаренных детей;

использование метода проектов, технологии инновационного образования, развивающих образовательных технологий, в общем и дополнительном образовании;

4.4 Создание многоуровневой и многофункциональной обогащенной образовательной среды для развития одаренных детей, в которую входит:

олимпиадное движение, включающее всероссийскую олимпиаду школьников; краевую университетскую олимпиаду; олимпиады, вошедшие в федеральный перечень; краевые олимпиады школьников, обучающихся по программам развивающего обучения; интернет-олимпиады для школьников;

деятельность научных обществ учащихся, ориентированных на научно-исследовательскую деятельность и научно-техническое творчество школьников;

конкурсная деятельность, включающая конкурсы, вошедшие в федеральный перечень; краевые, муниципальные, школьные конкурсы интеллектуального, творческого и спортивного направления;

научно-практические конференции школьников;

исследовательские центры, творческие лаборатории и мастерские;

детские общественные организации и ассоциации (советы старшеклассников, школьных музеев, школьных лесничеств; добровольческие отряды социальной помощи, городские и районные отделения краевого Школьного парламента; советы коллективных творческих дел) и волонтерское движение школьников;

социально-образовательные программы и проекты, интенсивные школы;

краевые фестивали детского художественного творчества;

краевые выставки изобразительного искусства, научно-технического творчества;

спортивные соревнования, состязания по военно-прикладным видам спорта, военно-спортивные игры;

физкультурно-спортивные клубы, Губернаторский проект «Школьная спортивная лига»;

форумы победителей, форумы талантливых школьников;

4.5 Постшкольное сопровождение одаренных детей в их профессиональном определении:

многоаспектная профессиональная ориентация одаренных школьников;

участие выпускников в работе студенческих фирм, бизнес-инкубаторов, экспедиций, аукционов идей и т.п.;

деятельность школьно-студенческих инновационных творческих коллективов;

взаимодействие с высшими учебными заведениями по целевому набору одаренных выпускников;

развитие договорных отношений школа-вуз-производство по сопровождению одаренных выпускников;

4.6 Управление работой с одаренными детьми в рамках региона и его представительством на федеральном уровне:

деятельность Краевого координационного совета по работе с одаренными детьми (в дальнейшем краевого межведомственного координационного центра по работе с одаренными детьми и талантливой молодежью);

деятельность сети краевых учреждений-операторов направлений, программ, проектов, мероприятий с одаренными детьми в крае (реестр);

деятельность муниципальных координационных советов по работе с одаренными детьми;

наделение отделов или отдельных специалистов отделов органов управлений образования на уровне края и на уровне муниципалитетов, заместителей директоров по учебно-воспитательной работе на уровне образовательных учреждений полномочиями по координации работы с одаренными детьми;

 

4.7. Ресурсное обеспечение работы с одаренными детьми в крае:

нормативное правовое обеспечение:

соответствующие федеральному Положению о всероссийской олимпиаде школьников нормативные правовые акты: Положение о региональном этапе всероссийской олимпиады школьников в крае, Положение о муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников в каждом муниципалитете, Положение о школьном этапе всероссийской олимпиады школьников в каждом общеобразовательном учреждении, а также пакет приказов и регламентирующих информационных материалов в соответствии с этими положениями;

соответствующие федеральным положениям об олимпиадах и конкурсах, включенных в федеральные перечни, краевые регламенты и положения;

Закон Красноярского края «О краевых именных стипендиях для одаренных учащихся общеобразовательных учреждений Красноярского края» с изменениями;

пакет краевых концептуально-программных документов по работе с одаренными детьми, включающих: краевую концепцию «Одаренные дети Красноярья", краевую концепцию кадетского и женского гимназического образования; краевую целевую программу «Одаренные дети Красноярья»; краевую программу развития дополнительного образования «Поколение ХХI: развитие человеческого потенциала»; положение о региональном этапе реализации Российской научно-социальной программы «Шаг в будущее»;

пакет положений о традиционных краевых мероприятиях с одаренными детьми;

пакет документов о краевых и муниципальных грантах и стипендиях;

финансово-экономическое обеспечение:

финансовое обеспечение краевой целевой программы «Одаренные дети Красноярья»;

учреждение краевых и муниципальных именных стипендий и грантов одаренным школьникам;

финансовое обеспечение краевого комплексного календаря массовых мероприятий со школьниками;

финансирование образовательных учреждений, программ, проектов и мероприятий в соответствии со сметами расходов;

расширение практики введения стимулирующих надбавок и доплат педагогическим работникам, эффективно и результативно организующих работу с одаренными детьми;

материально-техническое обеспечение:

оснащение современным оборудованием предметных кабинетов, учебных лабораторий, информационных медиа-центров, спортивных залов и площадок, производственных и творческих мастерских образовательных учреждений для работы с одаренными детьми;

оснащение необходимыми материалами организуемых мероприятий с одаренными детьми;

оснащение инвентарем и расходными материалами творческих объединений школьников;

оснащение операторов направлений, программ, проектов и мероприятий оборудованием, необходимым для сетевого взаимодействия;

научно-методическое обеспечение:

создание кафедры и лабораторий по работе с одаренными детьми в государственном образовательном учреждении дополнительного образования «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»;

проведение краевой (один раз в два года) научно-практической конференции и ежегодного методологического семинара по проблемам в области педагогики и психологии одаренности;

осуществление научных исследований и методических разработок по теме одаренности;

создание и поддержка функционирования консультативных служб для родителей одаренных детей;

издание ежегодного сборника учебно-методических разработок по различным направлениям работы с одаренными детьми;

кадровое обеспечение:

включение в программу профессионального образования педагогов и педагогов-психологов модуля, обеспечивающего готовность к работе с одаренными детьми;

разработка и реализация программ повышения квалификации учителей, педагогов дополнительного образования и педагогов-психологов, работающих с одаренными детьми;

привлечение к работе с одаренными детьми профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, специалистов в отдельных областях деятельности, творческих людей;

информационное обеспечение:

использование в работе с одаренными детьми электронной библиотеки Сибирского Федерального Университета;

функционирование сайтов операторов направлений, программ, проектов, мероприятий с одаренными детьми;

освещение работы с одаренными детьми в СМИ;

издание информационных буклетов, брошюр операторов направлений, программ, проектов, мероприятий с одаренными детьми;

информационное взаимодействие операторов направлений, программ, проектов, мероприятий с сетевыми сообществами одаренных детей и педагогов, работающих с одаренными детьми;

информационное наполнение базы данных «Талант».

 

Заключение

Критериальная база эффективности и результативности реализации краевой концепции состоит из трех блоков: первый – критерии, определяющие достижение цели; второй – критерии выполнения задач; третий – критерии результативности деятельности самих одаренных школьников.

Первый блок включает такие критерии, как: системность и институциональность работы с одаренными детьми в крае, которые отражаются через показатели:

наличие и качество деятельности сети образовательных учреждений, осуществляющих эксклюзивное образование одаренных детей;

наличие в каждом общеобразовательном учреждении специальных программ и условий для инклюзивного образования одаренных детей;

наличие и качество многофункциональной обогащенной среды для работы с одаренными детьми на краевом уровне, муниципальном уровне, уровне образовательного учреждения;

наличие на всех уровнях работы с одаренными детьми институтов, ее координирующих: учреждений-операторов направлений,программ, проектов и мероприятий.

Второй блок – критерии выполнения задач:

увеличение доли одаренных детей, информация о которых введена в краевую базу данных «Талант»;

увеличение доли одаренных детей, получающих эксклюзивное образование;

увеличение доли одаренных детей, получающих различные формы инклюзивного образования;

полный охват одаренных школьников участием в разнообразных видах и формах деятельности состязательного и творческого характера, организуемых на уровне образовательного учреждения, на муниципальном уровне, на краевом уровне;

наличие договоров между общеобразовательными учреждениями и вузами по целевому набору выпускников;

наличие реестров операторов направлений, программ, проектов и мероприятий для координации работы с одаренными детьми;

наличие пакета нормативных правовых документов, регламентирующих работу с одаренными детьми в крае, в муниципалитете, в образовательном учреждении;

наличие пакета концептуально-программных документов по работе с одаренными детьми;

наличие пакета (сборников) научно-методических разработок для работы с одаренными детьми;

увеличение доли педагогических работников образовательных учреждений, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации работы с одаренными детьми.

Третий блок – показатели результативности одаренных школьников:

положительная динамика количества победителей и призеров регионального и заключительного этапов всероссийской олимпиады школьников;

положительная динамика количества победителей регионального и федерального этапов олимпиад, конкурсов, соревнований, игр.

 

Министерство образования и науки Красноярского края сообщает, что в соответствии с п. 7 нового Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства от 12 сентября 2008 г. № 666 изменились виды дошкольных образовательных учреждений.

С целью оказания методической помощи в определении вида дошкольного образовательного учреждения министерство образования и науки Красноярского при участии службы контроля и надзора в области образования Красноярского края и педагогического колледжа № 2 разработало и направляет методическое письмо.

Приложение на 13 листах.

 

 

Заместитель министра А.В.Лученков

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...