Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взаимодействие России и Китая в политической сфере




Россия и Китай отмечают 60-ю годовщину установления дипломатических отношений, которые прошли за эти десятилетия извилистый путь: от союзничества, основанного на идеологической идентичности и блоковой солидарности, затем - враждебности и даже балансирования на грани военных действий, до стратегического партнерства и взаимодействия в рамках отношений нового типа. Нынешние отношения - лучшие за всю их историю - базируются на общих интересах, взаимном учете озабоченностей, поддержке друг друга по принципиальным вопросам, не предусматривают создание военно-политического союза, не направлены против третьих стран, представляя собой, как показывает практика, устойчивую жизненную конструкцию. Ее формирование имело определенную этапность. В 1992 г. стороны подтвердили необходимость рассматривать друг друга как дружественные страны. В 1994 г. было решено установить отношения конструктивного партнерства, в 1996 г. - равноправные доверительные отношения партнерства, направленные на стратегическое взаимодействие в XXI в. В 2001 г. был подписан базовый политический Договор “О добрососедстве, дружбе и сотрудничестве”, зафиксировавший установление отношений стратегического партнерства и взаимодействия. Такой характер отношений двух крупнейших соседних держав, кажущийся сегодня естественным и даже обыденным, - весомое и заметное в мировой политике явление, предмет внимания и анализа многих авторитетных исследований. На этот счет высказываются некоторые оценки и суждения с акцентом на шестидесятилетний опыт и уроки отношений с КНР. Опыт отношений с Китаем за последние десятилетия свидетельствует о принципиальной важности углубления взаимного доверия между странами на всех уровнях - государственного руководства, корпоративного и экспертного сообществ, широкой общественности. Углубление взаимного доверия - всегда процесс, причем результат в каждый отдельный момент “замерить” довольно сложно. Тем не менее, в выстраивании практической политики важно понимать степень надежности партнера, чтобы не просчитывать вероятность лукавства, расхождения слов и дел с его стороны, а сосредоточиться на конструктивных аспектах сотрудничества и взаимодействия. Незаменимую роль в этом плане играет весьма разветвленный и структурированный механизм российско-китайского межгосударственного диалога, который сложился в последние годы. Это регулярные встречи на уровне глав государств и правительств, каждая из которых, как показывает практика, существенно продвигает отношения, способствует решению ключевых проблем сотрудничества. Это и регулярные контакты заместителей глав правительств по проблемами торгово-экономического, гуманитарного, энергетического, финансового и т.п. сотрудничества. Это и почти два десятка подкомиссий, рабочих групп и других постоянно действующих структур на уровне отраслевых министров или их заместителей. Активно сотрудничают законодательные органы, политические партии, общественные организации. Такого разветвленного механизма взаимодействия у России нет ни с одной другой страной (в сравнение может идти, пожалуй, лишь российско-германское сотрудничество). В рамках этих сложившихся и успешно действующих механизмов стороны имеют возможность подробно информировать друг друга о предпринимаемых действиях, намерениях и их мотивации, снимать озабоченности партнеров, решать конкретные вопросы. Углубление взаимного доверия важно и с той точки зрения, что в отдельные периоды недавней истории тот или иной темп сближения Китая или России с ключевыми третьими странами нередко порождал мотивированные, а иногда надуманные опасения, заставляя принимать дополнительные меры и усилия, чтобы в видоизменяющихся геополитических конфигурациях не оказаться “лишним игроком”, объектом блокирования и манипуляций. В этом контексте важно исходить из самоценности российско-китайских отношений стратегического партнерства и взаимодействия, доверять друг другу в главном и исходить из этого в выстраивании собственной политики. Для углубления взаимного доверия, искоренения все еще бытующего в России и Китае “смазанного”, а иногда и предвзятого представления о стране-партнере и ее народе необходимо всесторонне укреплять социальную базу межгосударственных отношений. Здесь на ум, конечно, приходит, прежде всего, незабываемая атмосфера дружбы между нашими народами, которую удалось создать в 50х годах прошлого века. До сих пор старшее поколение россиян и китайцев с ностальгией вспоминает пронизанные теплотой взаимоотношения тех лет. Мощный пласт гуманитарных взаимосвязей того периода до сих пор жив и востребован. Задача нынешнего этапа - вывести российско-китайское сотрудничество в гуманитарной сфере на качественно более высокий уровень - в целом, успешно выполняется. В 2006-2007 гг. реализован беспрецедентный проект национальных Годов России и Китая, который придал мощный импульс расширению взаимных контактов в культурной, образовательной, спортивной и других областях гуманитарного взаимодействия. В 2009-2010 гг. проводятся Год русского языка в Китае и Год китайского языка в России, призванные поддержать постоянно растущий взаимный интерес народов наших стран к языку, культуре, истории и традициям соседа. Дружба из поколения в поколение - тезис, зафиксированный в базовых двусторонних документах. Это - квинтэссенция исторического опыта дружественного общения между российским и китайским народами, а с другой стороны, - важная политическая задача, для реализации которой необходимы обоюдные усилия. Опыт двусторонних отношений, особенно последних лет, свидетельствует о том, что, созданный усилиями обеих сторон исключительно благоприятный общеполитический климат пока недостаточно полно и эффективно используется для налаживания практического сотрудничества, особенно в торгово-экономической сфере. На самом деле, сделано и делается здесь немало. В прошлом году товарооборот взаимной торговли вырос до 56,8 млрд долл, и Китай вошел в тройку Российских крупнейших торговых партнеров. Подписан “контракт века” (о поставках на долгосрочной основе больших объемов сырой нефти по строящемуся ответвлению нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий океан). Ведутся переговоры относительно масштабных проектов сотрудничества в области газа, угля, электроэнергетики. Однако все это пока существенно уступает уровню и характеру торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества Китая с его основными партнерами - США, Евросоюзом, Японией - политические отношения с которыми явно не “дотягивают” до российско-китайских. Это говорит о необходимости постоянного внимания к этим сферам двустороннего сотрудничества, важности получения бизнес-сообществом двух стран ориентирующих в правильном направлении сигналов со стороны правительств и экономических ведомств. В этом плане стоит отметить ведущуюся сейчас активную разработку конкретных мероприятий по сопряжению планов развития сибирских и дальневосточных регионов России и северо-восточных провинций Китая. Принятие и реализация соответствующей программы сотрудничества означали бы не только взаимное ознакомление с планами социального развития сопредельных территорий партнера, но и появление возможностей рационального соразвития этого огромного по территории и богатого ресурсами региона в интересах народов России и Китая. Другой главный обобщающий урок, вытекающий из истории двусторонних отношений за последние 60 лет: дружба и сотрудничество полностью соответствуют интересам России и Китая и чаяниям народов, укрепляют социально-экономический и внешнеполитический потенциал России и Китая; недоверие, противоборство и соперничество - ослабляют их. Именно поэтому руководители двух стран провозгласили весьма актуальный лозунг: “Навеки друзья и никогда враги”. Устойчивое развитие и углубление отношений стратегического партнерства и взаимодействия с Китаем - один из немногих действительно крупных успехов внешней политики России постсоветского периода. Эти отношения стали важным компонентом Российской азиатской политики, существенно укрепили потенциал и расширили диапазон Российских действий в глобальном измерении. Неизменно высоко оценивается значение партнерства с Россией и в Китае. Такие разные и непохожие друг на друга крупные государства мира, как Россия и Китай, вопреки распространенным теориям конфликта цивилизаций, дают миру пример (если не образец) мирного, взаимовыгодного, дружественного сотрудничества. Это, безусловно, совместный весомый вклад в обеспечение мира и стабильности в регионе и во всем мире. Это достояние надо ценить, бережно к нему относиться, помнить, как нелегко оно досталось современникам; изучая и усваивая опыт и уроки прошлого, продуманно строить будущее российско-китайских отношений.

Также новым шагом на пути российско-китайских отношений стало объединение стран в Совбезе ООН после «арабской весны». Во время официального визита премьер-министра Владимира Путина в Пекин Страны подписали торговые соглашения на общую сумму в семь миллиардов долларов, демонстрируя тем самым четкое желание расширить сотрудничество не только в энергетической сфере, в то время как Путин предложил больше концентрации кремлевской внешней политики на Китае после после недавнего периода сближения России с США. Это означает, что хотя недоверие и подозрительность останутся потенциально разрушительными, движение в сторону большего сотрудничества продолжится. Среди самых заметных деталей визита стоит отметить дальнейшие планы для крупнейших инвестиционных фондов обеих стран, Китайской инвестиционной корпорация (CIC) и Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ), инвестировать по миллиарду долларов каждый в прямой инвестиционный механизм, 70% капитала которого будут направлены на проекты в России, 30% - в Китае. Помимо этого, совместный меморандум об экономической модернизации проложит путь развитию более тесного сотрудничества в области строительства обычной и цифровой инфраструктур. Несмотря на отсутствие деталей, соглашение должно помочь поощрить связи в новых секторах, особенно в тех, что представляют стратегический интерес для Пекина. Также визит Путина прошел спустя почти месяц после начала строительства второй фазы совместно разрабатываемой Тяньваньской АЭС, которая расположена в провинции Цзянсу. Также можно отметить намеки на прогресс зашедших в тупик переговорах по газовому соглашению между «Газпромом» и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией. Кажется, компании не могут достичь согласия сами, потому правительства двух стран возьмут на себя более активную роль в переговорах. Это должно увеличить количество возможных решений упрямых ценовых вопросов, которые пока наводняют сделку, а также дополнить национальные инициативы по обеспечению энергетической безопасности, к которым стремится Шанхайская организация сотрудничества.

Также важно рассмотреть Визит Путина в 2011 году, его нужно оценивать с точки зрения глубоких изменений в российском управлении, которые делают сотрудничество с Китаем более способным на движение вперед. За последние несколько лет Россия вернулась к «более державническому подходу в управлении экономикой», Это создает большую совместимость с китайским подходом, позволяя создание совместного инвестиционного фонда и более активную государственную интервенцию в области коммерческих переговоров. В то время как недоверие остается важным вопросом, особенно в сфере военной безопасности, эволюция стабильных двухсторонних отношений на правительственном уровне может инициировать появление более широких торговых отношений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...