Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Создание транса,нейро-лингвинистическое програмирование гипнотических состояний.

Джон Гриндер, Ричард Бендлер

Семинар(конспект)

1Введение

Книга-стенограмма 3-дневного семинара по Эриксонианскому гипнозу

2 цели семинара

-использование (ЭГ) в различных областях деятельности (терапия и др) -изменение собственной личности.

ЭГ-усваивается также, как и любой другой навык, главное практика. ЭГ-совокупность различных навыков (как и другие сложные виды дея-

тельности, вождение автомашины, например).Отдельные части нужно до­вести до автоматизма, чтобы исполнить ЭГ.

Всю жизнь мы моделируем, главная семантическая цель семинара-нау­чить модели, как делать гипноз.

Цель ЭГ-добиваться лучших результатов в коллективной деятельнос­ти, гипноз не панацея, но очень эффективное средство.

Процесс обучения ЭГ сложен, ибо главное-заметить то, что во мно­гом вы уже знаете.

УПРАЖНЕНИЕ 1 Группы по 3 человека: "А"-думает о ситуации, в которую

глубоко вовлечен с ограниченым центром внимания, "Б" и "В", не зная

подробностей, описывают состояние,говорить нужно нарочисто неопре-

деленно (хитро, ловко,искусно, неопределенно,неясно,смутно - пере-

вод). Наблюдают за реакцией, что помогает, а что мешает расслабить­ся?

АНАЛИЗ: 1 Темп голоса должен совпадать с дыханием.

2 Внимание должно оставаться внутри ограниченного объекта 3 Соответствие модальночстей "А" и "Б","В".

4 Отсутствие избыточности, генерализация.

5 Избегать аппеляции к логике (все другие переживания исчезают; "А"-подумал:"А какие именно?";что вывело его из расслабления.

6 Естественность перехода А,В,К-модальностей. Говорить очевидное для А,В,К.

Незнакоые люди в лифте не ведут себя естественно. Почти всегда они-в трансе.

Очень важно строить естественную последовательность.Резкий пере­ход А-В-К и т.п.-разрыв, выход из транса. Замешательство будет рассмотрено ниже.

УПРАЖНЕНИЕ 2 Аналогично упр.1,но:

-использование неопределенных выражений (неоднозначных, неточных,

неподробных).

-подстраивать речь, дыхание и т.п. "Б","В" с "А";что усиливает

действие.

АНАЛИЗ: Гипноз-использование механизма обратной связи, а

упр.2-ничтожная часть возможностей.

1 Темп речи должен соответствовать содержанию, плюс тон высота, дыхание, движения и т.п.(предикаты).

Гипноз - не процесс, в котором кто-либо управляет людьми, а про­цесс, в котором люди получают обычно отсутствующую у них обратную

- 2 -

связь.

Очень важно не то, что говорить, а то, как говорить. Главная за­дача-заметить, на что человек реагирует естественно.

ПРИМЕР:

-... меня пытались гипнотизировать много лет, но ничего у них не вышло. Попробуйте меня гипнотизировать!

-Я не смогу вас гипнотизировать.

-Вы всетаки попытайтесь.

-Я не могу этого сделать. Я вообще ничего не могу сделать. Если я

решил заставить вас не закрывать глаза, то вы не закроете глаза.Я

попробую держите глаза широко открытыми. Будте насторожены и бди­тельны. Все, что вы делаете, вы делаете здесь и сейчас.

Человек сопротивляется, пока не впадает в транс.

АНАЛИЗ: заметить реакцию пациента и доставить ему контекст, в ко­тором он может надлежайшим образом реагировать естествен­ным для него способом.

РАППОРТ - состояние, в котором человек реагирует с большей лег­костью. Раппорт строят, соразмеряя свое поведение с поведением человека разногласия мешают. Речь должна соответствовать способнос­ти слушать. Соответствие модальностей, предикатов, МАИ и САИ. Т.е подстройка.

Продолжить упр.2, но - подстроиться под нынешние переживания "А".

НАПРИМЕР:"Вы слышите звук моего голоса... и чувствуете тепло там, где ваша рука лежит на бедре..." Выбор фраз требует некоторого ис­кусства. В примере человек не осознавал тепло, но оно было, значит вербализация верна, приобретается доверие, усиливаются переживания. Если же продолжить кинестетические предложения, а затем сказать: "Вы слышите шорох, в комнате перелистывают бумагу,"то человек снова переведет свое сознание, чтобы проверить правильность вербализации того, что в обычном состоянии не осознается. Т.е строится раппорт и одновременно тем же маневром меняется сознание.

ГЛУБИНА ГИПНОЗА не является критерием оценки.

ГАЛЮЦИНАЦИИ - средство достижения целей.

ГАЛЛЮЦИНАЦИИ

-положительные (направленные видеть то, чего в настоящее время нет)

-отрицательные (не видеть того, что есть)

Галлюцинации-признак транса и способ введения в транс.

Очень важно-уметь использовать раппорт. Ключ-способность произво­дить переходы.

(В Калифорнии принимают закон, по которому наводить измененные состояния можно лишь дипломированному гипнотизеру.)

Нужен приятный способ перевести человека из его нынешнего состоя­ния в транс (начиная с нынешнего состояния и кончаяя описанием того состояния, в которое нужно привести. Нужны переходные слова. Напри­мер: "если","когда","потому что", "и","и вот", "даже сейчас", "пос­кольку", которые подсказывают наличие связи между двумя утверждени­ями. "Если вы сидите здесь,то вы можете понять, что я собираюсь кое -что сказать вам".

- 3 -

Начав с информации, основанной на чувственных переживаниях, вы получаете затем возможность совершать переходы и вызывать реакции,

наводящие измененные состояния.Сенсорное основание может не при­сутствовать в сознании, но должно быть чем-то, что человек может обнаружить.

ПРИМЕР: "Стен, вы чувствуете плотность вашего уса, и если вы про­ведете по нему пальцем, то заметите, что у вас только что промель­кнула улыбка. Вы можете даже чувствовать локоть другой рукой и ощу­щать,как поднемается и опускается ваша грудь, когда вы дышите. И может быть, вы этого не знаете, но вы сейчас осознаете температуру вашей правой ноги".

Переходные слова-связь, которая позволяет человеку двигаться без перерывов от одной идее к другой.

ПРИМЕР:"Когда вы сидите на этом стуле, вы ощущаете тепло вашей руки, лежащей на вашем плече, и вы чувствуете прикосновение блокно­та к вашим ногам. Если вы прислушаетесь, вы можете услышать биение вашего сердца, и вы в самом деле не знаете... в точности... чему вы должны научиться в ближайшее время, но вы можете себе представить, что есть много новых идей и есть новые переживания и новое понима­ние, которые могут быть вам полезны".

Т.е. связывая нечто реальное, но не замечаемое в сенсорном опыте человека с идеями, которые нужно вести, мы делали их более заслужи­вающими доверия.

ПРИМЕР: "Вы чувствуете боль в руке, она у вас сильно болит, но вы ощущаете также биение сердца, движение пальцев на ваших ногах, и вы слышите шум в своих ушах, когда ваше сердце бьется. Вы ощущаете оч­ки на вашем носу, и возможно, вы начнете ощущать другую руку, и эта рука может вызвать у вас очень сильные ощущения. Вы чувствуете ка­ждый палец, более того, вы можете собрать все ощущения одной руки и направить их в другую". (Анализ работы с болью).

АНАЛИЗ: предложения не только логичны, но они представляют собой последовательность указаний на нечто правдоподобное.

Переходы представляют собой механизм облегчения.

КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ ГИПНОЗА - легкость.Трудность указывает на нечто чего мы не знаем.

В ЭГ можно использовать и разрывы, что будет рассмотренно ниже.

ПРИМЕР: семейная терапия.

-Я хочу, чтоб моя жена оставила меня в покое.

-Хорошо заприте ее в чулан.

-Да нет я этого не хочу.

-Хорошо, так чего вы хотите?

-Я просто хочу, чтобы она перестала говорить мне о покупках.

-Значит вы хотите, чтобы она писала вам письма?

Состояние в гипнозе (неопределенное, скрытое ожидание) - человек не теряет сознания, но парадигма (правило, образец), который управ­ляет его сознанием, не действует.В это время можно вводить информа­цию и т.п. Первый шаг - научиться переводить человека в измененное состояние, используя мягкие (легкие, постепенные) переходы.

КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ необходимой частоты использования переходов - глаза человека. В измененных состояниях они иные, чем в трансе бодрствования. Замечая это, можно заметить, чем создаются разрывы в переживаниях. Очень важно хорошее зрение, ибо в трансе (измененном состоянии) обратная связь с человеком затруднена.При этом меньше поводов заблудиться в сигналах, но и требует лучшего зрения.

- 4 -

Челровеку трудно успокоиться, привести себя в уютное состояние преднамеренно. Легче успокоиться думая о капле воды на листке кле-

на, чем стараться успокоиться.

Переходы-часть основной структуры английского языка. Они помогают пользоваться гипнозом.

ПРИМЕР М.Эриксона: он попросил человека сесть и сказал: "И когда вы там сидите, я хочу чтобы вы рассматривали пятно на стене, и ког­да вы рассматриваете это пятно, вы можете понять, что делаете тоже самое, что делали, когда в первые пошли в школу и учились писать числа и буквы алфавита. Вы учитесь... учитесь чему-то, чего вы в самом деле не знаете. И если вы даже этого не поняли,ваше дыхание уже изменилось (темп его голоса замедлился), и вы чувствуете себя уютней и спокойней".

Переходы помогают строить непрерывность.

Смысл любого предложения - не в содержании, а в вызываемой им ре­акции.

Если ваш комплимент вызывает оскорбление,то измените способ обще­ния, а первоначальный вариант можно исполнить при необходимости ос­корбить.

Используйте вариации голоса (темп, тон и т.д).

Использование модальных операторов и их возможности:

-главное - пациент не должен потерпеть неудачу, т.е. если гипно­тизер говорит нечто легко поддающееся проверке, то "может".

ПРИМЕР: "Ваша рука, может быть, начинает поднематься". Если про­верить нельзя - утверждение.

ПРИМЕР: "Это погружает вас глубже в транс". Если после применения 5-6 модальных операторов возможностей, человек реагировал на все, то можно исполнить слова, означающие приченение.

УПРАЖНЕНИЕ 3 Аналогично упр.2, но добавить три подстроичных пред­ложения --> переход --> предложение, которые трудно проверить. За­тем перейти к описанию тех переживаний, которые были в упр. 1 плюс дыхание, темп речи и т.п. Затем попробывать несколько раз без пере­ходов и понаблюдать реакцию.

ПРИМЕР: "Вы чувствуете пальцы на клавишах пианино... И вы знаете, что в этом доме где-то есть кухня"). При всем этом учиться чувство­вать, видеть и слышать обратную связь, особенно - зрение.

АНАЛИЗИРУЯ первые упражнения, можно сделать вывод: гипноз - про­цесс усиления, а не внушения, не способ управления.

ПРИЕМЫ НЕКОТОРЫХ ГИПНОТИЗЕРОВ:

-левитация руки (Обратите внимание на руку, и вы почувствуете, что

она становится легче. Попробуйте вдохнуть поглубже, и вы почувс­твуете, что рука становится легче и начинает подниматься..." - это и естественно, т.к. при вдохе грудь поднемается подтягивает руки в верх). (Использование формулы три плюс четыре).

-раскачивание часов (в это время предлагается пациенту смотреть на часы и в это время говорится: "Ваши глаза устают, веки тежелеют и

закрываются" - объясняется аналогично).

Гораздо легче обмануть человека или злоупотребить его волей в бодрствующем состоянии, чем в любом другом состоянии, в том числе измененном (трансе).

ГИПНОЗ - биологическая обратная связь, с помощью которой можно предоставить человеку сообщение шаг за шагом и он будет следовать

- 5 -

естественным и удобным путем. Т.е. он будет реагировать, что люди делают все время.

В измененном состоянии гораздо легче произвести изменения личнос­ти, чем в бодрствующем, т.к. может получиться больше выборов.

ПРИЗНАКИ ТРАНСА:

-в нормальном состоянии - симетрия лица, затем усиливается асимет­рия, в трансе - лицо расслаблено и симметрично.

-дрожание пальцев и другие бессознательные, порывистые движения.

-изменение формы дыхания (у визуалистов в нормальном состоянии -

верхнее, грудное дыхание: в трансе - глубже, в области желудка;

у кинестетика в норме - медленное дыхоние животом, в трансе совер­шенно другая форма.

-кожа становится теплее и краснее (так, как просходит расслабление). -глаза могут быть и закрыты и открыты.

-изменяется форма нижней губы.

-расширяются зрачки.

-возможно колебание тела.

То-есть необходимо знать нормальное состояние человека.

РЕЗЮМЕ:

а) Транс - усиление реакций и переживаний. Говоря человеку, что в нем происходит и должно происходить мы усиливаем реакцию.

б) Настройка образует раппорт и лежит в основе перехода в изменен-

ное состояние. Особенно - дыхание,а также - вербализация того, что

уже присутствует.

в) Постепенные переходы дают человеку возможность легко переходить

в измененное состояние. Переходы смегчаются соединительными словами.

г) Общие признаки транса:лицевая ассиметрия --> необычная лицевая симметрия. Общее расслабление, непроизвольные движения, покраснение

кожи, изменение формы дыхания.

2 ПРОСТЫЕ ФОРМЫ НАВЕДЕНИЯ

Гипноз действует на всех, нужно лишь применять разные способы. Чем больше способов - тем больше "гипнабельных" людей.

Главное правило наблюдение за физиологическим состоянием. От всех остальных правил можно отказаться в то, что говорит в данный момент сенсорная обратная связь. Если ваш конкретный способ не действует, выбирайте что угодно другое.

Словесная подстройка и ведение: упражнение 5-4-3-2-1.

Принцып: 4 предложения, поддающиеся проверке и одно неподдающее­ся: затем 3+2; 2+3; 1+4. При этом лучше поддающиеся выбирать во внешнем мире, а неподдающиеся - внутри человека.

ПРИМЕРЫ несенсорного описания внутреннего переживания.

-И вы вспомните одну приятную историю.

-И вы начнете испытывать приятные ощущения, и вы начнете вспоми­нать.

-Теперь вы начинаете чувствовать, что значит научиться гипнозу.

-Вам стало уютно, т.е. слова "уют", "спокойствие","легкость",

"умиротворенность","безмятежность","сосредоточение" и т. п.

Полезно выбирать именно те переживания для вербализации, которые в данный момент не осознаются, пока ему об этом не скажут.

- 6 -

Использование метафор, которые не осмысливаются сознанием, но по­нимаются подсознанием.

Разделение сознания и подсознания - вербально.

После подстройки - ведение.

ИНКОРПОРАЦИЯ - вербализация того, что пациент уже делает, включе­ние действия в описании.

Генерализация - "уют","спокойствие" - у каждого свое понемание, но - общая направленность.

В состоянии транса для дальнейшей работы можно предложить левита­цию рук и т.п. (см. выше), но лучше давать выбор. Пусть выбирает подсознание, даже если выбор ложный. В любом случае, если человек подает знак, что указание неприемленно, нужно предлагать альтерна­тиву. Знаки - обращения, движение назад признаков транса.

Угадать переживания трудно. Легче предлагать пациенту создавать переживания ("уют","спокойствие" - расслабление + генерализация).

Сенсорные описания позволяют достигнуть синхронности, а несенсор­ные описания - предложить пациенту процедуру общего характера, ко­торое он может исполнить самостоятельно.

Постепенное использование переходов, соединений.

Три вида соединений:

-"Х и У" - простейшее.

-более обязательное -"когда Х,У" ("Когда вы слышите звуки моего

голоса, вам становится уютнее").

-самый обязательный - "Х вызывает У" (применение слов "влечет за

собой", "причиняет", "вызывает" - "поднятие рук вызывает у вас при­ятные воспоминания").

Соединение - очень сильное средство.

Несловесная подстройка и ведение.

Отобрать из невербальной информации то, что неосознано пациентом. Передать эти сигналы обратно и с помощью телесного отражения. Вна­чале подстройка, затем - ведение. Пациент либо осознает их, либо его подсознательные процессы усилятся. Т.е. мы строим несловесный раппорт, переходим в измененное состояние, следя, чтобы пациент следовал за нами. Нужно позаботиться о том, чтобы самому выйти из транса. Эти приемы нужно тщательно отработать.

Перекрывающие системы представлений.

Три основные вида А, В, К. (обоняние и вкус маленькая роль). Пре­дикаты указывают на сенсорный канал (системму представлений). Сис­тема представлений человека в нормальном состоянии часто отличается от системмы представлений в измененном состоянии. Т.е. зная систем­му представлений в нормальном ененное состояние, следя, чтОбы пациент следовал за нами. Нужно позаботиться о том, чтобы самому выйти из транса. Эти приемы нужно тщательно отработать.

Перекрывающие системы представлений.

Три основные вида А, В, К. (обоняние и вкус маленькая роль). Пре­дикаты указывают на сенсорный канал (системму представлений). Сис­тема представлений человека в нормальном состоянии часто отличается от системмы представлений в измененном состоянии. Т.е. зная систем­му представлений в нормальном ие и

- 7 -

т.п.)

В любом переживании есть В; А и К размерность, то-есть системы представлений не прерываются, начав с системы представленй, кото­рые предлагает пациент, в точке перекрытия можно перейти к другой.

ФОРМУЛА: "Когда Х, У", где Х - подстройка, а У - ведение. (Пример: "Когда вы видите бегущие по небу тучи, вы чувствуете дуновение брызг на своем лице". Переход от В к К.) Суть наведения - продолже­ние зрительного восприятия, а затем в перекрывание его кинестети­ческим. (Но всегда ли нужно приходить к К?)

Американцы, как правило имеют слабую А систему, кроме музыкантов. Нет необходимости применять все приемы, использовать все элименты

поведения.Достаточьно тех которые вызывают положительную реакцию. Возможность инкорпорировать внешние отвлекающие звуки и т.п., ес-

ли пациент заметил их ("Существуют звуки, вызывающие беспокойство,

это бывает даже на пляже". и т.п.)

В начале наведения - выяснить, является ли предлагаемая ситуация успокоительной для пациента ("Любите ли вы ходить на берег моря?" Если пациент в 3 года видел на берегу моря, как утонула его семья,

это будет плохая ситуация для успокоения).

ДОСТИЖЕНИЕ ПРЕДЫДУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ТРАНСА:

Простейшее наведение - спросить у пациента, находился ли он когда -нибудь в состоянии транса, попросить описать последовательность событий. При необходимости задавать уточняющие вопросы для более подробного воспоминания; усиливать реакции. Можно добавить инкорпо­рацию команд.

ЕСТЕСТВЕННО ВОЗНИКАЮЩИЕ СОСТОЯНИЯ ТРАНСА:

Описать 5-6 очень сильных, постоянно встречающихся состояний транса. Очень вероятно, что при попытках понять вас и найти примеры в личном опыте, пациент перейдет в измененное состояние (утомитель­ная, однообразная езда на автомашине; скучная лекция; церьковь, прогулка в лесу; медитация в лифте: люди обычно переходят в транс, ибо вежливо смотреть лишь на схемы или пол; и т.п.). Монотонное повторение историй, связанных лишь той реакцией, которую необходимо вызвать.

МЕДИТАЦИЯ и ТРАНС - разные состояния.

Естественно возникающие состояния можно использовать в начале приема пациента, распросив его об истории болезни, месте рождения и т.п. При этом желательно хорошенько изучить его и несколько раз ввести в транс.

Аналогично - в переод лекции о гипнозе.

УПРАЖНЕНИЕ 4 "А" любым способом наводит транс на "Б", "В" - соз­нательное наблюдение.

(Способы см. выше).

-словесная подстройка и ведение.

-несловесная подстройка и ведение.

-перекрывание системы представлений.

-достижение предыдущего состояния транса.

-описание обычно встречающихся состояний транса.

Если в трансе у пациента начинается дергаться щека и т.п. без ва­шего прямого указания - инкорпорируйте это событие, даже не зная, что оно означает.

Если человек не возвращается из транса, значит мы потеряли рап­порт. Необходимо добиться раппорта вышеизложенными способами и вы­вести из транса. Если человек в физиологическом сне, то время выво­да нужно увеличить. Можно выводить на счет (от 10 до 1).

- 8 -

Анорепсия - полное отсутствие аппетита. Часто из-за того, что человек считает свой вес слишком большим.

Лечение во сне: больше времени на подстройку, более плавное и медленное ведение, использование пальцевой сигнализации (см. ниже); непосредственный доступ к подсознанию. Даже в анестетическом сне люди очень много воспринемают, могут слышать разговор врачей, кото­рый содержит какую-либо программу. Но даже после сомнамбулического транса люди, как правило, испытывают амнезию.

ПРИМЕНЕНИЕ "ЯКОРЕЙ" для НАВЕДЕНИЯ ТРАНСА:

Подробно - "ИЗ лягушки в принца", глава 2./Ред./

Каждое из переживаний имеет ряд компонентов. "Якорное" зацепление означает тенденцию одного из элементов переживания вызвать пережи­вание в целом. Достижение предыдушего состояния транса - уже ис­пользование в том числе "якоря".

Если человек может описать свое переживание транса в сенсорных терминах, то можно использовать "якоря" для построения этого состо­яния.

Каждый компонент транса (В; А; К) можно заякорить в процессе бе­седы и т.п. "Якоря" могут быть одинаковые или разные для разных компонентов переживания. Можно привести их в действие одновременно. Можно зацепить одним "якорем" разные компоненты разных переживаний и таким образом конструировать переживания.

ПРИМЕРЫ: В нормальном состоянии - один темп голоса, частота дыха­ния, телодвижений и т.п., в трансе - другая, которые становятся "якорями". Это желательно делать всегда, ибо, если нормальный голос вводит пациента в транс, то вы автоматически введете его в транс и тогда, когда будете обращаться к его сознанию. Можно использовать для этого 2 стула, и т.п.

АНАЛОГОВЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:

Для введения в транс особенно полезны "якоря" специального вида - так называемые аналоговые обозначения. Суть - некоторых слов пере­дают невербальным способом (жестом, голосом, прикосновением,при по­вороте головы влево и вправо голос звучит по разному, ибо доходит из разных точек. Подсознание это обязательно отметит... и т.п.)

/Использование - смотри выше. - Ред./

Кроме того сам пациент, не осознавая, может таким же способом вы­давать различную информацию.

УПРАЖНЕНИЕ 5 Разбиться на пары. Выбрать какую либо очевидную ре­акцию (почесать нос, встать и т.п.), которые вы хотели вызвать у партнера. В процессе разговора с помощью аналоговых обозначений вплести в разговор указания на выбранную реакцию. Если не получи­лось - инкорпорировать другой набор указаний.

Использование отрицания (см. семинар НЛП - оператор "НЕ"):

Полярная реакция - противоположная. "Вы расслабьтесь", человек напрягается. На таких людей очень сильно действует оператор "НЕ". "А вы не расслабляйтесь".

Другой способ - вопрос ярлык: "Не правда ли?", "Не так ли?".

Диагностика человека - невербальная информация на указания.

3 БОЛЕЕ СЛОЖНЫЕ МЕТОДЫ НАВЕДЕНИЯ.

Рычажное наведение и разрыв шаблонов.

- 9 -

Каталепсия руки - поднять руку пациента и, мягко покачивая, от­пустить. Одновременно произносить словесное внушение, в котором ка-

талепсию или медленное опускание руки с каким либо убеждением, пе­реживанием. Особенно влияет на детей.

Поднимать руку нужно в соответствии с ГСД, тогда рука не прерывает поток переживаний и легче перейдет в каталепсию. Если

расширение зрачков прямо перед собой - можно поднять обе и выбрать.

Бывают и исключения из правил.

Разрыв шаблонов. Например - прерванное рукопожатие (но таких шаб­лонов сотни, они определяются и общественной культурой и индивиду­альностью).

Разорвав шаблон примерно 10 секунд можно вводить информацию (при­меняя, естественно, другие способы гипноза), затем можно продолжить шаблон.

ПРИМЕРЫ:

1)"Как поживаете?"-"Просто ужасно, страшно" - обычно разрыв.

2) Задержка рукопожатия.

3) Задержка или прерывание прикуривания сигареты.

Можно добиться амнезии разрыва, если в этот промежуток предложить партнеру другую программу вместо прерванной.

Особенно прочны разрывы ключевой стратегии человека.

Способ проверки стратегии - изменение цифровой разбивки номера телефона (ХХХ - ХХХ или ХХ - ХХ - ХХ и т.п.). Для "А" - полный раз­рыв; для "В" - менее сильное действие.

(См. книгу НЛП том 1)

Эффективен разрыв шаблонов в любом виде спорта. Но всегда нужно следить за обратной связью.

(Если визуалисту представляют другого человека он видимо, "запи­шет" его имя на лбу, при этом его зрачки будут рассширяться).

ПЕРЕГРУЗКА

Джордж Мимер, работа. "Магическое число 7 плюс, минус 2". Человек способен сознательно держать в поле своего внимания около 7 "кус­ков" информации. Все выходящее за 7 плюс, минус 2 обрабатывается бессознательно.

ПРИМЕРЫ (использование):

1) Предложить клиенту любую сложную задачу: "Считать числа от 200 до 1 через 3; считать попросить в слух"; в это же время руками вращать его кругом, в ходе выполнения дать альтернативу. ("Вы можете просто, удобно погрузиться в транс").

2) Взять руку клиента в свою. Предложить ему проверять правиль­ность называния мною его пальцев при касании, каждый раз когда я ошибаюсь, у клиента рассширяются зрачки и задерживается ды­хание,так как ему нужно некоторое время для вычисления. Если "ошибок" все больше, то партнер перегружается. В этот момент: "Когда я сейчас коснусь вашего мизинца (снова "ошибка"), вы почувствуете себя более расслабленно". Продолжая перегружать, можно ввести дополнительные указания.

3) Предложить дробь, клиент должен представить числитель в одном цвете, знаменатель - в другом, черту - в третьим, затем другую дробь, но цвета должны быть иными и т.д. Затем введение. (Кни­га - "Шаблоны").

К. Кастанеда "Путешествие в Иксленд" - живое описание двойного наведения или перегрузки, когда дон Хуан говорит в одно ухо, а дон Енаро - в другое, две информации обрабатываются разными полушария­ми, что отражается внешне.

- 10 -

СПОСОБЫ ВВЕДЕНИЯ В ТРАНС - рычаг; разрыв;

перегрузка.

СИЛА ЛИЧНОСТИ.

Другой метод наведения - попросту прямая сила личности. Вы просто говорите другому человеку, убедительно поддерживая это все своим поведением, чтобы он перешел в транс. Если он переходит в транс - превосходно, если нет подождите, пока он перейдет. При этом все поведение должно со стопроцентной убедительностью говорить, что он перейдет в транс, и он перпейдет. Но при этом же нужно владеть и всеми вышеизложенными способами.

При этом нельзя ограничевать себя во времени. Оправданно исполь­зование цитат авторитетов: "Я помню, как М.Эриксон мне сказал - перейдите в транс и т.д.".

ПРЕРЫВАНИЕ РЕАЛЬНОСТЕЙ

(В рамках этого метода можно использовать все остальные)

Начать первую историю; начать вторую историю; начать третью исто­рию и т.п.

1) Использование силы личности.

2) Использование раппорта.

3) Использование перегрузки сознания.

4) Прямая инкорпорация указаний и т.п. в подсознание.

Можно зарание разработать общую, открытую систему метафор или историй для наведения транса. Система должна быть открытой для ин­корпорации любых реакций.

УПРАЖНЕНИЕ 6 "А" вновь изученными методами вызывает транс у "Б", а "В" - наблюдает. Использовать все 5 методов.

-рычажное наведение;

-разрыв шаблонов;

-перегрузка сенсорных каналов;

-сила воздействия личности;

-перекрывание реальностей.

ЦЕЛЬ упражнения - расширение репертуара, кроме того можно исполь­зовать следующее:

1)Давать клиенту указания каким либо знаком пометить состояние транса (кивок головы, поднимание руки и т.п.).

2)Наводить какие либо переживания (лучше приятные), общими не­конкретными фразами.

3)Указание на обратную связь с подсознанием.

4)Изучать способы выхода и вывода из транса.

Инкорпорация (включение) и работа с абреакцией - (интенсивная, негативная реакция, очень часто - повторное переживание болезненных воспоминаний).

Если в переод транса происходит что-либо значимое: в сознании (неожиданно сильная реакция и т.п.), или из вне (хлопок двери и т.п.)), необходимо тут же инкорпорировать это в вербализацию. Тем самым сохраняется раппорт, усиливается доверие клиента и транс.При этом внимательно наблюдать за обратной связью. Если какая либо ме­тафора вызывает фобию и т.п., нужно тут же изменить ее, вывести из нее другую и т.д.

Одно из бессознательных побуждений, заставляющих людей специали-

- 11 -

зироваться в какой либо одной системе представлений, объясняется тем, что и к системе представлений, вытесненной из сознания, отно-

сится большое количество неприятных или несовместимых переживаний.

такова одна из полезных функцый подсознания.

При появлении абреакции - подстройка (можно просто канстатировать факт) с целью раппорта; затем переработка содержания в нечто иное и перевод в приятные переживания (возможно - в диссоциированное сос­тояние. Подробно изложено - "Из лягушки в принцы", книга "Перера­ботка" или "Рефреминг" ("Reframing"), объясняется

тем, что и к системе представлений, вытесненной из сознания, отно­сится большое количество неприятных или несовместимых переживаний. такова одна из полезных функцый подсознания.

При появлении абреакции - подстройка (можно просто канстатировать факт) с целью раппорта; затем переработка содержания в нечто иное и перевод в приятные переживания (возможно - в диссоциированное сос­тояние. Подробно изложено - "Из лягушки в принцы", книга "Перера­ботка" или "Рефреминг" ("Reframing")способно

полностью предотвратить абриакцию, можно зарание запрограммировать

на диссоциацию при переживании неприятного.

Принципиальное различие содержание американского бокса и восточ­ной борьбы. Американский бокс - жесткое противостояние, а восточная борьба - прием усилия партнера и использование его,изменив направ­ление. (Айкидо)

Выяснять содержание переживания необязательно. Но если клиент приучен - удовлетворите его желание.

Напутствие:

Подведение итогов первого дня семинара обрашение к подсознанию, которое ночью сможет все проанализировать и сделать новые выборы.

4 УТИЛИЗАЦИЯ (использование)

Процессуальные инструкции.

Исходная посылка - клиент в трансе, раппорт сохраен. Теперь нужно использовать транс.

Основное полезное свойство транса - отсутствие необходимости бо­роться с системмой ценностей человека, ибо подсознание ограничено намного меньше сознания, оно готово действовать и эксперементиро­вать.

Простейший способ утилизации - ряд инструкций которые свободны от конкретного содержания. Суть - "научись чему-либо ", "теперь изме­нись, стань другим". Такие инструкции четко определяют процесс, но не содержание.

ПРЕИМУЩЕСТВА:

-отсутствует необходимость в точности знать, что переживает кли­ент (тем более, что это в принципе не возможно на уровне созна­ния), как это вербально описать.

-слушатель сам наполняет инструкции своим личным содержанием.

-сохраняется целостность личности клиента, ибо гипнотизер не вво­дит новое содержание.

Один из типов словесных шаблонов - "пресуппозиции","предварительные предположения"(мнимый выбор -?).Например:"Какой способ наведения глубокого транса вы предпочитаете - словесный или несловесный?",т.е.

все предоставляемые альтернативы подразумевают один и тот же желае­мый результат - переход в транс и т.п.

Этот же прием можно использовать и при утилизации.Обращаться лучше к подсознанию.

- 12 -

Необходимо сенсорно отличать сознательные движения от бессозна­тельных,что поможет точно определять состояние клиента.Автоматичес-

кие движения больше напоминают сознательные(легко и плавно,но без

фокуссировки внимания.

При формулировании процессуальных инструкций используется НОМИ­НАЛЗАЦИЯ или ОБОБЩЕННОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ:"понимание","способность","лю­бопытство" и т.п.

Т.О.Словесные шаблоны не должны иметь прямого отношения к сенсор­ным переживаниям,тем самым вызывается "трансдеривационный поиск" клиента (т.е. поиск с обращением к источнику словообразования).

Простейшее выражение:"Так оно и должно быть" - усиление любой реакции клиента.Подстройка к любому переживанию.

ОДИН ИЗ ПРИМЕРОВ: пациент должен представить стену, в которой 3 двери. Он входит в одну из них.

После этого гипнотизер проводит рефреминг, в ходе которого он та­ким образом структурирует свою речь, чтобы конкретно помочь подсоз­нанию расширить выбор. Как всегда очень важна обратная связь плюс применение всех остальных правил при необходимости.

Главное качество для коммуникации - сенсорная чувствительность.

Номинализация - для рефреминга вообще. При более конкретном прог­раммировании - более конкретные выражения (до известного предела).

Существует огромная разница между попыткой заставить сознание по­нять что-нибудь и попыткой заставить подсознание сделать что-нибудь --> разная вербализация.

ОБОБЩЕНИЕ МЕТОДА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ИНСТРУКЦИЙ:

1) Извлеките из вашего прошлого какое либо значительное пережива­ние.

2) Попробуйте заново увидеть и услышать, во всех подробностях,все, что тогда с вами произошло,чтобы научиться чему-нибудь новому, не замеченному ранее в этом переживании.

3) Пусть ваше подсознание использует такое понимание во всех со­ответствующих ситуациях в будующем.

"Порождающее" изменение: гипнотический сон эта техника не изменя­ет то, что человек делает плохо, но усовершенствует то, что он уже делает хорошо. (хотя кооственно может влиять и на первое).

Гипнотический сон мало отличается от обыкновенного сна. Необходи­мо хорошо представить себе конечный, желаемый результат (выполнение действия "Х" еще лучше).

Нужно помнить, что любую двухсмысленную фразу сознание восприни­мает двояко: в прямом и переносном смысле (один гипнотизер говорит "о внутреннем брожении", у части слушателей развились грибковые за­болевания).

Лучший способ формулирования тождества: "Чем больше "Х", тем больше "У" (НАПРИМЕР "Чем больше вы сопротивляетесь, тем быстрее войдете в транс".)

УПРАЖНЕНИЕ 7 Разбиться на пары "А" вводит "Б" в глубокий транс. Далее - каталепсия руки. Программа: пациент видет сон, в котором - действие "Х", нуждающиеся в совершенствовании, предложить подсозна­нию тщательно просмотреть во сне процедуру и выявить разницу между

- 13 -

"отличным" и "среднем" исполнении "Х". Рука опускается и в момент прикосновения к телу - мысль кристализуется, подсознание получает

выбор,затем - выход из транса.

Если действие сложное, имеющее много факторов, то можно предло­жить подсознанию увидеть 6 сноведений, каждое последующее несколько отличающееся от предыдущего. К 6-му сноведению действие будет структурировано и понято сознанием.

ПЕРЕСТРОЙКА РАСПОРЯДКА

Если клиент все еще в трансе, а нужно срочно заканчивать - пе­рестройка распорядка, т.е. процессуальная инструкция, в которой нет смысла, но есть процесс, который программирует дальнейшее поведение клиента.(Например: Продолжайте начавшиеся процессы несмотря на то, что меня не будет с вами и т.п.) При этом - подстройка к дыханию, а так же постгипнотическое предположение. (Вы увидете изменения...)

Подстройка обобщений: гипнотическая утилизация, люди, страдающие фобиями, строят обобщения, связанные с неприятными переживаниями. Таких переживаний может быть немного. Если предложить подсознанию некоторую совокупность приятных переживаний и связать каким либо образом с фобиями - способ лечения.

Счастье - субъективное кинестетическое переживание при котором человек не ощущает боли и испытывает определенного рода стимуляцию нервной системы, которое он описывает сам себе, к

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...