Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Прогноз экономического развития новосибирской области




 

Новосибирская область образована 28 сентября 1937 года путём разделения Западно - Сибирского края на Новосибирскую область и Алтайский край. Впоследствии, в 1943 году, из состава области была выделена Кемеровская, а в 1944 году - Томская области. [15]

Новосибирская область расположена в центральной части материка Евразия, почти в центре Российской Федерации на юго-востоке Западно -Сибирской низменности, главным образом в междуречье Оби и Иртыша (южная часть Васюганской равнины Барабинской низменности), на востоке примыкает к Салаирскому кряжу. Площадь территории области 178,2 тыс. км². Протяжённость области с запада на восток - 642 км, с севера на юг - 444 км.

На севере граничит с Томской областью, на юго-западе - с Казахстаном, на западе - с Омской областью, на юге - с Алтайским краем, на востоке - с Кемеровской областью. [19]

Основные реки области - Обь и Омь. Плотиной Новосибирской ГЭС образовано Новосибирское водохранилище. Также в области расположено около 3 тыс. пресноводных, солёных и горько-солёных озёр (Чаны, Убинское, Сартлан и др). Север и северо-запад области занимает южная часть крупнейшего в мире Васюганского болота. Климат - континентальный. [15]

В состав Новосибирской области входят 5 городских округов, 30 муниципальных районов и 455 поселений (26 городских и 429 - сельских).

В Новосибирской области по данным Новосибирскстата, на 01.01.2014 года проживает 2 731 176 человек, из которых 2 135 846 человек - городские жители. Плотность населения - 15.36 чел./км². По итогам 2012 года в Новосибирской области введено 1,57 млн. м² жилья. [19]

На территории области находится 523 месторождения различных полезных ископаемых. Разведаны запасы таких полезных ископаемых как каменный уголь, тугоплавкие глины, торф. На Северо-западе области открыты месторождения нефти и природного газа. На территории области обнаружено крупное месторождение руд цветных металлов - диоксида титана и диоксида циркония. Промышленные запасы золота в Новосибирской области невелики и оцениваются в 17 тонн. Разведано одно рудное и 24 россыпных месторождения. Открыто 4 месторождения мрамора, причём мрамор двух из них относится к высокодекоративному, пользующемуся повышенным спросом. Суммарная площадь лесного фонда Новосибирской области составляет около 4 490 000 га. [15]

Основу промышленного комплекса Новосибирской области составляют крупные и средние предприятия, на которых осуществляется выпуск более 80% всей промышленной продукции. В настоящее время на подъёме находится пищевая промышленность; возрождается машиностроение, которое обеспечивает 20 % машиностроительной продукции Сибири. В машиностроительном комплексе доминируют электротехническое машиностроение (генераторы и турбины, крупные электросталеплавильные печи), авиа- и приборостроение, производство станков и сельхозтехники. На территории области расположено около 50 предприятий и организаций военно-промышленного комплекса. В отрасли цветной металлургии выделяются единственный в стране комбинат по выплавке олова (ОАО "Новосибирский оловянный комбинат"), аффинажный завод (выплавка золота), заводы по производству редких металлов и по производству ядерного топлива - Новосибирский завод химических концентратов. Чёрная металлургия имеет вспомогательный характер и представлена небольшим сталепрокатным заводом (Новосибирский металлургический завод). Ведущая отрасль промышленности строительных материалов - производство сборного железобетона. В декабре 2011 года в Новосибирской области начал работу крупнейший в мире завод по производству литий-ионных аккумуляторов.

Область входит в первую десятку крупнейших сельхозтоваропроизводителей. Сельское хозяйство области специализируется на выращивании зерна, картофеля, овощей, развиты мясомолочное животноводство, птицеводство, пчеловодство. Важную роль играет производство льна. [19]

На территории области находятся 11 аэропортов, аэропорт "Толмачёво" - международный, федерального значения. Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования (Западно-сибирская железная дорога) - 1530 км.

В регионе предоставление населению высшего образования осуществляется 47-ю ВУЗами. В Новосибирском Академгородке расположены десятки научно-исследовательских институтов, Новосибирский государственный университет, Физико-математическая школа НГУ, Институт исследований патологии кровообращения. Недалеко от Новосибирска, в наукограде Кольцово находится Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии "Вектор". В поселке Краснообск расположено Сибирское отделение Российской академии сельскохозяйственных наук. [15]

В Новосибирске действует большое число библиотек, крупнейшими из которых являются Государственная публичная научно-техническая библиотека и Новосибирская государственная областная научная библиотека. (вики)

Новосибирская область - один из ведущих в России регионов по уровню развития медицинской науки и уровню квалификации врачебного персонала. Высокотехнологичную медицинскую помощь населению в Новосибирской области оказывают уникальные центры федерального масштаба. Новосибирский НИИ патологии кровообращения имени академика Е. Н. Мешалкина - крупнейший кардиохирургический центр России. Ежегодно здесь консультируют более 50 тыс. человек, проводят более 12 тыс. высокотехнологичных операций. Хирурги клиники выполняют около 30% государственного задания на предоставление гражданам высокотехнологичной медицинской помощи по профилю "сердечно-сосудистая хирургия". [15]

Индекс промышленного производства в области за 9 месяцев составил 108,5 %, тогда как по РФ аналогичный показатель оказался на уровне около 103 %. Оборот розничной торговли в Новосибирской области за 2012 год составил 393,4 миллиарда рублей. Оборот общественного питания в Новосибирской области по итогам 2012 года составил 11,7 млрд. руб. Объём платных услуг населению - 68,1 млрд. руб.

Доходы бюджета Новосибирской области на 1.02.2014 составили 1326,7 млрд.руб., а расходы - 761,2 млрд. руб. [23]

 

Swot - анализ Новосибирской области

Сильные стороны Слабые стороны
1. Выгодное географическое положение (расположение в центре России на пересечении важнейших транспортных коммуникаций). 2. Статус центра федерального округа. 3. Присутствие развитых сельскохозяйственных предприятия. 4. Наличие производств. 5. Наличие 523 месторождений различных полезных ископаемых. 6. Высокий промышленный, научно-технический, образовательный и кадровый потенциал. 7. Качество законодательной, нормативно - правовой и методической базы. 8. Наличие производственных площадей и земельных участков. 9. Развитый сектор финансово-кредитных, страховых, консалтинговых услуг. 10. Рост объемов строительства. 11. Наличие всех видов транспорта. 12. Высокий уровень развития Интернет-сети и сотовой связи. 13. Регулярное проведение международных универсальных и тематических выставок, ярмарок, форумов и т.п. 14. Растущий спрос на специалистов рабочих профессий при недостаточном их предложении на рынке труда. 1. Неравномерность развития районов НСО. 2. Слабая база по добыче полезных ископаемых (83 месторождения лишь используются). 3. Загруженность основных транспортных артерий. 4. Высокая степень износа производственных фондов предприятий-экспортеров. 5. Высокие экспортные тарифы на железнодорожные перевозки. 6. Недостаточно развитая сеть автомобильных дорог высокого качества. 7. Нарушения миграционного законодательства со стороны работодателей. 8. Недоступность долгосрочных кредитов для большинства участников ВЭД и высокая стоимость краткосрочных. 9. Промышленность НСО слабо развивается. 10. Нехватка гостиниц и выставочных комплексов высокого уровня. 11. Жесткие природно - климатические условия. 12. Падение национальной валюты.
Возможности внешней среды Угрозы внешней среды
1. Реализация статуса центра федерального округа. 2. Межрегиональная и международная кооперация и интеграция. 3. Увеличение экспорта продовольственных товаров за счет повышения эффективности АПК региона. 4. Увеличение экспорта природных ресурсов и продукции их переработки. 5. Активизация внешнеэкономической деятельности в районах области. 6. Включение области в программы долгосрочного развития крупных транснациональных компаний и финансовых групп. 7. Совершенствование инструментов государственной поддержки инвестиционной деятельности. 8. Повышение миграционной привлекательности территории области. 9. Высокие темпы инвестиционно-строительного роста экономики. 10.Формирование и развитие транспортно - логистического кластера, строительство современных скоростных автомобильных трасс федерального значения. 11. Техническое развитие аэропорта "Толмачево", инфраструктуры железных дорог и водных путей. 1. Недостаточность федеральной поддержки крупных инфраструктурных проектов. 2. Рост международной конкуренции за квалифицированный персонал. 3. Ограничение доступа на внешние рынки сбыта отдельных товаров вследствие изменения экономической, политической конъюнктуры. 4. Нелегальный ввоз товаров народного потребления. 5. Усиление межрегиональной конкуренции за привлечение товаропотоков. 6. Неготовность основной массы местных товаропроизводителей к международной конкуренции, а также к ее усилению в случае вступления России в ВТО. 7. Падение национальной валюты. 8. Инвестиционные рейтинги Российской Федерации в целом. 9. Кризис мировой банковской системы. 10. Рост нелегальной миграции. 11. Рост социальных конфликтов на почве расовых и этнических разногласий. 12. Рост безработицы среди жителей области, имеющих рабочие профессии. 13. Ухудшение экологической обстановки. 14. Отсутствие у частных инвесторов стимулов для осуществления капиталовложения в развитие инфраструктуры.

 

В целом проведенный SWOT-анализ позволяет сделать следующий вывод: хотя не по каждому отдельному направлению развития экономики, социальной сферы, ресурсному обеспечению и т.д. Новосибирская область сможет занять лидирующее место в масштабах Сибири в долгосрочной перспективе, принципиально важна именно совокупность всех потенциальных точек ее роста. Именно взаимосвязанность и взаимодополнительность всех потенциальных источников роста (ресурсы; территория; достигнутый уровень, структура и перспективы производства; научно-образовательный потенциал и др.) существенно повышают общую конкурентоспособность Новосибирской области и дают ей шанс на возрождение и быстрое развитие в новом тысячелетии.

Для ликвидации слабых сторон Новосибирской области необходимо провести следующие мероприятия:

.   Развивать добычу и переработку полезных ископаемых.

.   Капитальный ремонт, улучшение качества покрытия улично-дорожной сети, трасс.

.   Содействие сельхозтоваропроизводителям в организации и выделении торговых мест на рынках и микрорынках города.

.   Оснащение сельскохозяйственных предприятий необходимым оборудованием и техникой.

.   Участие в кредитовании сельхозтоваропроизводителей путем поставок сельхозтехники и оборудования в обмен на сельскохозяйственную продукцию. [18]

Прогноз распределения межбюджетных трансферт на развитие регионального налогового потенциала.

 

Таблица 9

Исходные данные

Показатель

Год

  2009 2010 2011 2012 2013
Межбюджетные трансферты на развитие регионального налогового потенциала, млн. руб. 8551,56 10174,69 16956,54 19505,25 23707,80

 


 

Рисунок 1. Прогноз межбюджетных трансферт на развитие регионального налогового потенциала, млн. руб.

 

Таблица 10

Расчет прогнозных значений межбюджетных трансферт на развитие регионального налогового потенциала, млн. руб.

Год Период Межбюджетные трансферты на развитие регионального налогового потенциала, млн. руб.
2009 1 8551,56
2010 2 10174,69
2011 3 16956,54
2012 4 19505,25
2013 5 23707,80
2014 6 27672,10
2015 7 31636,40
2016 8 35600,70
2017 9 39565,00
2018 10 43529,30
2019 11 47493,60
2020 12 51457,90

 

Из данного прогноза видно, что Новосибирская область с каждым годом будет все больше получать межбюджетных трансферт. К 2020 году, согласно полученному прогнозу, объем трансферт составит 51457,90 млн. руб. Произведем прогноз налогового потенциала по налогу на добычу полезных ископаемых.


 

Таблица 11

Исходные данные

Показатель

Год

  2009 2010 2011 2012 2013
Налогового потенциала по налогу на добычу полезных ископаемых, млн. руб. 73 78 108 118 125

 

Рисунок 2. Прогноз налогового потенциала по налогу на добычу полезных ископаемых, млн. руб.

 

Таблица 12.

Расчет прогнозных значений налогового потенциала по налогу на добычу полезных ископаемых, млн. руб.

Год Период Налогового потенциала по налогу на добычу полезных ископаемых, млн.руб.
2009 1 73,0
2010 2 78,0
2011 3 108,0
2012 4 118,0
2013 5 125,0
2014 6 144,2
2015 7 158,6
2016 8 173,0
2017 9 187,4
2018 10 201,8
2019 11 216,2
2020 12 230,6

 

Из данного прогноза видно, что налоговый потенциал по налогу на добычу полезных ископаемых имеет тенденцию роста, с 73 млн. руб. в 2009 году до 230,6 млн. руб. в 2020 году. Данное увеличение свидетельствует о том, что Новосибирская область будет больше получать налоговых доходов. Увеличение собственных доходов позволит области в меньшей степени зависеть от помощи федерального бюджета.

В результате анализа прогноза Новосибирской области следует, что НСО с каждым годом будет получать больше помощи (трансферт) из федерального бюджета и налоговых доходов. Тем самым область сможет больше средств вкладывать в свое развитие. У Новосибирской области появится больше возможностей для устранения слабых сторон, например равномерного развития всех районов области, развитие базы по добычи и переработки полезных ископаемых. Возможно благодаря этому даже самые малоразвитые районы начнут свое развитие.

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате проведенного анализа можно сделать вывод о том, что практически все анализируемые области в период с 2009 по 2013 гг. имею тенденции роста объемов трансферт и налоговых доходов, что позволяет им стабильно развиваться.

Проанализировав данные таблицы не трудно заметить, что выделение межбюджетных трансферт на развитие регионального налогового потенциала из федерального бюджета увеличивается, но не смотря на это размеры дотаций сокращаются значительными темпами. Налоговый потенциал так же имеет во многих субъектах тенденцию роста. Это говорит о том, что регион получает с каждым годом все больше и больше налоговых доходов, тем самым в меньшей степени становится зависим от трансферт предоставляемых из федерального бюджета.

Что касается Новосибирской области, то налоговый потенциал с каждым годом увеличивается в среднем в 3 раза. Налоговые доходы увеличиваются, а значит область в какой то степень становится менее зависима от федерального бюджета, и в большей или меньшей степени может себя сама обеспечить.

В результате анализа прогноза Новосибирской области следует, что НСО с каждым годом будет получать больше помощи (трансферт) из федерального бюджета и налоговых доходов. Тем самым область сможет больше средств вкладывать в свое развитие. У Новосибирской области появится больше возможностей для устранения слабых сторон, например равномерного развития всех районов области, развитие базы по добычи и переработки полезных ископаемых. Возможно благодаря этому даже самые малоразвитые районы начнут свое развитие.

межбюджетный налоговый потенциал экономический


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

межбюджетный налоговый потенциал экономический

1. Баклаева Н.М. Проблемы совершенствования межбюджетного регулирования на территориальном уровне // Региональная экономика: теория и практика. - 2012г. - № 256. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fin-izdat.ru/journal/region/detail.php?ID=51713

. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 02.11.2013) // Консультант Плюс. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/

. Бюджетный федерализм. Государственные и муниципальные финансы. Финансы. Энциклопедия Grandars. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.grandars.ru/

. Гринкевич Л.С. Государственные и муниципальные финансы России: учебное пособие / Л.С. Гринкевич, Н.К. Сагайдачная, В.В. Казаков, Ю.А.Рюмина. - М: КНОРУС, 2007. - 560 с.

. Гринкевич Л.С., Казаков В.В. Межбюджетные отношения в Российской Федерации на современном этап.// Известия Томского политехнического университета. - 2008. - № 6.

. Громская В. В. Направление совершенствования межбюджетных отношений в сложноустроенных субъектах Российской Федерации. // Современные Исследования Социальных Проблем (Электронный Научный Журнал). - 2012г. - №2. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/journal/n/sovremennye-issledovaniya-sotsialnyh-problem-elektronnyy-nauchnyy-zhurnal

. Грязнова А.Г. Финансы. -М.: Финансы и статистика, 2012 - 497 с.

. Игудин, А.Г. Актуальные проблемы межбюджетных отношений // Финансы. - 2005. - №10. - с.15.

. Ковалев В.В. Финансы. - М.: Проспект, 2008. - 640 с.

. Конституция Российской Федерации. - М.: СПб, ООО "Виктория плюс", 2011. - 48 с.

. Миляков Н.В. Финансы: самое главное. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.be5.biz/ekonomika/fmnv/index.htm

. Министерство финансов Российской Федерации. Официальный сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/

. Мысляева И. Н. Государственные и муниципальные финансы. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.srinest.com/book_1423.html

. Мягкова Т. Л. Финансы, денежное обращение и кредит: самое главное. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://be5.biz/ekonomika/f007/index.htm

. Новосибирская область. Свободная энциклопедия ВикипедиЯ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница

. Подъяблонская Л. М. Финансы. - 2011. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://biz-books.biz/finansy/finansyi-podyablonska.html

. Поляк Г.Б. Финансы. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2008. - 703 с.

. Постановление губернатора Новосибирской области "О концепции развития международных и внешнеэкономических связей Новосибирской области на период до 2013 года". - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://docs.cntd.ru/document/5404622

. Правительство Новосибирской области. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nso.ru/page/2264

. Суглобов А.Е. Развитие межбюджетных отношений в Российской Федерации. // Финансы и кредит. - 2009г. - № 1. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fin-izdat.ru/journal/fc/

. Федеральное Казначейство. Официальный сайт Казначейства России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.roskazna.ru/

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...