Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Защита прав потребителей в сфере розничной торговли




Под торговлей понимается сфера деятельности, направленная на совершение сделок купли – продажи товаров. Потребитель, то есть физическое лицо, приобретающее, вступает со своими контрагентами в правоотношения, которые по своей природе являются гражданскими. Закон о защите прав потребителей называет субъекта обязанного перед потребителем – это продавец.

Для расширения рынка сбыта многие субъекты предпринимательской деятельности пользуются услугами различных посредников, поэтому с ними приходится сталкиваться и потребителям. Это обстоятельство затрудняет защиту ими своих прав, так как продавцы, исполнители зачастую отказывают потребителям в удовлетворении их требований на том основании, что договоры заключались с посредниками или через посредников.

Таким образом, субъектами отношений при заключении договора розничной купли – продажи является продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, а также потребитель (покупатель), имеющий намерение приобрести товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Отношения между покупателями и продавцами в сфере розничной торговли возникают при реализации договоров розничной купли – продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров. Отношения по договору розничной купли – продажи с участием покупателя – гражданина и продавца регламентируются ГК РФ, а также Законом РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300 – 1 «О защите прав потребителей» и иными правовыми актами, принятыми в соответствии с ними. Нормы, установленные в них, прямо указывают на права и обязанности каждой стороны.

Верховный Суд РФ в пунктах 48 – 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 рассмотрел эту ситуацию и указал следующее: Разрешая дела по искам о защите прав потребителей, необходимо иметь в виду, что по общему правилу изготовитель (продавец) является субъектом ответственности вне зависимости от участия в отношениях по сделкам с потребителями третьих лиц (агентов). По сделкам с участием граждан – потребителей агент (посредник) может рассматриваться самостоятельным субъектом ответственности в силу статьи 37 Закона о защите прав потребителей, п. 1 статьи 1005 ГК РФ, если расчеты по такой сделке совершаются им от своего имени. При этом размер ответственности посредника ограничивается величиной агентского вознаграждения, что не исключает права потребителя требовать возмещения убытков с основного исполнителя (принципала).

Особенности защиты прав потребителей в сфере розничной торговли: В п. 3 ст. 492 ГК сказано, что к отношениям по договору розничной купли – продажи с участием покупателя – гражданина, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними. Аналогичная норма есть и в п. 3 статьи 730 ГК, которая регулирует договор бытового подряда. Таким образом, законодатель подчеркивает то обстоятельство, что Закон о защите прав потребителей является специальным по отношению к ГК. Договор розничной купли – продажи относится к числу договоров, которые непосредственно регулируются Законом о защите прав потребителей. Кроме того, наиболее общие положения этого договора содержатся в ГК. По договору розничной купли – продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (п. 1 статьи 492 ГК).

Из статьи 493 ГК следует, что договор розничной купли – продажи, как правило, считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Однако это не означает, что упомянутые документы можно рассматривать в качестве разновидности письменной формы договора – они лишь подтверждают факт заключения договора в устной форме.

Нарушение прав покупателя влечет за собой не только имущественную ответственность, но и компенсацию морального вреда, который выражается в физических и (или) нравственных страданиях, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением договора розничной купли – продажи.

Анализируя действующее законодательство, в частности Закон о защите прав потребителей, к таким правам можно отнести:

1) Право потребителя на получение необходимой и достоверной информации о товарах, обеспечивающую возможность их правильного 31 выбора. По отдельным видам товаров перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2) Право на предоставление необходимой и достоверной информации об изготовителе (продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах. Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли – продажи способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя продавца, на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации. В настоящий момент качество товаров подтверждается сертификатом соответствия, исходя из обязанностей продавца по договору купли – продажи, проверка качества товара, передаваемого покупателю, лежит на продавце при приемке товара.

3) Право на приобретение качественного товара. Одним из важнейших правы потребителей является право на качество товаров. Чтобы быть востребованным, товар должен обладать полезными свойствами, удовлетворяющими определенные потребности человека. Следовательно, товар должен обладать набором характеристик, в совокупности способных удовлетворить потребности человека в определенной сфере его жизнедеятельности. Совокупность таких характеристик и является качеством товара.

4) Право на то, чтобы товар при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, 32 являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

5) Право потребителя, в случае выявления существенных недостатков товара, предъявить изготовителю (продавцу, индивидуальному предпринимателю) требование о безвозмездном устранении таких недостатков. На практике потребитель чаще всего предъявляет требование об устранении недостатков проданного товара. В связи с этим важное значение имеет определение сроков, в течение которых эти недостатки должны быть устранены. Пунктом 1 статьи 20 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусмотрено, если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены продавцом незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней.

6) Права покупателей при передаче им товара ненадлежащего качества. Речь идет о случаях обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом.

Такие права установлены в статье 18 Закона о защите прав потребителей, согласно которой потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если иное не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору:

- потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

- отказаться от исполнения договора купли – продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

7) Право на обмен товара надлежащего качества. Об этом праве сказано в статье 502 ГК и статье 25 Закона о защите прав потребителей. При этом существуют товары, не подлежащие обмену.

8) Право на запрет включения в договор условий, ущемляющих законные интересы потребителей. Общий запрет включения в договор условий, ущемляющих законные интересы потребителей, содержится в статье 16 Закона о защите прав потребителей, согласно которой условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. При этом если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (продавцом) в полном объеме.

9) Право потребителя на просвещение в области защиты прав потребителей, развитие правовой грамотности и правосознания потребителей, их осведомленности о характере, способах осуществления защиты прав потребителей и охраняемых законом интересов в административном и судебном порядке, а также доступ потребителей к юридической помощи. Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения соответствующих требований в федеральные государственные образовательные стандарты и образовательные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав.

10) Право на судебную защиту и привлечение контрагента к ответственности

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...