Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формы организации семинарских занятий




 

Формы проведения семинаров могут быть самыми разнообразными: от традиционных (наиболее удачной из них является, вероятно, «докладная» система) до инновационных, спектр которых тоже достаточно широк. Некоторые новационные формы семинаров кратко описаны в Учебно-методическом комплексе (стр. 54-57), а в данном пособии представляется методика организации семинаров, апробированная на отделении философии и обнаружившая довольно высокую степень эффективности.


 

Методическая модель семинарских занятий

по принципу «ролевой игры»

* Студенческая группа разделяется (по списку) на 4 микрогруппы, каждая из которых выбирает старосту, ответственного за координацию работы внутри микрогруппы.

* На семинарских занятиях микрогруппы попеременно (график оговаривается заранее) исполняют следующие «роли».

1. «Фактологи». Задача – зафиксировать «фактуру» обсуждаемой темы (описание главных идей и их взаимосвязи, специфики того или иного этического феномена, его социокультурного фона и т.п.).

2. «Интерпретаторы». Задача – выявление смысла идей, новаций, их значимости в этическом знании.

3. «Аниматоры». Задача – «оживление» идей, их адаптация к современности, выявление возможности/невозможности их практического использования.

4. «Эксперты». Задача – корректная оценка (в баллах) работы каждого участника обсуждения на основании следующих критериев: подготовленность (знание материала), активность, обоснованность суждений, оринальность позиции.

Более конкретное описание первых трех «ролей» осуществляется преподавателем применительно к специфике того или иного семинара.

* Разделение на микрогруппы предполагает возможность исполнения других «ролей» в «сценариях» иного типа. Так, например, в семинарских занятиях по «открытым проблемам» современной этики «интерпретаторы» и «аниматоры» представляют аргументацию «за» и «против», а «эксперты», помимо основных ролевых обязанностей, выявляют «победителя» в дискуссии.

* Разграничение «ролевых обязанностей» не является, конечно, жестким и не исключает ситуативных изменений.

 

 

2.3. Контролируемая самостоятельная работа студентов

Термин «контролируемая самостоятельная работа» (КСР) можно использовать как в широком, так и в узком значении. В широком смысле под рубрику «КСР» можно подвести любой вид учебной работы, предполагающий самостоятельные образовательные усилия студентов под контролем преподавателя (курсовые проекты, экзамены, даже лекции с элементами интерактива и т.д.).

В узком значении КСР связывают с выделением специального, нетрадиционного вида образовательных методик, которые наделяются особым организационным статусом (фиксируются тематическим планом учебной дисциплины, планируются расписанием) и нацелены на первостепенную значимость процесса само образования студентов. Именно такое понимание КСР используется в данном пособии.

В преподавании курса этики на ФФСН реализовывались разнообразные формы КСР: работа с этическим Практикумом, интерпретация оригинальных и художественных текстовых фрагментов, устные и письменные коллоквиумы, презентация ИТЗ, «свободные семинары», анкетирование, практические эксперименты и др.). Некоторые виды самостоятельной работы студентов, входящие в представленную выше рейтинговую систему, требуют кратких специальных пояснений, которые в дальнейшем могут быть конкретизированы на индивидуальных консультациях с преподавателем. (Для студентов отделения философии предусмотрено специальное учебное занятие, на котором преподаватель подробно объясняет организационно-методические основания КСР).

 

Текстовая работа, выполняемая студентами отделения философии в первом семестре и являющаяся основанием для промежуточного зачета, предполагает самостоятельную работу по интерпретации фрагментов текстов оригинальной этической литературы. Ее объем (примерно 3-5 печатных страниц) и содержание определяются избранной студентами формой интерпретации:

- «дополнение «первообраза» (интерпретация фрагмента текста с обозначением границы между авторским смыслом и собственным пониманием отраженных в тексте проблем),

- «игра с текстом» (комбинация ключевых слов, выявленных в достаточно большом текстовом фрагменте, с целью создания нового текста),

- «диалоги» («диалог моралистов» – состыковка текстовых фрагментов нескольких представителей истории этики; «диалог с моралистом» – использование текстовых фрагментов одного моралиста в соотнесении с собственной позицией; «диалог с другом» – представление позиций нескольких студентов по той или иной проблеме с помощью соответствующих текстовых фрагментов, подтверждающих эти позиции).

Критерии оценки текстовой работы:

- наличие в ней этического контекста, который нужно обнаружить в используемом первоисточнике и продемонстрировать при интерпретации,

- корректное воссоздание «первообраза», обозначение границы между авторской идеей и собственной интерпретацией, недопустимость прямого плагиата,

- обоснованность собственной позиции,

- оригинальность (в содержательном или/и формальном отношениях),

- «трудозатратность», связанная со степенью добросовестности при выполнении работы,

- выполнение необходимых формальностей (точность в цитировании и указании источника текстового фрагмента, аккуратность оформления).

 

Письменный коллоквиум выполняется студентами отделений социологии, информации и коммуникации (как правило, в каждом из 2-х семестров) и служит основанием для промежуточного зачета. Этот вид работы предполагает самостоятельное изучение студентами обозначенной преподавателем темы и краткое (2-3 печатные страницы) изложение его результатов.

 


Критерии оценки:

- знание и понимание проблемы;

- умение систематизировать и анализировать материал, четко и обоснованно формулировать выводы;

- «трудозатратность» (объем изученной литературы, добросовестное отношение к анализу проблемы);

- самостоятельность, способность к определению собственной позиции по проблеме и к практической адаптации материала, недопустимость (!) прямого плагиата;

- аккуратность оформления (ссылки на использованную литературу, точность цитирования и т.п.).

 

В качестве примера можно привести несколько вариантов тематики коллоквиумов.

 

Коллоквиум № 1: «Принцип разумного эгоизма в истории этики»

 

Основные задачи:

· кратко описать основные этические идеи: а) французских материалистов 18 века (П.Гольбах, К.-А.Гельвеций), б) русских революционных демократов (Н.Г.Чернышевский, В.Г.Белинский, А.И.Герцен), в) Л.Фейербаха;

· сравнить понимание и значение «разумного эгоизма» в указанных этических феноменах;

· (по желанию) обосновать собственную оценку идеи «разумного эгоизма и возможности ее использования в современных условиях.

Литература: а) первоисточники -см. в тематике семинарских занятий (тема 1, тема 2) или в в хрестоматии (Зеленкова И.Л. Этика: тексты, комментарии, иллюстрации. Мн., 2001); б) исследовательская – История этических учений. Под ред. А.А.Гусейнова. М.,2003.; в) справочная – Этика: энциклопедический словарь. М., 2001. С.559-561.

 

Коллоквиум № 2: «Этические представления А.Шопенгауэра и Ф.Ницше»

 

Основные задачи:

· кратко изложить главные этические идеи А.Шопенгауэра (понятие воли, представления о человеческом характере, проблема страдания и сострадания, пессимистическая ориентация);

· кратко изложить главные этические идеи Ф.Ницше (понятие воли, «переоценка ценностей», развитие морали, идея «сверхчеловека», «эстетический имморализм»);

· (по желанию) сравнить этические ориентации Шопенгауэра и Ницше;

· определить значение этических представлений данных мыслителей в истории этических учений;

· (по желанию) обосновать собственную оценку этических идей данных мыслителей.

Литература: а) первоисточники – см. в тематике семинарских занятий (тема 3) и в хрестоматии (Зеленкова И.Л. Этика: тексты, комментарии, иллюстрации. Мн., 2001; б) исследовательская – История этических учений. Под ред. А.А.Гусейнова. М., 2003; в) справочная – Этика: энциклопедический словарь. М.,2001. С.578.

 

Коллоквиум № 3: «Практическое значение этики»

 

Цель: убедительно обосновать собственную позицию (используя все свои знания в области этического знания) по главному вопросу: имеет ли этика в настоящее время практическую значимость?

Основные задачи:

· кратко, системно описать специфические особенности этического знания;

· выявить этический потенциал, который наиболее актуален для современного нравственного бытия;

· определить зависимость/независимость практической значимости того или иного этического феномена от времени его возникновения;

· (по желанию) выделить те фрагменты этического знания (отдельные идеи, конкретные концепции, методологические этические ориентиры и т.п.), которые имеют личностное (персональное) значение.

Литература: Зеленкова И.Л. Специфика этического знания и возможности его «оживления».// Учебно-методический комплекс по курсу «Этика». Мн., 2001. С.17-40.

 

 

Индивидуальное творческое задание (ИТЗ) – главная письменная работа по этике, выполнение которой на отделении философии охватывает два семестра и предполагает следующие этапы:

- выбор темы (тема должна быть актуальной, практически значимой, выходить за пределы обязательного программного материала) и жанра ИТЗ (перечень основных жанров см. ниже);

- презентация ИТЗ на практическом занятии (краткое устное обоснование избранной темы и жанра, обозначение проблемного поля, структуры, гипотезы или/и целевой ориентации);

- представление текста ИТЗ (является основанием для промежуточного зачета);

- выступление на «свободном семинаре» с кратким изложением результатов исследования, адаптированным к теме «свободного семинара».

 

Объем текста ИТЗ зависит от избранного жанра, в среднем составляет примерно 10 печатных страниц. Время презентации, представления текста, выступления на «свободном семинаре» обозначается преподавателем заранее.

 

Индивидуальное творческое задание на отделениях социологии, информации и коммуникации выполняется (по желанию студентов) в течение 2-х семестров и предполагает следующие этапы:

- выбор темы (актуальной, практически значимой, интересной для данной студенческой аудитории, выходящей за пределы обязательного программного материала) и жанра ИТЗ (перечень основных жанров см. ниже), которые необходимо своевременно согласовать с преподавателем;

- представление текста в обозначенный преподавателем срок;

- выступление на «свободном семинаре» с кратким изложением результатов исследования, адаптированным к теме семинара.

 

Критерии оценки текста ИТЗ (для всех отделений):

- наличие этического контекста (ИТЗ должно быть результатом специального изучения этики, а не набором суждений на уровне обыденного сознания);

- «трудозатратность» (ИТЗ требует добросовестного, а не легковесного отношения);

- обоснованность собственных суждений и выводов;

- целостность работы (содержательная, структурная, стилистическая);

- практическая адаптация темы к современным жизненным реалиям;

- самостоятельность, оригинальность, недопустимость (!) прямого плагиата;

- аккуратность оформления (точность цитирования, ссылки на использованную литературу и т.п.).

Основные жанры ИТЗ (для всех отделений):

1. Создание собственной концепции «правильной жизни».

2. Исследование особой («своей») этической проблемы.

3. Актуализация («оживление») какой-либо этической персоналии или традиции (например, «Мой Кароль Войтыла», «Мой эвдемонизм» и т.п.).

4. Этико-психологический «этюд» (создание «нравственно-психологического портрета»: собственного, своего друга, своего «врага», своего «героя» и т.п.).

5. Мини-социологическое исследование этической проблемы.

6. Реклама этической идеи.

7. «Ролевое письмо» (или переписка).

8. «Я и Другой» (диалог с другом).

9. Этический анализ ситуации морального конфликта.

10. Определение рейтинга этических феноменов (персоналий, направлений, проблем).

11. Интервью на этические темы с авторитетной личностью.

12. Создание морального кодекса определенной профессии.

13. Построение «этического лабиринта» (на основе художественной литературы).

14. Создание нравственного имиджа (исторической или реальной персоналии).

15. Практический эксперимент: «Жизнь по «рецептам» идеальной морали», «Помощь ближнему» и др. (Для выполнения этого вида работы можно использовать специально разработанные преподавателем схемы).

Избираемый жанр корректируется в соответствии с профессиональными и личными интересами студентов (не исключено также создание новых жанров) и в контексте «расшифровки» его особенностей преподавателем. При выполнении определенных видов ИТЗ (№ 5, 8, 10. 12) возможно создание небольших творческих коллективов.

Интересные опыты творческих студенческих работ различных жанров можно найти в книге: Этическая мозаика. Под ред. И.Л.Зеленковой. Мн., 2001. Разумеется, эти опыты не должны рассматриваться в качестве образцов для копирования.

 

Как уже отмечалось, тема и жанр ИТЗ избираются студентами самостоятельно в соответствии с обозначенными требованиями и собственными предпочтениями. Вместе с тем, для облегчения ориентации студентов в этой сфере их работы, можно предложить начальный перечень возможных проблем для ИТЗ, который, разумеется, не является обязательным и должен рассматриваться в качестве «информации к размышлению». (См. также рубрику «Нетрадиционная тематика» на стр. 69 Учебно-методического комплекса.)

 

Примерная тематика ИТЗ

1. Феномен сострадания: этический аспект.

2. Нравственная значимость милосердия.

3. Индивидуализм и коллективизм: этическая экспертиза.

4. Современные информационные технологии: возможность этического исследования.

5. Нравственные последствия деятельности СМИ.

6. Уровни нравственной регуляции: страх, стыд, совесть.

7. Нравственный статус иронии.

8. Этика «должна быть шаловливой»?

9. Феномен насилия: возможность/невозможность этического оправдания.

10. Возрастные особенности нравственной жизни.

11. Проблематичность этического новаторства в современных условиях.

12. «Философы учат не тому, как сами живут…»?

13. Роль здравого смысла в нравственной жизни и в этической рефлексии.

14. Патриотизм и национализм: этическая экспертиза.

15. Нравственная значимость философии.

16. «Если бога нет, то все дозволено»?

17. Нравственный статус интеллигенции.

18. Нравственные параметры социологической деятельности.

19. «Тьмы низких истин мне дороже нас возвышающий обман»?

20. Студент и преподаватель: нравственные параметры взаимоотношений.

21. Современному человеку этика не нужна (нужна?).

22. Этический аспект проблемы «отцов и детей».

23. Мысль, слово, деяние: нравственная субординация.

24. Профессиональные и нравственные ориентации студенчества: точки соприкосновения.

25. Особенности нравственной составляющей современного белорусского общества.

26. «Многоликий» плагиат: особенности нравственной оценки.

27. Зависть – универсальная ориентация морального бытия (?)

28. Эстетизация безобразного: нравственные следствия.

«Свободные семинары» организуются на основании выполненных студентами ИТЗ, поэтому их тематика заранее непредсказуема и определяется ситуативно. Составление планов «свободных семинаров» связано с подбором таких проблем, которые охватывают содержание нескольких студенческих исследований (или соприкасаются с теми или иными их гранями). Авторам этих исследований даются специальные рекомендации относительно адаптации их выступлений к главной проблеме «свободного семинара», а студенческая группа заранее информируется о плане, целевых установках «свободного семинара» и литературе, которой можно воспользоваться при подготовке.

Форма проведения «свободного семинара» - дискуссия по проблеме, варианты осуществления которой могут быть достаточно разнообразными («противостояние» альтернативных позиций по проблеме с соответствующим способом организации студенческой группы, использование процедуры защиты диссертации и др.). Оценка участия студентов в «свободных семинарах» (в баллах) осуществляется: на отделении философии – экспертной группой студентов, состоящей из старост микрогрупп; на отделениях социологии, информации и коммуникации – преподавателем.

Как уже отмечалось, тематика «свободных семинаров» заранее непредсказуема, однако в качестве примера можно привести некоторые планы занятий такого типа, которые проводились на ФФСН в последние годы.

 

«Свободный семинар»

на тему: «Нравственные ориентации современной молодежи:

различные ракурсы рассмотрения»

(отделение социологии)

Цель: выявление статуса и содержания моральных ориентаций современного студенчества в системе ценностных установок (теоретический и практический аспекты).


 

Занятие № 1 (2 часа)

Основные задачи:

· определить специфику нравственных ориентиров молодежи;

· проанализировать значимость патриотизма и национализма в оформлении моральных установок;

· рассмотреть нравственные аспекты проблемы «отцов и детей».

 

Занятие № 2 (2 часа)

Основные задачи:

· исследовать проблему значимости моральных ориентаций в профессиональной деятельности («кодекс социолога»);

· рассмотреть проблему практической реализации моральных ориентаций в каждодневной жизни («маленькие добрые дела»);

· практическая реализация моральных ориентаций по отношению к слабым (проблема сиротства).

 

Информационную и содержательную основу для проведение данного занятия составили специальные мини-социологические исследования студентов по всем аспектам темы, а также рекомендованный всем студентам литературный минимум.

 

 

«Свободный семинар»

на тему: «Феномен образования: этические аспекты»

(отделение философии)

 

Главные целевые установки:

· выявить значимость нравственных ориентиров в образовательном процессе (нужна ли «этика образования»?);

· определить значимость этического образования (нужен ли курс этики в системе высшего образования?);

· обсудить проблему перехода от осмысления специфики этического знания - к моделированию основных параметров его преподавания;

· обсудить проблему «Учитель – Ученик» в контексте образовательного процесса (нравственная характеристика «Учителя», «Ученика», типа их взаимодействия).

 

Информационную и содержательную основу для проведения данного занятия составили индивидуальные творческие задания студентов, адаптированные к целевым установкам семинара и тезисно изложенные в выступлениях главных докладчиков, а также рекомендованный для всех литературный минимум.

 

«Свободный семинар»

на тему: «Вера – основание морали?»

(отделение философии)

 

Главные целевые установки:

· выявить различия между религиозным и внерелигиозным пониманием веры;

· обсудить основные позиции по проблеме соотношения веры и морали: а) вера первична, определяет мораль, б) мораль определяет веру, в) мораль автономна, г) ……?……;

· сравнить религиозные и внерелигиозные моральные ориентации (различия, общность, «плюсы и минусы»);

· выявить нравственные следствия «конкретизированной» религиозной веры (мировые религии - конфессии христианства - новые религиозные движения).

 

Информационную и содержательную основу для проведения данного занятия составили индивидуальные творческие задания студентов (в том числе, мини-социологические исследования), адаптированные к целевым установкам семинара и тезисно изложенные главными докладчиками, а также рекомендованный для всех литературный минимум.

 

В дополнение к этим примерам можно назвать некоторые темы других «свободных семинаров», проводившихся в последние годы на факультете: «Проблема телесности: этические ракурсы», «Сострадание и милосердие как нравственные феномены», «Нуждается ли нравственность в оправдании?», «Информационное воздействие на человека: нравственные последствия», «Проблема взаимоотношения полов: аспекты этической интерпретации», «Проявления феномена насилия (агрессия, терроризм): возможность/невозможность этического оправдания», «Значение практического экспериментирования в моральной жизни», «Проблематичность этического творчества в современных условиях».


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...