Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Институциональные и информационные внешние эффекты и механизмы торговли




московский межбанковский валютный биржа

Рассогласование теории и практики рынка является традиционной проблемой с точки зрения применения экономических знаний на практике. Одной из причин этого являются внешние эффекты (ВЭ), нарушающие условия работы модельных условий ценообразования.

Внешними эффектами называются непреднамеренные последствия от действий одного экономического агента на другого, когда последствия носят некомпенсируемый характер (например, банкротство одного из участников торгов). ВЭ могут иметь как положительное влияние (например, большая торговая активность в течение дня обычно облегчает совершение сделки), так и отрицательное (слабая финансовая устойчивость отдельных участников рынка подрывает доверие ко всему рынку). Особенность ВЭ заключается в том, что контроль за их распространением очень дорог и его сложно производить. [17]

Внешние эффекты появляются тогда, когда полезность (ожидаемый результат действий) экономического агента зависит не только от его собственного выбора (действий), но и от независимых действий, предпринимаемых другими экономическими агентами. Характерно и то, что ВЭ происходят вне действия рыночного механизма и в своем первоначальном виде не имеют рыночной стоимости. В случае положительных ВЭ участники рынка недоплачивают за результат, в случае отрицательных переплачивают. Классическим примером ВЭ является ликвидность. В простейшем случае она зависит от количества участников рынка. Количество участников снижает издержки на поиск контрагента. Поэтому снижение затрат на поиск при увеличении числа участников достается всем бесплатно. [17]

Разделим ВЭ по причинам, их вызывающим.

.ВЭ, вызванные действиями регулятора рынка. Это могут быть нормативные требования к участникам торгов, ограничения на совмещение деятельности, ограничения на доступ на рынок и т.д. Или, например, установка организатором торговли резервной компьютерной системы проведения торгов повышает их надежность. Некоторые действия, наоборот, могут отталкивать участников, например, увеличение маржевого покрытия; хотя такая мера и способствует снижению риска, но создает дополнительные затраты. К этой же категории ВЭ относятся и другие действия организатора меры по снижению рисков расчетов, гарантии исполнения сделок, обеспечение информационной прозрачности рынка, меры, связанные с работой торгового механизма: полнота раскрытия информационного содержания цен, скорость отражения информации в ценах, справедливость ценообразования и возможности манипулирования.

.ВЭ, связанные с присутствием на рынке других участников и их операциями (выбор контрагента в неблагоприятных условиях, моральный ущерб, сетевые ВЭ, манипулирование).

Влияние действий регуляторов рынка изменение требований к капиталу, лицензированию, ограничений на движение цен и т.д.

На рынке могут одновременно сосуществовать сразу несколько ВЭ как положительных, так и отрицательных. Раздельное выделение каждого бывает затруднительным. Например, ВЭ, связанные с торговым механизмом, могут быть также связанными с ВЭ от действий других участников рынка. [17]

Возможные ВЭ и их влияние на результаты торгов отражены в таблице.

 

Таблица 1

Некоторые внешние эффекты торговых площадок

Внешний эффект Комментарий Влияние на индивидуальную мотивацию участников рынка Ожидаемое влияние на ценообразование
Увеличение числа участников рынка Снижаются затраты на поиск контрагента, увеличивается глубина и ширина рынка В случае если все участники однородны и финансово устойчивы, то эффект положительный. Если вновь приходящие участники рынка финансово неустойчивы, то это создает проблемы для всех и увеличивает риски В предположении, что с ростом числа участников увеличивается торговая активность, спрэд должен снижаться за счет увеличения конкуренции. В противном случае растет спрэд и падает торговая активность
Удобство заключения сделок по априорно установленным правилам Снижаются затраты на оформление контрактов Увеличение полноты контрактов укрепляет доверие между участниками рынка. Положительный эффект Спрэд должен снижаться, однако наблюдать этот эффект в чистом виде затруднительно
Доверие к действиям других участников рынка Снижаются информационные проблемы заключения сделок Доверие между участниками создает положительный ВЭ. Уверенность, что заключенная сделка будет в точности исполнена, создает основу для долговременного существования рынка Снижение спрэда
Манипулирование ценами Цены теряют свою информативность Манипулирование подрывает доверие к ценам и распространяется по рынку как способ торговли Спрэд должен возрастать
Мошенничество одного из участников торгов Потеря репутации участника рынка Отрицательный эффект, поскольку создается недоверие на рынке Спрэд должен возрастать.Объемы торгов будут падать
Рост числа финансово слабых участников торгов Увеличение кредитного риска контрагента Ярко выраженный отрицательный внешний эффект. Ведет к фрагментации торговли между группами участников рынка Падает объем торгов, размер спрэда растет

 

Из приведенной таблицы следует, что параллельное сосуществование ВЭ на рынке вполне возможно. Поскольку маловероятно, что все ВЭ абсолютно одинаково действуют на участников рынка, можно предполагать, что неравное восприятие внешних эффектов может стать причиной сосуществования нескольких разных группировок участников рынка, торгующих между собой. [17]

Сетевыми называются ВЭ, связанные с присутствием на рынке большого числа участников. Они служат одним из способов выделения ВЭ на основе причин их появления. В случае сетевых ВЭ результат одного участника может зависеть от количества других участников рынка. Использование факсимильных аппаратов (факсов) традиционный пример сетевого внешнего эффекта. Главным примером сетевого внешнего эффекта является ликвидность рынка. Например, если участников много, то проще исполнить один большой заказ, не оказывая влияния на цену. Поэтому механизм торговли представляется одним из важных факторов, определяющих ВЭ. Аукционные и дилерские рынки имеют разную чувствительность к сетевым ВЭ, хотя бы изза разной восприимчивости к поступлению информации.

Существование ликвидности как положительного сетевого ВЭ ведет к тому, что появляется минимальное критическое количество участников рынка, ниже которого рынок не может существовать. Поэтому чем раньше организатор торговли приходит на рынок, тем проще ему найти нужное количество участников рынка. В этом была одна из причин слабости рынка ММВБ в 1997 г. РТС, первой придя на рынок услуг по торговле акциями, временно лишила биржу ее возможности набрать требуемое количество участников торгов. [17]

ВЭ на рынке часто связаны с доверием к исполнению обязательств между участниками, а также между участниками и организатором торговли. Это является основой долгосрочного существования торговой площадки и всего рынка. Положительные ВЭ ведут к тому, что участники систематически недооценивают роль других участников на рынке. В этом случае эффект для рынка оказывается положительным. На практике это отражается в долгосрочном росте числа участников торгов и долгосрочном росте оборотов.

Отрицательные ВЭ также могут быть связаны со многими причинами, например, с разнообразными рисками, случаями мошенничества, ненадежным расчетнодепозитарным обслуживанием и т.д. Для борьбы с ними многие участники имеют подразделения рискменеджмента. Кроме того, отрицательный эффект от работы на торговой площадке иногда бывает связан с неравным отношением депозитарнорасчетных подразделений к своим клиентам. [17]

Отметим два важных типа непрямых сетевых эффектов, то есть когда источник эффекта неизвестен для пострадавшей/выигравшей стороны.

1. ВЭ возникают в момент обмена активами. Эффект возникает после распространения информации о цене сделки. Сведения относительно сторон сделки не подлежат разглашению. Известно, что крупные сделки влияют на последующую торговую активность.

2. ВЭ возникают в последовательности вертикальных операций, связанных с исполнением сделки. Они включают доставку заявки в торговую систему, встречу с противоположной заявкой, РДО. Единичное нарушение в системе расчетов может повлечь большие убытки для множества участников, не имевших прямого отношения к сделке, на которой произошел сбой.

Приведем примеры непрямых ВЭ на финансовых рынках.

1. Нераскрытие участников аукциона или сторон сделки.

2. Предложение со стороны организатора торговли комплекса услуг права выхода на рынок, права заключения сделок, создание гарантийного фонда, обеспечение оплаты и смены права собственности по акциям.

Поскольку аукционный механизм, предоставляя анонимность, может работать только с участием посредника, то внешние эффекты, связанные с выбором при неблагоприятных условиях и риском морального ущерба, оказываются серьезно сниженными. С этой точки зрения целесообразно рассматривать некоторые внешние эффекты РТС и ММВБ.

Важнейшей задачей государства как регулятора должна быть защита интересов национальных участников рынка. При этом государственный орган не может ставить своей целью извлечение прибыли из регулирования рынка. Результатами его работы являются общественные блага, которыми пользуются все остальные участники рыночной экономики, в том числе внешние эффекты. [11]

Характерными ВЭ, создаваемыми регулятором, можно считать ограничения на работу в отрасли и ограничения на совмещение функций. Примером неудачного управления рынком с помощью ограничений следует признать снижение ограничений на капитал брокерских компаний в 1997 г. В целях краткосрочного поддержания рынка на нем было позволено остаться участникам с финансовыми проблемами. Разрешение им остаться усилило недоверие на рынке, увеличило кредитные риски для жизнеспособных участников.

Одним из значительных ВЭ, характеризующих рынок РТС, представляется известный факт проведения расчетов по большей части сделок по голубым фишкам за пределами Российской Федерации через оффшоры. Естественно, эти сделки проводятся в иностранной валюте. Тот факт, что деньги не пересекают границу, позволяет эффективно страховать инвестиции от валютных рисков, так как отсутствует конвертация. Кроме того, с этих сделок не платятся налоги. Такая схема, безусловно, удобна и привлекательна для многих участников рынка. К тому же расчеты происходят быстрее, чем это было бы в рамках российской банковской системы. Поэтому расчеты в иностранной валюте являются серьезным положительным ВЭ.

Подобный рынок можно условно назвать "серым". В товарном секторе хозяйственные операции, с которых не уплачиваются налоги, принято называть теневыми. Любопытно отметить, что индекс РТСИнтерфакс, формируемый как раз на основе данных по таким сделкам, стал победителем конкурса ФКЦБ в 1998 г. на лучший фондовый индекс. Таким образом, по иронии судьбы, этот индекс фактически отражает состояние теневого рынка, а его движение зависит от потоков иностранного капитала, что противоречит задаче регулирования рынка в интересах национальной экономики. Поэтому положительный ВЭ одного сектора финансовой деятельности может создавать отрицательные макроэкономические ВЭ.

Если предельный сетевой ВЭ оказывается нелинейным сначала положительным, а затем отрицательным, то возникает более сложное явление, называемое клубным товаром. Для клубного товара существует возможность ограничения количества участников, пользующихся им. Одновременно с этим оптимальный размер клуба обычно больше одного агента. В этом случае на каждый товар может быть назначена цена без ограничения чьего-либо потребления.

Клубность по-разному проявляется в зависимости от типа торгового механизма дилерский или аукционный рынок. Его существование необходимо учитывать в развитии торговых площадок. Например, возможны чисто технические ограничения для появления клубности ограничение на количество котировок в торговой системе. [12]

Некоторые из перечисленных выше внешних эффектов могут стать источниками клубности, например, когда на рынке одновременно сосуществуют положительные и отрицательные внешние эффекты, поразному проявляющиеся с изменением количества участников рынка.

Рост числа участников рынка требует бoльших затрат на контроль их финансового состояния. Отказ от контроля влечет массу кредитных рисков. Контроль может быть поручен третьему лицу, например организатору торговли.

Появление эффекта клубности на рынке акций снижает конкурентоспособность торговой площадки. При этом происходит фрагментация участников рынка и нарушается его целостность.

Таким образом, внешние эффекты от организации торговли могут играть существенную роль в планировании работы участников рынка.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...