Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Территориально-политическая система Украины 7 глава




Состояние подвижного состава УЗ можно без преувеличения охарактеризовать как критическое: 97 % тепловозов, 89 % грузовых и 93 % пассажирских вагонов построены свыше 15 лет назад, а большая часть электровозов имеет «возраст» свыше 40 лет. Из-за финансовых проблем УЗ и кризиса постсоветского железнодорожного машиностроения обновление парка производится крайне медленными темпами. Появляющиеся же время от времени государственные программы обновления парка подвижного состава остаются нереализованными.

Объём грузовых перевозок по линиям УЗ за постсоветский период уменьшился в 2,5 раза: по этому показателю железнодорожный транспорт был отброшен на уровень конца 50-х годов. Структура грузовых перевозок отражает специализацию украинской промышленности: почти 30 % объёма перевозок приходится на долю угля и кокса, 18 % составляет руда, 10 % – чёрные металлы и 6 % – нефтегрузы. Наиболее крупные грузопотоки генерируются на востоке страны: в Донецком бассейне это каменный уголь, в Приднепровье – железные и марганцевые руды и чёрные металлы. В основном эти грузы идут в северном и западном направлениях. Поэтому около 70 % объёма грузоперевозок приходится на долю Приднепровской и Донецкой железных дорог. Вклад остальных подразделений существенно меньше, причём наиболее значительную часть грузопотоков там составляют минеральные строительные материалы.

Две трети объёма грузовых перевозок УЗ приходится на долю внутреннего сообщения, остальное составляет перевозка внешнеторговых грузов. Железная дорога на сегодня перевозит порядка 40 % экспортных, импортных и транзитных грузов, опережая остальные виды транспорта. Половина объёма перевозок в этом сегменте приходится на долю экспорта, 20 % – импорта, 30 % составляет транзит. Лишь по объёму транзитных перевозок железная дорога уступает трубопроводному транспорту. По железной дороге из страны вывозятся главным образом руда и чёрные металлы, а также соль и минеральные стройматериалы. До половины импортных грузов – энергоносители. Они же составляют и до половины транзитных грузов, большая часть которых направляется из России в черноморские порты для дальнейшей транспортировки по морю.

Территориальная структура пассажиропотоков традиционна: 85 % пассажиров УЗ перевозятся в пригородном сообщении, поэтому наиболее значительные потоки тяготеют к крупным городам, особенно в восточной части Украины. Почти половина объёма железнодорожных перевозок приходится на долю Киевской области и трёх областей востока страны, центрами которых являются крупнейшие города страны: Харьковской, Донецкой и Днепропетровской. Всех пригородных поездов курсирует до 800 пар. Наиболее развито пригородное сообщение в харьковском узле, здесь по четырём направлениям ежесуточно отправляется около восьми десятков пар поездов. Другими крупными узлами пригородного сообщения являются Киев (до 70 пар в сутки), Львов (свыше 50 пар), Днепропетровск (до 50 пар). Объём пригородных перевозок на УЗ за постсоветский период снизился в 1,5 раза. На электрифицированных участках пригородное сообщение осуществляется электропоездами, на неэлектрифицированных – дизель-поездами. Именно на последних упадок пригородного движения наиболее заметен: из общего инвентарного парка дизель-поездов реально эксплуатируется менее половины.

Дальнее внутригосударственное сообщение представлено примерно 220 парами дальних, местных и региональных поездов. Главный узел этого вида сообщения – киевский, от которого отправляется до 70 пар поездов ежедневно.

С 2012 года на УЗ начата эксплуатация скоростных электропоездов Hyundai Rotem, Škoda (скорость – до 160 км/ч) и ЭКр1 (200 км/ч), соединивших крупнейшие города страны: Киев с Донецком, Харьковом, Львовом, Запорожьем и Тернополем, Харьков – с Донецком и Днепропетровском, Днепропетровск – с Симферополем. В 2013 году таких поездов насчитывалось уже более 30 пар. Реакция населения на их появление, впрочем, неоднозначна, т.к. стоимость билетов на эти поезда весьма высока, а количество «обычных» (и недорогих) поездов, курсировавших на этих направлениях, после открытия скоростного движения значительно уменьшилось.

В международном железнодорожном сообщении курсирует до 30 пар поездов, это количество кратно уменьшилось в 2014 г., после резкого ухудшения российско-украинских отношений. Большая часть этого объёма приходится на долю России и Белоруссии. Помимо этих стран, беспересадочное сообщение действует также с Казахстаном, Молдавией и Азербайджаном, а вне СНГ – с Польшей, Венгрией и Словакией.

Транзитное пассажирское сообщение на сегодня практически исчезло – в 2015 г. осталось лишь три пары транзитных поездов. В советское время через Украину следовали почти все поезда из Центральной России на Северный Кавказ – популярное место отдыха. После распада СССР большая часть этого мощного потока пошла в обход украинской территории, а после событий 2014 г. транзитных поездов и вовсе не осталось. Через Украину осуществляется лишь сообщение России с Молдавией (сообщение со странами юго-восточной Европы также прекращено).

Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием составляет около 166 тыс. км, их сеть была в основном сформирована в 60-е – 70-е гг. XX века. Опорный каркас автодорожной сети образуют транзитные дороги, пересекающие территорию Украины в меридиональном и широтном направлениях. Первые связывают Россию со странами Европы, вторые соединяют Россию и Белоруссию с портами Чёрного и Азовского морей. Важнейшими из них считаются дороги, входящие в состав панъевропейских транспортных коридоров: Киев – Львов – Краков и далее до Брюсселя, а также примыкающая к ней дорога Львов – Ужгород – Будапешт – Венеция (коридоры III и V); Хельсинки – Санкт-Петербург – Киев – Александруполис с ветвями на Москву и Одессу (коридор IX).

Густота автодорожной сети составляет 275 км на 1000 км². Даже по меркам СНГ это довольно средний уровень: по обеспеченности автодорогами Украина превосходит лишь страны центрально-азиатского региона и Россию с её низкой плотностью населения. От большинства же европейских стран Украина по этому показателю отстаёт в 4–5 и более раз. Дорожная сеть по территории страны размещена относительно равномерно, а колебания её плотности в общем отражают особенности размещения населения. На западе Украины она может превышать 350 км на 1000 км² (в Львовской и Тернопольской областях), а хуже всего обеспечены автодорожной сетью Николаевская и Херсонская области (менее 200 км на 1000 км²). Качество украинских дорог в целом невысокое, наилучшими в этом отношении считаются дорога, соединяющая столицу с аэропортом «Борисполь», и отдельные участки дороги Киев – Одесса.

Украинское законодательство выделяет автодороги государственного (51 734 км) и местного значения. Первые, в свою очередь, подразделяются на международные (8564 км), национальные (4823 км), региональные (10 068 км) и территориальные (28 280 км), вторые – на областные и районные. Дороги как государственного, так и местного значения управляются Государственным агентством «Укравтодор», которое является структурным подразделением Министерства инфраструктуры. Непосредственно строительством, ремонтом и содержанием дорог занимается ГАК «Автомобильные дороги Украины».

Численность парка легковых автомобилей на Украине за постсоветский период удвоилась и в 2010 году достигла 6,5 млн. единиц. Обеспеченность автомобилями, впрочем, низка: на 1000 человек приходится лишь 140 автомобилей. Это больше, чем в большинстве стран СНГ (кроме Белоруссии и России), но значительно ниже, чем даже в самых бедных постсоциалистических странах Европы. В столице этот показатель почти вдвое превышает среднеукраинский уровень, а аутсайдерми являются наиболее бедные аграрные регионы: в Ровенской, Ивано-Франковской и Черниговской областях на 1000 человек приходится менее 100 автомашин.

Автотранспорт Украины, как и большинства постсоветских стран, традиционно перевозит грузы главным образом на короткие расстояния, большей частью в пределах населённых пунктов. Как и во всём СНГ, растёт значение этого вида транспорта в дальних грузоперевозках, что выразилось, в частности, в увеличении средней дальности перевозки грузов на автомобилях за постсоветский период почти втрое – с 16 до 46 км. Участие автомобильного транспорта в международных перевозках остаётся пока незначительным – он перевозит лишь 5 % всех внешнеторговых грузов, из которых чуть менее четверти приходится на долю транзита. В отличие от железных дорог и трубопроводов в заграничных автоперевозках импорт преобладает над экспортом, кроме того, автомобили больше перевозят грузы через западную границу страны, а не в страны СНГ. Это объясняется особенностями структуры внешнеторгового обмена Украины – товары, составляющие преобладающую часть импорта, больше подходят для доставки автомобилем, а не железной дорогой.

Наиболее значительный объём перевозок автомобильный транспорт выполняет в восточной части страны – в Днепропетровской и Донецкой областях, где расположены основные индустриальные центры Украины. На долю только этих двух регионов приходится более 40 % всего учтённого отправления грузов. Однако дальние автоперевозки больше тяготеют к столице и западной части страны. Так, в Киеве средняя дальность перевозки тонны груза на автотранспорте достигает 217 км.

В пассажирском сообщении 78 % учтённого объёма перевозок приходится на долю внутригородского сообщения, 18 % – пригородного и 4 % – междугородного и международного. По официальным данным, объём пассажирских автоперевозок в постсоветский период уменьшился более чем вдвое, но, вероятнее всего, это являение фиктивное и связано с переходом перевозочной работы в руки мелких и мельчайших перевозчиков, у которых учёт производственных показателей если и ведётся, то очень плохо. Фактически в период независимости автобусный транспорт значительно укрепил свои позиции, потеснив в городах трамваи и троллейбусы, а вне городов – железную дорогу. Как и на всём постсоветском пространстве, широкое распространение получили дальние автобусные перевозки на маршрутах протяжённостью до 1000 км и более, особенно в международном сообщении. В условиях ощутимого снижения доступности железнодорожного транспорта значительная часть спроса на недорогие поездки остаётся неудовлетворённой. Это и даёт широкое поле для развития дальних автобусных маршрутов, несмотря на то, что с точки зрения условий перевозки пассажира автобус мало подходит для поездок на большие расстояния. Кроме того, сеть междугородных и международных автобусных маршрутов гораздо более разнообразна по сравнению с железнодорожными.

Больше всего пассажиров автобусы перевозят в Донецко-Приднепровском районе и в столице (с областью). По официальным данным, на долю этих четырёх административных единиц приходится 37 % общего учтённого объёма автобусных перевозок (2010 г.).

В междугородном сообщении лидером является Львовская область, в международном – пограничные регионы. После событий 2014 г. резко возросло значение автобусного транспорта в международном сообщении с Россией, т.к. железная дорога начала его активно сворачивать.

Важную роль в транспортной системе Украины играет трубопроводный транспорт. Значение его предопределяется, с одной стороны, зависимостью страны от поставок нефти и газа извне, с другой стороны – её транзитным положением между Россией, Казахстаном и Азербайджаном – крупными продуцентами нефти и газа и Европой – значимым импортёром этих видов топлива. По объёму транзитных грузовых перевозок трубопроводы занимают первое место среди видов транспорта.

Первостепенное значение имеет газопроводный транспорт. Он обеспечивает в настоящее время около 57 % всего газового экспорта России. За постсоветский период объём прокачки газа сократился на треть, что отчасти связано с вводом в строй новых магистралей, построенных в обход украинской территории. Газотранспортная система включает 39,8 тыс. км газопроводов, в том числе 14 тыс. км диаметром 1020–1420 мм, 74 компрессорные станции (112 компрессорных цехов), общая мощность которых 5450 МВт, 13 подземных хранилищ газа. Пропускная способность системы составляет на входе 288 млрд. м³ в год, а на выходе – 178,5 млрд. м³.

Через территорию Украины построены наиболее важные газопроводы, соединяющие российские месторождения с европейскими странами. Мощнейшим из них является 1420-мм газопровод Уренгой – Помары – Ужгород протяжённостью (по территории Украины) 1160 км. «Дублёр» его – газопровод «Прогресс», также связывающий западно-сибирские месторождения с Европой. Газ из месторождений Южного Урала в Европу поставляется по газопроводу «Союз». Газ в Молдавию, Южную Европу и Турцию идёт по магистрали Шебелинка – Кривой Рог – Измаил и Ананьев – Тирасполь – Измаил.

Нефтепроводы имеют меньшее транзитное значение для Украины, т.к. основные потоки российской и казахстанской нефти идут через Белоруссию, либо поставляются за границу морским транспортом.

Длина нефтепроводной сети составляет 4,7 тыс. км, работает 51 магистральная нефтеперекачивающая станция и морской нефтяной терминал «Южный». Ёмкость резервуарного парка – более 1 млн. м³. Пропускная способность системы на входе составляет 114 млн. т нефти в год, на выходе – около 56 млн. т в год. Однако используются эти мощности далеко не полностью. За период независимости объём прокачки нефти уменьшился в четыре раза и продолжает сокращаться. В 2011 году протранспортировано 25,2 млн. т нефти (в 1990 г. – 114 млн. т), в том числе транзитом 17,8 млн. т, на нефтеперерабатывающие заводы Украины поставлено 7,4 млн. т. Таким образом, нефтетранспортная система страны загружена лишь на четверть.

Важнейшей транзитной магистралью является южная ветвь нефтепровода «Дружба» Мозырь (Беларусь) – Броды – Словакия, проходящая через северо-западную часть Украины. По нему российская нефть поступает на нефтеперерабатывющие заводы Братиславы (Словакия) и Сазхаломбатта (Венгрия). В 2001 году построен 1020-мм нефтепровод, соединивший Одессу и Броды, где он соединяется с «Дружбой». Протяжённость его – 674 км, мощность – 14,5 млн. т в год. Предполагалось использовать его для транзита каспийской и казахстанской нефти в Европу, но реализовать эти планы пока не удалось, и некоторое время по нему в реверсном режиме перекачивалась в одесский порт российская нефть. Предполагается достройка его до Гданьска, после чего он сможет начать транспортировку азербайджанской нефти. Для целей импорта служат нефтепроводы, соединяющие Россию с украинскими НПЗ: Мичуринск – Кременчуг – Одесса (с веткой на Херсон), Тихорецк – Лисичанск – Кременчуг и Самара – Лисичанск.

Кроме того, через территорию Украины проходит участок аммиакопровода Тольятти – порт Южный. Этот 355-мм трубопровод протяжённостью 1021 км (по территории Украины) и мощностью 2,5 млн. т жидкого аммиака в год был построен в конце 70-х годов специально для транспортировки основной продукции Тольяттинского азотного завода (сегодня ОАО «Тольяттиазот») на экспорт. Это одна из крупнейших магистралей такого рода в мире.

Существенное значение для внешнеторговых грузоперевозок Украины имеет морской транспорт. В течение длительного времени Азово-Черноморский бассейн являлся ведущим каналом для русского и советского морского экспорта. Общий грузооборот 18 морских торговых портов Украины в 2011 году составил 113,7 млн. т. Крупнейшим морским транспортным узлом страны является Одесский портовый комплекс, куда входят Одесский, Ильичевский и Южный порты. Суммарно в 2011 году эти три порта переработали 61,8 млн. т грузов. Они имеют причалы с глубинами 13–15 м, позволяющими принимать суда дедвейтом 50–80 тыс. т. Одесса – основной нефтяной порт Украины, через него отправляются в дальнее зарубежье значительные объёмы российской нефти и нефтепродуктов. Через Одессу и Ильичёвск на Украину также поступает основной объём импортных товаров народного потребления в контейнерах. В структуре грузооборота Южного порта значительную долю занимают химические продукты, т.к. именно к этому порту подведён аммиакопровод из российского Тольятти. На втором месте по грузообороту находится Мариуполь (15,1 млн. т), через этот порт идут на экспорт криворожские чёрные металлы и донецкий уголь. Третью строчку занимает Николаев (8,6 млн. т), в структуре его грузооборота самую большую долю занимает зерно. Значительный грузооборот имеют также Измаил, Херсон, Бердянск.

В структуре грузооборота портов ведущее место занимают экспортные грузы – на их долю приходится почти 60 % грузооборота морских торговых портов. Основными экспортными грузами является продукция чёрной металлургия – руда и чёрные металлы, существенное значение имеет также вывоз хлебных грузов. Чуть менее 30 % составляет транзит. Большую часть транзитных грузов составляют энергоносители – уголь, нефть и нефтепродукты. Десятая часть грузооборота – импортные перевозки и менее 2 % приходится на долю внутреннего сообщения. В последнем перевозятся преимущественно минеральные строительные материалы, более всего такие перевозки развиты в Крыму.

Морские пассажирские перевозки на Украине незначительны и большей частью служат для туристско-экскурсионных целей. Осуществляются они в основном в Крыму, главным образом из Севастополя. Единственная значимая регулярная линия – Керченская железнодорожно-автомобильная паромная переправа, связывающая Керчь с российским портом Кавказ на Таманском полуострове и значительно сокращающая путь из Крыма на российский Северный Кавказ. Ежегодно ею перевозится до 500 тыс. пассажиров.

Помимо Керченской, на Украине действуют ещё несколько железнодорожно-автомобильных паромных переправ: из Ильичёвска в Варну, Деринджи и Батуми и из Керчи в Поти. В постсоветский период значение их резко снизилось. Так, по наиболее крупной линии Ильичёвск – Варна в 1989 году было перевезено 3,2 млн. т грузов, а в 2011 году – всего 12 тыс. т. Кроме того, из железнодорожных эти переправы всё более превращаются в автомобильные.

Перевозки в портах Украины осуществляются в основном иностранными судами. Украинский торговый флот к началу 2008 года насчитывал 1084 судна, в т.ч. 323 транспортных (31 танкер, 182 сухогруза, 79 пассажирских и грузо-пассажирских), 127 рыболовецких, 77 специального назначения, 118 технических и 439 служебно-вспомогательных. За период с 1993 года дедвейт флота под украинским флагом уменьшился в 9 раз. Это произошло частью за счёт списания старых судов, но главным образом вследствие «бегства» украинского флота под «дешёвые флаги». Больше всего украинских судов зарегистрировано в Камбодже и на Мальте.

Главный судоходный речной путь Украины – Днепр, который судоходен на всём протяжении (свыше 1000 км) и по международной классификации водных путей относится к классу Vb. Он может пропускать суда с осадкой 3,65 м от Херсона до Киева и 2,65 м от Киева до Любеча. Ширина судового хода составляет 80 м, по реке возможен пропуск судов шириной до 17,5 м (ограничено шириной шлюзов 18 м) и длиной до 190 м. Судоходными являются также крупные притоки Днепра Десна и Припять, а в других системах – Южный Буг и Дунай. Общая протяжённость судоходных речных путей составляет 2145 км. Длина их устойчиво сокращается: в 1990 г. она составляла 4005 км, в 1980 г. – 4910 км, в 1955 г. – 5,4 тыс. км. Кроме того, в постсоветский период значительно снизился и уровень технической оснащённости водных путей сообщения, так что даже по некоторым участкам Днепра невозможен пропуск судов в ночное время.

Как и в большинстве стран бывшего СССР, объём грузовых и пассажирских перевозок на речном транспорте в постсоветский период сократился наиболее сильно – в 11,5 раза по грузовым перевозкам и в 20 раз по пассажирским. Почти все перевозки осуществляются по Днепру (преимущественно в районе Киева и ниже Днепропетровска) и его притокам. В структуре грузовых перевозок преобладают минеральные строительные материалы (43 %), существенное значение имеют также железные и марганцевые руды (32 %), а также уголь и кокс (13 %). Стройматериалы перевозятся из приречных карьеров в крупные города. Руда и уголь направляются вниз по течению Днепра для перегрузки на морские суда, либо экспортируются без перегрузки судами класса «река – море».

Крупнейшими речными портами являются Днепропетровск (его мощность – 10 млн. т в год), Запорожье, Херсон, Киев. Мощности украинских портов используются далеко не полностью. В 2011 году больше всего грузов переработал киевский порт (1918 тыс. т), вторую строчку заняло Запорожье (1329 тыс. т), третью – Кременчуг (695 тыс. т), и лишь четвёртую – Днепропетровск (712 тыс. т). Общий грузооборот речных портов Украины – 5,4 млн. т.

Речные пассажирские перевозки крайне незначительны, объём их устойчиво сокращается и в 2011 упал до рекордно низкой отметки в 963 тыс. человек. Основным центром их в последние годы стал Киев, в остальных регионах трафик совершенно ничтожен.

Речной флот Украины по состоянию на 2008 год включает 2064 судна, в том числе 1046 транспортных (39 наливных, 654 сухогруза, 132 пассажирских и грузо-пассажирских), 36 специального назначения, 141 техническое, 841 служебно-вспомогательное. Наиболее крупным перевозчиком является акционерная судоходная компания «Укрречфлот», которая владеет значительным флотом, включающим суда класса «река – море», а также шестью наиболее крупными портами и несколькими судостроительно-судоремонтными предприятиями.

Городской электрический транспорт включает 3 метрополитена, 22 трамвайные и 41 троллейбусную городские системы. Характерная для всего постсоветского пространства тенденция отказа от наземного электротранспорта проявилась и на Украине, хотя и относительно умеренно. Массового закрытия городских систем не было (ликвидировали лишь 3 троллейбусных и 2 трамвайные), однако объём пассажирских перевозок за годы независимости заметно уменьшился.

Метрополитены действуют в Киеве (1960), Харькове (1975) и Днепропетровске (1995). За годы независимости протяжённость метрополитенных линий возросла более чем на 70 %, однако пассажиропоток увеличился сравнительно мало. Тем не менее, это единственный вид горэлектротранспорта, роль которого в транспортных системах трёх городов в постсоветский период ничуть не уменьшилась. Крупнейшая система – киевская (65,2 км), на втором месте – харьковская (39,6 км). В Киеве и Харькове метрополитены занимают первое место среди видов городского транспорта по объёму пассажирских перевозок. Днепропетровский метрополитен открыт недавно, протяжённость его пока небольшая (7,8 км) а роль в транспортной системе города весьма ограниченна.

Киевский трамвай, открытый в 1892 году, стал первым электрическим трамваем в Российской империи. На сегодня этот вид транспорта действует в 11 областных центрах и в 12 прочих городах, из числа последних – преимущественно в Донецко-Приднепровском районе. Так, в Донецкой области трамваи работают в восьми городах. Наиболее крупные системы функционируют в Харькове, Киеве, Днепропетровске и Донецке. Своеобразен скоростной трамвай в Кривом Роге, фактически представляющий из себя гибрид трамвая и метрополитена. Помимо этого, скоростной трамвай есть и в столице, но он ближе к традиционному. Объём пассажирских перевозок на трамвае за 1990–2011 гг. уменьшился в 2,5 раза и в настоящее время соответствует уровню 20-х гг. XX века.

Троллейбусный транспорт функционирует во всех областных центрах и в 20 прочих городах. Больше всего троллейбусных систем – в городах Донбасской агломерации (Донецкая и Луганская области), за пределами этого региона троллейбусы работают в основном в областных центрах. Из числа городских систем наиболее значительные объёмы перевозок выполняют киевская, харьковская, донецкая, винницкая и житомирская. Общий объём перевозок на троллейбусе за постсоветский период снизился в 2,4 раза.

Воздушный транспорт занимает традиционную для постсоветской страны «нишу», обеспечивая значительную часть объёма международных пассажирских перевозок, особенно за пределы СНГ. Во внутригосударственном сообщении роль его незначительна: в 2011 году лишь 17 % объёма пассажирских перевозок украинских авиакомпаний пришлось на долю внутреннего трафика.

Начало периода независимости для украинской гражданской авиации глубоким и продолжительным спадом производственных показателей. С 1990 по 1999 гг. объём пассажирских перевозок авиатранспортом снизился более чем в 13 раз. Эта тенденция обусловливалась снижением платежеспособного спроса со стороны населения и распадом единого союзного государства. Затем этот показатель стал устойчиво возрастать, но вплоть до настоящего времени едва достиг 60 % советского уровня. Ещё более резко сократились объёмы грузовых авиаперевозок.

Рынок пассажирских авиаперевозок на Украине поделён между 11 отечественными и 55 иностранными авиакомпаниями, представляющими 32 страны мира. Украинские компании контролируют до 60 % рынка. Действующий сертификат эксплуатанта имеют 88 предприятий, но заметное участие в работе отрасли принимают всего несколько. Структура рынка претерпевает резкие изменения, вызванные крахом в 2012 году крупнейшего украинского перевозчика компании «АероСвiт» и другой значительной компании «Донбассаэро». В связи с этим единоличным лидером среди украинских авиакомпаний стали «Международные авиалинии Украины». В парке МАУ на сегодня 29 самолётов Boeing 737, 5 Embraer 190 и 3 российско-украинских региональных самолёта Ан-148-100В. На втором месте по показателям работы – чартерная компания Windrose, располагающая пятью A321 и четырьмя A320. В связи с банкротством двух крупных украинских компаний заметную роль стали играть дочерние фирмы крупных иностранных компаний – WizzAir Ukraine и «ЮТэйр-Украина». Флот первого из них состоит из 3 магистральных самолётов A320. Вторая компания эксплуатирует преимущественно региональные самолёты (5 ATR42, 5 ATR72 и 3 Bombardier CRJ 200LR), но есть и 3 магистральных Boeing 737-800. Заметную роль на рынке играют ещё две компании – «Днеправиа» (флот – 14 Embraer ERJ-145) и недавно возникшая AirOnix (3 Boeing 737).

На Украине насчитывается 40 аэродромов, но регулярные перевозки на сегодня осуществляются лишь из 15. Среди аэропортов резко выделяется столичный Борисполь: так, в 2011 г. на его долю пришлось 64 % общего пассажиропотока украинских аэропортов (8029 тыс. человек). Этот нехарактерный для средней по площади страны «моноцентризм» возник лишь в постсоветский период, раньше отставание областных аэропортов от Киева было значительно меньшим. Столичный аэропорт располагает четырьмя пассажирскими терминалами общей пропускной способностью более 6 тыс. пассажиров в час, и одним грузовым, а также двумя ВПП длиной 4000 и 3500 м. Среди региональных аэропортов наиболее значительные пассажиропотоки (несколько менее 1 млн. человек) имеют Одесса и Донецк. Воздушные гавани Львова, Харькова и Днепропетровска, а также второй столичный аэропорт «Жуляны» обслуживают до 0,5 млн. пассажиров в год. Потоки через остальные аэропорты (Ивано-Франковск, Запорожье, Луганск, Черновцы, Николаев, Ужгород, Мариуполь) крайне незначительны.

Международное сообщение на сегодня является приоритетной сферой деятельности украинской гражданской авиации. Аэропорты страны имеют прямое сообщение примерно со 100 пунктами на территории СНГ, Европы, Азии и Северной Америки. Европейское направление как по количеству рейсов, так и по числу направлений является лидирующим, однако Россия сохраняет лидерство по количеству пассажиров, перевозимых в двустороннем сообщении. На её долю приходится около четверти пассажиров, отправленных из аэропортов Украины. Львиная доля этого потока направляется в Москву. Наиболее популярные направления в Европе – Германия, Австрия, Великобритания. В азиатском регионе киевский авиаузел имеет прямое сообщение преимущественно с аэропортами Ближнего Востока, наиболее значительные потоки пассажиров направляются в Турцию и Израиль. Самые протяжённые авиалинии связывают украинскую столицу с Нью-Йорком и Торонто.

География полётов из региональных аэропортов значительно беднее киевской и даже у самых крупных аэропортов она включает не более 20 направлений. В отличие от Киева, приоритетным направлением для провинциальных аэропортов является СНГ (главным образом за счёт Москвы), а не Европа. Исключением в этом отношении является лишь Львов, где шире представлено «западное» направление. В противоположность ему такой крупный аэропорт, как Симферополь, принимает и отправляет пассажиров в заграничном сообщении почти исключительно в бывший СССР. Это легко объяснимо, если учесть, что крымские курорты пользуются популярностью главным образом у жителей Евразийского региона.

Внутренние пассажирские авиалинии связывают Киев с десятью областными центрами и Севастополем. Наиболее интенсивное сообщение – с крупнейшими городами страны (Донецк, Львов, Днепропетровск, Харьков, Одесса). Полёты между областными центрами на сегодня не осуществляются, сообщение между ними возможно только через столицу.

Почтово-грузовое сообщение поддерживается самолётами 21 украинской авиакомпании. Основные грузоперевозчики – АНТК «Антонов», МАУ, «Урга». В наследство от ГА и ВВС СССР Украина получила многочисленный флот транспортных самолётов, в условиях глубокого экономического спада такое количество воздушных судов для не очень большой по размерам страны оказалось чрезмерным. Поэтому традиционно большую часть объёма перевозок даёт транспортировка грузов чартерными рейсами в иностранных государствах в рамках гуманитарных и миротворческих программ ООН, а также по контрактам и соглашениям с другими заказчиками.

Внешнеэкономические связи

 

Внешнеторговый оборот Украины в 2008 г. достиг 170,7 млрд. долл., при этом отрицательное сальдо составило 13,3 млрд. долл. Доля стран СНГ в структуре украинской внешней торговли в постсоветский период устойчиво сокращалась – с 59,0% в 1996 г. она уменьшилась до 36,8% в 2008 г. Более 80 % экспорта, направляемого в страны Содружества, приходится на Россию. В Россию вывозятся тепловозы, вагоны, станки, шахтное оборудование, химикаты, железная и марганцевая руда, сахар. Среди других стран, импортирующих из Украины сырье – Китай, Чехия, Словакия, Турция.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...