Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Непризнанная Нагорно-Карабахская республика




 

Нагорный Карабах впервые проявил себя как предмет спора между Арменией и Азербайджаном в 1918 году. На съезде карабахских армян 22 июля 1918 г. в Шуше была провозглашена независимость Нагорного Карабаха. Несмотря на сопротивление Азербайджана, Карабах оставался независимым до весны 1920 года, когда под давлением Советской России Армянская Республика вынуждена была подписать заявление, по которому «спорные области Карабах, Зангезур и Нахичевань занимаются войсками РСФСР», при этом подчеркивалась временность этой меры до мирного урегулирования спора между Арменией и Азербайджаном. На заседании Бакинского совета 1 декабря 1920 г. Нагорный Карабах был включен в состав Армении, это подтвердило Кавбюро ЦК РКП(б) решением от 3 июня 1921 г. Однако на пленуме Кавбюро уже 5 июля того же года решение было пересмотрено, и Карабах был включен в состав Азербайджана с предоставлением ему «широкой областной автономии».

Межэтническая напряженность, прежде всего, имела в своей основе доминирование армянского населения в Нагорно-Карабахской Автономной Республики (НКАО): в 1926 г армяне составляли почти 90 % населения области. В дальнейшие годы наблюдается постепенное сокращение численности армян в автономии, что подтверждает сведения о проводимой властями Азербайджана ассимиляционной политике.

Отсчет новейшего этапа противостояния начался в 1988 г. На фоне прихода к власти Горбачева и повсеместного ослабления политических ограничений в январе 1988 года все районные советы Нагорно-Карабахской области, за исключением населенного в основном азербайджанцами Шушинского района, приняли резолюции, призывающие к переходу Карабаха от Азербайджана к Армении. Зарождающийся конфликт был сильно отягощен трехдневным антиармянским погромом в азербайджанском городе Сумгаите в конце февраля 1988 года. По итогам референдума 20 февраля (по некоторым данным за отделение проголосовало 80 из 162 тыс. жителей области, 123 тыс. которых – армянское население) областной совет народных депутатов НКАО обратился к Верховным Советам СССР, Армении и Азербайджана с просьбой санкционировать выход НКАО из Азербайджана и его присоединение к Армении. Президиум Верховного Совета СССР отклонил эту просьбу, в то время как парламент Армении под давлением народа принял постановление об удовлетворении просьбы Карабаха.

Таким образом, к лету 1988 года связи НКАО с Баку были полностью разорваны. К концу года насильственные действия и акты мести в армяно-азербайджанском конфликте достигли апогея, политика этнических чисток стала обоюдной. Кратковременное вмешательство центрального правительства не привело к каким-либо положительным результатам. Летом 1989 г. Азербайджан ввел блокаду Карабаха и Армении. После принятия Верховным Советом Армении резолюции о включении Нагорного Карабаха в состав республики (1 декабря 1989 г) в Баку начались массовые армянские погромы. Конфликт постепенно перерос в полномасштабную войну между иррегулярными формированиями Азербайджана и Карабаха, при активной поддержке последнего Арменией.

Центральная власть окончательно доказала свою неспособность урегулировать затянувшийся конфликт, Советский союз находился на грани распада. 31 августа 1991 года Верховный Совет Азербайджана принял Декларацию о восстановлении независимой Республики Азербайджан, существовавшей в 1918–1920 годах. Армяне восприняли этот акт как делегитимизацию правовой основы автономного статуса НКАО советской эпохи. 2 сентября 1991 года было провозглашено создание Нагорно-Карабахской Республики (НКР), в которой 10 декабря того же года был проведен референдум о независимости, а 6 января 1992 года была принята Декларация независимости.

Враждебные действия между Карабахом и Азербайджаном еще больше усилились после того, как противники получили (легально и нелегально) вооружение из бывших советских войсковых частей. После периода боевых действий 1991–94 гг. закрепилась ситуация, когда Нагорный Карабах контролирует всю юго-западную часть Азербайджана, около 15% территории этого государства.

12 мая 1994 г. было подписано соглашение о прекращении огня – Бишкекский протокол. Необычность его в том, что он был подписан парламентариями, что является необычным в дипломатической практике. Сравнительно долгое время этот документ определял условия перемирия в конфликте.

Современная ситуация

Под контролем сил обороны НКР в настоящее время находится почти вся территория НКАО, за исключением части Мардакертского района, пять районов Азербайджана (Кельбаджарский, Лачинский, Кубатлинский, Зангеланский, Джебраильский) и части еще двух районов (Агдамского и Физулинского). Номинальная (провозглашенная) территория Нагорно-Карабахской Республики составляет 4,4 км². Нагорно-Карабахская Автономная область не имела общей границы с территорий Армении, будучи отделенной от нее Лачинским коридором, территория которого на данный момент контролируется войсками непризнанной республики.

По данным переписи населения, проведённой 18 октября 2005 г., численность населенияНКР составила 137,7 тыс. человек, что существенно меньше, чем проживало в крае до вооруженного конфликта, особенно если учесть значительное увеличение территории республики. Громадная убыль населения отмечена в т.н. поясе безопасности НКР – оккупированных районах Азербайджана, не входивших ранее в состав автономной области. Многие из них едва ли не полностью обезлюдели. Так, в Кашатагском районе (Лачинский коридор) население сократилось в 11 раз.

По официальным данным последней советской переписи 1989 г., население Нагорно-Карабахской автономной области составляло 189 тыс. человек, из которых 76,9 % были армянами, 21,5 % – азербайджанцами, остальные – русские, украинцы, курды, греки. За пределами Нагорного Карабаха армяне составляли большинство (80 %) лишь в одном районе Азербайджанской ССР – Шаумяновском, также вошедшем в состав НКР. В то же время в Шушинском районе автономной области преобладающей этнической группой были азербайджанцы. В настоящее время население НКР после многолетней кровопролитной войны стало почти исключительно армянским – в ходе переписи лишь 357 человек отнесли себя к другим национальностям.

Переговорный процесс

 

По решению Совета Министров ОБСЕ в марте 1992 г. была создана Минская группа (Россия, Франция, США, Беларусь, Германия, Италия, Португалия, Нидерланды, Швеция, Финляндия, Турция, Азербайджан и Армения) в качестве формата для переговоров по мирному урегулированию карабахского конфликта. Следует отметить, что армяно-азербайджанское противостояние в большинстве случаев рассматривается политиками в качестве межгосударственного, т.е. в первую очередь между Арменией и Азербайджаном. Результатом этого является тот факт, что встречи в рамках переговорного процесса по карабахскому конфликту проходят между официальными представителями Армении и Азербайджана (представляя НКР на переговорах, Армения при этом не признает ее независимость). Отсутствие четкой регламентации переговорного статуса Нагорного Карабаха приводит к тому, что его представители не принимают участие в официальных встречах с азербайджанской стороной. По мнению НКР, этот факт значительно препятствует прогрессу в урегулировании конфликта.

На данном этапе, через 14 лет после окончания боевых действий, достигнуть какого-либо результата в переговорном процессе так и не удалось. Наиболее спорным моментом, как и следовало ожидать, является статус НКР. Непризнанное государство не видит себя в составе Азербайджана, требуя предоставления независимости (пока желание войти в состав Армении открыто не озвучивается), а Баку отказывается дать возможность самоопределиться карабахским армянам, настаивая на невозможности выхода «НКАО» из состава государства. Ни один из множества предлагаемых вариантов разрешения конфликта не был одобрен обеими сторонами переговорного процесса.

На сегодняшний день все сводится к спору по вопросу о том, каким должно быть урегулирование, поэтапным (на чем настаивает Баку) или пакетным (предложение армянской стороны). Пакетное решение подразумевает наряду с определением статуса республики соблюдение ряда условий: возвращение беженцев, восстановление связи Азербайджана с Нахичеванью, прекращение обоюдной экономической блокады (Армения блокирует связь с Нахичеванью) и т.д. Азербайджан поддерживает идею о том, что сначала должны быть выполнены все вышеуказанные условия, а решения о статусе будет принято после.

В последнее время ОБСЕ высказывается в поддержку проведения на территории НКР повторного референдума. Степанакерт негативно относится к этой идее, во-первых, потому что народ НКР уже выразил свою волю в 1991 г., во-вторых, потому что условием проведения референдума должно стать участие в нем азербайджанских беженцев и позиционирование Карабаха как части Азербайджана.

Огромную роль в урегулировании карабахского конфликта играет обширная армянская диаспора в таких странах мира как Россия (около 2,5 млн.), США (около 1 млн. чел.), Франция (около 500 тыс.), Иран (180 тыс.), Ливан (120 тыс.) и Сирии (120 тыс.). Армяне других государств не только активно поддерживают республику экономически (перечисления, инвестиции), но и осуществляют мощную лоббистскую деятельность в правительстве своих государств. Интересно, например, что США, заявляя нерушимой территориальную целостность Азербайджана, на протяжении длительного периода оказывает экономическую помощь НКР. В 2005 г. она составила 2,5 миллиона долларов.

Конфликт до настоящего времени находится в «замороженном состоянии».

 

Азербайджанская Республика

 

Площадь – 86,6 тыс. км²

Население – 9593 тыс. чел. (2015 г.)

Столица – Баку (2182 тыс. чел.)

ВВП – 102,7 млрд. долл. (2013 г.).

ВВП на душу населения – 10,8 тыс. долл. (2013 г.; 114-е место в мире).

ИЧР – 0,747 (2013 г.; 76-е место в мире)

Государственный язык – азербайджанский

Денежная единица – манат.

 

Азербайджанская Республика (АР) – унитарное государство с президентской формой правления. Согласно Конституции 1995 года Азербайджан – демократическая, правовая, светская, унитарная республика. АР в административном отношении делится на 59 районов, 11 городов республиканского подчинения и Нахичеванскую Автономную Республику. Автономия Нагорного Карабаха, существовавшая в советское время, в 1991 г. была ликвидирована, однако в настоящее время территория этой республики фактически не контролируется властями Азербайджана. Карабахские вооружённые формирования контролируют следующие районы страны[47] – Агдамский (77 % территории), Джебраильский, Зангеланский, Кельбаджарский, Кубатлинский, Лачинский, Тертерский (частично), Физулинский (33 % территории), Ходжаведский (кроме восточной окраины), Ходжалинский и Шушинский. Общая площадь территории, не подконтрольной Баку – около 11,7 тыс. км². Из них за пределами территории Нагорно-Карабахской АО находятся 7634 км².

Геополитическое положение

 

АР расположена в юго-восточной части Закавказского региона, граничит на юге с Исламской республикой Иран (611 км) и на небольшом участке (9 км) – с Турецкой республикой, на западе – с Арменией (787 км) и Грузией (322 км), на севере – с Российской Федерацией (284 км). Территория республики не представляет из себя единой территориально-политической системы и состоит из двух частей – собственно Азербайджана (81,1 тыс. км²) и Нахичеванской Автономной Республики (5,5 тыс. км²), отделённой от прочих районов АР территорией Армении. На западе граница с Арменией фактически представляет собой «демаркационную линию» протяжённостью 210 км. Эта линия частично совпадает с прежней административной границей НКАО и выходит на иранскую границу близ города Горадиз, разъединяя войска АР и самопровозглашённой Нагорно-Карабахской республики (автономия Нагорного Карабаха официально ликвидирована 26.11.1991).

Декларация о государственном суверенитете АР принята Верховным Советом Азербайджанской ССР 9 ноября 1990 г. Независимость республики провозглашена 30 августа 1991 г., а 18 октября того же года Верховный Совет принял Конституционный акт о государственной независимости Азербайджана. АР является членом ООН (с 2 марта 1992 г.), СНГ (с 21 декабря 1991 г.), ОБСЕ (с 30 января 1992 г.), Совета Европы (с 25 января 2001 г.), ГУАМ (с 10 октября 1997 г.), Организации исламская конференция (с 1992 г.), Организации экономического сотрудничества (с 28 мая 1992 г.). До 2 апреля 1999 г. АР являлась членом ОДКБ.

Положительной чертой геополитического положения АР следует считать близкое соседство с Турцией и Ираном. Турция считается одним из важных стратегических партнёров АР, кроме того, долгое время она рассматривалась как политический центр «тюркского мира», к которому принадлежит и Азербайджан. На территории соседнего Ирана расселена азербайджанская диаспора, по численности далеко превосходящая население АР. В то же время наличие границы с Ираном несёт в себе и определённые негативные последствия, если учесть партнёрство Азербайджана и США (о чём свидетельствует членство АР в международной организации ГУАМ, созданной при активной поддержке США, и неучастие в пророссийской организации ОДКБ), отношения которых с Ираном складываются весьма непросто. В случае американо-иранского конфликта руководству АР будет непросто определить свою позицию по отношению к противоборствующим сторонам, и в то же время, очевидно, что республика будет этим конфликтом так или иначе затронута.

Значительно осложняет геополитическое положение АР и проблема Нагорного Карабаха, территория которого вместе с прилегающими районами Азербайджана в настоящее время контролируется руководством самопровозглашённой Нагорно-Карабахской республики. Политическая стабильность в Азербайджане, партнерские отношения с Турцией и США, постепенное усиление экономического, политического и военного потенциала АР могут вылиться в силовое решения проблемы Карабаха, с целью восстановления территориальной целостности республики.

Также отметим такую черту геополитического положения АР, как наличие Нахичеванского эксклава, отделённого от основной территории территорией Армении. Также еще одним фактором можно считать соседство с российским Северным Кавказом, обстановка на котором еще не до конца стабилизирована. Напомним, что в период и первой и второй чеченских войн между руководством РФ и Азербайджана не раз возникали трения из-за подозрений со стороны России в тайной поддержке Азербайджаном сепаратистов, или, по крайней мере, в попустительстве проникновению иностранных наёмников и боевиков на Северный Кавказ и поставкам им оружия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...