Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследования личности и темперамента




Наиболее общими характеристиками личностной сферы, как было показано в главе 5, являются те ее черты, которые образуют Большую пятерку личностных свойств. С обсуждения роли генотипа и среды в их вариативности мы и начнем анализ личностной сферы.

Джон Лоэлин использовал пятифакторную структуру личности для анализа генотипических и средовых воздействий на вариативность лич­ностных особенностей. Он собрал исследования различных личност­ных свойств, проведенные близнецовым методом, семейным методом и методом приемных детей, разделил эти свойства на пять групп, соответствующих пяти сферам личности, описываемым Большой пятеркой, построил статистические модели, позволяющие провести совместный анализ данных, и провел его для каждой из пяти групп. Полученные в результате этого анализа показатели наследуемости, полученные при применении двух статистических моделей, представлены в таблице 21.

Таблица 21 Показатели наследуемости для Большой пятерки (цит. no Loehlin J.C., 1992)

Черты личности Модель 1 Модель 2
Энергичность, экстраверсия 0.36 0,32
Альтруизм, склонность идти навстречу людям 0,28 0,24
Сознательность, контроль импульсивности 0,28 0,22
Невротизм, негативные эмоции 0,31 0,27
Открытость новому опыту, восприимчивость, когнитивная сложность 0,46 0,43

Наибольшую связь с генотипом обнаружили свойства, относящие­ся к «открытости новому опыту», наименьшую - те свойства, которые относятся к «альтруизму» и «сознательности» (организованности). Та­ким образом, генотип вносит свой вклад в индивидуальные различия, наблюдаемые в наиболее общих показателях личностной сферы, но, если сравнивать с показателями общего интеллекта, то этот вклад оказыва­ется значительно ниже.

Что может означать полученный Лоэлином результат?

При анализе структуры личностных свойств, описываемых Боль­шой пятеркой, говорилось о том, что сама процедура выделения этих свойств не предполагала качественного анализа тех более частных черт личности, которые формируют более общие черты, образующие Боль­шую пятерку. В результате каждая из пяти черт Большой пятерки объ­единяет в себе и особенности, связанные с мотивационной и ценност­ной сферой, и динамические характеристики поведения. Первые из них отражают содержательные аспекты личностной сферы и обычно рас­сматриваются как социально детерминированные. Вторые, которые относят к свойствам темперамента, как правило, связывают с геноти­пом (один из критериев отнесения того или иного свойства к сфере тем­перамента - это генетическая обусловленность этого свойства).

В связи с этим логично предположить, что полученные показатели наследуемости являются результатом присутствия в свойствах Большой пятерки динамических особенностей поведения. Для проверки это­го предположения посмотрим, какова роль генотипа в более частных показателях личностной сферы, т.е. рассмотрим отдельно те свойства, которые связаны преимущественно с содержательными аспектами дея­тельности, и те, которые относятся к числу свойств темперамента.

Генетический анализ отдельных свойств личности, диагностируемых по различным опросникам и в значительной мере связанным с содер­жательной стороной личностной сферы, образует довольно противо­речивую картину (Егорова М.С., Семенов В.В., 1988). Данные, полу­ченные в одних исследованиях, часто не воспроизводятся в других; одни авторы демонстрируют почти полное отсутствие генетических влияний, другие - получают небольшую и примерно одинаковую генетическую детерминацию для самых разных свойств личности. Достаточно уве­ренно можно говорить только о связи с генотипом тех особенностей личности, которые связаны с общением (генотип обусловливает до 40% его вариативности).

Иначе обстоит дело с теми характеристиками, которые отражают несодержательные, динамические аспекты личностной сферы. Много­численные исследования темперамента, проведенные на детях, надеж­но свидетельствуют о связи с генотипом таких особенностей темпера­мента, как социабельность, эмоциональность и активность (Buss A., Plomin R., 1976). В дошкольном возрасте генотип детерминирует зна­чительную часть индивидуальных различий, наблюдаемых по различ­ным проявлениям этих характеристик (от 30% до 73%).

По данным Луизвильского близнецового лонгитюда величина сред­него показателя наследуемости особенностей темперамента у 6-10-лет­них детей оказалась равна 0,61 (Matheny A., 1981).

Интересно, что возрастные изменения в генотип-средовых соотно­шениях, наблюдаемые в динамических особенностях личностной сфе­ры, противоположны тем, которые были получены для возрастных из­менений показателей интеллекта. Вклад генотипа в вариативность темперамента имеет тенденцию не увеличиваться с возрастом, как это было показано для интеллекта, а снижаться. Соответственно этому, роль средовых параметров растет, причем, по мере взросления человека, все большую роль начинает играть различающаяся среда и все меньшую - общая. Эти данные, получаемые при исследовании темперамента от­личаются отданных, полученных для интеллекта: индивидуальные раз­личия в интеллекте связаны преимущественно с общей средой.

В более старших возрастах воздействие генотипа на индивидуаль­ные различия динамических особенностей личностной сферы не про­падает. Рассмотрим это на примере двух характеристик - экстраверсии и невротизма, выделенных в свое время Г. Айзенком, но прежде, чем анализировать данные обратим внимание на терминологическую путаницу.

В свойствах Большой пятерки присутствуют названия „экстравер­сия" и „невротизм". Там он и. определяют большие синдромы свойств, в которые, в частности, входят и экстраврсия-интроверсия и невротизм, выделенные Айзенком. Совпадение названий является результатом рас­пространенности концепции Айзенка, а не следствием совпадения со­держания. Другими словами, экстраверсия и невротизм Айзенка явля­ются более частными характеристиками, чем свойства Большой пятер­ки и отражают преимущественно динамические стороны личностной сферы. Об этих характеристиках сейчас и пойдет речь.

У подростков и взрослых абсолютно надежно доказано влияние генотипа на индивидуальные различия в экстраверсии-интроверсии. Ве­личины показателей наследуемости, которые называются в исследова­ниях этой характеристики находится в пределах 0,40-0,60, т.е. пример­но половина индивидуальных различий в экстраверсии-интроверсии детерминируется генотипом.

Несколько ниже оказываются показатели наследуемости невротиз­ма, хотя в настоящее время говорить о их величине довольно трудно, потому что в разных работах получаются существенно расходящиеся результаты. Например, в исследованиях разлученных близнецов, про­веденных в Финляндии (на 30 парах) и в Швеции (на 95 парах), внутри-парное сходство МЗ близнецов оказалось равным всего 0,25 (Kaprio J., et al., 1990; Pederson et al., 1988). Соответственно, и показатель насле­дуемости равен 0,25. В семейных исследованиях называются более вы­сокие показатели наследуемости (выше 0,30), а в близнецовых -до 0,40 (Loehlin J.C., 1992).

Как и при исследовании темперамента у детей, на юношеском воз­расте также было показано, что особенности различающейся среды оказывают значительное влияние на вариативность экстраверсии-ин­троверсии и невротизма, и что это влияние с возрастом увеличивается. Начиная с подросткового возраста, общие средовые влияния оказыва­ются не существенными для формирования индивидуальных различий в этих характеристиках (Plomin R., Denise D., 1987; Plomin R., Denise D., 1994).

В целом, результаты исследований, в которых рассматривалась роль генотипа и среды в детерминации показателей личности и темперамен­та свидетельствуют о том, что: 1) наиболее общие показатели личност­ных свойств (относящиеся к Большой пятерке) испытывают влияние тенотипа; 2) при анализе более частных свойств значительно большую связь с генотипом обнаруживают индивидуальные различия в динами­ческих, а не в содержательных особенностях личностной сферы; 3) с возрастом вклад генотипа в дисперсии свойств личностной сферы несколько уменьшается, но не пропадает; 4) влияние различающейся среды на индивидуальные различия с возрастом увеличивается.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...