Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дидактические средства для организации самостоятельной работы студентов




Методическая разработка

для проведения занятия со студентами 6 курса

лечебного факультета по анестезиологии и реаниматологии

 

Тема: «НАРУШЕНИЯ КИСЛОТНО-ЩЕЛОЧНОГО СОСТОЯНИЯ И ИХ КОРРЕКЦИЯ»

Время 7 часов

 

 

Методическая разработка предназначена для работы преподавателей. В ней представлены:

I. Актуальность темы

II. Цель занятия

III. Задачи

IV. Базисные разделы

V. Рекомендуемая литература

VI. Вопросы для самоподготовки

VII. Учебный материал

VIII.Самостоятельная работа студентов

IX. Клинические задачи и тестовый контроль

 

I. Актуальность темы

Сложную систему регуляции концентрации водородных ионов часто называют кислотно-основным состоянием, знание которого чрезвычайно важно для анестезиолога. Интраоперационные изменения вентиляции и перфузии быстро приводят к изменениям кислотно-основного состояния. Следовательно, чтобы правильно проводить анестезию, необходимо хорошо разбираться в нарушениях кислотно-основного состояния, их влиянии на организм и методах лечения.

II. Цель занятия

Научить студентов диагностировать различные виды нарушений кислотно-основного состояния, освоить принципы их коррекции и профилактики.

III. Задачи

Студент должен знать:

· нормальные показатели кислотно-основного состояния;

· виды буферных систем организма;

· механизмы компенсации кислотно-основного равновесия при его нарушении;

· причины развития респираторного ацидоза и алкалоза, их клинику, методы диагностики и коррекции;

· причины развития метаболического ацидоза и алкалоза, их клинику, методы диагностики и коррекции.

Студент должен уметь

· интерпретировать показатели исследования газового состава крови и КОС;

· диагностировать различные виды нарушений КОС по клиническим и лабораторным данным;

· корригировать нарушения КОС и газового состава крови;

· проводить профилактику нарушений кислотно-основного состояния.

IV. Разделы, изученные ранее и необходимые для данного занятия

1. нормальная физиология;

2. патологическая физиология;

3. лечение заболеваний легких, печени, почек.

V. Рекомендуемая литература

Учебники по внутренним болезням, нормальной и патологической физиологии для студентов медицинских ВУЗов.

Рекомендуемая литература по теме занятия

Основная литература

1. Долина О.А. Анестезиология и реаниматология. / О.А. Долина. — М., 1998. — С.106–116.

Дополнительная литература

1. Морган-мл., Дж. Эдвард. Клиническая анестезиология: в 3 т. Т. 2. / Дж. Эдвард Морган-мл., Мэгид С. Михаил. — М., 2004. — С. 292–308.

2. Бараш П. Клиническая анестезиология. / П. Бараш, Б. Куллен. — М., 2004. — С. 13-125–347.

3. Джеймс Дюк. Секреты анестезии. / Дюк Джеймс. — М., 2005. 552 с.

4. Марини Джон Дж. Медицина критических состояний/ Джон Дж. Марини, Уиллер Артур П.. — М., 2002. — С. 337–359.

VI. Вопросы для самоподготовки

Вопросы по базисным знаниям

1. определение кислотно-основного состояния, нормальные показатели кислотно-основного равновесия, виды буферных систем организма;

2. механизмы компенсации кислотно-основного равновесия при его нарушении, участие в компенсации КОС различных органов и систем;

3. методы определения показателей КОС.

Вопросы по данной теме:

1. кислотно-основное состояние организма, буферные системы организма;

2. острый и хронический респираторный (дыхательный) ацидоз, причины развития, механизмы компенсации, симптоматика, диагностика, лечение;

3. острый и хронический респираторный (дыхательный) алкалоз, причины, диагностика, механизмы компенсации, лечение;

4. метаболический ацидоз, причины развития метаболического ацидоза механизмы компенсации. диагностика. лечение метаболического ацидоза;

5. метаболический алкалоз, классификация на основе чувствительности к хлоридам, причины развития, механизмы компенсации, симптоматика, диагностика, лечение;

6. особенности анестезии при алкалозе и ацидозе.

Темы УИРС

1. Современные методы исследования кислотно-основного состояния.

Дидактические средства для организации самостоятельной работы студентов

1. Компьютерная база данных.

2. Задачи, тестовый контроль.

3. Тематические больные.

4. Истории болезни пациентов.

5. Банк заданий для самостоятельной работы студентов.

VII. Учебный материал

 

Кислотно-основное состояние организма – это баланс между содержанием в крови и тканях угольной кислоты и бикарбоната HCO3‾. Соотношение между ними должно быть всегда постоянным и составлять 1:20, чтобы обеспечивать нормальное кислотно-щелочное равновесие в плазме крови. Любое изменение этого соотношения приводит к нарушению кислотно-щелочного равновесия в плазме крови и тканях организма, вызывая ацидоз или алкалоз.

КЩС принято характеризовать концентрацией водородных ионов и обозначать символом рН. Величина рН представляет собой десятичный логарифм концентрации водородных ионов в растворителе, взятый с обратным знаком. При рН, равном 7,0, реакция раствора будет нейтральной, при увеличении концентрации водородных ионов, являющихся носителями кислых свойств раствора, рН этого раствора уменьшается, а при снижении – увеличивается. Т.е. все растворы, имеющие рН от 7,0 до 1, будут кислыми, а имеющие рН от 7.0 до 14,0 – щелочными.

Кислотой является вещество. Способное выделять ион водорода, а щелочью, или основанием, вещество, способное связывать ион водорода. Вещества, неспособные выделять или связывать ионы водорода, не могут быть отнесены ни к кислотам, ни к основаниям.

Кислотность раствора зависит от концентрации свободных водородных ионов, а не от присутствия кислоты как таковой. Кислоты, сильно диссоциирующие и образующие большое количество свободных Н+, относятся к сильным кислотам, а кислоты, слабо диссоциирующие, образующие малое количество свободных Н+, - к слабым кислотам. Представление о сильной и слабой кислоте (так же как о сильном и слабом основании) является базой для понимания процессов регулирования КЩС в организме.

Определенная группа веществ может диссоциировать как с образованием ионов Н+, так и гидроксильных ионов ОН- в зивисимости от того, в каком растворе (щелочном или гидроксильном) они находятся. В щелочном растворе они отщепляют ион Н+ и ведут себя как кислоты, а в кислом – ОН- и ведут себя как основания. Такие вещества называются амфолитами. Примером подобных веществ могут быть белки крови человека.

Количество веществ в организме, обладающих кислыми или щелочными свойствами, зависит от количества и характера принимаемой пищи, от интенсивности обменных процессов, от способа выделения этих веществ из организма и др. факторов. Вместе с тем организму присуща характерная особенность: у здорового человека рН крови удерживается на строго постоянном уровне, равном 7,4. Постоянство рН в организме является абсолютным и непременным условием жизни. Возможность сохранения постоянства КЩС определяется наличием в организме двух систем, препятствующих сдвигу рН крови и сред организма – буферной (или физико-химической) системе и физиологической системе регуляции КЩС.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...