Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Речь при отдельных заболеваниях




В последнее время актуальным — и для психолингвистики в том числе — стал анализ речи лиц с болезнью Альцгеймера, поскольку число больных этим заболеванием всё увеличивается. Их высказывания состоят из повторяющихся слов и синтагм и произносятся с одинаковой интонацией. Исследования, однако, показывают, что основная проблема этих больных связана не с лингвистическими особенностями


речи (что проявлялось бы, допустим, в непонимании редких, Длинных или абстрактных слов), а с когнитивными основами памяти.

Изучение речевых нарушений при болезни Паркинсона свидетельствует о том, что они включают разные уровни речевой продукции — от фонации и артикуляции до темпа речи, хезитаций и памяти. Основным дефектом звена порождения речи больных является потеря контроля над дыханием, что естественно приводит к нарушениям артикуляции речи. Речь больных характеризуется монотонностью, смазанными ударениями, нечётко артикулированными согласными, неадекватными паузами, прерывистым дыханием. У таких больных нарушено адекватное восприятие просодики (ударения и интонации) собственной речи и речи других лиц, а также экспрессия собственной речи. Возникает авто-эхолалия, когда пациент повторяет слова или слоги, произнесённые им последними. Темп речи больных паркинсонизмом — неровный, ускоряющийся или замедляющийся, останавливающийся. Возможны нарушения долговременной памяти на слова, неуверенность в речевом поведении вплоть до мутизма (потери речи).

При расстройствах внимания (ADD — attention deficit disorder) снижается способность удерживать длительное внимание на содержании речи. Данные психолингвистики привлекаются здесь для излечения пациентов, страдающих этим также всё более распространяющимся заболеванием.

Физиологические центры речи

Речь присуща исключительно человеку не только вследствие наличия у него интеллекта, но и потому, что в мозгу у него находятся два центра речи — зоны Брока и Вернике.

Француз Поль Брока (Вгоса) в 1861 г. открыл в мозгу человека центр речи (позднее названный центром Брока). Этот центр находится в задней части лобной доли левого полушария (у левшей — в правом). Люди, у которых поражён центр Брока, понимают речь, но с большим трудом могут организовывать слова во фразы.

Второй центр речи находится в височной доле левого полушария. Он был открыт немецким учёным К. Вернике (Wernicke) в 1874 г. У больных с поражением центра Вернике в значительной мере сохранена собственная речь, но существенно затруднено восприятие чужой речи.

179


Оба речевых центра демонстрируют чёткую локализацию речевых механизмов. Порождение и восприятие речи разведены как два разных механизма, хотя в норме они взаимосвязаны. Оба речевых центра соседствуют с более общими зонами деятельности: двигательным центром (для центра Брока) и слуховым (для центра Вернике).

Нарушения речи

Среди расстройств речи выделяются нарушения речи (связаны с серьёзными органическими поражениями) и дефекты речи (связаны с недоразвитием психических функций). Анализ нарушений речи в настоящее время относится не столько к психолингвистике, сколько к нейролингвистике как разделу психологии, посвященному изучению мозговых механизмов речевой деятельности в норме и при локальных поражениях мозга. И тем не менее мы рассмотрим здесь некоторые вопросы, поскольку они дают более полное понимание механизмов речевой деятельности в норме.

При локальных поражениях коры левого полушария мозга (у правшей) и при некоторых психических заболеваниях может возникать такое нарушение речи, как афазия (от греч. а — отрицательная частица; phasis — проявление, высказывание). Афазия, в отличие от речевых дефектов, представляет собой расстройство управления речевым процессом, это системное нарушение речи, являющееся нарушением уже сформировавшейся речи. Такие нарушения могут затрагивать фонематическую, морфологическую и синтаксическую структуры активной и пассивной речи. Различается несколько видов афазий. (Дальнейшие сведения из нейропсихологии приводятся для правшей.)

Эфферентная афазия (efferentis — выносящий; эфференты конечная часть рефлекторной дуги) впервые описана П. Брока в 1861 г. Она возникает при поражении нижних отделов премоторной коры левого полушария мозга, вызывает распад грамматики высказывания и трудность переключения с одного слова (или слога) на другое вследствие инертности речевых стереотипов.

Динамическая афазия проявляется в нарушениях сукцессивной (последовательной) организации речевого высказывания. Она связана с дефектами внутренней речи и с нарушениями в звене планирования речи. Для динамической афазии характерны трудности построения связного высказывания при относительной сохранности моторных и сенсорных компонентов речи. Она возможна при поражении средне- и

180
заднелобных отделов коры левого полушария мозга. Больной* может повторять слова, понимать речь, но у него нарушена способность говорить фразами — нет связности. Он не может перекодировать общий замысел в схему речевого высказывания, не может планировать свою речь. Говорит преимущественно существительными (телеграфный стиль). Существует трудность актуализации слов, обозначающих действия. Пересказывая даже самый простой текст, например, сказку (19), такой больной будет говорить очень рваными фразами. (19) Вот... у хозяина была курица... и золотые яйца... и он её

убил... вот.

Для афферентной моторной афазии (от afferentis — привносящий; афференты — нервные окончания) характерно нарушение звена выбора звука. Она возможна при поражении нижних отделов постцентральной коры левого полушария. При этом виде нарушения речи слова произносятся не так, как они пишутся (20-22). В тяжелых случаях спонтанная речь может совсем отсутствовать, диалогическая — грубо нарушаться и характеризоваться эхолалией (echo — отражение, lalia — речь) — простым повторением слов собеседника. Иногда это сопровождается эхопраксией — человек механически повторяет за собеседником движения.

 

  Слово, которое говорят больному Слово, которое произносит боль-.ной
(20) халат ханат, хадат
(21) дом лом, том
(22) папа мама
(23) хвост гвоздь, кость, трость

Вышеописанные типы афазий возникают при поражениях в центре производства речи. У больных же с поражением зоны восприятия речи в значительной мере сохранена собственная речь, но существенно затруднено восприятие чужой речи.

В основе сенсорной афазии (или афазии Вернике) лежит нарушение фонематического слуха, различение звукового состава слов. Она возникает при поражении задней трети височной извилины левого полушария.

При акустико-гностической афазии наблюдается утрата способности понимания звуковой стороны речи. Нарушена слухоречевая память, т.е. взаимосвязь между звуковым составом и значением слова. Различные слова могут звучать для больного одинаково (23).


Акустико-мнемическая афазия — это нарушение объёма удержания речевой информации, тормозимость слухоречевой памяти. Она возможна при поражении средних отделов левой височной области. Это приводит к трудностям понимания длинных, многосложных высказываний, состоящих более чем из пяти-семи слов.

В основе оптико-мнестической афазии лежит нарушение зрительной памяти, слабость зрительных образов слов. Проявляется в виде затруднений в назывании предметов и их изображений при большей лёгкости называния действий. Она бывает при поражении задненижних отделов височной области левого полушария.

В основе семантической афазии лежат дефекты симультанного анализа и синтеза речи. Она возможна при поражении зоны третичной коры теменно-височно-затылочных отделов левого полушария. Семантическая афазия — это симптомокомплекс, характеризующийся нарушением понимания смысла грамматически сложных фраз, отношений между словами, выражаемых с помощью флексий, атрибутивных конструкций. Понимаются отдельные слова, но не их сочетания (24, 25). Возникает трудность в восприятии предлогов (26) и, как следствие, действий, для осуществления которых необходимо понимание пространственных отношений. С трудом понимаются сравнительные конструкции (27). Трудности возникают и в понимании сложных синтаксических конструкций, выражающих причинно-следственные связи, а также деепричастных и причастных оборотов.

 

  Слова, которые понимаются Словосочетания, которые не понимаются
(24) отец отец брата
(25) брат брат отца

(26) Положите карандаш справа от вилки и слева от ручки.

(27) Коля выше Миши и ниже Васи. Кто из них самый высокий?
В целом речь афатиков характеризуется бедностью лексики, они

редко употребляют прилагательные, наречия, описательные обороты, почти не используют и не понимают пословицы, поговорки.

Если афазия случается у полиглотов, то происходит потеря одного из известных человеку языков, как правило, последнего из изученных.

Среди нарушений письменной речи отмечают дислексию и дисгра-фию.

Дислексия, или алексия (от грёч. а — отрицательная частица и lexis — слово) — нарушение процесса чтения или овладения им. Возникает в результате поражения различных отделов коры левого полушария (у


правшей). Различают несколько форм алексии. При оптической алексии не определяются либо буквы (литеральная оптическая алексия), либо целые слова (вербальная оптическая алексия). При односторонней оптической алексии игнорируется половина текста (чаще левая). При слуховой алексии как одном из проявлений сенсорной афазии возможны нарушения фонематического слуха и звукобуквенного анализа слав (у правшей). При нарушении регуляции психических процессов возникает особая форма алексии, которая проявляется в нарушениях целенаправленного характера чтения и отключении внимания.

Дисграфия, или аграфия (от греч. а — отрицательная частица и grapho — пишу) как нейропсихологическое нарушение характеризуется потерей способности к письму при достаточной сохранности интеллекта и сформированных навыках письма. Может проявляться в полной утрате способности к письму, в грубом искажении написания слов, пропусках, неспособности соединять буквы и слоги.

Дефекты речи

К расстройствам речи относят также дефекты речи (от лат. de-fectus — отпадение, убывание, недостаток). Часть из них связана с голосообразованием.

Алалия (от греч. а — отрицательная частица и lalia — говорю) — нейропсихологический симптом, который характеризуется отсутствием или недоразвитием речи у детей при нормальном слухе и достаточном уровне интеллекта. Вызвана повреждениями речевых зон коры головного мозга во время родов, заболеваниями или травмами мозга в ранний (доречевой) период жизни. Алалия может быть также связана с олигофренией (органическими нарушениями). Различают моторную алалию, когда ребенок вообще не может говорить, хотя понимает обращенную к нему речь, и сенсорную алалию, когда он не понимает обращенную к нему речь, хотя и обладает определённой речевой активностью.

Дисфония, или афония (от греч. а — отрицательная частица и phone — звук) — отсутствие фонации из-за нарушений голосового аппарата. При дисфонии отсутствует звучный голос, но сохраняется шёпотная речь. Дисфония возникает в силу органических или функциональных нарушений в гортани (голосовых связках, гортанных мышцах). Наблюдается, в частности, при перенапряжении голосовых связок у преподавателей, а также при внезапных сильных волнениях и при истерии. Ринолалия (гнусавость) — нарушение тембра голоса и


звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата, при ринолалии человек говорит как бы «в нос».

Ко второй группе дефектов речи относятся нарушения темпоритми-ческой организации высказываний.

Заикание (или логоневроз) — нарушение темпоритмической организации устной речи. Речь заикающегося человека становится прерывистой, происходит непроизвольное членение слова на слоги или звуки, возникает судорогоподобное напряжение мышц лица и речевого аппарата. Это, естественно, приводит к затруднению коммуникаций с другими людьми. Заикание проявляется в двух формах — заикание развития и реактивное заикание.

Заикание развития наблюдается в раннем детстве, когда ребёнок ещё плохо говорит, не перешёл к развёрнутой фразовой речи и имеет немало дефектов артикуляции. Если малыша в это время учат трудным словам и конструкциям, то он может начать заикаться. В основе такой формы заикания лежит перевозбуждение речевых областей мозга ребёнка.

Реактивное заикание развивается как реакция на какое-то сильное воздействие. Оно бывает чаще всего следствием испуга, психической травмы (например, тяжёлые конфликты в семье) или длительных истощающих болезней. Нарушение регуляторных механизмов речи может быть также вызвано конституциональной нервностью или вегетативной дисфункцией. К изменениям несудорожного характера относятся бра-дилалия и тахилалия. Брадилалия — патологическое замедление темпа речи, проявляется в замедленной реализации артикуляционной речевой программы и имеет в своей основе усиление тормозного процесса. Тахилалия — патологическое ускорение темпа речи, проявляется в ускоренной ритмизации артикуляционной речевой программы и связана с преобладанием у человека процесса возбуждения.

К нарушениям звукопроизносительной организации относятся дизартрия — расстройство артикуляции, нечленораздельная речь и дис-лалия (косноязычие) — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Чаще всего встречаются дефекты в произношении звуков [р] и \р'\. Несколько реже затруднено произнесение звуков [с], [з], [ц] (свистящих), [ш], [ж], [ч], [щ] (шипящих).

К нарушениям слуха относится тугоухость. Даже небольшое ухудшение слуха приводит к задержке речи. Если же ребёнок страдает значительной потерей слуха, его речь совсем не будет развиваться.


Исследованием дефектов речи и разработкой методов их предупреждения и преодоления занимается логопедия (от греч. logos — слово и paideia — воспитание) — отрасль специальной педагогики, которая, однако, использует данные, полученные в нейролингвистике и психолингвистике.

8. Язык глухонемых

В рамках нейролингвистики и анализа патологии речевой деятельности проводились также исследования по языку немых, глухонемых и слепоглухонемых. Немота — это полное отсутствие речи, глухонемота — отсутствие речи и слуха. Слепоглухонемота представляет собой выпадение зрительной и слуховой функции и нарушение на этой основе речи. При наличии слепоглухоты в раннем детстве происходит нарушение речевого общения с людьми и, как следствие, задержка в умственном развитии. Без специального обучения не усваивается ни человеческая речь, ни правила поведения в обществе.

При специально организованном обучении первоначальными сред
ствами общения с немыми, глухонемыми и со слепоглухонемыми явля
ются жесты, которые обозначают предметы и действия.;

Жестовый язык характеризуется использованием элементов пантомимики как действий, выполняемых руками и сопровождаемых мимикой. Для жестового языка глухонемых характерен такой семантический синтаксис, в котором отсутствует жёсткое членение знаков на категории, соответствующие грамматическим классам. Предметы, лица и действия в жестовом языке в большинстве случаев отсутствуют. Нередко названия действия и орудия действия (28) обозначаются одинаково; нет различий между предметом действия, признаком предмета и действием, обозначаемыми в русском языке однокоренными словами (29); в ряде случаев отсутствует обозначение действия и предмета, на который направлено действие (30), действия и предмета, обозначающего место действия (31). Это отсутствие грамматических классов в мимической речи связано с её высокой ситуативностью.

Языки глухонемых различаются по регионам. Наиболее подробно исследован американский язык глухонемых (ASL — American Sign Language).

(28) топор, рубить

(29) чистый — чистить — чисто; храбрец — храбрый

(30) доить — молоко


184
185


(31) мыться — баня

В дальнейшем на этой основе формируется также дактильная форма речи, когда жесты заменяются словами; которые сообщаются при помощи прикосновений руки. Впоследствии словесная дактильная речь может полностью заменять жестовую форму общения. С помощью дак-тильной речи возможна транслитерация (побуквенное обозначение) любых слов любого языка.

Особенностями восприятия устной речи глухими является ориентация на зрительное восприятие, когда произносимые собеседником слова распознаются по движениям губ (lips reading). В норме это дополняет слуховое восприятие речи, когда оно чем-либо затруднено (шум, недостаточная громкость речи, невнятность произношения). Глухим и слабослышащим чтение с губ в известной степени возмещает возможность или ограниченную возможность слухового восприятия речи. Восприятие же письменной речи слепыми основано на тактильном восприятии рельефных знаков подушечками пальцев — так Называемый рельефный шрифт Брайля.

В рамках патопсихолингвистики можно также говорить о речевых нарушениях при умственной отсталости — олигофрении. Для детей с ранними органическими нарушениями характерно недоразвитие или отсутствие речи.

Психолингвистика может помочь и реально помогает в лечении нарушений речи при некоторых заболеваниях.


Темы рефератов

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...