Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Уставные и специализированные органы Содружества




СГГ и СГП. Совет глав государств (СГГ) является глвным органом Содружества. В нем на высшем уровне представлены все государства-члены. Он принимает решения по принципиальным вопросам, связан­ным с деятельностью государств-членов в сфере их общих интересов. Совет глав правительств (СГП) координирует сотрудничество органов исполнительной власти государств-членов в экономической, социаль­ной и иных сферах общих интересов.

Особое место в институционально-правовой структуре СНГ зани­мают Совет глав государств и Совет глав правительств. В первые меся­цы существования СНГ не предполагалось создание каких-либо коор­динирующих органов, а возникшие проблемы должны были решаться на регулярных ежемесячных встречах глав государств и правительств. Недовольно быстро обнаружилась необходимость в институционали-зации отношений.

Вопрос о разграничении компетенции СГГ и СГП уточняется в при­нятом Советом глав государств 2 апреля 1999 г. Решении о разграниче­нии полномочий между Советом глав государств и Советом глав прави­тельств Содружества Независимых Государств.

В соответствии с ним СГГ как высший орган Содружества обсужда­ет и решает любые принципиальные вопросы, связанные с общими интересами государств-участников. СГГ на своих заседаниях также при­нимает решения, касающиеся внесения поправок в Устав СНГ, созда­ния новых или упразднения существующих органов СНГ, совершенство­вания структуры и деятельности органов СНГ, назначения (утвержде­ния) руководителей органов, отнесенных к его компетенции, делегирования полномочий нижестоящим органам; утверждения поло­жений об органах, отнесенных к его компетенции.

СГП координирует сотрудничество органов исполнительной влас­ти в экономической, политической, социальной и иных сферах общих интересов. СГП решает следующие вопросы: реализация поручений СГГ, данных им СГП; реализация положений, зафиксированных в Договоре о создании Экономического союза, а также практического функцио­нирования зоны свободной торговли; принятие совместных программ развития промышленности, сельского хозяйств и других отраслей экономики и их финансирования; развитие систем транспорта, связи, энергетических систем; сотрудничество в вопросах тарифной, кредит­но-финансовой и налоговой политики; разработка механизмов, направ­ленных на формирование научно-технического пространства; создание органов СНГ в рамках его компетенции; назначение (утверждение) ру­ководителей органов СНГ, отнесенных к его компетенции; финансовое обеспечение деятельности органов СНГ.


Решения на заседаниях СГГ и СГП, в соответствии с Уставом и Пра­вилами процедуры, принимаются консенсусом (кроме процедурных решений, для принятия которых требуется простое большинство). При этом любое государство может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не рассматривается как препятствие для при­нятия решения.

Однако в СНГ по-прежнему отсутствовал механизм реализации и контроля исполнения решений, принимаемых органами Содружества. А он был нужен, так как участие государств в деятельности органов СНГ осуществляется по мере необходимости, которая определяется желанием государства, а не учредительными документами Содружества, не суще­ствует единого синхронного исполнения обязательств, принимаемых государствам и -членами.

Аналогичный характер имеют решения, принимаемые другими орга­нами СНГ — Советом министров иностранных дел, Советом министров обороны, Межпарламентской Ассамблеей и иными межотраслевыми организациями.

Совет министров иностранных дел государств—членов Содружества (СМИД). Интересы каждого государства в этом Совете представляет министр иностранных дел. Заседания СМ ИД проводятся не реже одно­го раза в три месяца. Он решает задачи координации внешнеполити­ческой деятельности государств—членов Содружества по вопросам, представляющим взаимный интерес, и обеспечения эффективности их совместных действий во внешнеполитической сфере, развития и укреп­ления сотрудничества СНГ с ООН и ОБСЕ, а также другими междуна­родными организациями в политической, экономической, социальной, гуманитарной и иных сферах.

Совет министров обороны государств—участников Содружества (СМО) координирует вопросы военной политики и военного строительства государств—участников Содружества.

Членами Совета являются министры обороны государств СНГ (кро­ме Молдовы, Туркменистана и Украины), а также Начальник штаба по координации военного сотрудничества государств—участников Содруже­ства. Заседания проводятся по мере необходимости, но, как правило, не реже одного раза в три месяца. СМО осуществляет координацию во­енного сотрудничества государств—участников Содружества; разраба­тывает и представляет на рассмотрение Совета глав государств и Совета глав правительств предложения и концептуальные подходы по всем ас­пектам военной политики и военного строительства, готовит по этим вопросам межгосударственные соглашения и решения.

Совет командующих Пограничными войсками является органом Со­вета глав государств по вопросам охраны внешних границ государств-членов Содружества и обеспечения стабильного положения на них.


Членами этого Совета являются командующие пограничными войска­ми (или другие полномочные представители) стран СНГ (кроме Азер­байджана, Молдовы и Украины), а также Председатель Координацион­ной службы Совета командующих. Координационная служба — постоян­ный рабочий орган Совета командующих, обеспечивающий выполнение возложенных на Совет функций. Заседания Совета командующих про­водятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

Межпарламентская Ассамблея государств—участников СНГ (МПА) проводит межпарламентские консультации, обсуждает вопросы сотруд­ничества в рамках Содружества, разрабатывает совместные предложе­ния в сфере деятельности национальных парламентов. Межпарламент­ская Ассамблея состоит из парламентских делегаций. Организацию де­ятельности МПА осуществляет Совет Ассамблеи, состоящий из руководителей парламентских делегаций. Процедурные вопросы дея­тельности МПА регулируются Регламентом. Местом,ее пребывания является Санкт-Петербург.

Координационно-консультативный Комитет (ККК) — постоянно дей­ствующий исполнительный и координирующий орган Содружества. В его функции входит:

■ выработка и внесение предложений по вопросам развития соци­ально-экономических связей;

■ организация совещаний представителей государств и экспертов для выработки проектов решений СГГ и СПГ;

■ содействие работе других органов Содружества.

ККК состоит из постоянных полномочных представителей, по два от каждого государства.

Комиссия по правам человека — консультативный орган, следящий за выполнением обязательств по правам человека, взятым на себя госу­дарствами-членами в рамках Содружества.

Подтверждением серьезных намерений в сфере экономики явилось создание Экономического совета СНГ, который обеспечивает выпол­нение решений Совета глав государств и Совета глав правительств Со­дружества по реализации Соглашения о создании зоны свободной тор­говли, Протокола к нему, а также по другим вопросам социально-эко­номического сотрудничества, принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции, а также по поручениям Совета глав го­сударств и Совета глав правительств СНГ. В частности, была разработа­на и принята Декларация об основных направлениях развития СНГ и подписан Протокол о внесении изменений и дополнений в Соглаше­ние о создании зоны свободной торговли, принятое еще в 1994 г.

Цели обеспечения единообразного применения соглашений госу­дарств—участников СНГ призван служить Экономический суд Содруже-


ства Независимых Государств, образованный 15 мая 1992 г. Его возник­новение было продиктовано необходимостью создания организацион­но-правового механизма урегулирования хозяйственных споров (в ши­роком понимании этого сложного термина) и споров, возникающих между самими государствами—участниками СНГ. В Соглашении глав го­сударств— участников СНГ о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран—участниц СНГ, заклю­ченном 15 мая 1992 г. в Ташкенте, указано: «В целях разрешения межго­сударственных экономических споров, которые не могут быть отнесе­ны к компетенции высших хозяйственных (арбитражных) судов госу­дарств Содружества, создать Хозяйственный суд Содружества» (ст. 5). Данное Соглашение подписали главы республик Армении, Беларуси, Казахстана, Молдовы, Узбекистана и Российской Федерации, а главы Азербайджанской Республики и Украины подписали Соглашение имен­но за исключением ст. 5. Подписи глав республик Таджикистан, Турк­менистан и Киргизии подданным Соглашением отсутствуют.

На заседании Совета глав государств—участников СНГ, состоявшем­ся 6 июля 1992 г. в Москве, Соглашение о статусе Экономического суда СНГбыло подписано главами республик Армении, Беларуси, Казахста­на, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана и Российской Федерации. Верховным Советом Российской Федерации данное Соглашение было ратифицировано 23 октября 1992 г. постановлением № 3707-1, в кото­ром содержалось предложение Председателю Высшего Арбитражного суда России представить кандидатуры для иг "рания судьями от Россий­ской Федерации в состав Экономического суда СНГ. Не подписано Соглашение главами Азербайджанской Республики и Украины, а глава Республики Молдова подписал его с оговоркой.

В Уставе СНГ статус Экономического суда СНГ определяет ст. 32. С принятием в июле 1994 г. Пленумом Экономического суда Регламен­та Экономический суд приобрел, помимо материально-правовой, про­цессуально-процедурную основу своей деятельности.

Соглашением о статусе Экономического суда СНГ (ст. 2) установ­лена квота числа судей от государств-участников, избираемых (назна­чаемых) в его состав, в количестве двух человек. Таким образом, исходя из того, что это Соглашение подписали главы восьми государств, су­дейский корпус Экономического суда СНГ должен состоять из 16 су­дей. Кроме того, названное Соглашение открыто для подписания дру­гими государствами. Положением об Экономическом суде СНГ установ­лено, что его судьи избираются (назначаются) в порядке, установленном в государствах-участниках для избрания (назначения) судей высших хо­зяйственных, арбитражных судов государств—участников Содруже­ства, сроком на 10 лет, на строго профессиональной основе из числа судей хозяйственных, арбитражных судов и иных лиц, являющихся спе-


циалистами высокой квалификации в области экономических право­отношений, имеющих высшее юридическое образование. Председатель Экономического суда и его заместители избираются судьями Экономи­ческого суда большинством голосов и утверждаются Советом глав госу­дарств Содружества сроком на 5 лет.

Высшим коллегиальным органом Экономического суда является Пленум, состоящий из Председателя Экономического суда, его замес­тителей и судей этого суда, а также председателей высших хозяйствен­ных, арбитражных судов и иных высших государственных органов, раз­решающих между государствами-участниками экономические споры. Таким образом, судейский корпус Экономического суда СНГ в широ­ком смысле — в виде его Пленума — состоит из 24 членов: 16 избранных судей и 8 входящих в него по должности руководителей специально-судебных органов.

Исполнительный Комитет СНГ. На проходивших 1-2 апреля 1999 г. заседаниях СГГ и СГП было принято решение о реформировании структуры органов Содружества Независимых Государств. В основе ре­формирования структуры органов СНГ лежало стремление государств-участников улучшить деятельность межгосударственных органов уп­равления интеграцией и сократить расходы на их содержание путем сокращения их количества и численности сотрудников.

Было также подтверждено, что каждое государство-участник само­стоятельно решает вопрос об участии в работе любого из органов СНГ. Исполнительный Секретариат СНГ, аппарат Межгосударственного Эко­номического Комитета, ККК, рабочие аппараты межгосударственных и межправительственных отраслевых органов реорганизуются в единый постоянно действующий исполнительный, административный и коор­динирующий орган — Исполнительный Комитет СНГ.

На заседании Совета глав правительств в 1999 г. было одобрено но­вое Положение об Исполнительном Комитете Содружества Независи­мых Государств. Документ был подписан Азербайджаном, Белорусси­ей, Грузией, Киргизией, Молдавией, Россией и Узбекистаном. При этом Азербайджаном, Грузией, Таджикистаном, Украиной были сделаны ого­ворки. Нарекания вызвали в основном формулировки документа, ко­торые допускают международную правосубъектность СНГ.

Согласно Положению, Исполнительный Комитет СНГ является единым постоянно действующим исполнительным, административным и координирующим органом Содружества Независимых Государств. Комитет обеспечивает организацию работы Совета глав государств, Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел, Эконо­мического совета и других органов Содружества. Исполнительный Ко­митет СНГ — юридическое лицо, имеющее статус органа региональной международной организации.


Основными направлениями деятельности Комитета являются:

■ разработка совместно с государствами-участниками и органами Содружества предложений, проектов документов, направленных на развитие сотрудничества государств—участников СНГ в по­литической, экономической, социальной и других областях, вне­сение их в установленном порядке на рассмотрение Совета глав государств, Совета глав правительств, Совета министров иност­ранных дел и Экономического совета в соответствии со своей компетенцией;

■ подготовка предложений по углублению разностороннего эко­номического сотрудничества в рамках СНГ, созданию и функ­ционированию зоны свободной торговли, обеспечению благо­приятных условий для перехода к более высоким ступеням хо­зяйственного сотрудничества, развития в будущем общего экономического пространства;

■ осуществление совместно с государствами-участниками и орга­нами Содружества анализа хода экономических реформ в госу­дарствах—участниках СНГ и подготовка предложений для про­ведения гармонизированной экономической и социальной по­литики;

■ оказание содействия развитию в рамках СНГ частного предпри­нимательства, многосторонней производственной кооперации, формированию транспортных коридоров, налаживанию инвести­ционного сотрудничества, развитию сельскохозяйственного рын­ка, совместному участию в реализации проектов по освоению ме­сторождений топливно-энергетических и сырьевых ресурсов, со­вместному выходу предприятий государств—участников СНГ на внешние рынки для оказания технического содействия третьим странам в строительстве промышленных и транспортных объек­тов, решению вопросов свободы транзита, особенно трубопровод­ного, автомобильного, железнодорожного транспорта;

■ подготовка предложений по развитию сотрудничества в вопро­сах повышения благосостояния граждан, обеспечения им гаран­тий широких прав в сферах образования, здравоохранения, со­циальной защиты, культурного развития;

■ организация совместных исследований и разработок в экономи­ческой и научно-технической области;

■ разработка совместно с государствами—участниками Содруже­ства предложений о стратегии Содружества, этапах ее осуществ­ления и приоритетах СНГ;

■ информирование в установленном порядке Совета глав госу­дарств о соответствии предложений органов отраслевого сотруд­ничества СНГ стратегии и этапам развития Содружества;


■ разработка правовых вопросов взаимодействия государств—уч­еты и ко в СНГ, в том числе сближения хозяйственного законод тельства, совершенствования правовой базы экономически сотрудничества и интеграции, формирования общих информ-ционных систем;

■ анализ и рассмотрение хода реализации международных догов ров, заключенных между государствами-участниками в рамк-Содружества, а также решений Совета глав государств, Сове глав правительств, Совета министров иностранных дел, Экон мического совета и подготовка соответствующих предложений

■ содействие созданию информационного пространства СНГ;

■ взаимодействие с рабочими (исполнительными) органами меж дународных организаций и объединений, в том числе образован ных в рамках СНГ, участие в международных мероприятиях пределах своих полномочий;

■ содействие осуществлению практики внешнеполитических кон сультаций по актуальным международным вопросам с учетом на циональных интересов каждого из государств—участников СНГ}

■ содействие реализации необходимых совместных мер урегули­рования имеющих место на территориях государств—участни­ков Содружества вооруженных конфликтов мирными средства--ми с использованием механизмов и ресурсов ООН и ОБСЕ;

■ координация и анализ деятельности органов отраслевого сотруд­ничества Содружества, внесение предложений по повышению: эффективности их работы;

■ информирование о деятельности органов СНГ через средства1 массовой информации.

К важнейшим функциям Исполнительного Комитета СНГ относят­ся: работа по формированию проектов повестки дня заседаний Совета глав государств, Совета глав правительств, Совета министров иностран­ных дел, Экономического совета; анализ хода реализации решений и дого­воров, принятых и заключенных в рамках СНГ; разработка проекта едино- •: го бюджета органов СНГ и последующий контроль за его исполнением.

Комитет состоит из департаментов и иных структурных подразделе­ний. Председатель Комитета имеет заместителей, из них два первых, ко­торые назначаются на должность на ротационной основе сроком на 3 года и освобождаются от должности Советом глав правительств Содружества по предложению государств—участников Содружества по представлению Председателя Комитета. Заместители Председателя Комитета не могут быть гражданами одного и того же государства—участника СНГ.

Органы отраслевого сотрудничества. Имеется также большое число органов отраслевого сотрудничества, которые действуют на оснопе со-


ашений Государств-членов о сотрудничестве в экономической, соци­альной и других областях. Органы отраслевого сотрудничества в преде­лах своей компетенции принимают рекомендации, а также в необходи­мых случаях вносят предложения на рассмотрение СГГ. Активно дей­ствуют в Содружестве Совет руководителей таможенных служб; Совет руководителей внешнеэкономических ведомств; Консультативный со­вет по труду, миграции и социальной защите населения; Правовой кон­сультативный Совет; Совет министров внутренних дел; Совет руково­дителей органов безопасности; Совет по культурному сотрудничеству; Межгосударственный совет по нефти и газу; Межгосударственный авиа­ционный комитет; Межгосударственный Совет по чрезвычайным си­туациям природного и техногенного характера и др.

3.2. Проблема эффективности организационно-институциональной структуры СНГ

Анализ проблемы эффективности организационно-институцио­нальной структуры СНГ следует начать с анализа эволюции Содруже­ства, в ходе которой происходило становление этой структуры в ее со­временном виде. В этой связи можно выделить несколько этапов.

Первый этап — 1991—1993 гг. Союзные республики обретают поли­тическую независимость, оформляют государственность, получают меж­дународное признание и правовое оформление, входят в международ­ные организации, обеспечивают договорные оформления отношений между собой, начинают формировать самостоятельные финансово-эко­номические, бюджетно-налоговые, таможенные, пограничные струк­туры. Однако их народнохозяйственные системы по-прежнему продол­жают функционировать в рамках единого экономического простран­ства с единой валютой. Несмотря на то что в рамках Содружества принимаются сотни решений, направленных на сохранение единого рынка и экономических связей, центробежные тенденции усиливают­ся. Этот процесс становится превалирующим в экономических отно­шениях между странами, что приводит к углублению кризиса экономи­ки, высокой инфляции и другим негативным последствиям практичес­ки во всех государствах.

Второй этап— 1993-1996 гг. Новые Независимые Государства (ННГ) упрочили свой политический суверенитет, самостоятельно вошли в мировое сообщество, международные финансовые организации, нара­ботали достаточно тесные, развитые экономические связи с ближай­шими соседями, ранее не входившими в Советский Союз. ННГ окон­чательно утверждаются в своей экономической независимости, создав самостоятельно функционирующие финансово-экономические систе­мы со всеми государственными проявлениями — бюджетом, налогово-таможенной службой, валютой и т.д. Наступает период относительной


стабилизации экономики с резким снижением уровня инфляции. И все же на нормальном функционировании производства продолжает отри­цательно сказываться разрыв хозяйственных связей.

Меняется характер принимаемых в Содружестве межгосударствен­ных решений — отношение к ним становится все более жестким и кри­тическим, позиции сторон по тем или иным проблемам экономическо­го взаимодействия все больше расходятся. Остаются невыполненными решения по созданию Экономического и Платежного союзов и многие другие. Однако возникают и положительные моменты: во взаимоотно­шениях между отдельными государствами все явственнее проявляется стремление установить более тесные связи на двусторонних и много­сторонних основах.

Третий этап начался в 1997 г. Всеми государствами признавался кри­зис в Содружестве, который проявлялся в невыполнении основопола­гающих решений, отказе ряда государств в сотрудничестве по многим экономическим, политическим, военным вопросам и в отдельных струк­турных организациях Содружества. Одновременно начался поиск пу­тей совершенствования деятельности Содружества, новых объединяю­щих целей и задач.

Собственно говоря, в то время было три мнения о возможном раз--витии объединения. Первое — пессимистическое: Содружество прекра­тит существование, но не сразу, а по мере постепенного выхода отдель-| ных государств из систем договоренностей в рамках СНГ (например, как вышли из Договора о коллективной безопасности Грузия и Азер­байджан; Договора о безвизовом режиме поездок граждан — Туркмени­стан и т.д.). Второе —расплывчатое: ситуация будет оставаться неопреде­ленной достаточно долго. Главы государств и правительств периодически 1—2 раза в год будут проводить встречи, принимать необязательные к исполнению решения, причем не все 12 лидеров станут подписывать документы. Это будет больше похоже не на Содружество, а на систему периодических консультаций по общим вопросам. Третье — оптимис­тичное: государства СНГ постепенно реализуют решения о режиме сво­бодной торговли и мерах по взаимовыгодному сближению экономик, восстановлению эффективных торговых и кооперационных связей, ре­формируют органы Содружества и поддержат усилия активизации их деятельности. Это был путь к формированию действительно интегри­рованной международной организации заинтересованных государств.

Направление развития СНГ. Этим прогнозам соответствовало не­сколько возможных принципиальных направлений дальнейшего раз­вития СНГ.

1. Сохранение нынешнего неопределенного состояния;

2. Распад содружества на полностью независимые суверенные госу­дарства, которые стремятся удовлетворить свой национальный мен~


талитет и в какой-то мере абсолютизировать национальный сувере­нитет;

3. Консолидация до уровня международной, межгосударственной организации;

4. Объединение до уровня конфедерации;

5. Сплочение до уровня федерации.

Исходя из положения дел, последняя возможность была наименее правдоподобной. Но как среди ученых, так и среди практиков не было единого мнения о дальнейшем развитии Содружества.

«Современная конфедерация, несомненно, наиболее реальный путь, по которому может развиваться Содружество... Первое условие конфедера­ции — совместная оборона присутствует. Второе — совместное ведение внешней политики. Здесь тоже никакого сомнения нет, что будет идти кон­солидация, укрепление. Таким образом, эти два признака старой конфеде­рации также присутствуют. Новый признак конфедерации — экология».

М. И. Лазарев, профессор ИЛА РАН, 1997

«С позиции старой теории государства, конечно, ни Европейский союз, ни СНГ к конфедерации отнести невозможно, но я бы сказал, что Содруже­ство в чем-то выше традиционной американской конфедерации или старой швейцарской».

Ю. А. Тихомиров, видный российский специалист в области государственного права, 1997

«Скорее, чем к конфедерации, Содружество тяготеет к превращению в международную организацию, достаточно своеобразную, но обладающую уже большим количеством признаков именно международной организации».

А. Г. Ходаков, директор Правового департамента МИД России, 1997

«Это может быть, выражаясь неюридическим языком, недостаточно развитая, но все-таки региональная организация. Она же имеет статус на­блюдателя Организации Объединенных Наций. Это субъект международ­ного права, имеющий статус, пусть не все согласны с этим, но в общем-то, и по своей компетенции она вполне укладывается в рамки главы 8 Устава ООН. Она может проводить операции по поддержанию мира в соответствии с Уста­вом как региональная организация. Акцент делается, и вполне понятно, на экономических аспектах деятельности этой организации, но она ведь этим не исчерпывается»1.

С. В. Черниченко, директор Центра международного права и гуманистических проблем Дипломатической академии МИД России, 1997

Мишальченко Ю. В. Содружество, сообщество, союз: Международные правовые, экономические и валютно-финансовые проблемы интеграции независимых государств. СПб., 1999. С. 13.


«СНГ — новое региональное объединение государств Евразии, кото­рое строится на современном алгоритме внешнеполитических тенденций»1.

В. И. Балакирева, президент Фонда культуры «Семья. Общество. Традиции», 1997

Наблюдался кризис развития, и выход из него государства-участ­ники стали искать в двух направлениях. Первое — это преодоление кри­зиса, активизация деятельности СНГ и его исполнительных органов. Другое направление — реализация интересов в виде разноскоростной интеграции в рамках Содружества.

Конкретным шагом первого направления стала организация на мос­ковском саммите Специального межгосударственного форума по пробле­мам совершенствования деятельности СНГ { 1998 г.). Казалось бы, уда­лось сделать маленький прорыв.

Вторая тенденция развития Содружества выразилась в регионали­зации политических и экономических интересов отдельных государств и формировании различных объединений. Их можно разделить на две группы: первая ставила целью ускорение интеграции, более тесное эко­номическое и политическое взаимодействие — Союз Беларуси и Рос­сии, Таможенный союз пяти государств. Вторая — объединения, фор­мирующиеся на базе чисто региональных интересов, — Центрально-Азиатское экономическое сообщество и ГУАМ (организация, название которой образовано первыми буквами входящих в него государств) в составе Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы, имеющие общие интересы совместного использования транспортно-коммуникационно-го потенциала2.

Окончательное признание получает разноскоростная интеграция, ко­торая оформляется в форме различных квазирегиональных организаций.

Концепция дальнейшего развития СНГ. Явные улучшения в деятель­ности СНГ тем не менее не стали радикальными преобразованиями. Содружество подвергается серьезной критике за то, что оно оказалось неспособным провести экономическое размежевание с сохранением интеграционных связей без тех колоссальных потерь, которые после­довали за развалом единой народнохозяйственной системы. Центробеж­ные тенденции оказались решающими. Интеграционные задачи ото­шли на второй план, главными целями для СНГ стал собственный су­веренитет—политический, финансово-экономический —любой ценой.

Вместе с тем появилась возможность достаточно быстро адаптиро­вать институциональную систему Содружества под текущие конкрет-

'■ Балакирев В. И. Три этапа деятельности Межпарламентской Ассамблеи стран-участниц Содружества Независимых Государств. М., 2000. С. 50.

2 Исингарин Н. Таможенный союз: Дела и планы. Алматы, 2000. С. 3.


ные проблемы. Так, например, в ответ на нападение на ряд стран СНГ международных террористов создан Антитеррористический центр СНГ. Следующая крупная реформа Содружества Независимых Государств началась десять лет спустя. Концепция дальнейшего развития Содруже­ства Независимых Государств была одобрена Советом глав государств в октябре 2007 г. Она представляет собой совокупность согласованных взглядов государств—участников Содружества, отражающих их общее видение СНГ, цели и направления его эволюции. Однако очевидно, что сам механизм принятия решений в Содружестве дает возможность ряду стран не участвовать в их реализации.

В соответствии с Концепцией Содружество Независимых Госу­дарств — это региональная межгосударственная организация, форма со­трудничества равноправных независимых государств практически во всех сферах межгосударственного общения. СНГ представляет собой важный механизм проведения межгосударственных консультаций и пе­реговоров в целях согласования и реализации в рамках Содружества на­правлений многостороннего сотрудничества. В документе признается ограниченное участие отдельных государств—участников СНГ в дея­тельности его органов и в принятии документов, обусловленное осо­бенностями национальных интересов и воспринимаемое в Содружестве с пониманием и уважением. Признается, что в Содружестве реализуют­ся разноуровневые и разноформатные модели взаимодействия, учиты­вающие специфику национальных интересов и внешнеполитического курса государств—участников СНГ. При принятии решений в рамках СНГ сохраняется принцип консенсуса.

Согласно Концепции, основной целью Содружества является фор­мирование в долгосрочной перспективе интегрированного экономичес­кого и политического объединения заинтересованных государств, обес­печивающего эффективное развитие каждого его участника. При этом выделяются следующие направления:

■ поддержание социально-экономической стабильности и между­народной безопасности;

■ укрепление добрососедских отношений между государствами-участниками СНГ, основанных на уважении интересов друг друга;

■ повышение конкурентоспособности государств-участников, обеспечение их вхождения в мировое хозяйство в целях дости­жения прогресса и процветания;

■ достижение максимальной эффективности в совместном реше­нии проблем, порождаемых глобализацией, использование ее преимуществ;

■ повышение уровня жизни и благосостояния граждан государств-участников СНГ;

■ способствование вхождению каждого государства—участника СНГ во Всемирную торговую организацию (ВТО);


■ противодействие традиционным и новым угрозам и вызовам;

■ развитие сотрудничества в гуманитарной сфере;

■ реализация основополагающих международных принципов и стандартов в области демократии и прав человека;

■ дальнейшее сближение национальных законодательств госу­дарств—участников Содружества в различных сферах многосто­роннего сотрудничества на основе общепризнанных принципов и норм международного права;

■ обеспечение эффективного диалога на всех уровнях для реали­зации перечисленных выше целей и подготовки Содружества к новым этапам углубленного сотрудничества.

В документе указывается, что приоритетом СНГ сегодня является экономическое сотрудничество. Полноценное торгово-экономическое взаимодействие государств—участников СНГ является необходимым условием устойчивого развития стран Содружества. Экономические связи на пространстве СНГ должны основываться на рыночных прин­ципах, взаимном уважении и взаимной выгоде. Экономической целью СНГ на современном этапе должно стать завершение формирования зоны свободной торговли и дальнейшее ее совершенствование соглас­но принципам, правилам и нормам ВТО.

Политическое взаимодействие рассматривается как возможность за­интересованных государств-участников на разных уровнях на регуляр­ной основе обмениваться мнениями по ключевым вопросам мировой политики, стремясь к формированию согласованных подходов. При этом специально будут развиваться сотрудничество в наблюдении за выборами и референдумами, внедряться единые и объективные крите­рии оценки избирательных процессов.

Подчеркивается важность гуманитарного сотрудничества. В Кон­цепции оно характеризуется как важнейший элемент взаимодействия, позволяющий в полном объеме задействовать человеческий фактор в межгосударственных отношениях. Среди основных его задач — даль­нейшее развитие общих образовательного, научного, информационно­го и культурного пространств, здравоохранения, спорта и туризма, мак­симальное вовлечение в гуманитарное сотрудничество всех государств-участников. Расширению гуманитарного пространства СНГ послужит активизация народной дипломатии, вовлечение в гуманитарное сотруд­ничество широкого круга потенциальных партнеров, включая бизнес-круги и неправительственные объединения. Важную роль в решении задач гуманитарного сотрудничества должны играть языки государств-участников СНГ и русский язык как фактор межнационального обще­ния на пространстве СНГ.

По-прежнему большое внимание будет уделяться обеспечению бе­зопасности общего пространства. Активизация усилий будет осуществ-


ляться по всем основным направлениям: в области борьбы с междуна­родным терроризмом и иными проявлениями экстремизма, организо­ванной международной преступностью, в том числе с незаконным обо­ротом оружия, наркотических средств и психотропных веществ, в проти­водействии коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, торговле людьми, преступлениям в сфере информа­ционных технологий, в оформлении и охране государственных границ. Существенной составной частью сотрудничества в рамках СНГ будет яв­ляться взаимодействие в экологической сфере, предупреждение чрезвы­чайных ситуаций и ликвидация последствий стихийных бедствий.

Большое внимание в Концепции уделено механизмам функциони­рования Содружества и его организационному совершенствованию. Это подразумевает упорядочение и унификацию органов СНГ в соответствии с международно-правовыми нормами и оправдавшим себя международ­ным опытом.

В частности, речь идет о повышении роли и активизации института ротируемого председательства. Предлагается при переходе председатель­ства от одного государства к другому сохранять преемственность, в том числе в реализации решений, ранее принятых в рамках Содружества. Пред­седательство в течение одного года осуществляется очередным государ­ством одновременно в Совете глав государств, Совете глав правительств, Совете министров иностранных дел, Экономическом совете СНГ и Ко­миссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ, а также в Совете постоянных полномочных представителей государств-участников Содружества при уставных и других органах Содружества.

Более четк

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...