Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

А. Иерархичность мира. Ангельская иерархия




А. Иерархичность мира. Ангельская иерархия

Рассмотрение сочинений Михаила Пселла убеждает нас в том, что его богословским воззрениям было свойственно представление об онтологической неизменяемости космической иерархии. Ангельские чины, оставаясь внутри этой космической иерархичности статичными по отношению к вещественному миру, имеют на наш взгляд, подобно Ареопагитикам, динамику внутреннего совершенствования в себе. Не допуская возможности перехода от одного чина к другому в рамках иерархии, взгляды Пселла, по нашему мнению, оставляют место движению, совершаемому всей иерархией внутри каждого отдельного чина. Ангелы не могут изменить свой чин в процессе совершенствования, но двигаются в его рамках. Несмотря на то, что открыто Пселл нигде не высказывается по этому поводу, тем не менее, такая позиция представляется наиболее соответствующей его ангелологии, характеризующейся, по нашему убеждению, достаточно последователеным принятием учения Ареопагитик об иерархичности небесного мира.

Исследование источников позволило выявить ряд концепций, характерных для ангелологических воззрений Михаила Пселла. В основании его ангелологии находится идея иерархичности мира, которая также как и ангельская иерархия, установлена Богом, не являясь результатом отпадения от Блага, как это понималось последователями Оригена. Эта иерархичность незыблема, поэтому все тварные существа, в понимании Пселла, вернутся к Богу в том иерархическом состоянии, в котором они произошли от Него. Поскольку же онтологическое неравенство тварных существ не распределяется по нравственному признаку отдаления от Блага, но содержится таким по Замыслу Божию, то космологичекой иерархичности тварного мира свойственен статичный характер: тварные существа не могут изменить свой онтологический и иерархический статус изначально определенный для них Всеведущим Богом. Статичность иерархии тварного приводит Пселла к отрицанию возможности преображения праведных в ангелов, которые могли бы войти в число их чинов, в эсхатологической перспективе. Кроме того, эта возможность не вписывалась бы в космическую иерархичность, выстраиваемую Пселлом по математическому принципу увеличения численности существ по мере их удаления от Единицы-Бога. Эта идея приводит Пселла к утверждению меньшей численности ангелов по сравнению с людьми, а также к мысли о том, что число ангелов внутри каждого чина соответствует их иерархичесому положению, и уменьшается по мере приближения к Единому Богу. Эта идея, похожая на концепцию Оригена о творении и иерархичности мира как отпадении от Бога не имеет у Пселла этого оригенистского отпечатка: такое устроение мира приписывается именно Замыслу Божию.

 

B. Ангелология Пселла в контексте мистического учения преп. Никиты Стифата

Ангелологические взгляды Михаила Пселла представляют яркий пример богословской мысли Византии Χ Ι века, характеризующейся стремлением максимально рационализировать истины христианства и изложить их на языке науки и философии своего времени. Методология Пселла, в отличие от аскетико-мистического подхода преп. Никиты Стифата и Симеона Нового Богослова, позволяет ученому монаху обратиться к целому спектру научного знания того времени – космологии, философии и математике, сочинениям неоплатоников и Ареопагитик. Но теснее всего она связана с космологией. Поскольку всему космосу характерно четкое разграничение по разным уровням по отношению к своему Творцу, то и ангельский мир иерархичен, и иерархичность эта незыблема. Находясь на разных уровнях космической иерархии, ангел и человек пребывают онтологически неизменными, что приводит Пселла к невозможности принятия идеи преп. Никиты Стифата о восполнении отпавших от ангельских чинов демонов душами праведников. Ангельская иерархия, не претерпевшая изменений в результате отпадения демонов, но оставшаяся цельной внутри иерархичного космоса и статичной по отношению к вещественному миру, может стремиться по Пселлу лишь к совершенствованию каждого чина внутри иерархии. Таким образом, все тварные существа, включая ангельский мир и человека, не могут изменить свой чин в процессе восхождения, но двигаются в его рамках, возвращаясь к Богу в том иерархическом состоянии, в котором произошли от Него. Этот богословско-философский вывод приводит ангелологические взгляды Пселла к невозможности совмещения ангелологии неизменных иерархий с мистическим богословием Стифата, став поводом для скрытой богословской полемики, отразившейся в литературном наследии византийского ученого монаха.

 

C. Демонологичесие воззрения Пселла

В ходе изучения письменного наследия Михаила Пселла было выявлено множество ангелологических концепций, характерных взглядам византийского монаха, последовательное обозрение которых позволило определить его позицию по важнейшим ангелологическим вопросам, и в частности по проблеме материальности и телесности ангелов и демонов. Сопоставление взглядов Пселла в источниках обладающих достоверной подлинностью, с текстом приписываемого ему диалога Π ε ρ ὶ ἐ ν ε ρ γ ε ί α ς δ α ι μ ό ν ω ν , показало существенное концептуальное несходство воззрений византийского ученого с теориями, изложенными в псевдоэпиграфе. Подлинной ангелологии Пселла совершенно несвойственно приписывание небесным умам материальности какой бы то ни было степени. Более того, нематериальность духов становится для Пселла главным аргументом в пользу их бестелесности. Пселл не только отрицает присутствие ὕ λ η в природе демонов, что допускали некоторые аскетические церковные писатели, но более того, отталкиваясь от рассуждений свт. Григория Богослова, опровергает возможность даже особой ангельской телесности, которую с определенными оговорками допускали такие авторитетные церковные писатели как Климент Александрийский, преп. Макарий Египетский, взгляды которых были подытожены известным мнением преп. Иоанна Дамаскина. Таким образом, Пселл стоит на позиции доминирующего течения в святоотеческой ангелологии, признающей совершенную нематериальность и бестесность не только ангелов, но и демонов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...