Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальные модели государственного устройства




Социальная система в теории управления

Основные понятия и определения

 

В социологии понятие "общество" имеет более широкое, универсальное значение, чем в бытийном понимании. Чтобы выяснить суть понятия "общество", следует различать три разных понятия - "страна", "государство", "общество".

Страна - часть света или территории, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом.

Государство - политическая организация данной страны, включающая определенный тип режима власти (монархия, республика), органы и структуру правления (правительство, парламент).

Общество - социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура.

Если быть более точным, то необходимо отметить, что общество существовало и в ту далекую эпоху, когда не было стран и государств. С этой точки зрения "общество" - социальная организация не только страны, но также нации, народности, племени.

Основная задача системного подхода в исследовании общества состоит в объединении различных знаний по поводу общества в целостную систему, которая могла бы стать теорией общества. И это понятно, ведь только такой подход снимает главную проблему рассмотрения общества как суммы индивидов. Схватить, уловить, проанализировать устойчиво-повторяющееся, типичное в жизни общества, отвлекаясь при этом от жизнедеятельности конкретных людей, помогает именно метод системного анализа.

С точки зрения системного подхода социальная система - это целостное образование, формируемое состояниями и процессами социального взаимодействия межу действующими субъектами. [Гуц А.К.;1997]

Под социальным действием (взаимодействием) понимается осознанное действие человека, обычно вызываемое его потребностями, находящееся в связи с действиями других людей, сориентированное и/или воздействующее на их поведение и в свою очередь испытывающее влияние поведения других.

Существенными чертами любой системы, в том числе - социальной, являются целостность и взаимосвязанность (интеграция) всех элементов ее структуры. Первое понятие фиксирует объективную форму существования явления, т.е. его существования как целого, а второе - процесс и механизм объединения его частей. Целое, и на это обратили внимание еще древнегреческие философы, "больше суммы входящих в него частей". [Сорокин В. Д.; 1971]

В основе классификации социальных систем обычно лежат типы социальных связей. Под социальными связями мы понимаем социальное действие, выражающее зависимость и совместимость людей и их групп.

Социальные связи включают следующие основные элементы: субъекты; предмет, содержание; механизм и его сознательное регулирование. С развитием общества социальные связи усложняются. Основными формами социальных связей являются: социальный контакт, т.е. неглубокая, поверхностная связь единичного характера; социальное взаимодействие; социальное отношение. Социальные связи и взаимодействия лежат в основе образования социальных групп, общностей, социальных институтов и социальных организаций, социальных ценностей и норм, социального контроля.

В широком смысле понятие социальная группа охватывает любое социальное объединение людей от семьи и группы сверстников до общества данной страны.

Социальная общность - форма социального взаимодействия людей, реально существующая и эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального поведения, действия. В отличие от социальных институтов и организаций социальные общности не создаются сознательно, а складываются под воздействием объективного хода общественного развития, совместного характера человеческой жизнедеятельности.

Социальные институты - высокоорганизованные социальные системы, отличающиеся устойчивой структурой, глубинной интегрированности своих элементов (социальных ценностей, норм, социальных ролей и групп), сфокусированных на реализации какой-либо базовой социальной потребности. Понятию социальный институт отводится центральное место в системно-структурном анализе социальных явлений. Социальный институт может быть определен как ведущий компонент социальной структуры общества. [Гончаров П.К.; 2000]

Организации социальные - сложные взаимосвязанные иерархические социальные системы (крупные вторичные социальные институты), образуемые для достижения определенных целей. Государство и его органы, например, правомочно рассматривать и как институт и как организации социальные.

Таким образом, разграничение видов социальных систем весьма условно. Вычленение социальной системы по одному или другому критерию определяется задачей социологического исследования. Одна и та же социальная система может в равной степени рассматриваться и как социальная группа, и как система социального контроля, и как социальный институт, и как социальная организация. Существует сложная мозаика (система) социальных систем. Самой же большой из них и является общество.

Теория управления

 

Управление как социальный феномен является предметом изучения целого ряда наук - менеджмента, социологии, политологии, философии, кибернетики, психологии, экономики. Таким образом, теория управления как самостоятельная отрасль знания формируется и развивается как междисциплинарная система.

Это значит, что теория управления включает в себя социологию управления, экономику управления, философию управления, психологию управления, политику как искусство управления государством, менеджмент как науку и искусство управления организацией. Особое значение для становления теории управления имела кибернетика как наука об общих чертах процессов и систем управления в технических устройствах, живых организмах и человеческих организациях.

В современной науке управления выделяют два уровня знания, первый из которых представлен общими теориями социального управления, а второй - прикладными теориями организации и управления, обеспечивающими базу для практических рекомендаций по рационализации труда и совершенствованию управления.

Теория управления - представляет собой науку, изучающую управленческие процессы в социально-экономических системах, принципы, содержание и формы управленческих отношений. [Франчук В.И.; 2000]

Таким образом, теория управления имеет свой, только ей присущий предмет исследований - она изучает закономерности организации управленческого процесса и возникающие во время этого процесса отношения между людьми, определяет методологические приемы, соответствующие специфике объекта исследований, разрабатывает систему и методы активного воздействия на объект управления и определяет способы предвидения и прогнозирования изучаемых процессов.

 

Социальные модели государственного устройства

 

История становления современных форм и моделей государственной социальной политики началась в странах Западной Европы во второй половине XIX в. Но именно после 1945 года, именно в разгаре холодной войны на Западе было создано зрелое социальное государство. Когда стало общепризнано, что основная задача государства - выполнение современных функций в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения, т.е. создание общественных благ, а не традиционные чисто военные, полицейские функции.

Широко известна классификация моделей социальной политики, предложенная английским социологом Г.Э. Андерсеном:

·  неолиберальная (англо-американская или англосаксонская) модель, основанная на социальной поддержке уязвимых слоев общества, реализуемая посредством института социальной помощи, государство устанавливает невысокие единые ставки пенсионного страхования. Модель характерна для США, Великобритании, Канады и Австралии. Социальные расходы государства 15-20% ВВП и 8% - частный сектор;

·  консервативно-корпоративистская (франко-германская) модель - направлена на оказание содействия государством объединениям работников и работодателей в вопросах обязательного социального страхования. Модель характерна для Германии, Франции, Бельгии, Австрии и Италии. Социальные расходы достигают 25% ВВП;

·  социально-демократическая (скандинавская) модель - в рамках государственного социального обеспечения всем гражданам предоставляется широкий круг льгот и гарантий, с высокими дотациями семейных бюджетов. Установлены высокие налоговые ставки на подоходный налог и на предпринимательский доход. Модель характерна для Швеции, Норвегии, Дании и Финляндии. Социальные расходы достигают 30% ВВП.

Центральным звеном в конструкции модели социальной политики любой страны является распределение национального дохода, которое обуславливает уровень и качество жизни населения. Распределительные механизмы наполняют реальным содержанием социальные взаимоотношения в обществе и придают понятию «социальная справедливость» конкретный смысл [Аналитический вестник №6; 2006].

Государство играет главную роль в распределении доходов, что зафиксировано в положениях Конвенции МОТ № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики». Согласно Конвенции, основная функция государства заключается в принятии всех необходимых мер для обеспечения такого жизненного уровня (одежда, пища, жилище, образование, медицинское обслуживание и социальное обеспечение), которые необходимы для поддержания благосостояния и здоровья. [Аналитический вестник №6; 2006].

Одним из наиболее важных вопросов в социальной политике, является определение необходимой и достаточной доли заработной платы в ВВП, которая законодательно резервируется на все виды социального страхования.

Страны с рыночной экономикой используют на практике несколько моделей распределительной политики.

Отличаются национальные модели государств друг от друга по структуре и сочетанию институтов социальной защиты - социальной помощи, государственного социального страхования, обязательного социального страхования образования, медицинской помощи; по размерам ресурсов на их функционирование и доминирующей роли одного из институтов социальной защиты.

При всей несхожести практического воплощения социальной политики в разных странах, можно выделить три основных варианта.

Модель Бисмарка основывается на профессионально-трудовой социальной солидарности, позволяет аккумулировать крупные финансовые ресурсы, обеспечивает гарантии предоставления медицинской и реабилитационной помощи, высокий уровень страховых выплат. Цель социального рыночного хозяйства в Германии - социальная защита граждан и социальная справедливость, а средства на достижение проистекают из свободной хозяйственной деятельности.

Модель Бевериджа основана на том, что национальная служба здравоохранения и семейные пособия должны финансироваться из государственного бюджета, а остальные меры социальной защиты ложатся, за счет отчислений, на самих работников и работодателей и некоторых субсидий государства. В Великобритании на каждый институт социальной защиты приходится примерно равная доля финансовых ресурсов.

Шведская модель находится под строгим государственным контролем, и основана на высоком уровне и общедоступности мер социальной поддержки населения, на прогрессивной налоговой системе, приоритете принципов равенства и солидарности в социальной политике.

Таким образом, становление современных форм и моделей государственной социальной политики произошло в странах Западной Европы во второй половине XIX в., но именно в разгаре холодной войны на Западе было создано зрелое социальное государство. Когда стало общепризнано, что основная задача государства - выполнение современных функций в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения, т.е. создание общественных благ.

Отличаются национальные модели государств друг от друга по структуре и сочетанию институтов социальной защиты - социальной помощи, государственного социального страхования, обязательного социального страхования, образования, медицинской помощи; по размерам ресурсов на их функционирование и доминирующей роли одного из институтов социальной защиты.

советский общество социальный

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...