Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 6. Процесс обучения. 1. Сущность процесса обучения. . 2. Структура процесса обучения.




Лекция 6

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

План:

1. Сущность процесса обучения.

2. Структура процесса обучения.

3. Общие закономерности процесса обучения.

4. Движущие силы процесса обучения.

5. Функции процесса обучения.

6. Цели обучения.

7. Обучение как двусторонний процесс совместной деятельности учителя и учащихся.

8. Основные этапы процесса обучения.

 

1. Сущность процесса обучения.

В процессе обучения взаимодействуют: деятельность преподавания и деятельность учения. Такое отношение двух основных деятельностей является условием функционирования учебного процесса. Поставленная учебная задача и познавательная деятельность учащихся создают логику и обеспечивают самодвижение процессуальной стороны обучения. Зависимость учебного процесса от общих закономерностей человеческого познания выражает сущность самого процесса обучения.

Познание, являясь отражающей деятельностью, может воспроизводить окружающий мир в сознании человека с различной степенью адекватности. Это вырабатывает способность человеческого организма отвечать на любое воздействие избирательной реакцией, соответствующей особенностям источника.

В такой отражательной деятельности присутствует два противоположных процесса: процесс интериоризации (формирование внутренних структур человеческой психики в результате усвоения структур внешней социальной деятельности) и процесс экстериоризации (процесс перехода внутренних психологических структур во внешнюю социальную деятельность человека).

Эти два процесса составляют основу человеческого познания. А поскольку сущность процесса обучения вытекает из общего хода процесса познания и определяется его общими закономерностями, связанными с отражением окружающего мира в познавательной деятельности человека, постольку целью учебного процесса является выработка у учащихся механизма в переходе психологических структур из внешнего плана во внутренний план и наоборот, т. е. формирование, отработка и развитие системного свойства сознания в активном отражении объективного мира, в построении этого мира и саморегуляция на этой основе своего поведения и деятельности.

Системой условий для функционирования учебного процесса становятся все составляющие его компоненты (цель, содержание, методы, средства, организационные формы, деятельности преподавания и учения, результат). Общим результатом процесса обучения выступают психические новообразования в любой сфере жизнедеятельности человека - познавательной, личностной, предметной, деятельностной.

 

2. Структура процесса обучения.

Дидактика рассматривает обучение как сложную целостную систему, вбирающую в себя совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов). Процесс обучения - это сложная система, выражаемая бесконечным разнообразием состояний, отношений и связей ее функционирующих компонентов. В состав этой системы входят информационные компоненты, средства обучения, средства организации и управления.

П. И. Пидкасистый в своих исследованиях дает следующую структуру процесса обучения:

1. Цель обучения (цели и задачи обучения).

2. Деятельность преподавания.

3. Средства управления (содержание учебного материала, методы обучения, средства обучения, организационные формы обучения).

4. Деятельность учения.

5. Результат.


 

Все компоненты учебного процесса надо рассматривать в закономерной взаимосвязи и взаимовлиянии, поскольку они обеспечивают его функционирование, устойчивое единство и целостность.


 

Ю. К. Бабанский в своих исследованиях выделил следующие составные элементы процесса обучения:

1. Целевой компонент (цели и задачи обучения).

2. Стимулирующе - мотивационный компонент (интересы, мотивы учения).

3. Содержание обучения (учебный план, учебные программы, учебники).

4. Операционно-деятельностный компонент (методы, средства и формы организации обучения).

5. Контрольно-регулировочный компонент (контрольные, практические работы, опросы, зачеты, экзамены, самоконтроль).

6. Оценочно-результативный компонент (оценка, самооценка, коррекция).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...