Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Особенности тренинговой формы проведения занятий




3. Особенности тренинговой формы проведения занятий

Особенности, преимущества и эффективность групповой работы с учащимися была выделена известным американским психологом К. Рудестамом (1993). Он утверждал, что одним из главных преимуществ групповой работы является то, что, оказавшись в тренинговой группе, человек обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и другие переживают сходные чувства. Для многих подобное открытие само по себе оказывается мощным психотерапевтическим фактором.

Группа способна отразить общество в миниатюре, а значит, делает очевидными такие скрытые факторы, как давление партнеров, социальное влияние и конформизм. Происходит моделирование системы взаимоотношений и взаимосвязей, характерных для реальной жизни, а это дает возможность участникам увидеть и проанализировать в безопасных условиях психологические закономерности общения и поведения, неочевидные в житейских ситуациях. Так в группе можно разыграть сцену привычного школьного конфликта и апробировать разные стратегии поведения.

В группе участники имеют возможность получения обратной связи и поддержки от учащихся со сходными проблемами. Бывает, что в обычной жизни человеку почти невозможно услышать мнение о себе, а в группе можно создать ситуацию, позволяющую увидеть свое отражение в глазах других людей, понимающих твое переживание, поскольку они сами переживали что-то подобное.

При получении психологической помощи через группу человек (в т. ч. ребенок) может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров. Группа дает возможность тренироваться в тех или иных ситуациях, чтобы перенести это в реальную жизнь. Групповая форма работы открывает перед участниками недоступные возможности: взаимодействуя в специально созданных условиях с другими участниками, человек свободно обращается со значениями и смыслами. Процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания в групповой работе помогают в большей степени, чем в индивидуальной.

Участники группы не являются «учениками ведущего», они учатся друг у друга способам преодоления трудностей, эффективным умениям общения и взаимодействия, перенимают ценности и взгляды.

Группа – это реальный мир в миниатюре. В ней существуют те же, что и в жизни проблемы межличностных взаимоотношений, поведения, принятия решений и т. д. Тем не менее от реального мира эта искусственно созданная обстановка отличается тем, что в тренинговой группе каждый может быть и экспериментатором, и предметом эксперимента. Здесь возможно решение задач, которые неразрешимы в реальной жизни.

Конечная цель тренинговой группы – научить ее участников применять полученные на занятиях знания и навыки в реальной жизни.

Тренинговая группа выполняет еще и функцию психологического выздоровления. Это означает, что занятия в тренинговой группе помогают наладить адекватные межличностные взаимоотношения, повысить свою коммуникабельность, открытость, укрепить уважение к окружающим и чувство собственного достоинства. Участники тренинговой группы обучаются правильному поведению в различных ситуациях межличностного общения. В атмосфере взаимного доверия и полной психологической открытости каждый участник группы имеет возможность познать самого себя, выработать умения и навыки познания других людей, установления с ними доверительных отношений.

Работа в группе строится поэтапно:

- Представление каждым участником самого себя

- Получение реакции от других на собственные высказывания: «Какой ты», «Каким мы тебя видим»

- Поиск каждым участником новых форм межличностного поведения

- Закрепление и отработка эффективных форм поведения, получивших одобрение со стороны большинства членов группы.

- Отработка каждым участником навыков межличностного общения

            Каждое занятие включает основные этапы:

1. Настрой на работу и создание единого пространства;

2. Проведение работы по основной теме занятия;

3. Овладение навыками

4. Снятие напряжения и подведение итогов

Обычный цикл занятий рассчитан на 25-30 часов, а в условиях школьного обучения он может варьировать в зависимости от характера решаемых задач. Однако следует отметить, что непродолжительные занятия (менее 20 часов) не позволяют в полной мере реализовать оптимальную программу тренингов и снижают ее эффективность.

В процессе работы на занятиях применяются различные методические приемы: групповая дискуссия (базовый методический прием), ролевая игра, невербальные упражнения и т. д.

 Требования к ведущему

Основными компонентами готовности быть ведущим тренинговой группы являются: теоретические знания, практические навыки   и личностная готовность.

 К теоретическим знаниям, с которыми должен быть знаком ведущий можно отнести:

· знание общих закономерностей психического развития в онтогенезе;

· знание периодизации психического развития;

· знание проблемы соотношения обучения и развития;

· представление об основных теориях, моделях и типах личности

Практические навыки:

· компетентность в общении;  

· умение установить эмоциональный контакт;

· умение организовать пространство общения;

· умение идентифицировать эмоциональное состояние по экспрессивным

           характеристикам поведения;

· создавать благоприятный климат общения;

· выслушивать и понимать ребенка;

· контролировать собственное экспрессивное поведение, позу, мимику, жестикуляцию;

· аргументировано высказывать свою точку зрения;

· разрешать конфликтные проблемные ситуации;

· сохранение безусловного позитивного отношения к участникам

· стараться видеть мир глазами своих детей и переживать события так же, как

             переживают они;

· воздерживаться от интерпретаций и подсказок;

· отказаться от методов прямого руководства

Личностная готовность состоит в умении разрешать свои собственные проблемы, т. к. нерешенность этих проблем может стать тормозом работы с группой. Особое значение придается личностной готовности ведущего при работе с группами детей. Особенности личностных проблем, эмоционально-волевого склада личности взрослого репродуцируются в возрастающем порядке в личности ребенка. Происходит навязывание ребенку стереотипов взрослого.

     Опыт показывает, что эффективность занятий выше, когда участники ощущают полную безопасность и доверие к ведущему. Он может служить одним из образцов правильного поведения. На занятиях ведущий не только дает знания, но и организует доброжелательную и доверительную атмосферу взаимного общения. В процессе проведения занятий ведущий следит за взаимоотношениями участников, старается предупреждать ситуации, ведущие к возникновению конфликтов и формирует дружеские взаимоотношения и необходимые личностные качества.

 Ведущий, осуществляющий коррекционно-развивающюю работу, должен обладать знаниями в области психологии и пройти подготовку в области овладения методами психологического воздействия.

В раздел необходимых теоретических требований следует включить:

- знание общих закономерностей психического развития в онтогенезе

- знание периодизации психического развития

- знание проблемы соотношения обучения и развития

- представление об основных теориях, моделях и типах личности

Наряду с теоретическими знаниями специалист должен владеть практическими навыками:

· компетентностью в общении;  

· умением установить эмоциональный контакт;

· умением организовать пространство общения;

· умением идентифицировать эмоциональное состояние по экспрессивным характеристикам поведения;

· создавать благоприятный климат общения;

· выслушивать и понимать ребенка;

· контролировать собственное экспрессивное поведение, позу, мимику, жестикуляцию;

· аргументировано высказывать свою точку зрения;

· разрешать конфликтные проблемные ситуации

· сохранение безусловного позитивного отношения к участникам

· стараться видеть мир глазами своих детей и переживать события так же, как переживают они

· воздерживаться от интерпретаций и подсказок

· отказаться от методов прямого руководства

Занятия организуются с группами от 7-15 человек под руководством педагога, прошедшего специальную подготовку и владеющего, перечисленными выше навыками групповой работы.  

Обычный цикл занятий рассчитан на учебный год и может включать 15 - 30 занятий. Продолжительность можно варьировать от одного школьного урока до трех.

В процессе занятий применяются различные методические приемы:

- групповая дискуссия

- беседа

- чтение литературы

- ролевая игра

- импровизация

- техники и приемы саморегуляции

- методы направленного воображения

- дыхательные и двигательные упражнения

- методы самовыражения (в рисунке, в создании образа и др. )

- и др.

В работах, посвященных психическому здоровью учащихся, общение рассматривается, как самостоятельная и специфическая форма активности ребенка, как фактор психического развития человека, как основная потребность человека. Даже принимая во внимание, что в групповой работе отдельно взятому ребенку уделяется меньше внимания, чем при индивидуальной, условия группы имеют свои преимущества. Прежде всего это возможность получения обратной связи и поддержки от других детей, имеющих общие с другими проблемы и переживания. В процессе группового взаимодействия приходит принятие ценностей и потребностей других. Ялом (1975) выделил десять лечебных факторов, характерных для групповой работы:

1. Сплоченность

2. Внушение надежды

3. Обобщение

4. Альтруизм

5. Предоставление информации

6. Перенос

7. Межличностное обучение

8. Развитие межличностных умений

9. Имитирующее поведение                        

10. Катарсис

   

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...