Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие познавательной сферы.




Зрение. Новорожденный щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-либо предмет приближается к его лицу. На протяжении всего периода новорожденности зрительная система напоминает фотоаппарат с фиксированным фокусом. Вследствие этого ребенок прослеживает взглядом движущиеся объекты на расстоянии 20-30 см. Младенцев привлекают прежде всего черно-белые объекты с выраженной точкой. Возможно, в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями.

Слух. Малыш слышит не только сразу после рождения, но и находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает голову в ту сторону, отку­да доносится звук; он в состоянии отличать человеческий голос от любого другого.

От рождения у младенца функционируют вкус, обоняние и тактильная чувствительность. Дети любят сладкое, отказываются от соленой, кислой, горькой пищи, отворачиваются от неприятных, сильных, резких запахов. Ребенок начинает активнее сосать, если рука его лежит на груди матери.

Развитие двигательной активности.

На первом месяце движения являются импульсивными: размахивание руками, хватание. На втором месяце ребенок начинает управлять своим телом, появляется способность двигать головой, осуществлять первые произвольные движения. На втором месяце появляются первые активные произвольные движения.

Кирилл (0,1,2). Лежит в распеленатом состоянии, одна рука уцепилась за кольцо соски, а другая держит кусок простыни, и это состояние двух рук удерживается в течение нескольких минут. (Н.А.Менчинская, 1996)

Развитие эмоциональной сферы.

Развитие эмоций в онтогенезе -это постепенная их дифференциация на основе первичного состояния общего возбуждения. В первые сутки после рождения крик ребенка связан с переживаемыми неприятными ощущениями: боль в животе, голод, потребность в тепле и т.д. Позднее крик сменяется плачем. Улыбка как выражение положительной эмоции первоначально появляется во время сна (блуждающая улыбка), к двум неделям ребенок улыбается, когда его глаза открыты, обычно после кормления; в 3 недели улыбается при звуке знакомого голоса; на втором месяце появляется улыбка при виде человеческого лица. Как отмечала Н.А.Менчинская, «неверно интерпретировать улыбку двухмесячного ребенка только как реагирование на появление человека... Здесь какой-то тонкий переход между бессознательным, полусознательным и сознательным. Улыбка двухмесячного ребенка есть прежде всего результат внутреннего смутного ощущения благополучия (сыт, животик не болит и т.п.) и на этом фоне к этому смутному ощущению присоединяется еще какое-то новое впечатление - голос, прикосновение человека». (1996, с. 73).

Период новорожденности заканчивается с появлением комплекса оживления - положительной эмоциональной реакции на склонившееся над ребенком человеческое лицо. Ребенок улыбается, Рассматривает лицо, наблюдает за действиями взрослого, издает звуки, двигает ручками и ножками. Если взрослый отходит, младенец пытается вновь привлечь к себе внимание. Это дает основание говорить о появлении актов общения между ребенком и взрослым.

 

Младенчество

Период младенчества имеет возрастные границы от 2,5 месяцев до 1 года.

Общение со взрослым.

Одним из необходимых условий нормального развития младенца является чувство эмоционального благополучия, которое может родиться прежде всего благодаря общению ребенка со взрослыми.

Взрослый - не только источник удовлетворения его органических потребностей (есть, спать, находиться в тепле). В начале XX века в США, Европе стали создаваться дома ребенка современного типа. И вскоре в детской психологии появилось понятие «болезнь госпитолизма». Здоровый малыш начинал худеть, терять аппетит, часто плакать. Любимым занятиями ребенка становились манипуляции с гениталиями или сосание пальца; взгляд был постоянно устремлен в одну точку, движения делались все замедленнее, жизнь постепенно угасала. Многие погибали, не достигнув года, причиной являлся дефицит общения ребенка со взрослым.

О значении общения ребенка со взрослым говорят также результаты этнографических исследований. Выяснилось, что воспитывающиеся в неевропейских архаичных культурах (австралийские аборигены, народы Новой Гвинеи, ацтеки, африканские племена), дети в младенчестве и раннем детстве опережают своих сверстников в цивилизованных странах Европы и Америки. Одно из возможных объяснений этому явлению то, что они в этот период постоянно находятся в тесном контакте с матерью (мать носит его на бедре или за спиной, или привязав под грудью, или просто придерживая рукой). (Е.В.Субботский, 1991).

 

Начиная с трех месяцев, ребенок уже не ждет пассивно, когда с ним. заговорят или ему улыбнутся, сам пытается обратить на себя внимание. Как только увидит входящего, первым начинает «гулить» и лепетать.

Кирилл (0,3,5). Улыбка появляется по самым различным поводам в процессе общения со взрослым. Я пропела фразу: «Я понимаю, мой родной». - улыбка появилась. Я продолжаю ееповторять на определенный мотив - ребенок весь светится улыбкой. Я заметила: когда пела его мать, мальчик начал издавать звуки, некоторые из них были протяжные. Получалось что-то вроде дуэта. (Н.А.Менчинская, 1996).

 

Непосредственно-эмоциональное общение постепенно перерастает исовместную деятельность, в общение по поводу предметов.

Жаклин (0,10,0). Берет отца за руку, кладет руку на подвешенную куклу, которую она сама не может заставить двигаться, и давит на его указательный палец, чтобы заставить отца сделать то, что ей требуется (Флейвелл ДЖ. Х., с. 150)


Развитие движений и предметных действий.

В развитии двигательной активности ребенок проходит ряд этапов: научается держать голову, переворачиваться с живота на спину и со спины на живот, сидеть, ползать, делать первые шаги. В развитии предметных действий Р.Я. Лехтман-Абрамович выделила следующие этапы:

1) Преддействие (от 2,5 до 4,5 месяцев) - водит рукой по одеялу, одной рукой захватывает кисть другой.

2) Результативные действия (от 4 до 7 месяцев) - увидев предмет на досягаемом расстоянии, ребенок сразу же протягивает к нему руку и пытается его достать; развиваются повторные движения, которые начинаются с похлопывания по предмету, далее появляется размахивание, перекладывание из одной руки в другую, повторные толкания висящих перед ним предметов: появляются цепные действия, т.е. ряд отдельных дифференцированных движений, следующих один за другим.

3) Соотносящие действия (от 7 до 10 месяцев) - ребенок действует с двумя предметами одновременно, соотнося их друг с другом.

4) Функциональные действия (от 10 до 12-13 месяцев) - действие становится основным способом познания. Если раньше ребенок производил действие с предметом одним способом, показанным ему взрослым, то теперь он видоизменяет эти способы, либо пытается повторить знакомые действия на самых различных предметах.

 

Развитиеэмоциональной сферы осуществляется по пути постепенной дифференциации. Из огорчения к трем месяцам выделяется гнев, затем - отвращение, страх. Из удовольствия - радость и привязанность.

По наблюдениям К.Бюлера, негативные эмоции по своему количеству в младенчестве превышают положительные. Он это объяснял тем, что выражая чувства неудовольствия, ребенок обращает внимание взрослых. Неудовольствие может вызвать как физиологический дискомфорт (чувство голода, болит живот и т.п.), так и факторы, имеющие психологическую природу. Дети боятся темноты, незнакомых людей («страх чужого лица» возникает после пяти месяцев), боятся одиночества, резких звуков.

Кирилл (0,4,0). Моя приятельница принесла ему в подарок зайца, издающего резкий, очень громкий и неприятный писк. В ответ на писк Кирюша вздрогнул и очень громко и горько заплакал (самая сильная степень огорчения). (Н.А.Менчинская. Дневник бабушки, 1996.)

 

Негативные эмоции могут быть порождены также изменениями жизненных стереотипов младенца: нарушение режима, переезд на новое место жительства, новая кроватка, новые люди, прерывание начатой деятельности. Например, если мама развернула младенца, чтобы далее, как обычно, покормить, но отвлеклась на телефонный звонок, это вызовет плач - младенец не любит ждать. Полугодовалый ребенок раздражается, когда не может получить то, что хочет (например, отняли игрушку). Это говорит о том, что ребенок превращается из реактивного, легко управляемого существа, в активного, действующего в соответствии с имеющимися у него образами представлений.

Положительные эмоции у младенца возникают прежде всего в процессе общения со взрослым. Уже трехмесячный ребенок встречает появление матери улыбкой. К середине года отмечается дифференциация эмоциональных реакций по отношению к близким ему взрослым. Кирилл (0,6,0). По отношению к матери часто наблюдается повышенное возбуждение, радость, но какая-то беспокойная радость: взмахи рук, крики радости сменяются хныканьем. Дед легче всего вызывает улыбку. Когда он, надев очки, наклоняется к ребенку, тот протягивает обе ручки и стаскивает очки с носа. Это может повторяться много раз. Я и Кирюшина мама сегодня попробовали проделать то же самое (надев очки, наклонились к его лицу), по со стороны ребенка реакции не последовало. (Н.А.Менчинская, 1996.)

Радость вызывают впечатления от новых интересных предметов, звуков. Особо следует отметить чувство радости ребенка, совершающего «самостоятельные поступки»: самостоятельно сел, встал, сделал первые шаги. Всякий новый шаг на пути к самостоятельности вызывает бурную радость ребенка.

Веселье и страх в младенчестве тесно взаимосвязаны. Этим объясняется интерес детей в конце первого года к играм типа: «по кочкам, по кочкам, в ямку - бух!», подбрасывания вверх. Здесь легкий страх облегчает появление радости. Однако смех дает выход нарастающему напряжению и также легко может перейти в плач. В тот момент, когда взрослый поднимает ребенка вверх, он громко смеется. Стоит поднять еще выше, он тут же заливается плачем.

Развитие речи. Речь в жизни человека выступает как средство общения и как средство мышления. Младенческий период -подготовительный в развитии речи. Общение как передача информации осуществляется в этот период прежде всего через крик ребенка, выразительные движения, жесты, мимику, которые отражают его внутреннее состояние и побуждают взрослого к соответствующим действиям. Крик на первом году претерпевает сложную эволюцию от недифференцированного сигнала органического неблагополучия у новорожденного к богатой гамме оттенков, передающих эмоциональные переживания и служащих целям коммуникации.

Кирилл (0,7,0). Крик - тонкий, писклявый, как выражение неудовольствия, но такой, который можно длительно терпеть; или монотонное нытье; или крик - плач (со слезами), выражающий возмущение, протест. К нему прибегает ребенок в экстремальных ситуациях: когда хочет есть, а в поле зрения появилась бутылочка, когда на руки взял чужой человек. (Н.А.Менчинская, 1996)

 

Крик - генетически более раннее образование как средство общения, он более ограничен в своих коммуникативных возможностях, чем речь. В крике ребенок выражает только органические потребности и субъективное состояние. Это система эмоционально - экспрессивных выражений, но никогда не символ или знак чего-либо, находящегося за пределами его самого.

Речь в младенчестве проходит подготовительный этап своего развития.

Дети с рождения способны отличать речь человека и выделять ее из множества других звуков. Уже новорожденный на звук реагирует сосредоточением, а на речь, обращенного к нему взрослого - синхронным взаимодействием. Покадровый анализ видеозаписей показывает, что новорожденный двигает руками и пальцами в такт с ритмикой произносимых слов. (А.Я.Варга, 1989). Это, вероятно, свидетельствует о том, что у ребенка имеется врожденная способность к подражанию человеческой речи.

К концу первого месяца ребенок начинает произносить простые звуки типа: «а-а», «у-у», «э-э». Ж.Пиаже отнес их к категории первичных круговых реакций: ребенок случайно открывает эти действия. Многие исследователи отмечают, что до 3-х месяцев дети разных национальностей, а также глухие одинаково произносят звуки. К 4-6 месяцам появляется гуление - повторение простых слогов. Здесь уже можно отметить подражание языку, на котором говорят окружающие. Младенец повторяет ритм произносимых слов.

Кирилл (0,4,19). Имеются основания говорить о дифференциации лепета. Один вид лепета - короткие звуки. Этот лепет как бы разговор, происходящий обязательно в присутствии взрослого, который говорит, обращаясь к ребенку. Другой вид лепета - это лепет-пение. Это протяжные звуки: «эгхы», «эбвы», кажется, что самый процесс их произнесения доставляет ребенку удовольствие, он лепечет, как птица поет. (Н.А.Менчинская, 1996).

 

В период лепета ребенок воспроизводит не только звуки языка, на котором говорят окружающие, но и звукосочетания, не характерные для данного языка. К концу года они «отмирают». Лепет способствует
Развитию физического и фонематического слуха, голосовых реакций. В лепете выражается также готовность к общению.

В середине года появляется понимание речи, ребенок связывает воспринимаемый предмет с его именем. Это проявляется в том, что на вопрос взрослого «Где такой-то предмет?», ребенок начинает поисковую деятельность соответствующего предмета. В этот период ребенок осознает слово не как единицу языка, служащую для обозначения предмета, качества, свойства, т.е. несущую смысловую нагрузку, а улавливает лишь его ритмическую структуру и особенности интонации, с которой оно произносится. Он, как правило, одинаково реагирует на разные слова, если они близки по звуковому или интонационному оформлению.

Кирюша и Андрюша (0,10,0-0,11,0). Картинка: волк и козлик. Нарочно грубым голосом говорю: «Это волк». И лестным голосом: «Козлик». Спрашиваю тем же тоном: «Где волк?» -показывают верно. «Где козлик?» - тоже верно. Меняю интонацию. Вопрос о волке задаю тем же гоном, каким говорила прежде о козлике. Дети показывают на козлика. Теперь тем же тоном спрашиваю о козлике. Показывают на козлика. Грубым голосом спрашиваю о козлике. Показывают на волка. (Из дневника В.С.Мухиной.).

 

Примерно с 9 месяцев (иногда позже) у ребенка появляются первые слова. Девочки обычно вступают в фазу членораздельной речи раньше мальчиков. К концу года дети произносят от 2-3 до 15-20 слов. В это время пассивный запас слов оказывается значительно больше. Речь становится активным средством общения. Это проявляется в частности в том, что ребенок требует названия новых предметов, посредством слова управляет поведением взрослых: «Дай!», «На» и т.п.

Развитие познавательной сферы. В развитии познавательной сферы младенчество - решающий период. В это время складываются моторные навыки, во многом завершается развитие процессов восприятия, закладываются основы мышления.

Младенец - сложный объект исследования для психологов. Он не умеет говорить, не может сообщить о своих переживаниях; в сравнении с животными он почти беспомощен в моторной сфере, поэтому по его
поведению сложно судить о внутренней психической жизни. Все это вызывает неоднозначные толкования исследователями наблюдаемых фактов поведения младенцев.

Зрительное восприятие в младенчестве значительно менее развито, чем у взрослого, но интенсивно развивается. В состоянии бодрствования 3-х месячный ребенок постоянно рассматривает объекты, отслеживает их взором в любом направлении, с различной скоростью и на любом расстоянии; возрастает длительность фиксации взора (до 25 секунд и дольше). Младенец хорошо различает цвета, формы объемных и плоскостных геометрических фигур. В это время он уже способен предугадывать события: увидев бутылочку, реагирует радостным возбуждением (раньше кричал от голода, пока сосок не оказывался во рту). Бутылочка, на которую он смотрит, - не просто зрительный образ, а предмет, который должен оказаться у него во рту и утолить чувство голода. Можно отметить постепенную дифференциацию слуховых и зрительных психических процессов. Так, если новорожденный удерживал внимание на матери, когда она с ним разговаривала, то теперь малыш встречает появление матери улыбкой, даже если она не произносит ни слова. Зрительные образы ребенка до конца младенчества лишены константности. Знакомый предмет, по-новому ориентированный в пространстве, расположенный в новом месте, воспринимается как необычный. Дети обычно не узнают свою мать, если видят ее в новом платье.

В процесс познания постепенно вовлекается рука ребенка. Прежде чем взять погремушку в рот, трясет ее, вертит и внимательно изучает, появляются ощупывающие движения.

Кирилл (0,4,20). На лицо «Неваляшки» кладется рука младенца во всю ширину ладони и растопыренных пальцев. И рука движется по поверхности, как бы ощупывая.

Во втором полугодии постепенно интегрируется моторная сфера и зрительное восприятие. К 10-11 месяцам ребенок протягивая руку к предмету, учитывает направление, расстояние до него, пальцы преднастраивает соответственно размеру и форме предмета.

Активное развитие получает память. После 3-4 месяцев ребенок начинает узнавать мать по голосу. В 7 месяцев способен вернуться к занятиям, ранее прерванным взрослым; повторяет движения взрослых: пьет из чашки, бьет по кастрюле, машет рукой вверх-вниз - жест прощания.

К концу первого полугодия появляется потребность в новых впечатлениях. Появление нового человека, нового объекта может остановить даже сильный плач.

Кирилл (0,5,9). Если раньше катание в коляске на воздухе почти немедленно приводило к глубокому сну, то теперь Кирюша все чаще и чаще катается с широко открытыми глазами, следя за окружающим и при этом храня полное молчание. (Н.А.Менчинская, 1996).

 

К концу года формируется представление о перманентности объекта, т.е. представление о том, что объект продолжает существовать даже тогда, когда ребенок его не воспринимает. Так, если 3-4 месячный младенец будет следить за двигающейся погремушкой и пристально смотреть на то место, где он видел ее в последний раз, как бы пытаясь взглядом вернуть ее назад; то в 7 месяцев он уже старается найти упавший на пол предмет; если на глазах 8-месячного ребенка спрятать интересующий его предмет, он уже может разгадать тайну пропавшего предмета. Этим, вероятно, объясняется стремление ребенка опустошать емкости и вновь заполнять их. Ребенок как бы пытается себе ответить на вопрос: «Когда залезу в ведро, будут ли там ключи, которые туда упали?». Положив игрушку в коробку, опрокидывает ее, снова кладет и вновь опрокидывает; его привлекают разнообразные игры в «прятки» (разжать кулак взрослого, чтобы получить спрятанную там игрушку). Характерно, что когда перепрятывали предмет из одного места в другое, 8-месячный ребенок продолжал искать его там, где его прятали в первый раз; 11-месячный внимательно следит за рукой взрослого и уверенно направляется к новому тайнику.

К концу первого года ребенок уже умеет «планировать» свои действия, решать задачи в 2 действия: если на пути к игрушке находится какой-то предмет, он сначала отодвигает его, а затем достигает цели.

Ребенок исследует предметы, чтобы открыть их свойства. Прежде чем начать действовать с незнакомым предметом, он ощупывает поверхность, переворачивает предмет, медленно двигает его, и только затем применяет привычные формы манипулирования. Действия ребенка, по определению Ж.Пиаже, становятся инструментальными, т.е. одни объекты начинают использоваться для достижения других. Например, ребенок тянет скатерть со стола, чтобы достать объект, стоящий на ней.

Все это свидетельствует о том, что к концу младенчества у ребенка формируется мыслительная деятельность, которая носит главным образом наглядно-действенный характер.

Вопросы и задания для самопроверки.

1. Известно, сто первые игрушки младенца - яркие погремушки. Дайте психологическое объяснение этому факту.

2. Если взять ребенка под мышки со стороны спины, поддерживая его голову указательными пальцами, и прикоснуться подошвами его ног к какой-нибудь поверхности, то он сначала отдернет ножки и подожмет их к животу, а затем выпрямит и полной ступней упрется в поверхность. Если ребенка теперь немного наклонить вперед, то он начнет "шагать", но руки его при этом не двигаются для удержания равновесия.

Укажите примерный возраст, в котором можно наблюдать подобную двигательную активность ребенка. Дайте психологическую характеристику данной формы активности.

3. Почему рекомендуется в первые месяцы жизни помещать игрушки в поле зрения ребенка на расстоянии 25-30 см от него?

4. Какие возрастно-психологические закономерности развития общения в младенчестве иллюстрируют следующие примеры.

а) Валя (0, 5, 29) лежит в кроватке. Никто с ней не разговаривает. Она начинает злиться: кричит, плачет, выгибает тельце "мостиком", быстро переворачивается со спины на бок и обратно. К ней подходит папа. Валя моментально перестает злиться. На лице появляется улыбка, она смотрит ему прямо в глаза, что-то "говорит" (из дневника Е.И. Валитовой).

b) Жаклин (0, 8, 13) наблюдает, как ее мать плавно размахивает матерчатой оборкой. Когда это зрелище кончается, Жаклин начинает искать руку матери, кладет ее на оборку и подталкивает, чтобы заставить мать повторить действие. (Флейвелл Дж. X., с. 150)

c) Играю с Аликом (0, 11, 5). Он сидит на стульчике. Я бросаю о землю большой и маленький мячи. Адик протягивает ручонки. Даю ему мячи. Он бросает их также на землю. Перестаю играть. Сердится и кричит, просит продолжать игру. (Павлова А.Д., с,34)

d) Валя (0, 11, 13) любит выполнять просьбы взрослых. Когда попросишь, ее "дай...", она улыбается, хохочет и радостно кладет в протянутую руку предмет. Но вот я прошу ее дать мне связку ключей, которую она взяла каким-то образом (эта связка для нее - желанная игрушка). Валя с радостью положила связку на мою ладонь, но в тот же момент начала плакать и взяла ключи обратно. Вновь прошу: "Дай ключи". Валя осторожно кладет связку- на мою ладонь, но не выпускает ее из рук, и тут же берет ключи обратно. (Из дневника И.Е. Валитовой.)

5. Прокомментируйте следующие ситуации с точки зрения закономерностей развития предметной деятельности ребенка.

a) Валя (О, 3, 22) лежит в кроватке. Перед ней подвешены на веревочке погремушка и пластмассовый жираф. Смотрит на игрушки, начинает радостно двигать руками и ногами. Случайно задевает их руками и приводит в движение. Оживляется еще больше. Если рука попадает на жирафа (он висит очень низко), Валя растопыривает пальцы и на мгновение задерживает руку на нем. (Из дневника И.Е. Валитовой.)

b) Маша (0,10) сидит на высоком стульчике. Перед ней разложены игрушки. Она хватает кубик и бросает его. Услышав стук от упавшего предмета, фиксирует взглядом то место, куда он упал. Затем хватает вторую игрушку, снова бросает и следит за падающим предметом, потом третью и т.д. Разбросав все игрушки, Маша обращается к взрослому с требованием поднять и подать ей игрушки: показывает рукой, издает всевозможные звуки, произносит "мама", перегибается через стул, пытаясь поднять самостоятельно. И не успокаивается до тех пор, пока взрослый не поднимет игрушки. Получив, бросает снова и снова, требует поднять и дать ей. Так может продолжаться довольно долго. (Пантина Н.С., с.35).

с) Митя (0, 7, И). Дала Мите коробочку от часов и открыла ее. Обычно Митя брал одну половинку, а сегодня взял обе, постучал ими друг о друга и начал прикладывать одну к другой. Но совместить их еще не удалось. (Из дневника Л.Г. Лысюк.)

6. На столе лежит пустышка, к ней привязана веревочка, конец которой находится у края стола. Валя (0,8,16) смотрит на соску, потом на веревочку, тянет руку к веревочке, берет ее. Как только соска подвигается, Валюша берет ее другой рукой и тут же тянет в рот. (Из дневника И.Е. Валитовой.)

7. Подмечено, что годовалый ребенок, садясь на стул (независимо от его размеров), сначала взбирается на него коленями и только затем разворачивается и садится "по-взрослому". Какими возрастными особенностями психики ребенка можно это объяснить?

8. Каковы могут быть причины отставания в психическом развитии у генетически здоровых детей, описанного ниже?

Во время второй мировой войны в Германии нацистами был проведен следующий "эксперимент". Были отобраны физически и психически совершенно здоровые мужчины и женщины из семей, не отягощенных наследственными заболеваниями. Рожденных от этих людей детей забирали у матерей и воспитывали в специальном детском доме с целью создания "сверхлюдей" "чистой расы". По докладу работников одного из таких детских домов все 20 детей, которые там содержались, сильно отставали в развитии, поздно научились говорить, у многих навыки опрятности появились только после 5 лет. Некоторые дети описывались как "идиоты". (Лангмейер Й., Матейчек З., с.71-72.)

Литература.

/. Бауэр П. Психология развития младенца. М., 1979. С. 5-16, 171-190, 263-267.

2. Валитова И. Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста. Минск, 1997. С.19-37.

3. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. М., 1990. С. 12-17.

4. Ландмейер И., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.

5. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. С. 30-39, 77-85.

6. Менчинская Н.А. Дневник бабушки. // Вонр. Психол. 1996. №3.

7. Мухина B.C. Возрастная психология. М., 1997.с. 100-119.

8. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996. С.198-217.

9. Сигал М. Ребенок играет от рождения до года. СПб., 1996.

10. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М., 1996. С. 41-43, 117-118, 124-127, 141-144, 157-158, 187-189.

11. Флейвелл Дж. X. Генетическая психология Жана Пиаже. М., 1967.

Раннее детство

 

Возрастные границы периода раннего детства - от 1 года до 3 лет.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...