Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 6. КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО




В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ

1. Возникновение христианства и христианской церкви. Церковный раскол 1054 г.

2. Папство в XI–XV вв. Крестовые походы. Церковные ордена.

3. Реформация и контрреформация в Европе в XVI в.

4. Каноническое право. Инквизиция.

Темы докладов

1. Папство в XI–XV вв.

2. Крестовые походы.

3. Церковные ордена.

4. Инквизиция.

Источники

1. История средних веков: Хрестоматия: В 2 ч. Ч.1 / Сост. В.Е. Степанова, А.Я. Шевеленко. – М., 1988.

2. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: В 2 т. / Под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. М.: Юристъ, 2002.

3. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: В 2 т. / Отв. ред. Н.А. Крашенинникова. / Сост. О.Л. Лысенко, Е.Н. Трикоз. М.: Норма, 2004.

Литература

1. Аннерс Э. История европейского права. М., 1994.

2. Гергей Е. История папства. М., 1996.

3. Григулевич И.Р. История инквизиции. М., 1970.

4. История Европы. Т.4. М., 1994.

5. История инквизиции. Средневековые процессы о ведьмах. М.,2001.

6. Карев А.В., Сомов К.В. История христианства. М., 1990.

7. Корсунский А.Р. Религиозный протест в эпоху раннего средневековья в Западной Европе // Средние века. 1981. Вып. 44.

8. Крывелев И.А. История религий. Очерки: В 2 т. М., 1988.

9. Лозинский С.Г. История папства. М., 1986.

10. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

11. Хейзинга И. Осень средневековья. М., 1988.

12. Чельцев-Бебутов М.А. Курс уголовно-процессуального права. Спб., 1994.

13. Черняк Е.Б. Тайные общества старого и нового времени на Западе. М., 1987.

 

Методические рекомендации

1 вопрос. Христианство, возникшее и развивавшееся в исторических условиях Римской империи, как мировая религия окончательно оформилось в феодальном обществе. Оно выполняло роль идеологического интегратора и оказывало влияние на культурную жизнь. В этот период консолидировалась и укрепилась его организация – церковь, претендовавшая на то, чтобы быть главой христианского мира.

В первые века христианства организация церкви сводилась к самоуправлению духовных общин. С III в. руководители духовных общин – епископы – стали постоянными, профессиональными церковнослужителями. Начал формироваться клир, а также церковная административно-территориальная структура: община – округ во главе с епископом.

С конца IV – начала V в. римские епископы закрепили за собой право на особый статус главы всей церкви – папы. Папа считался наместником Бога на земле, обладавшим как светской, так и церковной властью. В VIII в. было основано Папское государство с центром в Риме.

Христианство стало одним из господствующих элементов социально-политической системы, ее консолидирующим идейным началом. Христианская церковь перестала быть преимущественно духовной общиной, трансформировалась в жестко иерархизированную социальную, политическую организацию.

Римские папы претендовали на обладание неограниченной властью и стремились возвысить папский престол над восточными патриархами. Возникла жесткая конфронтация между Римом и Константинополем. Она усугублялась догматическими, теологическими, обрядовыми и организационными разногласиями. При ответе на этот вопрос студенты должны самостоятельно выявить причины раскола.

C XI в. после раскола христианской церкви на западную и восточную римская католическая церковь объединяла только западно- и центрально-европейские государства.

2 вопрос. Отсутствие сильной централизованной власти в Западной Европе способствовало укреплению позиции римских пап. Католическая церковь стремилась встать над светской властью, подчинить ее себе. Государственные дела стали рассматриваться папами как один из аспектов деятельности церкви. Папа, как наместник бога на земле, должен был быть высшим арбитром во всех делах, духовных и мирских. Для подкрепления теократических притязаний папства использовался подложный документ «Константинов дар», согласно которому император Константин Великий якобы утверждал права римского епископа как главы христианской церкви и даровал ему верховную власть над Римом, Италией и западными провинциями Римской империи.

С 1059 г. утверждается порядок избрания папы конклавом кардиналов. Для управления церковными делами и пропаганды вероучения сформировалась конгрегация. Центром папской администрации стал Ватикан. Руководство делами церкви на местах, в других государствах поручалось папским посланцам – нунциям. Особую роль в управлении церковью играли соборы – съезды епископов, римский трибунал.

Важное место в организации католической церкви занимали монастыри во главе с аббатами, которые пользовались автономией в суде и управлении. Самоуправлением также пользовались церковные ордена – монашеские и духовно-рыцарские. Однако все без исключения учреждения католической церкви признавали верховный авторитет римского папы. Епископы и монастыри стали крупными земельными собственниками. Они обрели широкие иммунитетные права.

Светские государи – германские императоры Генрих IV, Фридрих Барбаросса, английский король Генрих II – потерпели поражение в борьбе с папами. Расцвет могущества папской монархии приходится на время понтификата Иннокентия III (1198–1216). Папа провозгласил себя наместником Христа на земле. Рост политического влияния папства выявился в организации крестовых походов на Восток и против еретиков.

Недовольство официальной церковью выразилось в появлении ересей (катаров, вальденсов и др.).

С начала XIV в. теократические притязания папства начинают встречать отпор со стороны складывающихся централизованных государств. Запад раскалывается на стремившиеся к независимости регионы. В самом папском государстве в конце XIV – начале XV вв. одновременно существовали два-три папы, боровшиеся за власть. К концу XV в. папство потерпело поражение в борьбе за теократическую власть.

3 вопрос. В начале XVI в. происходит кризис римско-католической церкви, который проявился в состоянии ее учения, культа, институтов, ее роли в жизни общества. Под воздействием новаторских теологических идей Мартина Лютера в 1517 г. в Германии началось движение Реформации. Реформация отвергла власть папства, выдвинула требования реформы католической церкви. Реформационные процессы привели к расколу римской церкви и созданию новых протестантских вероучений (лютеранства, кальвинизма, цвинглианства, анабаптизм и др.). В идейной подготовке Реформации важную роль сыграло гуманистическое движение эпохи Возрождения – своей борьбой против схоластики как теоретической поры католицизма, критикой церковной обрядности, пышного культа, невежества духовенства.

Реформация отвергла догму католической церкви об обязательном посредничестве духовенства между богом и человеком. Центральным принципом новых религиозных доктрин Реформации стало учение о непосредственной связи человека с богом, об «оправдании верой», т.е. «спасении» человека не с помощью строгого выполнения обрядов, а на основе веры. Учение об «оправдании верой» исключало привилегированное положение духовенства, содержало отказ от церковной иерархии и супрематии папства, выдвигало требование «дешевой церкви».

Кроме того, поскольку признавалось, что внутреннее общение с богом осуществляется в ходе самой мирской жизни, с помощью должным образом устроенного светского порядка, то и этот порядок, в первую очередь государственный строй, получал отныне религиозную санкцию на автономное развитие. Реформационные учения укрепляли позиции светской власти и формирующихся национальных государств в борьбе против притязаний папства. Степень критики католической церкви, программы преобразований в церковной и светской областях отличались у разных слоев общественной оппозиции – плебейской и бюргерской.

В ряде европейских государств (Англия, часть княжеств Германии, скандинавские страны) власти сумели воспользоваться реформационным движением и произвести конфискацию монастырских и даже всех церковных земель в пользу светских правителей. Церковь здесь превратилась в орудие государственной власти, укреплявшее ее позиции (Англия). В ряде германских княжеств, во Франции, Венгрии, Шотландии кальвинистские идеи были использованы сепаратистки настроенным дворянством для борьбы с абсолютизмом.

В ходе Реформации была сломлена духовная диктатура католической церкви, экономическая мощь ее была подорвана секуляризацией, возникли новые христианские вероисповедания, религиозные общности и церкви, независимые от Рима. Создались условия, способствовавшие укреплению светской власти и образованию национальных государств. Реформация способствовала выработке новых подходов к проблемам политики и права, которые со временем стали школой буржуазно-демократических свобод. Церковь и религия были приспособлены к условиям складывающегося буржуазного общества.

Размах Реформации вызвал сопротивление и общее наступление сил феодально-католической реакции в Европе в середине XVI в., получившее название контрреформации. Была перестроена и с помощью ордена иезуитов укреплена католическая церковь. Контрреформация победила в Испании, Италии, Польше, Чехии, части Германии. Вместе с тем произошла определенная модернизация самой католической церкви.

4 вопрос. Церковь в средние века представляла собой фактически автономную политическую и духовную организацию. Она руководствовалась собственным каноническим правом, выработанным на базе библейских преданий и христианской традиции. Первоначальные источники канонического права католической церкви были теми же, что и для восточной церкви: 1) Священное писание; 2) произведения отцов церкви; 3) постановления церковных соборов; 4) римское право, особенно христианской эпохи. Собственно юридическим каноническим правом стали Апостольские конституции – сборник правил, составленный в IV в. После разделения церквей большое значение стали иметь декреталии – постановления римских пап. С VII–VIII вв. начинают составляться систематизации церковного права. Самой известной из них является Декрет Грациана (XII в.). На основе Декрета Грациана возникла школа канонистов – систематизаторов церковного права. В XVI в. сложился свод канонического права – Corpus juris canonici – единственно разрешенный к применению в церковных делах и церковной юстиции. (Обновленная редакция Свода была дана в 1917 г.).

Каноническим правом должны были руководствоваться не только духовные лица, но и миряне. Дела духовных лиц составляли внутреннюю прерогативу церковной организации, светское вмешательство было запрещено. С утверждением феодальных отношений церкви, монастыри, епископы приобрели полномочия сеньориального суда в отношении вассалов, подвластного населения. В судах канонического права использовалось переработанное римское право, утверждается более сложная судебная процедура. С 1215 г. в церковных судах запрещалось использовать ордалии.

Одной из задач церкви была борьба с ересями. Для этого создавался инквизиционный суд. Инквизиционный суд исходил из презумпции виновности и греховности обвиняемых. Церковные судьи – инквизиторы – подчинялись лично папе. В следствии и судебном расследовании инквизиторам разрешалось применять пытки. Собственное признание стало основным доказательством вины.

Каноническое право регулировало брачно-семейные отношения во всех католических странах. Брак считался нерасторжимым договором. Брачный возраст устанавливался в 14 лет для женщин и 16 – для мужчин. Каноническое право повлияло и на формирование наследственного права.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...