Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: Гигиеническая оценка умственного и физического труда. Хронометрическая оценка условий труда. Физиологические методы определения изменений в организме под влиянием трудового процесса.

Особенности умственного труда. Основан на знаниях, памяти, мышлении, волевых усилиях, требует незначительной мышечной активности, небольших энергетических затрат (около 13 500 кДж в сутки). Работники умственного труда: ученые, инженеры, техники, врачи, учителя, писатели, художники, артисты, юристы, психологи.

Организация умственного труда школьников. Основная задача школьников — получение знаний в процессе умственного труда.
Необходимо создание оптимальных условий, способствующих повышению работоспособности, развитию ученика, сохранению его здоровья:

· соблюдение режима дня: выделение времени для приготовления домашних заданий, отдыха, выполнения обязанностей по дому, прогулки, достаточного по времени сна;

· разумная организация быта;

· полноценное сбалансированное питание;

· организация рабочего места, подбор мебели по росту; забота о сохранении правильной осанки при приготовлении домашних заданий.

Особенности физического труда. Большие энергозатраты (при тяжелом немеханизированном труде более 20 000 кДж в сутки), обусловлены ведущей ролью мышечной работы, возрастанием потребности в кислороде в 2—4 раза, частота пульса возрастает до 150 ударов в минуту. При физическом труде в мышцах усиливается обмен веществ, кровоток, наблюдается более интенсивное функционирование внутренних органов.

Зависимость работоспособности при физическом труде от состояния человека, трудовой нагрузки, условий труда (температуры и влажности воздуха, шума, организации рабочего времени, чередования труда и отдыха). Уменьшение затрат энергии происходит при повышении работоспособности, приобретении автоматических навыков.

Гигиена физического труда. Повышение производительности труда путем автоматизации производства и уменьшения доли тяжелой мышечной работы. Гигиенические правила, позволяющие избежать утомления и улучшить работоспособность: делать перерывы в работе, несколько раз в день менять форму деятельности, делать производственную гимнастику, правильно организовать рабочее место, определить ритм работы в соответствии с кривой работоспособности. Компенсация больших энергозатрат должна происходить за счет полноценного питания, включающего белки, жиры, углеводы, витамины. Необходимо обеспечение рабочих соками, водой в связи с повышенным выделением пота в процессе физической работы. После рабочего дня необходим полноценный отдых. Важное значение имеет снижение интенсивности посторонних факторов - производственного шума, отвлекающей информации.

Основные физиологические изменения в организме под влиянием труда:

· Изменения в энергетическом обмене. В процессе мышечнойработы в зависимости от её интенсивности и длительности происходит снижение уровня креатинфосфата, истощение запасов внутримышечного гликогена, гликогена печени и резервов жиров.

· Изменения в сердечно-сосудистой системе. Происходит адаптация сердечно-сосудистой системы к выполняемой работе: пульс и артериальное давление возрастают в той мере, в которой необходимо ускоренная доставка к мышцам питательных веществ для получения энергии и удаления молочной кислоты и других продуктов обмена.

· Изменения в нервной системе. Перед началом и в процессе выполнения работыв головном мозге происходит формирование модели конечного результата деятельности, программы предстоящего поведения, генерация нервных импульсов, запускающих мышечное сокращение, и передача их мышцам. В процессе работы нервная система осуществляетуправление изменениями в системах, обеспечивающих мышечную деятельность и не принимающих участие в мышечной работе, восприятие информации о том, каким образом происходит сокращение мышц и работа других органов (обратная связь с работающим органом), как изменяется окружающая обстановка. В процессе работы происходит оценка результатов деятельности, и при необходимости – корректировка программы действий, накопление импульсов об утомлении, формирование ощущения усталости, что обуславливает приостановку в работе для восстановления организма.

· Изменения со стороны желез внутренней секреции зависят от характера выполняемой работы, ее длительности и интенсивности. Они направлены на обеспечение максимальной работоспособности организма. Перед началом работы в организме наблюдаются изменения в деятельности желез внутренней секреции, характерные для начала работы: повышается выделение адреналина и норадреналина мозгового вещества надпочечников, под влиянием которых: повышается возбудимость нервной системы, увеличивается частота и сила сердечных сокращений, увеличивается частота дыхания, расширяются бронхи, расширяются кровеносные сосуды мышц, головного мозга, сердца, сужаются кровеносные сосуды неработающих органов (кожи, почек, пищеварительного тракта и др.), увеличивается скорость распада веществ, освобождая энергию для мышечного сокращения. Также повышается выделение гормона роста (соматотропного гормона) гипофиза. Под влиянием минералокортикоидов происходит задержка воды и натрия в организме и увеличивается выделение калия из организма, что предохраняет организм от обезвоживания и поддерживает ионное равновесие внутренней среды. Повышается выделение вазопрессина задней доли гипофиза, под действием которого сужаются кровеносные сосуды (неработающих органов), обеспечивая дополнительный резерв крови для работающих мышц. Уменьшается выделение воды почками, что также предотвращает организм от обезвоживания.

Хронометрическая методика оценки труда основана на регистрации времени отдельных реакций индивида или временных затрат на решение задач.

Задание по хронометрической оценке труда:

1. Оцените задание, полученное исследуемым. Приготовьте для работы хронометр (секундомер). Наметьте время примерной середины работы.

2. Перед началом работы проведите оценку у исследуемого параметров сердечно-сосудистой системы – пульс, артериальное давление.

3. Засеките (запишите) время начло работы.

4. В процессе выполнения задания приостанавливайте отсчет времени хронометром, когда исследуемый непосредственно не занят работой (готовит рабочее место, берет материал или инструмент, советуется, отвлекается и т.п.)

5. Примерно в середине выполнения задания приостановите отсчет времени, проведите повторную оценку у исследуемого параметров сердечно-сосудистой системы.

6. После окончания работы проведите оценку у исследуемого параметров сердечно-сосудистой системы: сразу после окончания работы и через 5 минут после этого.

7. Ответьте на следующие вопросы:

· Каков КПД трудовой деятельности? – это отношение времени, непосредственно затраченного на выполнение трудовой операции к общему времени, потраченному на работу, выраженное в процентах.

· Какова степень нагрузки на сердчено-сосудистую систему? – это процентное выражение степени увеличения пульса и АД в сравнении с покоем.

· Насколько выражены адаптивные возможности сердечно-сосудистой системы работника? – в норме максимальная нагрузка наблюдается в середине выполнения операции, в конце она снижается, через 5 минут после окончания труда показатели восстанавливаются к исходному уровню.

Сделайте заключение по результатам исследования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...