Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Белорусская наука. Исследование белорусского этноса, его истории и культуры.

Образование и наука в БССР в 1920-е – 1930-е гг. (параграф 12, 16).

 

Политика ликвидации неграмотности.

 

Строительство социализма – необходимость в квалифицированных кадрах – ликвидация неграмотности.

 

1917 г. Октябрьская революция. Республиканская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности.
1926 г. Создание общества «Долой безграмотность». А. Червяков – председатель. Мероприятия: • Месячники «За грамотность», по инициативе комсомола. • Культпоходы, культэстафеты – обучение людей грамотности. • Создание групп содействия ликвидации безграмотности, проходили городские смотры школ и пунктов по ликвидации безграмотности.
К середине 1920-х гг. В БССР создана система народного образования.
1926 г. Постановление ЦИК и СНК БССР «О введении всеобщего обязательного обучения детей от 8 до 11 лет».
Итоги политики ликвидации неграмотности. 1) 1929/1930 учебном году 91% детей в возрасте 8 лет учились в начальной школе. БССР - первая из союзных республик осуществила всеобщее обязательное обучение детей 8-летнего возраста. 2)В 1931/1932 учебном году 98% детей в возрасте 8-11 лет обучались в 1-4 классах. 3)В городах 96% детей обучалось в 5 классе. 4)К 1939 г. уровень грамотности вырос до 79% - ликвидация массовой неграмотности.  

 

Реформы системы образования в БССР.

 

Попытка ликвидации старой, дореволюционной системы образования.

 

В 1920-е гг. ликвидация учебных предметов и классно-урочной системы. Изменения в 1930-е гг.:
· Учебный материал группировался в трёх группах (комплексах): «природа», «труд», «общество». · Господствующий метод обучения – бригадно-лабараторный. · Учебные классы назывались группами, ученики делились на бригады. · Коллективный труд бригады, коллективно овладевала знаниями, а за учеников отвечал бригадир. · Отсутствовала личная ответственность за учебу.  
  • Восстановлена классно-урочная система обучения с учебными предметами.
  • Появилась личная ответственность ученика за свою работу.
  • Учебные группы стали называться классами.
  • Повышение роли педагогов в обучении и воспитании.
 
К середине 1920-х гг. в БССР создана система народного образования: 1) Дошкольные учреждения. 2) Массовая четырехлетняя трудовая школа. 3) Семилетняя трудовая политехническая школа в составе двух концентров (1 – I-IV группы, 2- V-VII группы). 4) Школы крестьянской молодежи (ШКМ), школы фабрично-заводского обучения (ФЗО), профессиональные школы, профессиональные и общеобразовательные школы. 5) Рабочие факультеты (рабфаки). 6) Техникумы. 7) Высшие учебные заведения.   Недостатки – отсутствие преемственности в образовании: • Отсутствие средней школы (общеобразовательная школа и высшая школа). Средняя общеобразовательная школа восстановлена только в 1932 г. • Четырехлетняя школа – профессионально-технические заведения. • Отсутствие единой для города и деревни школы и программ к ним. Достижение системы образования в 1930-е гг.   1) К концу первой пятилетки был завершен переход к всеобщему обязательному начальному образованию. 2) С 1932 – постепенное преобразование семилетней школы в среднюю: 1-4 классы – начальная школа. 1-7 классы – неполная средняя школа. 1-10 классы – средняя школа. 3) В 1935 – отмена ограничений для детей бывших эксплуататорских классов при приеме в высшие и средние учебные заведения. Главная задача – воспитать гражданина и патриота. 4) XVIII съезд ВКП(б) поставил задачу осуществления всеобщего среднего образования в городе и завершения перехода ко всеобщему семилетнему обучению в деревне во всех республиках. 5) Работа по ликвидации неграмотности среди взрослого населения. 6) Высшая школа к концу второй пятилетки насчитывала 23 учебных заведения. 7) В 1939/1940 гг. работало 102 техникума. 8) Существование профессиональных школ и ФЗУ.

 

3. Создание системы высшего образования в БССР. Проблемный вопрос: «Какие отрасли науки получили развитие в БССР в 1920-е – 1930-е гг.? Почему?»

 

1925 – 4 вуза. 1932 – 31 вуз.

 

30 октября 1921 – открытие Белорусского государственного университета. Факультеты (1922/1923): рабочий, общественных наук, педагогический, медицинский, факультет права и хозяйства.

 

1930-1931 – осталось только 3 факультета: физико-математический, химический, биологический. На базе других 6 факультетов было создано 6 самостоятельных институтов:

• Минский медицинский.

• Высший педагогический.

• Могилевский политико-просветительный.

• Планово-экономический и кооперативный.

• Советского строительства и права.

 

1925 – объединение Горецкого сельскохозяйственного института и Минского института сельского и лесного хозяйства создана Белорусская государственная академия сельского хозяйства имени Октябрьской революции.

 

1924 – создание Витебского ветеринарного института.

1925 – Коммунистический университет имени В.И. Ленина.

Белорусская наука. Исследование белорусского этноса, его истории и культуры.

 

1922 – Институт белорусской культуры. В 1929 – преобразован в Белорусскую академию наук, ставшую центром научной жизни республики.

 

Ученый Область знаний Издания
В. Пичета – первый ректор БГУ, организатор Инбелкульта и Академии наук. Средневековая история Беларуси. История ВКЛ. Аграрная реформа Жигимонта II Августа, более 150 работ по истории Беларуси.
М. Довнар-Запольский – доктор исторических наук, профессор, фольклорист и этнограф. Социально-экономическая история Литвы и Беларуси. Изучал белорусскую свадьбу, свадебные песни, семейное и обычное право. «Основы государственности Беларуси» - брошюра. Исследовал государственное хозяйство ВКЛ при Ягеллонах.
Е. Карский – филолог-славист, основатель белорусского языковедения, филологии и фольклористики, академик Российской академии наук. Словесность, фонетика, морфология и синтаксис белорусского языка. Древняя и новая белорусская литература. Трехтомный труд «Белорусы».
Н. Щекотихин – основатель белорусского искусствоведения, выпускник Московского университета, преподаватель истории Белорусского искусства БГУ. Белорусская архитектура XI-XIX вв., монументальна живопись полоцких храмов, иконопись XVII-XVIII вв., древнебелорусские гравюры, искусство книг Ф. Скорины. Изучение творчества белорусских художников.  
Я. Афанасьев, Н. Дорожкин, Н. Прилежаев, В. Шкателов, О. Кедров-Зихман, Т. Годнев, Н. Гайдуков. Поиск полезных ископаемых, гидроэнергетических ресурсов, органическая и неорганическая химия, ботаника, повышение урожайности. Выведение новых сортов.  
Н. Никольский, В. Перцев История Древнего Востока.  
О. Шмидт –Герой Советского Союза, академик АН БССР. Существует премия имени О. Шмидта за лучшие научные труды в области освоения Арктики. Математика, геофизика, астрономия, география. Освоение Северного морского пути. Математические законы денежной эмиссии. Наличие железных руд в Курской магнитной аномалии. Теория «холодного» образования Земли и планет из допланетного газопылевого облака. Исследовал ледники Памира. Возглавлял экспедиции на ледоколах: «Г. Седов», «Челюскин», «Сибиряков». За одну навигацию прошел весь Северный морской путь.  
А. Чижевский – биофизик. Основатель гелиобиологии. Установил зависимость между циклами солнечной активности и явлениями биосферы. «Земное эхо солнечных бурь», «Космический пульс жизни. Земля в объятиях солнца. Гелиотараксия».

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...