Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мышление: теории, виды, операции и формы мышления




 

Понятие о мышлении как о высшей форме познавательной деятельности. Физиологические основы. Социальная природа мышления. Операции мышления: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, конкретизация, абстрагирование. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Их характеристика.

Мышление как процесс и как деятельность. Осознаваемое и неосознаваемое мышление. Теория поэтапного формирования умственных действий.

Классификация видов мышления:

1. По форме наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое.

2. По характеру решаемых задач: теоретическое, практическое.

3. По степени развернутости: дискурсивное, интуитивное.

4. По степени новизны и оригинальности: репродуктивное (воспроизводящее), продуктивное (творческое).

Характеристика видов. Другие классификации.

Взаимосвязь мышления и речи. Два подхода к рассмотрению функций мышления и речи (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн).

Взаимосвязь мышления и речи в системе познавательных процессов. Способы развития и активизации мышления и речи.

 

Природа воображения, его виды и способы создания образов

 

Понятие о воображении. Физиологические основы. Социальная природа воображения. Активная роль воображения в проблемных ситуациях, типизация, акцентирование.

Классификация видов воображения: 1) непроизвольное (пассивное): преднамеренное (грезы), непреднамеренное (сновидения, галлюцинации); 2) произвольное (активное): воссоздающее, творческое. Другие классификации. Мечта, как особая форма воображения.

Механизмы воображения:

· агглютинация — создание нового образа из частей других образов;

· гиперболизация — увеличение или уменьшение объекта и его частей;

· схематизация — сглаживание различий между объектами и выявление их сходств;

· акцентирование — подчеркивание особенностей объектов;

· типизация — выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях.

Взаимосвязь и место воображения в системе познавательных процессов. Способы активизации и развития воображения.

 

Теория внимания, его виды и свойства

 

Понятие о внимании, физиологические основы. Формы проявления внимания.

Классификация видов внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное, их характеристика; другие классификации. Структура внимания. Свойства внимания: объем, распределение, концентрация, устойчивость, переключение внимания.

Взаимосвязь и место внимания в системе познавательных процессов. Способы развития и активации внимания.

 

Эмоции. Классификация эмоций и чувств

 

Основные теории и взгляды на проблему эмоций (Б. Спиноза, Ч. Дарвин, В. Джеймс, Н.Н. Ланге, П.В. Смирнов, К. Изард и др.). Место и роль эмоций в жизни человека и его деятельности. Структура эмоционального процесса. Содержание и характеристики основных эмоций: аффекты, настроения. Эмоциональные качества и эмоциональная зрелость личности. Эмоции и чувства.

 

Воля. Структура волевого действия

 

Специфика и источники воли как специфической «энергии». Разновидности волевых проявлений личности: волевые усилия, уровни волевой активности, волевые качества. Воля и характер. Патология воли.

Психология воли Н. Аха. Исследования по психологии воли (Селиванова, Иванникова и др. психологов).

 

Речь. Функции и виды речи. Взаимосвязь речи и мышления

 

Понятие о речи. Физиологические механизмы речи. Рефлекторный характер речи. Классификация видов речи: внутренняя, внешняя (устная, письменная). Другие классификации. Внутренняя речь, ее происхождение. Взаимосвязь внутренней и внешней речи. Речь и язык. Речь и общение. Речевое развитие. Личность в речи.

Условия развития речи. Теории развития речи. Понимание и собственная активная речь. Фонематическая, грамматическая и семантическая стороны речи. Речь и мышление. Развитие понятий. Проблема отношения научных и житейских понятий, устной и письменной речи в трудах Л.С. Выготского. Развитие речи в онтогенезе.

 

Понятие о деятельности. Структура и виды деятельности

 

Деятельность как разновидность активности людей. Принцип единства сознания и деятельности. Личность как субъект деятельности. Способ понимания психических явлений и закономерностей. Основные свойства деятельности: предметность и субъектность. Психологические компоненты строения деятельности. Формирование образа ситуации деятельности и ее элементов. Мотивация. Решение (определение целей и последовательности действий для их достижения). Действия и операции, направленные на предмет, средства и условия деятельности. Преобразовательные контрольно – оценочные корректировочные, основные и вспомогательные действия. Основные виды деятельности. Результаты и последствия деятельности. Проблема психопатологии деятельности. Труд – филогенез сознания. Игра – онтогенез сознания. Виды деятельности: труд, учеба, игра (по Рубинштейну).

Структура деятельности по А.Н. Леонтьеву: деятельность – мотив; действие – цель; операция – условие; задача.

Концепция деятельности в трудах Г.П. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского и ее современное развитие. Концепция интериоризации и экстериоризации.

 

Психические состояния: классификация и регуляция

 

Понятие психического состояния. Классификация психических состояний (Н.Д. Левитов, В.А. Ганзен, Л.В. Куликов). Концепции Н.Д. Левитова, В.А. Ганзена, Е.П. Ильина. Функции психических состояний: адаптивная, регулятивная, интегративная. Уровни функционирования физиологической системы. Критерии оценки функционального состояния. Регуляция психических состояний. Личностная регуляция состояний (Л.В. Куликов, А.Г. Маклаков). Типичные функциональные состояния. Пограничные состояния и адаптация. Факторы, обусловливающие состояния.

Стресс. Основные стадии стресса. Классификация. Условия возникновения и индивидуальные особенности проявления стресса. Механизмы регуляции по Ф.Б. Березину.

 

Неосознаваемые психические явления в психике

 

Общая характеристика бессознательного. Представления о бессознательном в философии и психологии. Вклад З. Фрейда в изучение бессознательного. Классификация неосознаваемых явлений. Неосознаваемые механизмы сознательных действий: неосознаваемые автоматизмы, неосознаваемые установки, неосознаваемые сопровождения сознательных действий. Неосознаваемые побудители сознательных действий (по З. Фрейду): сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы. Надсознательные процессы (интегральные продукты длительной сознательной деятельности). Соотношение сознания и бессознательного. Механизмы психологической защиты.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...