Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Частушка.   Загадка. XI. Домашнее задание. XII. Подведение итогов работы. XIII. Индивидуальная работа. Урок 17 Автоматизация звука [р] в тексте




Частушка

Ах, осина ты, осина,

Ветра нет, а ты шумишь...

  Загадка

Сквозь землю прошёл —

Красну шапочку нашёл. (Гриб)

XI. Домашнее задание.

1. По опорным словам в тетрадях составить предложения о рыжике и подосиновике.

2. Найти в них слова со звуком [р].

3. Уметь дать устный анализ этих слов.

XII. Подведение итогов работы.

XIII. Индивидуальная работа.

Урок 17 Автоматизация звука [р] в тексте

Лексическая тема: Цирк.

Цель: автоматизировать звук [р] в тексте, работать над развитием фонематического восприятия, анализа.

Оборудование: зеркала, слоговые таблицы, плакаты с шутками, игра «Лото» (картинки, изображающие цирковых артистов, и карточки со стихами к ним), предметные картинки, карточки с текстами, альбомы, счётные палочки.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение цели урока.

III. Закрепление звука [р] на материале предыдущих уроков.

1. Работа со слоговыми таблицами.

2. Автоматизация звука [ р ] в шутках.

3. Работа с картинками в альбомах (анализ слов).

4. Работа с предложениями (по тетрадям).

IV. Введение в лексическую тему. Автоматизация звука [р] в предложениях.

Игра «Найди и прочитай».

Логопед: Найдите и прочитайте предложение, в котором есть родственные слова.

Трубачи в трубу трубят.

Созывают в цирк ребят!

Дети выполняют.

V. Работа над развитием фонематического восприятия.

Логопед читает текст.

Дети выкладывают счётные палочки по количеству звуков [р], затем составляют из них различные контурные изображения.

Цирк

В нашем городе находится под большим куполом красивое здание. Это цирк. Здесь работают люди и разные животные. Спектакли бывают утром, вечером и днём. Жонглёры, фокусники, акробаты, наездники, клоуны-циркачи — все ждут, когда в цирке соберутся на спектакль дети и взрослые.

Разные номера показывают укротители. Слоны-тяжеловесы танцуют, обезьяны становятся акробатами, лев кувыркается и прыгает в огненное кольцо. Всему их научили люди-циркачи. Здорово в цирке!

(23 раза)

VI. Автоматизация звука [р] в тексте.

1. Игра «Прочитай».

Дети читают по карточкам текст (сначала по одному предложению по очереди, затем — целиком).

В Петербурге есть красивое здание. Это цирк. 26 декабря 1877 года здесь состоялся первый спектакль. Петербургский цирк дорог петербуржцам. Цирк этот выстроен Гаэтано Чинизелли, выходцем из Италии, мастером конной дрессуры. У Чинизелли выступали лучшие артисты манежа.

2. Игра «Лото».

Логопед читает стихи В. Берестова из серии «Мастера манежа».

Ребёнок, у которого есть картинка, изображающая соответствующий номер, поднимает руку, получает карточку со стихотворением и готовится его прочитать:

Наездницы-акробатки

Ехать сидя, а не стоя —

дело всё-таки простое.

Но красивее вдвойне

ехать, стоя на коне!

Жонглёр

Эти кольца, эту вазу

не уронит он ни разу.

Дали мне бы эту вазу,

вазы не было бы сразу!

Гимнаст

На зубах висит гимнаст,

до чего же он зубаст!

Вот бы этому гимнасту

продавать зубную пасту!

Клоуны

Белый шут и рыжий шут

разговор такой ведут:

— Где купили вы, синьор,

этот красный помидор?

— Оскорбительный вопрос!

Это собственный мой нос!

Слон

Вот слон, индийский гастролёр,

канатоходец и жонглёр.

Подбрасывает сразу

и ловит он шутя

фарфоровую вазу, бутылку и дитя.

Медведи

Вот по кругув шумном цирке

мы летим на мотоцикле.

В цирке должен и медведь

Ловко техникой владеть!

Укротитель змей

Громко как шипит удав!

У него сердитый нрав.

Не пустячная забава

в цирке укрощать удава!

Попугай

Я учиться попугаю

помогаю сорок дней.

И порой не понимаю,

кто из нас двоих умней.

3. Игра «Дополни по картинкам». Дети читают начала предложений, дополняя их словами, показанными на картинках логопедом.

цирк
В цирке

шары
Папа повёл Цилю в 

У входа стоял клоун и продавал воздушные

«В цирке нашем радостном

В руках у детворы

Пусть будут разноцветные

жонглёр
акробаты
Воздушные шары! »

В цирке Циля видела, как кувыркаются

как подбрасывает кольца

 

 
укротитель


барабан
как работает с животными

пирамиду
заяц стучит в

кошка, собака и коза образовали

 
верблюде


обезьяна едет верхом на

 
цирке


Всё понравилось Циле в

I4. Игра «Ответь на вопросы полным ответом» (вопросы на карточках).

Куда папа повёл Цилю?

Кто кувыркался на трапеции?

Кто подбрасывал кольца?

Кто показывал дрессированных животных?

Кто стучал в барабан?

Кто образовал пирамиду?

На ком верхом ехала обезьяна?

VII. Письменные упражнения.

Записать в тетрадь вопросы, подчеркнуть букву р.

VIII. Домашнее задание.

Пересказать текст «Цирк» с опорой на вопросы.

IX. Подведение итогов работы.

X. Индивидуальная работа.

Урок 18 Автоматизация звука [р] в тексте

Лексическая тема: Кошки.

Цель: автоматизировать звук [ р ] в тексте, работать над развитием фонематических представлений.

Оборудование: зеркала, слоговые таблицы, плакаты с шутками, игра «Фотограф», предметные картинки, карточки с текстами, альбомы.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение цели урока.

III. Закрепление звука [р] на материале предыдущих уроков:

1. Работа со слоговыми таблицами.

2. Автоматизация звука [р] в шутках.

3. Работа с картинками в альбомах.

4. Работа с предложениями (по тетради).

5. Пересказ текста.

IV. Автоматизация звука [р] в тексте.

1. Игра «Из биологии».

Дети читают и пересказывают тексты.

а) Кошки родом из Африки. Древние египтяне приручили диких кошек. В городах в то время развелось много мышей. Их ловили «домашние» ужи и ласки. Но они сами попадали часто крысам на обед. Ручные кошки очень тогда людям помогли. Сразу мышей стало меньше. За это египтяне их и полюбили, никому не разрешали кошек обижать. Оттого, говорят, у кошки характер гордый. У неё и лапы такие же своенравные: то бархатистые и мягкие, то когтистые, царапаются.

б) Обожают все кошки: и львы, и тигры, и рыси — свои когти точить! Вытянут их — и вот царапают всё, что под лапу попадётся. Сдирают так с когтей изношенные роговые лезвия и острят их. Наточат когти и на охоту идут. Охотятся ночью. В темноте видят раз в десять лучше, чем люди. У маленьких кошек зрачки в глазах — узкие щёлочки. Это в полдень. А ночью они совсем широкие. Но у кошек больших — львов, леопардов, рысей, гепардов — зрачки, как у людей, круглые.

в) Если кошка мурлычет, значит, рычать она не умеет. Мурлычут кошки маленькие, а рычат большие. А всего кошек на земле 35 разных видов. Родня у кошек немаленькая. Все они сильные и хитрые хищники. И все, кроме львов и тигров, отлично лазают по деревьям.

2. Игра «Из истории».

Дети читают сказку Р. Киплинга «Кошка, гулявшая сама по себе».

«... Это было ещё в ту далёкую пору, когда Ручные Животные были Дикими. Но самая дикая была Дикая Кошка. Она бродила, где вздумается, и гуляла сама по себе.

Когда Дикий Пёс, Дикий Конь и Дикая Корова уже начали служить Человеку, Дикая Кошка всё ещё блуждала по Мокрым и Диким Лесам. Но она вышла к Пещере, когда почуяла запах парного молока.

Женщина сказала:

— Ступай себе в лес подобру-поздорову. Мне больше не надо ни слуг, ни друзей.

И ответила Дикая Кошка:

— Я не друг и не слуга. Я Кошка, хожу, где вздумается, и вот мне вздумалось подойти к твоей Пещере.

Женщина сказала:

— Давай заключим договор. Если я хоть раз похвалю тебя, ты можешь войти в Пещеру.

— А если ты дважды похвалишь меня? — спросила Кошка.

— Ну, этому не бывать. Но если это случится, входи и садись у огня.

— А что, если ты трижды похвалишь меня? — спросила Кошка.

— Ну, этому не бывать. Но если это случится, приходи и получай молоко три раза в день до скончания века.

Утром Пёс, Человек и Конь ушли на охоту, а Женщина занялась стряпнёй. Ребёнок плакал и отрывал её от работы. Она вынесла его из Пещеры, дала камушков поиграть, но он не унимался.

Тогда Кошка протянула пухлую лапу и погладила Ребёнка, замурлыкала и хвостом защекотала ему подбородок.

— Спасибо Дикой Твари, — сказала женщина, разгибая спину. — У меня так много работы, и она оказала мне большую услугу.

Кошка сказала:

— Ты похвалила меня — и вот я здесь и буду сидеть в Пещере во веки веков. Но всё же запомни: я Кошка, хожу, где вздумается, и гуляю сама по себе.

Женщина очень рассердилась, но прикусила язык и села прясть.

Вот Ребёнок заплакал опять, потому что Кошка ушла от него; Женщина не могла его унять.

Тогда Кошка схватила глиняное веретёнце, и побежала с ним, и кувыркалась, и бросала его себе на спину, и ловила его задними лапами, — и вот Ребёнок засмеялся ещё громче, чем плакал. Он ползал с Кошкой по всей Пещере, пока не устал. Тогда он задремал вместе с Кошкой, не выпуская её из рук.

Женщина поглядела на них с улыбкой и сказала:

— Это была неплохая работа! Что бы там ни было, ты умница, Кошка.

Кошка сказала:

— Ты снова похвалила меня, и вот я здесь, у тёплого очага и отсюда я не уйду во веки веков. Но всё же запомни: я Кошка, хожу, где вздумается, и гуляю сама по себе.

Женщина очень рассердилась, распустила волосы, подбросила дров в огонь и стала колдовать, чтобы как-нибудь снова не похвалить эту Кошку. Но она колдовала без звука, без песни, — и вот в Пещере стало так тихо, что какая-то Крошка-Мышка выскочила из угла и тихонько забегала по полу.

— Ай-ай-ай! — закричала Женщина, выронила кость, вскочила на скамеечку и подобрала свои волосы, чтобы Мышка не взбежала по ним.

— Если ты не заколдовала её, — сказала Кошка, — мне будет не вредно её съесть.

— Конечно! — сказала Женщина. — Съешь её поскорей, и я век буду благодарна тебе!

В один прыжок поймала Кошка Мышку, и Женщина воскликнула от души:

— Спасибо тебе тысячу раз! Ты, должно быть, большая умница!

И засмеялась Женщина, и поставила перед Кошкой миску белого парного молока...! »

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...