Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.1.1. Функциональная грамотность




1. 1. 1. Функциональная грамотность

    В 2021-2022 учебном году с целью подготовки к международным оценочным процедурам на уроках физики необходимо формировать функциональную грамотность учащихся, которая включает в себя читательскую грамотность, математическую грамотность, естественнонаучную грамотность, финансовую грамотность и др.

    Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 " О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" установлен один из целевых показателей для отрасли - вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования к 2030 году. В основе определения уровня качества российского образования лежит инструментарий для оценки функциональной грамотности (также как в международных исследованиях PISA).

    В настоящее время реализуется региональная «Дорожная карта» мероприятий по повышению качества обучения функциональной грамотности на основе результатов международного исследования предыдущих лет. В дорожную карту включены мероприятия в форме вебинаров, семинаров, конкурсов для учителей, тьюторов, специалистов территориальных методических служб. Они нацелены на задачи повышения уровня функциональной грамотности обучающихся (математической, естественнонаучной, читательской) и формирование креативного, критического мышления, навыков коммуникации и командной работы через модернизацию содержания и методов обучения в этих областях, определенных ООП.

       Функциональная грамотность – это способность человека свободно использовать навыки и умения чтения и письма для получения информации из текста и для передачи такой информации в реальном общении (А. А. Леонтьев).

    Как показывают результаты международного исследования школьники 9 классов не умеют анализировать (47%), перерабатывать информацию (58%), использовать информацию для решения задач (56, 7%), для составления логических схем, с указанием критериев деления понятий (69, 3%), для составления уравнений реакций по схеме, в которой пропущены 1-3 вещества (59, 7%).

    Западающим звеном являются и читательские умения, такие как понимать смысловую структуру текста (48, 9%), устанавливать скрытые связи между утверждениями (причинно-следственные связи 38, 3%, сходство – различие – 24, 9%), формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста (54, 62%), обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном тексте (46, 3%).

    Задания в формате PISA представлены на сайте https: //www. oecd. org/pisa/test/ и пособии Пентин А. Ю., Никишова Е. Н., Никифоров Г. Г. Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. –М., 2020 г.

    Примерный перечень умений и навыков школьников в развитии естественно-научной функциональной грамотности:

    Использовать знания по физике, химии, биологии, экологии в жизненных ситуациях;

    Формулировать выводы;

    Уметь описывать, объяснять и прогнозировать естественнонаучные явления;

    Знать и понимать методы научных исследований;

    Перечислять явления, факты, события;

    Сравнивать объекты, события, факты;

    Характеризовать объекты, события, факты;

    Анализировать события, явления и т. д.;

    Видеть суть проблемы;

    Составлять схемы, графики, конспекты, планы и т. д.

    В формировании естественно-научной грамотности большую роль сыграют такие методы как:

 физический эксперимент;

 метод проектов;

 проблемное обучение.

 

    Работа с текстами (подчеркивание ключевых слов, контекстное смысловое чтение в текстах заданий, научных статьях, биографии учёных, в газетных и журнальных статьях, инструкциях и т. д).

    Материалы, рекомендуемые для использования в работе:

- https: //fipi. ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti   ( открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности обучающихся 7–9 классов, сформированный ФИПИ);

- http: //www. centeroko. ru/pisa18/pisa2018. html  (подборка материалов по исследованию PISA - рекомендуется использовать для 8-10-классников);

- http: //skiv. instrao. ru/support/demonstratsionnye-materialya/index. php  (сайт ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»).

        

1. 2 Освоение обучающимися ФГОС СОО

    Для педагогов образовательных организаций, которые реализуют ФГОС СОО необходимо выстраивать деятельность учащихся, опираясь, в том числе и на действующий федеральный перечень учебников.

    В образовательных организациях, являющихся пилотными по введению ФГОС СОО, в соответствии с «Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения»

 (Таблица 2).

 

Таблица 2 Наименование уровня

Предмет

Средняя школа

(часы в неделю)

10 класс

11 класс

Базовый уровень

Физика

Углубленный уровень

Физика

           

        

    При разработке рабочей программы учебного предмета физика необходимо использовать рекомендации, указанные в письме министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края от 13. 07. 2021 г. № 47-01-13-14546/21 «О рекомендациях по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и календарно-тематического планирования».

       Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебного предмета «Физика» на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки. На углубленном уровне ориентированы преимущественно на подготовку к последующему профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей, обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоением основ наук, систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету.

    Важной составной частью содержания учебного предмета «Физика» на углубленном уровне являются вопросы практического применения научных знаний в прикладных целях. Умение применять знания готовит выпускников к жизни в обществе, поэтому отбор теоретических и прикладных социально значимых знаний должен быть осмысленным и обоснованным.

    С учетом требований к результатам освоения основных образовательных программ по предмету «Физика», указанных в Универсальном кодификаторе необходимо обратить внимание на требования к результатам освоения основных образовательных программ среднего общего образования по предмету «Физика», указанных в Универсальном кодификаторе подготовленном ФИПИ https: //fipi. ru/metodicheskaya-kopilka/univers-kodifikatory-oko#! /tab/241959901-3.

    Кодификатор состоит из двух разделов:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...